Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Билет 2. Система жанров русского фольклора от древности к современности.
Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь исторического развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. При классификации необходимо учитывать, что в фольклоре, как и в литературе, употребляются две формы речи – стихотворная и прозаическая, поэтому в эпическом роде надлежит выделять стихотворные виды (былина, историческая песня, баллада) и прозаические (сказка, легенда, предание). Лирический род произведений использует только стихотворную форму. Все стихотворные произведения отличаются соединением слова и напева. Прозаические произведения рассказываются, а не поются. Чтобы представить общую картину классификации (распределения) типов произведений русского народного поэтического творчества, следует принять во внимание и ещё ряд обстоятельств, а именно: во-первых, отношение жанров к так называемым обрядам (особым культовым действиям), во-вторых, отношение словесного текста к пению и действию, что характерно доя некоторых типов фольклорных произведений. Произведения могут быть связаны с обрядом и пением и могут быть с ними не связаны. Схема: I Обрядовая поэзия: 1) Календарная (зимний, весенний, летний и осенний циклы) 2) Семейно-бытовая(родильная, свадебная, похоронная) 3) Заговора II Необрядовая поэзия: 1) Эпические прозаические жанры А) сказка Б) предание В) легенда (и быличка как её вид) 2) Эпические стихотворные жанры: А) былины Б) исторические песни(прежде всего старшие) В) балладные песни 3) Лирические стихотворные жанры А) песни социального содержания Б) любовные песни В) семейные песни Г) малые лирические жанры (частушки, припевки и проч.) 4) Малые нелирические жанры А) пословицы Б) загадки 5) Драматические тексты и действа А) ряженья, игры, хороводы Б) сцены и пьесы.
Билет 3. Древние (архаичные) жанры фольклора (трудовые песни, заговоры, волшебные сказки и т.д.). Фольклор как особая форма искусства возникает в глубокой древности. Процесс его возникновения восстановить трудно из-за отсутствия материалов того времени. Древнейший (архаичный) период истории человеческого общества – период доклассового его строения (первобытный строй). Фольклор доклассового, первобытнообщинного строя у многих народов имел общие черты в силу того, что народы мира в основном проходили сходные ступени исторического развития. Фольклор этой общественной формации отличается следующими особенностями: · В нём ещё ясно сохраняются связи с трудовыми процессами · Проявляются следы мышления древней эпохи – анимизма, магических воззрений, тотемизма, мифологии; · Реальные явления переплетаются с вымышленными, фантастическими; · Развиваются некоторые черты реалистичности: конкретность изображения природы и человека; верность действительности в содержании и формах (условность изображения появляется позже); · Постепенно складываются роды, виды и жанры, из которых наиболее древние – пословицы, сказки, загадки, заговоры, легенды; на последнем этапе формации зарождаются героический эпос и предания; · Господствует коллективное, хоровое начало творчества, однако начинают выделятся певец или запевала; · Произведения еще не существуют в устойчивой традиционной форме, как на поздних стадиях развития фольклора, а имеют форму импровизации, т.е. текст, создаваемый в ходе исполнения; · Постепенно обогащаются сюжеты, образность, выразительные средства, художественный формы, которые становятся всё более традиционными. Анимизм проявился в одухотворении сил и явлений природы, например солнца и месяца, в песнях об их женитьбе, в одухотворении земли («мать сыра земля»), воды, растений, в образах водяного и лешего, в олицетворении Мороза, Весны, Масленицы, Коляды. В заговорах – обычно обращение к заре зарянице. В сказках действуют Морской царь, Месяц, Ветер, Мороз. Магия сказалась в заговорах и заклинаниях, в гаданиях о погоде и урожае, в рассказах о колдунах, в превращениях гребешка в лес, а полотенца в реку, в таких чудесных предметах как скатерть-самобранка и ковёр-самолёт. Тотемизм выразился в культе медведя и в образе медведя-помощника. В сказках и былинах есть сюжеты о чудесном происхождении героев от животных, от змея. В песнях балладного типа есть сюжеты о говорящих растениях, вырастающих на могилах людей. В сказках (особенно в сказках о животных, но и не только в них) нередки образы животных, говорящих и действующих, как люди. Мифология древнерусских племён уже приняла форму определённой системы представлений. Она включала в себя существа двух типов: богов и духов. Например, Сварог – бог солнца, Даждьбог – бог-податель жизни, Перун – бог грома, Стрибог – бог ветра, Ярило – бог света и тепла, Велес – бог-покровитель скота. Одухотворениями сил и явлений природы были водяной, леший, полевик. У древнерусских племён был широко развит культ предков, связанный с родовым строем. Он сказался в олицетворении рода и рожениц, которым приносились жертвы, в похоронных обрядах и поминаниях предков (радуница, русалии, семик). Славянская мифология не была столь законченной системой, как греческая.Это объясняется тем, что славяне в своём историческом развитии миновали рабовладельческий строй, причинами чего были ранее развитие земледелия и оседлость, а также частые столкновения с южными кочевниками, что потребовало создания государства феодального типа. Поэтому в мифологии славян есть только зачатки деления богов на старших и младших соответственно общественному строю государства. Понятно, что в древнерусском фольклоре были не только жанры, в которых отразились анимизм, тотемизм, магия и мифология, но и жанры семейно-бытового характера, так как существовали личные отношения внутри рода, парный брак. Наконец накапливался трудовой и жизненный опыт, который запечатлевался в пословицах.
Билет 4. Заговоры: классификация, основные художественные приёмы, основные образы. Заговоры – это короткие прозаические устно – поэтические произведения, обладающие, по мнению их исполнителей, силой магического воздействия. Назначение заговоров, как и обрядовой поэзии, заключалось в магическом воздействии на природу. Со временем, заговор приобрёл значение заклинания словом и в связи с этим стал устойчивой поэтической формулой, построенной чаще всего на сравнении реального действия или явления с желаемым и употребляемой для достижения лечебных или иных целей. Важная черта заговора – вера в маг. силу слова. Классификация I По результату 1) Белые - направленные на избавление от недугов и бед и содержащие элементы молитвы (знахарство) 2) Чёрные - направленные на принесение порчи, вреда, употребляемее без молитвенных слов (колдовство, связанное с нечистой силой) II По тематике 1) Медицинские (от болезни и болезненного состояния людей и домашних животных, а так же от порчи.) 2) Хозяйственные. (Аграрные, скотоводческие, промысловые – от засухи, сорняков, для приручения домашних животных, охотничьи, рыболовные.) 3) Любовные: а)привороты(присушки); б)отвороты(отсушки) 4) Социальные (имеющие целью регулировать общественные и отношения между людьми; для привлечения почёта или милости, на поход к судье, например) III По форме 1) Эпические Развёрнутые, большие 1.1 эпическая картинка 1.2 заговор, построенный на разговорных формулах 1.3 закрепка (Аминь = «да будет так») 2) формульные краткие заговоры, состоящие из 1-2 предложений; в них нет ярких образов – приказ или просьба 3) заговоры-диалоги 4) абракадабра abracadabra abracadabr abracadab abracada abracad abraca abrac abra abr ab a · Абракадабра (лат. abracadabra) — магическое слово, впервые упоминается в конце II века н. э. в медицинском трактате De Medicina Praecepta Самоника, врача императора Септимия Севера для лечения сенной лихорадки. Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Оно выписывалось столбиком на дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, надевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.
Это на 99 процентов женская традиция. Заговорная мафия – дело скрытное. Персонажи: 1) человеческого мира 1.1 нейтральные (красна девица) 1.2 христианские: а) реальные (Иисус, Богородица), б) вымышленные (Богородицины дочки, Иродовы сыновья), в) персонажи истории (Николай Угодник), г) христианская нечисть (черти) 1.3 вымышленные 2) животного мира 2.1 узнаваемые 2.2 фантастические Типичные художественные приёмы заговора: 1) на лексическом, морфологическом и даже звуковом уровнях (???????? ) 2) обилие эпитетов 3) сравнение 4) ступенчатое сужение образов или разворачивание (градация) Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1428; Нарушение авторского права страницы