Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Абрамцево, Талашкино; 3 течения русского модерна; Шехтель, Шухов.
Первая промышленная выставка была орг-на в 1829 г. в Петербурге на стрелке Васильевского о-ва. Ее посетило 100 тыс. человек. С этого момента выставки рег-но проводились в Москве (6 выставок), в Питере (5), в Варшаве (2), Вильнюсе и др. городах.Поощрались разработки, способные составить конкуренцию западным аналогам. Участникам выставок присваивалось звание лауреатов и разрешалось ставить герб России на своих изделиях. С 1882 г. - выставки стали включать наряду с пром. изделиями разделы исск-ва.Это сделало выстаки более интересными и зрелищными. Выставки стали наз-ся " худ-но - промышл-ми". Крупнейшая худ-пром. выставка состоялась в 1896 г. в Н. Новгороде на базе традиционной ярмарки, существовавшей с 18 века. " Гений русского народа", " всемирный уровень", " эпохальная выставка" -в таких выражениях описывалась выставка. В числе экспонатов были: паровоз Ползунова, часы Кулибина, радио Попова. Наибольшее внимание привлекали 6 павильонов (деервянно-металлич. конструкции) выставки, спроектированные Владимиром Григорьевичем Шуховым. Также его произведения на выставке: ротонда - висячее мембранное покрытие в середине и сетчатое висячее покрытие; водонапорная башня - гиперболоидная конструкция (принцип гиперболоида - один из любимых приемов арх-ра). Виолле ле Дюк выдвинул идею " регионализма" в архитектуре и дизайне: призывал обратиться от ммеждународного классицизма к региональным особенностям. В 1880-е гг. эта идея воплотилась в Европе в виде " национальной романтики" в пику классицизму и эклектике. " Романтика- уход от действительности в чудесные, воображаемые дали". На фоне этого в России появляется т.н. " псевдо-русский стиль" (в истоках которого - русское средневековье) Вследствие коренных изменений в полит., социальной сферах жизни общества после отмены крепостного права происходят изменения и в области культуры. Возростает интерес к национальным, народным истокам (в т.ч. движение славянофилов), идейным вдохновителем был Л. Толстой : " иск-во народа для народа", Толстой об иск-ве: " Иск-во есть человеческая деят-ть, имеющая целью передавать людям те высшие и лучшие чувства, до которых дожили люди", -эти идеи перекликаются с идеями Морриса: " Иск-во, если оно иск-во-должно быть доступно всем, в особ-ти тем, во имя которых оно делается". Взаимоотношение этического и эстетического-нераздельные понятия для Толстого, смысл иск-ва не в украшении и не в удовольствии: " думать при всяком деянии о цели оного". Абрамцево. На фоне этого появляется т.н. " псевдо-русский стиль". " Вождем русского возрождения" по праву считается Виктор Васнецов (1848-1926 гг.). В 1880 г. Васнецов объединяет выдающихся мастеров в Абрамцевский кружок. Абрамцево-поместье Саввы Мамонтова. Члены кружка: 1) Елена Дмитриевна Поленова (худ-ца, иллюстратор сказок, автор мебели и интерьера, собиратель худ. быта крестьян), сестра худ-ка Поленова. Ввела в обиход термин " стилизация". 2) Михаил Врубель (живопись, керамика, монументальная живопись) 3) С. Малютин 4) Н. Рерих 5) Ф. Шехтель 6) Головин Деятельность абрамцевских мастерских включала различные направления (разработка предметного мира) 3 задачи абрамцевких мастерских: 1) сохранение русских художественно- ремесленных традиций; 2) обеспечение работой местного населения (отдавали местным жителям тиражировать разработанные в мастерских образцы); 3) ориентировались на выпуск продукции для небогатого населения. В гончарных мастерских Абрамцева возродилось производство майолики-древнейшего вида русской керамики. Изготовлялось из обожженной цветной глины, покрытой непрозрачными эмалями или цветными прозрачными глазурями. Изделия из майолики -вазы, печи, камины-вып-сь по эскизам Поленова, Серова, Сомова, Коровина, Врубеля. Талашкино. -имение княгини Марии Тенишевой под Смоленском (к. 19в.) М. К. Тенишева (1867-1928 гг.) - меценат, художник, коллекционер, выдающийся мастер художественной эмали с 1890 г-образование мастерских славянских ремесел в Талашкино (значимый центр худ.жизни России) Уч-ки мастерских: Поленов, Коровин, Малютин, Лансере, Бенуа, Давыдов, Фомин, Якунчикова. Тенишева занималась разработкой мебели, собирала предметы крестьянского быта, из чего была составлена экспозиция музея " Русская старина" в Смоленске. Обеспечила работой местных крестьян: в окрестных деревнях трудилось более 2 тыс. человек (занимались ткачеством, вышиванием). Открыла в Москве магазин для сбыта продукции. Под рук-ом Малютина (автор русской матрешки) действовала мастерская деревообработки с 1903 г.-разработка и производство мебели в русском стиле, обучение детей ремеслу. Предметы абрамцевских и талашкинских мастерских украшены трехгранновыемчатой или крупнорельефной резьбой, в которой преобладали мотивы среднерусской флоры и фауны. Графика. В этот период наиб. яркий представитель-Иван Билибин-графика в русском стиле. Плакатный жанр был на дилетантском уровне. Архитектура этого времени на примере зданий в Перми: школа №22, Феодосиевская церковь, Часовня Степана Великопермского, Усыпальница Каменских, Муравейник
Академия Художеств отрицательно относилась к народному направлению в иск-ве А.Бенуа характеризовал след. образом: тяжеловесность, ничего общего с настоящим русским стилем. И. Грабарь: " топорна, тяжела, неудобна, непрактична, груба" - о мебели в псевдорусском стиле, " условность в неорусском стиле". РУССКИЙ МОДЕРН. Формирование стиля модерн в России пришлось на 1890-1914 гг. Как и в Европе, в нашей стране творческая интеллигенция стремилась создать новый высокохудожественный стиль, проитивопоставив его эклектике. Своим распростанением в основном, был обязан журналам. " Мир искусства", " Золотое Руно", " Аполлон" публиковали концептуальные статьи, сообщения о выставках, обсуждали новинки в области иск-ва. Во всем этом отчетливо просматривается ностальгия по традициям национальной культуры, соединенная с духом западничества и вечно манящей идеей свободного творч-ва. Основопоолагающей для стиля стала проблема синтеза иск-в. Иррациональность эклектики сменилась идеей создавать произведения прекрасные и полезные одновременно.Так обозначился поиск новых связей между художественным и утилитарным. Архитектур модерна видел свою задачу в эстетизации конструкции, не новые формы и мотивы определяли новизну построек, а сочетание конструкций и декор. Декор при этом перестает быть прикладным, он обретает теснейшую связь с конструкцией. Эстетически и конструктивно фасад здания становится единым целым с интерьером. В зданиях модерна -огромное разнообразие ассиметричных форм и многовариантная обработка естественных материалов. Великолепные витражи и замысловато-изысканные металлические детали.В основе- сочетание пуританской чистоты и роскоши. Декор-экспрессивная слитность с планировкой (рельефная орнаментация перил лестницы в доме Рябушинского напоминает живой организм), декоративная роспись стен- преобладание оливковых, фисташковых, желтых, охристых оттенков, в позднем модерне-более яркие, локальные цвета. Стилизация декора-флореальная или геометрическая орнаментика, соединение условного и реального создает ощущение тонкой декоративности, утонченности в обращении к мифу или сказке. Обращение к первоисточникам в иск-ве-к японской графике, к конструктивной четкости готики, но особенностью русского модерна стало стремление возродить формы древнерусского иск-ва. Русский модерн: 3 направления 1) " неорусский стиль" -на принципах модерна (московский вариант). Неорусский стиль-романтический вариант русского модерна. 2) " северный модерн" Петербург, Хельсинки: мотивы лапландского мистицизма, основоположником был Ф. Лидвалль (Швеция) использование в отделке грубого, " рваного" камня, стилизованные изображения идолов (лось, сова) Дягилев об этом стиле: " Любовь к природе, доведенная до языческого обожания" Примеры: Музей Горького в Москве, 1902 доходные дома в Питере архитекторов Претро, Шмидта 3) " интернациональный модерн" представитель-Шехтель Ф. (1859-1926)-академик архитектуры, преподаватель Строгановки в теч 30 лет примеры: -особняк Рябушинского в Москве-яркий пример этого стиля (растительные орнаменты в оформлении фасада, арки в форме греч. буквы омега, витражи -Здание Ярославского вокзала (1904 г.) - театр МХАТ - дом Моск. купеческого общества - фрагмент фасада дома на Пречистинке Примеры в Перми: - здание угол Советской и Г.Звезда - угол Советской и Сибирской (арх-р Футлик) -речной вокзал-больше относ. к псевдорусскому стилю -поликлиника угол Кирова/Сибирская-пример провинциального модерна. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-31; Просмотров: 1252; Нарушение авторского права страницы