Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Китайская - практическое устроение жизни.



Китайская - практическое устроение жизни.

О.Шпенглер " Закат Европы". Он использует термин - высокая культура, каждая культура имеет свою душу. Каждая душа раскрывает себя и входит в стадию умирания -цивилизацию, хотя умирание может длиться веками. Всего у него 8 культур.

А.Тойнби " Постижение истории". Центральное понятие - это понятие цивилизации. Цивилизация способна зародиться при наличии двух условий. Наличия творческого меньшинства и природной среды, которая не является слишком благоприятной и одновременно не слишком не благоприятной. Развитие цивилизации происходит по концепции вызов - ответ. Вызов бросает окружающая среда, для того чтобы перейти на другую стадию необходимо дать достойный ответ, который дает творческое меньшинство. Пока большинство подражает меньшинству, общество может дать ответ, но если не подражает, то общество умрет. Выделяет 26 цивилизаций.

В дальнейшем теория цивилизаций все более усложняется, особенно после критики 30-40 годов, современная теория цивилизаций значительно изменилась.

К.Ясперс " Смысл и назначение истории". Концепция осевого времени, он выделяет три фазы в развитии истории.

Первая фаза - древняя цивилизация замкнутая.

Вторая фаза - начинается в период осевого времени 800-200 года до н.э., в котором происходят глобальные изменения, в этот период зарождение мировых религий, формируется человек нового типа, формируются новые социо - культурные общности.

Третья фаза - современность.

Современная цивилизация - это не продолжение древних, это нечто новое, появившись в период осевого времени, они уже не исчезают. Цивилизация - это очень сложный организм, разнородный, но составляющий целостность благодаря взаимодействию компонентов. Цивилизация сама поддерживает внутреннее равновесие благодаря разнородности.

Большинство исследователей сходятся на том, что на период формирования цивилизаций важнейшее влияние оказывает природно-климатический фактор. Все древневосточные цивилизации складываются в одних природно-климатических условиях. Особый тип культурно-хозяйственной деятельности, это порождает определенное миропонимание. По мере развития цивилизации в период осевого времени определяющим фактором становится социо-культурный, он определяет лицо цивилизации, ее он создает. Цивилизации выделяются на основе господствующей религии. Именно религия задает определенную форму бытия человека, образ жизни человека, общества, религия выступает воплощением единства и равновесия, регулятор всех сторон жизни, именно в религии закладывается механизм сохранения и передачи традиций.

Д.Эктер - предложил деление всех цивилизаций на два типа:

А) инструментальный - где фундамент - это морально-этическая система (Япония, Китай). Б) изощренный или субстанциональный - эти цивилизации строятся на основе развитой религиозной системы, которая содержит идею личного спасения.

Васильев выделяет три восточные цивилизационные суперсистемы:

дальневосточная

индо-буддийская (южная и юго-восточная Азия)

арабо-мусульманская (Северная Африка, Иран, Турция, ближний восток)

За основу выделения типов Васильев избрал религию. Тропическая и Южная Африка - это протоцивилизации, так как нет религии.


Китай

Цивилизационные факторы, обусловившие условия Китая.

Китай в конце 16 века в вначале 17 века. Маньчжурское завоевание Китая.

Китай в правление династии ЦИН,

Открытие Китая европейскими державами.

Тайнинское восстание 1850-1864.

 

Огромную роль сыграл природно-климатический фактор. Природные условия обуславливают вид хозяйственной деятельности.

Китай - страна земледельческая, это основа экономики, экономика Китая развивалась по автократической модели (замкнутая самодостаточность) - это характерно и для культуры Китая, их мировоззрения. Еще с древности основной организационной структурой была семейно-клановая структура. Семейно-клановые связи распространяются и на уровне государства, государство воспринимается как большая семья, где у каждого члена четко распределены функции. Общество глубоко иерархично. Эта модель общества заставляет общественную мысль регулировать отношения внутри социума.

В Китае на первое место выходит не религия, а инструментальная этика (конфуцианство). Исключительное место в китайском обществе играет конфуцианство. Сложно говорить о чистом конфуцианстве -- это синтез трех учений: конфуцианство, даосизм, буддизм. У каждого из учений было свое место, своя область, за которую они отвечали. Конфуцианство отвечало за посюсторонний мир. Даосизм - за сферу сверхчувственную, в средние века стал напоминать религию. Буддизм - отвечал за потусторонний мир, представления о загробной жизни. Появился ад и рай.

Приоритет принадлежал конфуцианству, главная его цель это гармонизация отношений в обществе.

Четыре устоя конфуцианства:

отношения между государем и подданными

отношения между отцом и сыном

отношения между мужем и женой

отношения между старшим братом и младшим

Концепция сыновья почтительность " СЯО" это принцип почти врожденный, это долг, который необходимо выполнять.

Вместе со следованием должному человек в рамках конфуцианства может действовать по велению собственной совести. Все что противоречит совести может вызвать протест, (человек имеет право на протест) В рамках конфуцианства существует нормативная модель личности ЦЗЮНЬ ЦЗЫ - благородный муж. Это постоянно самосовершенствующаяся личность. В повседневной жизни он соответствует с этико-ритуальными нормами. Он должен соблюдать 300 основных правил и 3000 мелких. Он исходит из стремления познать небесные принципы, познавая, он, пытается воплотить их в себе. Он совершенствуется не ради себя, совершенствуясь, сам он совершенствует и окружающий мир. Общественное начало всегда стоит на первом месте. Идеал ЦЗЮНЬ ЦЗЫ был принят на вооружение государством, государство рассматривает мужа как некую благородную модель.

На формирование личности китайца влияние оказывало не только конфуцианство, но и даосизм. Китаец в своей жизни одновременно в двух лицах - конфуцианец и даос. Даосизм и буддизм на протяжении средних веков противостояли социальному идеалу конфуцианства. Большинство восстаний связано с буддистко-конфуцианскими идеями. Активно развивались эгалитарные идеи. Даосизм и буддизм пытались отрицать иерархию и в рамках сект пытались выстраивать сообщество равных. Однако не даосизм, не буддизм не создали конкурентно способной социальной модели.

 

Представления о духовной власти и государстве.

Китайское государство это одна большая семья, изначально закладывается патерналистский характер власти, император - сын неба, отец и мать народа, это глава большой семьи, император личность сакральная, только он имеет право сакральной коммуникации с небом как с высшим божеством. Еще в период ЧЖОУ в Китае формируется концепция власти ТЯНЬ МИН (небесное повеление, небесный мандат). Император или

человек высокой добродетели наделяется небом особой благодатью. Будучи наделен священной силой, император гармонизирует отношения в государстве, он распространяет благодать на подданных и весь окружающий мир. Конфуций разработал моральный стандарт правителя - мудрость, добродетель, заботливость о подданных. Если император перестает следовать велениям неба, небо об этом извещает, (с помощью стихийных бедствий) Этими знамениями небо санкционирует свержение неугодного ему императора. Эту идею разработал философ Мэнь-цзы, именно народ имеет право свергнуть неугодного правителя. Эти представления доживают до 20 века.

Император выступает главой государства, олицетворяет его. А китайское государство это вещь особенная, государство подменяет собой общество, если гибнет государство то и гибнет общество. Государство главная ценность. Китайский стиль мышления это этатийский стиль мышления. Во главе государства стоит мудрый правитель, он опирается на благородных мужей. Эта связь - это необходимое условие для нормального существования государства. С самой древности исключительное положение занимает бюрократия, говорят о командно-административной системе. Особенность китайской бюрократии в том, что она формировалась на основе ученого сословия. Служилый слой -- ШИ, ученое сословие -ШЭНЬ-ШИ. Именно конфуцианство выполняло роль идеологической основы слоя Шэнь-ши. Конфуцианство активно и глубоко внедряется во все страты китайского общества. Шэнь-ши были наиболее привилегированным сословием. Согласно идеальной схеме выделялось четыре сословия: А)ученое сословие Б) земледельцы В) ремесленники Г) торговцы

Эти сословия не были замкнутыми. Была очень мощная социальная мобильность, возможность вертикального перемещения. Главным каналом социальной мобильности выступало образование. Получив образование, человек через систему экзаменов мог получить должность в административном аппарате. Было три уровня экзаменов. Административная должность давала власть, а власть давала все остальное. Те слои, которые не принадлежали к ШЭНЬ-ШИ, хотели дать ребенку хорошее образование, чтобы тот интегрировался в эту структуру. Бюрократия занимает верхушку социальной лестницы. ШЭНЬ-ШИ стремились не дать возможность другим социальным слоям возвысится.

 

Представления об окружающем мире.

Весь мир делился на две части, центр мира - это поднебесная Китай. Именно поднебесная - это единственное цивилизованное место на земле. Вторая часть - периферия -варвары. Складывается особая система международных отношений - варвары приходят и покоряются. Китайский император получает благодать от неба, и распространяет ее на весь окружающий мир. Варвары должны быть за это благодарны китайскому императору. Император платить дань не может, те подарки, которые он отправляет варварам -- это священные дары. Американский исследователь Фэрбэнк считает, что существование системы данничества нужно для нужд внутренней политики, это поддерживало сакральный статус императора. Взаимообмен не когда не предполагал равенство сторон. Китай всегда был закрыт для внешнего воздействия. Артефакты чужой культуры либо отторгались, либо воспринимались как незначительные.

Период нового Китая это период XVII века. Маньчжуры, завоевав Китай, законсервировали его развитие, это стало одной из причин, почему феодализм в Китае еще больше укрепился при династии ЦИН.

В период Нового времени в 1848 - начало первой опиумной войны, с этого времени Китай открывается для влияния европейских держав.

Историки КНР определяют период 1840-1849 период нового времени. Он характеризуется развитием Китая как государства полуфеодального и полуколониального.

Согласно третей точки зрения период модернизации Китая относят либо к периоду династии СУН, либо это конец династии МИН.

Фэрбэнк, Наито Конан, В.Малявин - рассматривая проблему новой истории, упираются в содержание новой истории. Они исходят из качественных внутренних преобразований внутри самого китайского общества.


Экономическое развитие.

Конец династии МИН характеризуется кризисными явлениями. Появление новых черт в развитии. Развитие экономики в конце династии МИН при опоре на традиционные технологии достигает своего предела. Увеличиваются посевные площади, вводятся новые сельскохозяйственные культуры, развивается ирригация. При использовании ручного труда экономика достигает максимального развития. Встает вопрос, почему китайцы не перешли на механический труд. Нидэм и его коллектив исследовали историю Китая и сделали вывод, что в Китае не произошло научно-технической революции. Причина - это быстрый прирост населения, он не давал возможность внедрять технику. Нидэм •- считает, что не рост населения повлиял, а что изобретения китайцев, но все эти изобретения не поступали в производственную сферу. Господствовал традиционный уровень мировоззрения, с господствующей элитой, которая не давала внедрять эти технологии, так как они противоречили традициям. Само государство не было заинтересовано во внедрении этих технологии.

С эпохи СУН в Китае существует промышленность. Сведения о том, что в Азии не было промышленности миф. Существовали мануфактуры с сотнями рабочих, существовало разделение труда и даже капиталистический найм рабочей силы. С эпохи СУН в Китае существует свободный рынок. Существуют транспортные артерии, существуют связи между отдельными регионами. Происходит быстрый рост новых рынков, которые не были связаны с административной структурой. Растут и объемы внешней торговли. Китай уже в эпоху МИН участвовал в мировых хозяйственных связях. Наиболее развитый район - нижнее и среднее течение Янцзы - территория Цзяннань.

Несмотря на экономический рост, развитие страны оставалось в традиционных рамках. Наиболее значимые показатели развития экономики оставались традиционными отсутствовал технический прогресс, постоянный приток инвестиций, благоприятный политический климат.

производства производства.

Поскольку ведущей политико-экономической системой был даннический способ термин Х.Гейтса, он выделяет еще мелко капиталистический способ Эти два способа в Китае развивались параллельно, даннический способ производства всегда играл главенствующую роль. Государство изымало всю прибыль из мелкого капиталистического производства. Экономика Китая осталась традиционной.

Политическое развитие.

Можно говорить о некоторых изменениях в функционировании политической системы императорского Китая. Еще в эпоху СУН система управления приобретает следующий вид -император управляет страной с помощью обученной бюрократической элиты. Роль олигархических кланов сводится к минимуму. Можно говорить о двух разрывах:

между императором и обществом, посредник бюрократия

между императором и бюрократией, препятствие корпорация евнухов
Императорский двор замыкается в себе самом. Бюрократия достигает своего могущества, в
конце династии МИН можно говорить об ослаблении центрального бюрократического
аппарата. Население растет, а количество должностей высших чиновников не меняется.
Ослабляется контроль чиновничьего аппарата над обществом. Все большую роль начинает
играть провинциальная элита - это те кто не прошел столичные экзамены, их престиж все
равно очень высок, они берут на себя ряд административных обязанностей, (можно даже
говорить о некоторой децентрализации)

Все более заметную роль начинают играть представители торговых кругов. Торговые круги участвуют в сфере муниципального управления, создают новые корпоративные объед

инения. Они все чаще понимая важность образования, стремятся дать своим детям классическое конфуцианское образование.

Тайпинское восстание.

После восстания Белого лотоса и общества Небесного разума, то в одной провинции то в другой вспыхивают восстания. После первой Опиумной войны ситуация обострилась. Южные территории пострадали от войны. В период войны выросли. Китай потерпел поражение из-за этого престиж династии упал, следовательно династия утратила мандат неба. В 1850 г. в Китае начинается крупнейшее восстание тайпинов, которое длилось 14 лет с 1850 по 1864 года. Оно имело огромное влияние на судьбу Китая. Руководителем и основным идеологом был ХУН СЮЦЮАНЬ - происходил из семьи земледельцев, но получил классическое конфуцианское образование, на уездных экзаменах он провалился и воспринял это как сильный удар, тяжело заболел и однажды в период болезни увидел ведения: Бога в виде старца, который сидел на троне и вручал ему бриллиантовый меч. После этого ХУН СЮЦЮАНЬ пытается истолковать этот сон. В Гуанчжоу он знакомиться с христианским проповедником. Он активно знакомиться с христианскими традициями. ХУН СЮЦЮАНЬ утверждал, что небо и люди связаны единым духом, человек - самое ценное между небом и землей, существует создатель мира - Бог - отец, у него есть жена и сыновья. Старший сын - Иисус Христос, а младший - ХУН СЮЦЮАНЬ. Цины - демоны, с которыми необходимо бороться. В 1843 г. - ХУН СЮЦЮАНЬ создает общество поклонения небесному владыке, которое набирает быстро массу последователей, не только крестьяне и рабочие люди, но и шень-ши и богатые землевладельцы. Резиденцией ХУН СЮЦЮАНЯ становится деревня Цзиньтянь. Его деятельность была встречена администрацией в штыки. Его предупреждали, а потом направили отряд, но отряд был разбит и последователи ХУН СЮЦЮАНЯ стали вооружаться, В январе 1851 г. - ХУН СЮЦЮАНЬ объявил себя Небесным Ваном (правителем) и издал свой первый манифест - " О необходимости уничтожения северных варваров по воле неба". Выделяют четыре этапа в ходе восстания:

конец 1850 1853 гг. Он характеризуется первыми крупными победами и
расширением ареала восстания. Начавшись в южной провинции Гуандун восстание
перемещается на север, в бассейн реки Янцзы. В 1853 г. восставшие взяли Нанкин,
который стал столицей восставших Тайпинтяньго. ХУН СЮЦЮАНЬ издает ряд
документов, которые заложили основу их государства. " Земельная система небесной
империи" основной документ. Согласно земельной системе на территории
государства вводилось уравнительное распределение земли, только для тех, кто
входил в ряды тайпинов. Мужчина получил полный надел, женщина получала
половину такого надела, рабы еще меньше. Создается особая крестьянская община из
25 дворов, которая становится хозяйственной, религиозной и военной ячейкой
государства. Устанавливается жесткий контроль государства за деятельностью 25
дворок и за старостой, который стоял во главе. Все произведенное крестьянскими
хозяйствами распределялось поровну. Жители государства, которые не являлись
тайпинами, должны были выплачивать налоги. Территории, которые вошли в состав
тайпинов сохраняли свою структуру.

1853 - 1856 гг. После взятия Нанкина тайпины пытаются распространить свою власть
на соседние территории. Два похода на север и восток. Во главе армии ЯН СЮЦИН -
это второе лицо в государстве, носил титул Восточный Ван. Существовало еще два
вана: ВЭЙ ЧАНХОЙ - северный Ван, ШИ ДАКАЙ - отдельный Ван. Оба похода
оказались неудачными, тайпины были отброшены. У тайпинов появилась большая
проблема в лице местных крупных землевладельцев, которая начинают организацию
сопротивления тайпинов. Выделяется три руководителя антиповстанческих армий:
ЦЗЭН ГОФАНЬ, ЛИ ХУНЧЖАН, ЦЗО ЦЗУНТАН. Их армии действовали в тылу
тайпинов. Очищая территорию от повстанцев они создали внутри Тайпинтяньго
освобожденные районы.

1856 - 1860 гг. Обострение борьбы в тайпинском руководстве. Все руководство в
государстве захватывает ЯН СЮЦИН, ХУН СЮЦЮАНЬ превращается в
идеологического лидера, но он был недоволен этим положением он хотел власти и
делает ставку на ВЭЙ ЧАНХОЯ, в борьбе с ЯН СЮЦИНОМ. ВЭЙ ЧАНХОЙ в 1856 г.
со своими сторонниками совершает заговор и неожиданно нападает на ЯН СЮЦИНА,
в результате ЯН СЮЦИН и несколько тысяч его сторонников были убиты. ХУН
СЮЦЮАНЬ обвинил во всем ВЭЙ ЧАНХОЯ и объявил что он будет наказан. Но
оказалось, что это была инсценировка. Узнав о таких событиях, ШИ ДАКАЙ прибыл в
Нанкин и решительно заявил, что не согласен с тем, что происходит. ВЭЙ ЧАНХОЙ
решил и с ним разделаться, но ШИ ДАКАЙ бежал. Вскоре ШИ ДАКАЙ напал на ВЭЙ
ЧАНХОЯ и разбил его. В ходе междоусобиц тайпины сильно ослабили себя.

1860 - 1864 гг. Подавление восстание и окончательный разгром Тайпинтяньго.
Правительственные войска осадили Нанкин. ХУН СЮЦЮАНЬ покончил жизнь
самоубийством, его брат и родственники были казнены. К 1864 г. восстание было
подавлено, однако это не означало, что прекратилось антиправительственное
сопротивление. Происходит еще масса мелких выступлений.

Последствия восстаний первой половины 19 в.

Ослабление позиций Маньчжурской династии. В правящем лагере происходит
перегруппировка политических сил. Руководители антитайпинских армий получают
высокие посты. ЦЗЕН ГОФАНЬ стал губернатором провинции.

Сокращение населения. В середине 19 в. -- 430 миллионов, то в 1866 г. - 190
миллионов. Ослабление демографического давления, устанавливается на некоторое
время баланс между едоками и пашней.

Тайпинское восстание на ряду с опиумными войнами показали, что Китай находится в
кризисном состоянии и нужны средства для выхода из него. С 1861 г. начинаются
реформы, с этого времени начинается первый этап модернизации Китая - политика
само усиления.


 


Индия до середины XIX века.

II этап.

Последняя треть XVIII века и связан он с подчинением княжества Майсур (юго-запад полуострова). Здесь власть Великих Моголов была незначительна. После развала Моголов, оно стало самостоятельным княжеством во главе род Водеяр. В 1760 -- в


Майсуре произошел государственный переворот, к власти пришел Хайдар Али. С его именем и его приемником связан ряд реформ проводившиеся в Майсуре. Соседи Майсура - Хайдарабад, маратхи и англичане. Хайдар Али придя к власти, стремится укрепить государство и собственную власть. В центре преобразований стояла военная реформа, он приглашает на службу французских инструкторов. Создается армия по европейскому образцу и военный флот. Для обеспечения армии создаются государственные оружейные мастерские по изготовлению пороха, обмундирования и т.д. Чтобы укрепить центральную власть Хайдар Али стремиться ослабить джагирдаров, он изымает у них джагиры. А сбор налогов с этих территорий переходит в руки государственных чиновников. Проведена административная реформа - появляются государственные ведомства, которые следили за теми или иными отраслями. В провинциях разделение на гражданскую и военную власть. Хайдар Али активно поощряет торговлю. Кроме военных предприятий создается ряд государственных мастерских по производству бумаги, зеркал и т.д.

Итог реформ - государство укрепляется, растет военное могущество Майсура (ряд завоеваний). Реформы Хайдар Али имели весьма узкую социальную базу. Отменив систему джагира, он поссорился с крупными феодалами. Он был мусульманином в княжестве, где большинство были индусы. Он ввел ряд дополнительных налогов, обложив податью индусские храмы. Усиление Майсура обеспокоило Английскую Ост-Индскую компанию. На западе находилась база англичан Бомбей. В конце 60-х в 1767 году начинается первая англо-майсурская война.

1767-1769 и 1780-1784 - эти две войны практически не изменили ситуации в регионе.

В 1784 году умер Хайдар Али, новый правитель Типу-султан его сын. Майсур утрачивает помощь со стороны французов. В 1783 году между Англией и Францией заключен мир. Реальной помощи после Французской буржуазной революции оказано не было.

В 1790-1792 третья англо-майсурская война. Война для Майсура неудачная, он потерпел поражение, потерял территории и выплачивал контрибуцию англичанам. Типу-султан ищет союзников для борьбы с англичанами, но помощи так и не получил. В 1792 году против Майсура складывается очень мощный военно-политический блок в лице Английской Ост-Индской компании, Хайдарабада и маратхских княжеств. Типу-султан на протяжении 90-х годов пытается укрепить государство, поставив все на подготовку к войне. В 1799 году последняя 4-война, где Майсур противостоит коалиции. Майсур потерпел поражение. Майсурская армия разбита, и сам Типу-султан погиб. Один из военачальников Типу-султана сумел скрыться, организовал партизанский отряд и еще год оказывал сопротивление. С разгромом Майсура англичане стали контролировать юг Индии.

 

III этап.

Вслед за Майсуром пришла очередь Маратхской конфедерации - это пять княжеств, которые находились в достаточно сложных отношениях между собой. Армия -- это феодальное ополчение. Между Маратхами и Англичанами были сложные отношения. Маратхи всегда претендовали на главенство в Северной Индии, а именно контроль над Дели. В 1761 году Маратхи потерпели поражение от афганцев, но это не привело к исчезновению их конфедерации. В середине 70-х годов обострились отношения между Маратхами и Англией. Произошло два военных конфликта между Маратхами и Английской Ост-Индской компанией. Оба конфликта ни к чему не привели. В начале 90-х годов они создали единую антимайсурскую коалицию. С разгромом Майсура маратхи перестают интересовать англичан как союзники. В 1803 году -- англичане навязали Маратхам договор субсидиарный, т.е. на территории всех пяти княжеств размещались английские войска, которые находились на полном содержании маратхов. С этим не согласились два княжества из пяти, это привело к Первой войне 1803-1805 годов. Маратхи потерпели поражение, и все пять княжеств приняли договор. Англичане распространили свою власть дальше на север, они захватили Дели. После заключения договора англичане


стали быстро прибирать всю власть к своим рукам. В 1817 году в Махараштре начинается антианглийское восстание во главе с Пешвой. Это вылилось во вторую англо-маратхскую войну 1817-1818, потом в третью войну 1819 года. В результате войн Англия полностью взяла власть в свои руки. Испуганные судьбой Махараштры крупные княжества севера и центра Индии заключают субсидиарные соглашения с англичанами. К 40-м годам XIX века остается единственный регион еще не подчиненный, это северо-запад Индии.

 

IV этап.

Сначала англичане завоевали мусульманский Синд, а затем Пенджаб. После долгих междоусобиц, в 1799 год - единое Сикхское государство во главе с Ранджив сингхом, государство существовало 40 лет. В 1839 году - Ранджив сингх умер и началась усобица между военачальниками, государство распалось на ряд территории. Произошло две англо­сикхские войны- 1) 1845-1846, 2) 1848-1849.

В результате двух этих войн Сикхи потерпели поражение, и территория Пенджаба вошла в состав Английской Ост-Индской компании. К концу 40-х годов вся Индия в руках англичан.

Причины поражения Индии:

1) Противостояние, оказанное англичанам, было локальным. Индии как мощного
единого государства не существовало.

2) Англичане подчинили Индию руками самих же индийцев, так как армию составляли
сипаи: командный состав - англичане, солдаты - индийцы. Пенджаб подчинен силами
Бенгальской армии, бенгальцы воспринимались как завоеватели.

3)Англия в борьбе использовала весь набор средств - подкуп, войны.

4) Было и военно-техническое превосходство англичан.

Эволюция английского колониального режима.

Этот режим начинает складываться в период подчинения Бенгалии. В 1764 году -назначен Первый губернатор Бенгалии Роберт Клайв. Первоначально в Бенгалии сложилась система двойственного управления: гражданская власть в руках местной администрации, а всю финансовую и налоговую сферу контролировала Английская Ост-Индская компания. Бенгалия использовалась Английской Ост-Индской компанией как база для укрепления своего влияния. Бенгалия в первое десятилетие нещадно эксплуатировалась. Англичане использовали метод вымогательства средств, требовали подарков. Все налоги уходили в Ост-Индскую компанию. Компания передала сбор налогов заминдарам. Англичане установили полный контроль над внутренней торговлей. Создается сеть торгово-посреднических агентств, в их руках -- ростовщичество. Эти агентства вытеснили индийских купцов из города. Компания устанавливает монополию на ремесленное производство -- все произведенное продавалось Ост-Индской компании. Последствия: компания получает мощный источник финансирования своих дальнейших операций, обогащение крупных чиновников Английской Ост-Индской компании. Активное выкачивание средств нанесло страшный удар по экономике Бенгалии. В 1770 году - неурожай в Бенгалии, все это повлекло голод. Умерла 1/3 населения. Компания терпит убытки, и не способна пайщикам платить проценты. В 1771 году дирекция Английской Ост-Индской компании обратилась к английскому правительству за ссудой, ссуду дали с учетом, что могли вмешиваться в дела компании. К концу XVIII века сначала торговая, а затем и промышленная буржуазия Англии проявляет все большую заинтересованность в Индии. Торговая буржуазия требует отмены монополии Ост-Индской компании, а промышленная буржуазия требует сырье.

Английское правительство все больше начинает вмешиваться в дела управления Индии. Завоеванные территории подчинялись Английской Ост-индской компании во главе с советом директоров, который находился в Лондоне. В Индии были созданы три губернаторства Бенгальское, Мадрасское, Бомбейское. Во главе стоял губернатор, который располагал штатом чиновников, в его подчинении сипайская армия. В1773 году издается первый акт об управлении Индией. Английская Ост-Индская компания признавалась владетелем Индийской территории. Вводилась должность генерал-губернатора, он назначался парламентом с одобрения совета директоров. Первый генерал-губернатор Индии Уорелл Гастингс. При генерал-губернаторе учреждался совет четырех, он назначался парламентом и советом директоров, этот совет контролировал деятельность генерал-губернатора. В Калькутте создавался верховный суд, по английскому образцу.

Очередные изменения в управлении Индией в 1784 году •- акт премьер-министра А.Питта. Согласно этому акту все важнейшие дела переходят к контрольному совету, который находиться при кабинете министров. Английская Ост-Индская компания сохраняет большие полномочия, она назначала чиновников на все гражданские и военные должности. В период подчинения Маратхской конфедерации в 1813 году дальнейшие наступление на права Ост-Индской компании - отмена монополии. Сохраняется только монополия на торговлю чаем с Китаем. После отмены торговой монополии появляется широкий доступ для купцов из Англии. В 1833 году - Английская Ост-Индская компания ликвидировалась как торговая организация, но сохраняла права на административное управление и военную деятельность. Усиливается контроль парламента над Советом четырех, вводится особый чиновник, который следил за деятельностью генерал-губернатора. Система политического управления Индийской колонии эволюционирует в сторону влияния государства.

 

Система эксплуатации Индии.

Грабеж Бенгалии показал, что такие средства не продуктивны. Исходя из этого, Английская Ост-индская компания в конце XVIII века проводит ряд реформ. Наиболее важные - это земельно-налоговые реформы. Их цель: бесперебойное получение налогов, нужно уменьшить налоговые ставки и урегулировать механизм их сбора. Создание социальной опоры для Англии в лице крупных индийских землевладений.

В 1793 году - Первая земельно-налоговая реформа, ее проводит генерал-губернатор Корнуоллис на территории Бенгалии. Реформа получила название «Система постоянного замендарства». Землевладельцами признавались те категории владельцев, которые на правах откупа владели землей. Крестьяне в этой системе наследственные (вечные) арендаторы земли. Замендары взимали с крестьян налоги и 90% от всех налогов они платили в казну Английской Ост-индской компании. Эта ставка была постоянной. Если же замендарий не мог выплатить, то его владения продавались на земельном аукционе. Целью англичан была капитализация сельского хозяйства Индии. Они считали, что высокая ставка налога заставит замендария активно заниматься своим хозяйством. Но англичане ошиблись, в индийском обществе (для замендария) прибыль не играла значительной роли.

В течении первых десятилетий после этой реформы масса замендариев разоряется их земли скупают судейские и налоговые чиновники Английской Ост-индской компании. На основе этих земель складывается английское плантационное хозяйство. Оно ориентировано на внешний рынок и на производство экспортной продукции -- чай, индиго, опиум. Арендаторы находились на положении рабов.

В начале XIX века на землях бывшего Майсура и соседних территориях юга Индии вводиться налоговая система - райятвари. Здесь в ходе многочисленных войн крупные

землевладельцы были уничтожены. В Майсуре сохранила крепкое положение

Землевладельцами признаются все свободные общинники. Английская Ост-индская компания конфисковала, в свою пользу, леса, пустоши. Землевладельцы выплачивали налог в казну. Первоначально ставка налога была высокой, но постепенно она понижалась. На территории Северной Индии в 30-40-е годы XIX века вводиться система временного замендарства. Так же как в Бенгалии собственниками земли признавались крупные землевладельцы, замендарий должны были выплачивать в казну Английской Ост-индской компании 85% от всех налогов.

Система маузавар вводиться на территории тех земель, которые англичане подчинили в войнах с Маратхами и Пенджабом. Основной фискальной единицей являлась вся община


в целом, налог раскладывался на каждого общинника в отдельности, если хотя бы один не выплачивал его вовремя, то вся земля общины конфисковывалась. Для индийской общины это было неприемлемо, так как представители разных каст в одной общине не равны, эта система вывала недовольство.

На протяжении 50 лет англичане проводят ряд земельных реформ. Активная деятельность англичан в Индии принесла изменения в экономической и социальной сфере. В начале XIX века Индия рассматривается как источник сельскохозяйственного сырья. Первоначально сырьем была индийская пряжа, а затем основными статьями экспорта стали индиго, чай, кофе, хлопок, опиум. В связи с этим усиливается специализация отдельных районов Индии. Чтобы связать отдельные районы с побережьем англичане развивают сеть коммуникаций - строят дороги. В первой половине XIX века появляется слой индийских посредников - компрадорская буржуазия - это несколько десятков крупных купеческих семей. С помощью ростовщичества они навязывают покровительство ремесленным слоям.

В XIX веке Индия превращается в источник сырья, ей интересуется английская промышленная буржуазия. Индийская колония потенциально рассматривается, как место сбыта легкой промышленности, а Индии это было не выгодно. Англичане, чтобы повысить емкость рынка прибегают к ряду мер: разница пошлин все ввозимые англичанами товары облагаются низкими пошлинами, в результате на них низкие цены. Местные ремесленники вынуждены снижать цены на производимые товары, как результат подрыв ремесла и обнищание ремесленников. Этими мерами англичане сумели расширить емкость индийского рынка, но широкие слои ремесленников разоряются и их деревня выталкивает в город, а это ухудшает социальную обстановку.

Англичане в первой половине XIX века составляли в Индии незначительную часть -замкнутая колониальная верхушка, практически не связанная с индийским обществом. Англичане создают своеобразный слой посредников - это индийцы, но по образованию и мышлению англичане. Слой низовой индийской администрации, которая получало английское образование, зачастую это были крестьяне. Англичане очень мало соотносились с индийской культурной традицией, они очень многое не учитывалось ими. Но были люди, которые изучали культуру индии. Воздействие англичан на Индию было сильно трансформирующим, разрушающим.

 

В конце XVIII века возникают вспышки сопротивления. Мощными антианглийскими выступлениями были события 1857-1859 годов Синайское (Великое народное) восстание или революционно-освободительная борьба. Восстание явилось столкновением двух традиций, двух культур.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 748; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь