Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как философское повествование
1. Проблема художественной стратегии романа (разные точки зрения на проблему жанра; соотношение автора и героя, дистанция между ними; черты романтического стиля и ведущие принципы эстетического отношения к русской действительности 30-х – 40-х годов 19 века). 2. Своеобразие композиции романа М.Ю.Лермонтова. Почему нарушена хронология событий в чередовании повестей? Почему меняются повествователи в повестях-главах? Как соотносится образ главного героя с образами других персонажей? 3. Какова художественная функция пейзажа: отметить пейзаж в тексте романа, сопоставить пейзаж в «Княжне Мери» до и после дуэли. 4. Философская проблематика романа. Почему способом жизни сознания Печорина является рефлексия? В чём драма этого сознания? Почему Печорин вынужден исполнять роль «палача или предателя»? Почему роман завершается повестью «Фаталист»? 5. Место произведения в истории русской литературы.
Рекомендуемая литература 1. Лермонтов, М.Ю. Герой нашего времени (любое издание). 2. Белинский, В.Г. «Герой нашего времени»: сочинение М. Лермонтова (любое издание). 3. Герштейн, Э. Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. - М., 1976. 4. Кожинов, В.В. К методологии истории русской литературы // Вопросы литературы. - 1968. - № 5. - С. 73 - 80. 5. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - С. 218-234. 6. Мануйлов, В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. - Л., 1966. - С. 20-28. 7. Николаев Д. Сатирическое отрицание и отрицание сатиры // Вопросы литературы. 1968. № 12. С. 93 - 110.Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени». - М., 1975. Семинар № 4 Образ Петербурга и «петербургский текст» в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. Проблема пафоса поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» 1. Образ Петербурга как «петербургский текст» в произведении Гоголя. 2. Характер фантастики в «Петербургских повестях» как метод выявления абсурдности человеческого существования. 3. Жанровое своеобразие поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». 4. Замысел Гоголя и его воплощение: авторский план; основные этапы работы; следы творческой неудачи Гоголя в сохранившихся главах второго тома (авторская тенденциозность, не подкреплённая художественной убедительностью образов; неровности стиля и т. п.). 5. Проанализировать «Мёртвые души» (1 и 2 т.) по следующему плану и составить свою точку зрения по проблемам дискуссии: композиция произведения; принципы типизации образов; лиризм произведения и его идейно-художественная функция.
Рекомендуемая литература 1. Гоголь, Н. В. Мёртвые души (1 и 2 том). Четыре письма к разным лицам по поводу «Мёртвых душ» (из книги «Выбранные места из переписки с друзьями»). Петербургские повести (любое издание). 2. Белинский, В.Г. Похождения Чичикова, или Мёртвые души; Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова, или Мёртвые души; Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя «Мёртвые души» (любое издание). 3. Кожинов, В. К методологии истории русской литературы // Вопросы литературы. - 1968. - № 5. - С. 73 - 80. 4. Лотман, Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - С. 218 - 234. 5. Манн, Ю.В. «Мертвые души». Общая ситуация и «миражная интрига» на эпической почве // Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 274 – 354. 6. Манн, Ю.В. Реальное и фантастическое // Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. – М., 1978. – С. 59 – 133. 5. Топоров, В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды.- СПБ.: «Искусство-СПБ», 2003. – С. 7 – 66.
Семинар № 5 Роман И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»: проблема нового героя в творчестве И.С. Тургенева 1. Отражение ведущих интеллектуальных типов России в романах Тургенева и соотношение их с вечными типами европейской литературы (статья Тургенева «Гамлет и Дон-Кихот»). 2. Композиция романа «Дворянское гнездо»: группировки образов, пространственно-временные координаты повествования, сюжетная целеустремленность и экскурсы в прошлое, роль диалогов. 3. Позиция автора по отношению к героям (поэтизация и критика, портрет, характер лиризма, функции пейзажа и музыки). Синтез драматического и лирического как особенность художественной манеры писателя. Проблема идеала писателя. 4. Особенности психологического анализа И.С. Тургенева.
Рекомендуемая литература 1. Тургенев, И.С. Дворянское гнездо, Гамлет и Дон-Кихот (любое издание). 2. Батюто, А. Тургенев - романист. – СПб, 2003. - С. 6, 7, 86, 87, 88, 125 - 128, 149, 165, 200 - 212, 218 - 220, 240. 3. Винникова, Г. Тургенев и Россия. - М., 1997. - С. 149-163. 4. Маркович, В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. - Л., 1982. 5. Чичерин, А.В. Тургенев, его стиль // Мастерство русских классиков. - М., 1969. – С. 56 – 76. 6. Чичерин, А.В. Сила поэтического слова. - М., 1985. - С. 19 – 26. Семинар № 6 Роман карьеры в русской литературе: «Обыкновенная история» А.Н. Гончарова 1. Первый роман И.А. Гончарова в оценке В.Г. Белинского. 2. Своеобразие композиции романа «Обыкновенная история» и её обусловленность общей идейно-художественной концепцией произведения (смысл заглавия; два героя – две философии, две жизненные позиции; приём композиционной «рифмовки» и её смысл; образ Лизаветы Александровны и его значение для понимания авторской позиции). 3. Художественная деталь в функции выявления авторского голоса. Лирическое и комическое в тоне повествования «Обыкновенной истории». 4. Мастерство построения диалогов; суть споров дяди и племянника; автор как участник диалогов. 5. Жанровые особенности социально-психологического романа Гончарова. Рекомендуемая литература 1. Гончаров, И.А. Обыкновенная история (любое издание). 2. Белинский, В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года. Статья вторая // Собр. соч.: В 9 т. - М., 1982. - Т. 8. - С. 371 – 398. 3. Маркович, В.М. «Чужая» речь и взаимодействие речевых манер в романе Гончарова «Обыкновенная история» // Филологические науки. - 1982. - № 2. - С. 58 - 66. 4. Недзвецкий, В.И. И.А.Гончаров // Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. - М., 1973. - Т. 2. - Кн. 1. - С. 67 - 77. 5. Пруцков, Н.И. Мастерство Гончарова-романиста. - М.-Л., 1962. - С. 21 - 56. 6. Рыбасов, А. И.А.Гончаров. - М., 1962. – С. 52 - 67. Семинар № 7 Кризис мировоззрения Л.Н. Толстого и его отражение в повестях «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Отец Сергий» 1. Кризис мировоззрения Л.Н. Толстого в 1880-90-е годы. 2. Новая парадигма этического максимализма в его творчестве. 3. Концепция любви и брака в «Крейцеровой сонате». Буржуазная мораль и буржуазное искусство. Особенности композиции: фигура рассказчика, спор в вагоне, множественность точек зрения на проблему. Столкновение физического и духовного. 4. Соотношение жизни и смерти в повести «Смерть Ивана Ильича». Неравномерность построения повести и ее значение. Осознание никчемности существования и выстраивание новых приоритетов в повести. Что есть истина? Обобщенность образов повести. 5. Жестокая критика церкви в повести «Отец Сергий». Путь последовательного отказа от привычных ценностей в судьбе главного героя.
Рекомендуемая литература 1. Толстой, Л.Н. Крейцерова соната, Смерть Ивана Ильича, Отец Сергий (любое издание). 2. Касаткина, Т. Философия пола и проблема женской эмансипации в «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого // Вопросы литературы. – 2001. - № 4. – С. 96 – 113. 3. Кузина Л.Н. Поэтика Л.Н. Толстого конца XIX – начала ХХ века. – М., 1993. 4. Тарасов, А.Б. Что есть истина? Праведники Льва Толстого. - М.: Языки славянской культуры, 2001. 5. Тарасов, А.Б. «Монастырская» тема в повести Л.Н. Толстого «Отец Сергий» (проблема праведничества и лжеправедничества) // Вестник молодых ученых. - 2001. - № 6. – С. 47–50. 6. «Смерть Ивана Ильича»: Стратегии чтения (материалы Круглого стола на философском факультете СПбГУ, 12.04.93) // http: //anthropology.ru/ru/texts/gathered/thanatos/03/discussion.html. 7. Храпченко М.Б. Лев Толстой как художник. – М., 1975.
Семинар № 8 Конфликт духовного и бездуховного в жизни русской интеллигенции в пьесе «Три сестры». Символический подтекст пьесы 1. Общая тема рассказов, повестей и пьес Чехова 1890-х – 1900-х гг. 2. Иллюзии, заблуждения, неадекватность поступков как общий принцип создания системы персонажей. 3. Особенности времени и пространства пьесы. Жизнь провинциального городка. Внутренний конфликт между главными героями и окружающей жизнью. Трагедия русской интеллигенции. 4. Образы трех сестер во временной динамике: неизменность жизненных положений. 5. Система диалогов пьесы: «диалог глухих». Подводные течения в пьесе. 6. Специфика жанра пьесы. Жанровый синтез в поизведении. Рекомендуемая литература 1. Чехов, А.П. Три сестры (любое издание). 2. Бочарова, С. Чехов и литература XX века // Чеховский вестник. - М., 1997. - № 1. - С. 56-58. 3. Горелик, Л.Л. Чеховская пародия на Наташу Ростову // Русская филология: Ученые записки. - Смоленск, 1997. - Вып. 3. - С. 86-94. 4. Паперный З. Вопреки всем правилам… Пьесы и водевили Чехова. – М., 1982. 5. Чудаков А.П. Мир Чехова: Становление и утверждение. – М., 1986. 6. Шах-Азизова Т.К. Чехов и западноевропейская драма его времени. – М., 1966. Семестр Семинар № 1 Экзистенциальные вопросы в творчестве И.А. Бунина. Проблематика и художественное своеобразие рассказов «Братья» и «Господин из Сан-Франциско» 1.История создания рассказов и их материал. 2.Образ капиталистического мира и его цивилизации в рассказах. Их судьба. 3.Жизнь и судьба господина из Сан-Франциско. Смысл этого образа и его место в образной системе рассказа. 4.Соотношение реальной жизни человека и его судьбы с вечными законами человеческого бытия. (Философский смысл буддийских поучений и легенды о слоне и вороне в рассказе «Братья»). 5.Система символических деталей и символических образов в рассказе «Господин из Сан-Франциско». 6.Ирония, способы ее проявления и ее идейно-художественные функции в рассказе «Господин из Сан-Франциско». 7.Символика цвета в рассказе «Господин из Сан-Франциско».
Рекомендуемая литература 1. Бунин, И.А. Братья, Господин из Сан-Франциско (любое издание). 2. Афанасьев, В.Н. И.А.Бунин. - М., 1966. 3. Заманская, В.В. Русская литература первой трети XX века: проблема экзистенциального сознания. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского гос. пед. ин-та, 1996. - С. 278-279. 4. Конюшенко, Е.И. О «братстве» в «Братьях» (миф в бунинской концепции человека и мира) // Художественное творчество и литературный процесс. - Вып. 10. - Томск, 1988. 5. Смирнова, Л.А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с. 6. Солоухина, О.В. О нравственно-философских взглядах И.А.Бунина // Русская литература. - 1984. - № 4. - С. 47 – 65.
Семинар № 2 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы