Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Государство Великих Моголов.



В 17 в. Индия полиэтническая и полирелигиозная страна. Десять разнообразных этносов, масса религиозных конфессий - 3/4 населения индусы, 1/4 мусульмане плюс зароастрийцы, буддисты, крестьяне и масса сект. В экономическом плане тоже очень разнородна. Хорошо развита была Бенгалия - северо-восток Индии за счет внешней торговли. В политическом плане северная и центральная Индия входили в состав государства Великих Моголов, юг был от них независим, там был ряд индусских княжеств.

Политическая структура. Шах или Падишах


финансовое ведомство


военное ведомство


Первый министр изирь или вакиль)

хозяйственное ведомство


по делам духовенства


Территория делилась на провинции, те на области, те на округа. Во главе провинции стоял наместник с очень широкими полномочиями (военная сила и фискальный аппарат). Наместники провинций субодары, были крупнейшими держателями условных пожалований - джагиров. Джагиры были крупнейшими владениями, включали целые области. Джагиры находились в основном в руках мусульманской военной знати. При Ак


Баре джагиры стали получать некоторые из индусских князей (но очень не многие). Наряду с джагиром существовали и другие формы землепользования. Замендарий - это земли принадлежавшие индуской знати (раджи, магараджи) они со своих владений платили дань. Эти владения были наследственными. В дальнейшем замендарий будет ассоциироваться с откупом налогов. Земли духовных и религиозных учреждений - вакф. Земли крупнейших индусских храмов. Верховный земельный собственник это государство в лице падишаха.

С самого начала существования государство Великих Моголов строится как военно-экспансионистское - основа могущества это военное сословие, государство постоянно ведет экспансию оно было подвержено законам любой военной империи с ослаблением центральной власти, государство распадается на части. Выход это структурные реформы. Прослеживаются две тенденции: а) Консолидация и централизация б) Консервация и децентрализация.

Роль Акбара именно он выступил проводником идей на консолидацию и централизацию.

Создать единую религию. Соединить все индийские религии.

Уравнял все население перед лицом правителя, отмена джизии и равное
налогообложение.

Разрушение кастовой структуры - создание четырех сословий.

Идеи были весьма прогрессивные, но сама структура сопротивлялась этому. После смерти Акбара его последователи Джахангир и Шах Джахан отменили большую часть реформ. Но когда к власти пришел шах Аурангзеб (1658 - 1707), он оказался выразителем идей централизации, но на другой основе, в основе он взял ислам, что привело к недовольству. Аурангзеб отменил все новшества Акбара. Гонения на неверных и тех мусульман, которые придерживались политики Акбара. Разрушаются индийские храмы, восстанавливается джизия, повышаются торговые пошлины с индусских купцов. Широкое недовольство в стране, особенно среди индусского населения.

Аурангзеб ведет активную завоевательную деятельность. Подчиняется вся территория Индии, за исключением крайнего юга, держава все больше расползается. Власть на местах, чем дальше от центра, тем более самостоятельнее она становится.

К концу правления Аурангзеба два блока проблем: а) Мощное освободительное движение; б) Сепаратизм наместников провинций.

Освободительное движение - антииндусская политика привела к недовольству. Район Махараштра - запад Индии, основное население Маратхи - военно-земледельческая каста. Движение маратхов против Моголов начинается в середине 60-х годов XVII века. Здесь формируется особая идеология - • Махараштра дхарма (она рассматривала борьбу за свободу, как долг каждого маратха). Маратхи обращаются к до исламским ценностям. Появляется лидер Шиваджи. В 1674 году в городе Пуна маратхи провозгласили независимость. Шиваджи умер в 1680 году, и лидера больше не нашлось. Маратхи ведут постоянную войну с моголами. К началу XVIII века власть переходит в руки Пешвы (первый министр). К середине XVIII века Махараштра распалась на пять княжеств -образовалась корпорация пяти княжеств. Маратхи представляли значительную вооруженную силу. В условиях ослабления власти Дели, они стремились поставить Дели под свой контроль, но потерпели поражение.

Освободительную войну вела и каста Джашав (Сев. Индия). Наиболее мощное движение было в 60 -70 -х годах XVII века. Однако они не достигли успеха и были разбиты.

Еще одним регионом борьбы против Моголов стал Пенджаб - здесь действуют Сикхи -они появились на рубеже XV - XVI веков как секта в рамках индуизма, в дальнейшем они взяли некоторые черты из ислама. Во главе их общины стоял гуру- учитель. Первый гуру - Нанак. Идеи, на которых базировалась сикхская община: равенство всех перед богом, строго монотеизм, бог это идея- это абсолют, приверженность ненасилию. В правление шаха Акбара сикхи попадают в милость шаху, так как проповедовали идуисско-


 


мусульманский синтез. Секта легально существует. Появляется главный религиозный центр - город Амрицар, в Пенджабе, там была главная святыня сикхов - Золотой храм. Формируется священная книга. В начале XVII века гуру сосредоточили в своих руках огромную власть. Они располагали землей и содержали казну, в которую платили налоги рядовые сикхи. С приходом к власти Аурангзеба начинаются гонения на всевозможные секты. В ответ сикхи разворачивают мощное антимогольское движение. Сикхи оказались в состоянии тотальной войны. Постоянная военная жизнь привела к перестройке. В 1699 году на всеобщем съезде сикхов были провозглашены реформы в отношении общины. Это произошло при десятом гуру - Говинде. Все сикхи составляли единую общину, в рамках которой они являются братьями. Вводился особый обряд посвящения. Отменяется институт гуру - вводится совет пяти. В него входили старейшины, которые управляли общиной. Вводились отличительные признаки сикха: шафрановый тюрбан, штаны особого покроя, браслет, гребень, кинжал. Сикхам не разрешалось брить бороды и стричь волосы. Каждый сикх получил к своему имени приставку сингх - лев. Происходит демократизация и военизация общины. Борьба с Моголами за создание собственного государства.

Сикхи попали в сложное положение. На протяжении первой половины XVII века они вели борьбу на два фронта — с моголами и внешними завоевателями, которые вторгались в Индию через Пенджаб - афганцы и иранцы.

К 1765 году в ситуации развала державы сикхи устанавливают контроль над Пенджабом, но единого государства еще не сложилось. На первый план в сикхской общине выходят военачальники - сардары. Они борются за власть, и территория Пенджаба поделилась на 12 провинций, которые активно воевали между собой. В 1799 году выделяется единственный победитель, который объединил весь Пенджаб - Ранджив-сингх (оно существовало 40 лет).

Наместники сосредоточили в своих руках очень большую власть, шах пытался их контролировать. Пока был сильный правитель, было единство территорий, как только центр ослабевал, джагирдары начинали превращаться в самостоятельных правителей. Первой провинцией, которая стала независимой от Дели - это Бенгалия. Вслед за ней обособились Хайдарабад и Ауд. С середины XVIII века этот процесс становился все более интенсивным и государство Моголов распалось.

Распаду державы способствовали и внешние вторжения. Два соперника. Иран - 1738 -1739 - поход Надир-шаха, в результате он взял Дели, все по пути его следования было разграблено. Ахмад-шах Дуррани - афганец, он совершил семь походов на Северную Индию. Боролись они с маратхами, которые претендовали тоже на главенство над Дели. Решающие сражение между афганцами и маратхами произошло в январе 1761 года при Бонипати. Встретились две мощные конницы, маратхи потерпели поражение, и не смогли уже от этого оправиться. С середины XVIII века держава Великих Моголов развалилась.

 

Первыми заинтересованными в связях с Индией оказались португальцы. Они ^ появились с военной заявкой, пытались завоевать ряд территории, но были отброшены, создав крепости на побережье - центром стал город Гоа. Португальцы стремились активно распространять христианство. В начале 17 века португальцев вытеснили из торговли с Индией, их оппонентом была Голландская Ост-Индская компания. Период правления шаха Акбара был благоприятным для европейцев. Вслед за Голландией устанавливают связи с Индией англичане и французы. Иностранцы воспринимались в Индии как торговая каста, но значительно отличающаяся от местных торговых каст. В XVIII веке ряд сочинений направленных против европейцев - считавших их захватчиками. С конца XVII века Англия и Франция начинают проникать не только во внешнею торговлю, но и активно включаются в политические распри. Англичане в Индии имели два опорных пункта - Бомбей и Мадрас, у Франции один - Пондишари. Долгое время Англия и Франция мирно сосуществовать в Индии не могли. Начались противоречия. В 1746 году начинаются военные действия в Индии между Англией и


Францией. На первом этапе войны приоритет был за Францией, выдвигаются деятели - Ф. Дюплекс, Ш. де Бюсси. Французы в Индии первыми стали использовать вооруженные отряды из местного населения - сипаи - это представители разных каст. Сипаи были вооружены по европейскому образцу, но командные должности занимали французы. Французы первыми стали использовать тактику субсидиарных отношений, т.е. заключается договор о защите княжества от внешних врагов, там размещаются отряды сипаев, за это те предоставляют им торговые льготы, просто выплаты. Постепенно французы опутали этой системой все южные княжества. Французские войска совершают ряд рейдов - взяли Мадрас. Но постепенно англичане переняли организацию синайских отрядов и практику субсидиарных отношений. Дюплекс и Бюсси были отозваны во Францию. Их приемники оказались бездарными и Англия, на втором этапе войны изменила картину военных действий. Генеральное сражение в 1761 году при Пондишари. Французы потерпели поражение и в 1763 году подписан мирный договор в Париже. Франция отказывается от своих владений, за ней остаются только пять городов на побережье, которым запрещалось возводить укрепления. Англичане устанавливают контроль над южной частью Индии путем субсидиарных отношений. В битве за Индию -победила Английская Ост-Индская компания. Еще в период войны с Францией начинают завоевание Индии, первой завоеванной территорией стала провинция Бенгалия. Бенгалия -- это одна из наиболее развитых провинций. Большие доходы от внешней торговли. У Англии в дельте Ганга формируется опорный пункт Калликут. В начале XVIII века ситуация меняется, бенгальский навах пользуясь поддержкой Англии предоставляет им широкие льготы, он передает в их руки внешнюю торговлю. Английская Ост-Индская компания начинает перепродавать права на торговлю индийским купцам. Англичане активно включаются во внутреннею торговлю. В середине XVIII века ситуация в Бенгалии ухудшается, англичане умело воспользовались этим. В 1756 году правителем Бенгалии стал Серадж од-доула, он попытался расправиться с оппозицией. Оппозиция нашла приют в Калликуте, тот потребовал выдать их, англичане отказались. Войска Серадж од-доулы взяли Калликут. В ответ англичане направили в Бенгалию крупный отряд, Р.Клайв - его командир. В 1757 году Р. Клайв прибыл во главе отряда в Бенгалию и установил связи с оппозицией, которую возглавлял Мирджафар. Заручившись его поддержкой, Клайв начинает военные действия. Решающие сражение при Плесси (Палаше), со стороны Серадж од-доулы - 50.000 пехоты, 18.000 конницы и французская артиллерия. У Клайва 3.000 солдат. Бенгальцы совершенно не знали тактики. В решающий момент конница Мирджафара ушла с поля сражения. Серадж од-доула был разбит, он бежал в глубь страны и где был убит. Новый правитель Бенгалии Мирджафар, а Англия получила огромные привилегии. Миржджафар вскоре заболел и был смещен англичанами, новый навах Мир Касим, он попытался откупиться от англичан, он отдал им три богатейшие провинции, но англичане хотели всю Бенгалию. В 1764 году английские войска разбили Мир Касима, после этого они полностью берут управление Бенгалии на себя.

Используя субсидиарные соглашения, англичане на протяжении 50-60 годов сумели поставить под свой контроль ряд крупных княжеств Северной Индии. В 60-е годы XVIII века начинают складываться очертания отношений Английской Ост-индской компании с индийскими княжествами - либо полное подчинение, либо субсидиарное соглашение. Завоевание Бенгалии - это первый этап английского покорения Индии.

Второй этап - подчинение княжества Майсур.

Третий этап - подчинение Махараштры.

Четвертый этап - Синд, Кашмир, Пенджаб.

 

II этап.

Последняя треть XVIII века и связан он с подчинением княжества Майсур (юго-запад полуострова). Здесь власть Великих Моголов была незначительна. После развала Моголов, оно стало самостоятельным княжеством во главе род Водеяр. В 1760 -- в


Майсуре произошел государственный переворот, к власти пришел Хайдар Али. С его именем и его приемником связан ряд реформ проводившиеся в Майсуре. Соседи Майсура - Хайдарабад, маратхи и англичане. Хайдар Али придя к власти, стремится укрепить государство и собственную власть. В центре преобразований стояла военная реформа, он приглашает на службу французских инструкторов. Создается армия по европейскому образцу и военный флот. Для обеспечения армии создаются государственные оружейные мастерские по изготовлению пороха, обмундирования и т.д. Чтобы укрепить центральную власть Хайдар Али стремиться ослабить джагирдаров, он изымает у них джагиры. А сбор налогов с этих территорий переходит в руки государственных чиновников. Проведена административная реформа - появляются государственные ведомства, которые следили за теми или иными отраслями. В провинциях разделение на гражданскую и военную власть. Хайдар Али активно поощряет торговлю. Кроме военных предприятий создается ряд государственных мастерских по производству бумаги, зеркал и т.д.

Итог реформ - государство укрепляется, растет военное могущество Майсура (ряд завоеваний). Реформы Хайдар Али имели весьма узкую социальную базу. Отменив систему джагира, он поссорился с крупными феодалами. Он был мусульманином в княжестве, где большинство были индусы. Он ввел ряд дополнительных налогов, обложив податью индусские храмы. Усиление Майсура обеспокоило Английскую Ост-Индскую компанию. На западе находилась база англичан Бомбей. В конце 60-х в 1767 году начинается первая англо-майсурская война.

1767-1769 и 1780-1784 - эти две войны практически не изменили ситуации в регионе.

В 1784 году умер Хайдар Али, новый правитель Типу-султан его сын. Майсур утрачивает помощь со стороны французов. В 1783 году между Англией и Францией заключен мир. Реальной помощи после Французской буржуазной революции оказано не было.

В 1790-1792 третья англо-майсурская война. Война для Майсура неудачная, он потерпел поражение, потерял территории и выплачивал контрибуцию англичанам. Типу-султан ищет союзников для борьбы с англичанами, но помощи так и не получил. В 1792 году против Майсура складывается очень мощный военно-политический блок в лице Английской Ост-Индской компании, Хайдарабада и маратхских княжеств. Типу-султан на протяжении 90-х годов пытается укрепить государство, поставив все на подготовку к войне. В 1799 году последняя 4-война, где Майсур противостоит коалиции. Майсур потерпел поражение. Майсурская армия разбита, и сам Типу-султан погиб. Один из военачальников Типу-султана сумел скрыться, организовал партизанский отряд и еще год оказывал сопротивление. С разгромом Майсура англичане стали контролировать юг Индии.

 

III этап.

Вслед за Майсуром пришла очередь Маратхской конфедерации - это пять княжеств, которые находились в достаточно сложных отношениях между собой. Армия -- это феодальное ополчение. Между Маратхами и Англичанами были сложные отношения. Маратхи всегда претендовали на главенство в Северной Индии, а именно контроль над Дели. В 1761 году Маратхи потерпели поражение от афганцев, но это не привело к исчезновению их конфедерации. В середине 70-х годов обострились отношения между Маратхами и Англией. Произошло два военных конфликта между Маратхами и Английской Ост-Индской компанией. Оба конфликта ни к чему не привели. В начале 90-х годов они создали единую антимайсурскую коалицию. С разгромом Майсура маратхи перестают интересовать англичан как союзники. В 1803 году -- англичане навязали Маратхам договор субсидиарный, т.е. на территории всех пяти княжеств размещались английские войска, которые находились на полном содержании маратхов. С этим не согласились два княжества из пяти, это привело к Первой войне 1803-1805 годов. Маратхи потерпели поражение, и все пять княжеств приняли договор. Англичане распространили свою власть дальше на север, они захватили Дели. После заключения договора англичане


стали быстро прибирать всю власть к своим рукам. В 1817 году в Махараштре начинается антианглийское восстание во главе с Пешвой. Это вылилось во вторую англо-маратхскую войну 1817-1818, потом в третью войну 1819 года. В результате войн Англия полностью взяла власть в свои руки. Испуганные судьбой Махараштры крупные княжества севера и центра Индии заключают субсидиарные соглашения с англичанами. К 40-м годам XIX века остается единственный регион еще не подчиненный, это северо-запад Индии.

 

IV этап.

Сначала англичане завоевали мусульманский Синд, а затем Пенджаб. После долгих междоусобиц, в 1799 год - единое Сикхское государство во главе с Ранджив сингхом, государство существовало 40 лет. В 1839 году - Ранджив сингх умер и началась усобица между военачальниками, государство распалось на ряд территории. Произошло две англо­сикхские войны- 1) 1845-1846, 2) 1848-1849.

В результате двух этих войн Сикхи потерпели поражение, и территория Пенджаба вошла в состав Английской Ост-Индской компании. К концу 40-х годов вся Индия в руках англичан.

Причины поражения Индии:

1) Противостояние, оказанное англичанам, было локальным. Индии как мощного
единого государства не существовало.

2) Англичане подчинили Индию руками самих же индийцев, так как армию составляли
сипаи: командный состав - англичане, солдаты - индийцы. Пенджаб подчинен силами
Бенгальской армии, бенгальцы воспринимались как завоеватели.

3)Англия в борьбе использовала весь набор средств - подкуп, войны.

4) Было и военно-техническое превосходство англичан.

Эволюция английского колониального режима.

Этот режим начинает складываться в период подчинения Бенгалии. В 1764 году -назначен Первый губернатор Бенгалии Роберт Клайв. Первоначально в Бенгалии сложилась система двойственного управления: гражданская власть в руках местной администрации, а всю финансовую и налоговую сферу контролировала Английская Ост-Индская компания. Бенгалия использовалась Английской Ост-Индской компанией как база для укрепления своего влияния. Бенгалия в первое десятилетие нещадно эксплуатировалась. Англичане использовали метод вымогательства средств, требовали подарков. Все налоги уходили в Ост-Индскую компанию. Компания передала сбор налогов заминдарам. Англичане установили полный контроль над внутренней торговлей. Создается сеть торгово-посреднических агентств, в их руках -- ростовщичество. Эти агентства вытеснили индийских купцов из города. Компания устанавливает монополию на ремесленное производство -- все произведенное продавалось Ост-Индской компании. Последствия: компания получает мощный источник финансирования своих дальнейших операций, обогащение крупных чиновников Английской Ост-Индской компании. Активное выкачивание средств нанесло страшный удар по экономике Бенгалии. В 1770 году - неурожай в Бенгалии, все это повлекло голод. Умерла 1/3 населения. Компания терпит убытки, и не способна пайщикам платить проценты. В 1771 году дирекция Английской Ост-Индской компании обратилась к английскому правительству за ссудой, ссуду дали с учетом, что могли вмешиваться в дела компании. К концу XVIII века сначала торговая, а затем и промышленная буржуазия Англии проявляет все большую заинтересованность в Индии. Торговая буржуазия требует отмены монополии Ост-Индской компании, а промышленная буржуазия требует сырье.

Английское правительство все больше начинает вмешиваться в дела управления Индии. Завоеванные территории подчинялись Английской Ост-индской компании во главе с советом директоров, который находился в Лондоне. В Индии были созданы три губернаторства Бенгальское, Мадрасское, Бомбейское. Во главе стоял губернатор, который располагал штатом чиновников, в его подчинении сипайская армия. В1773 году издается первый акт об управлении Индией. Английская Ост-Индская компания признавалась владетелем Индийской территории. Вводилась должность генерал-губернатора, он назначался парламентом с одобрения совета директоров. Первый генерал-губернатор Индии Уорелл Гастингс. При генерал-губернаторе учреждался совет четырех, он назначался парламентом и советом директоров, этот совет контролировал деятельность генерал-губернатора. В Калькутте создавался верховный суд, по английскому образцу.

Очередные изменения в управлении Индией в 1784 году •- акт премьер-министра А.Питта. Согласно этому акту все важнейшие дела переходят к контрольному совету, который находиться при кабинете министров. Английская Ост-Индская компания сохраняет большие полномочия, она назначала чиновников на все гражданские и военные должности. В период подчинения Маратхской конфедерации в 1813 году дальнейшие наступление на права Ост-Индской компании - отмена монополии. Сохраняется только монополия на торговлю чаем с Китаем. После отмены торговой монополии появляется широкий доступ для купцов из Англии. В 1833 году - Английская Ост-Индская компания ликвидировалась как торговая организация, но сохраняла права на административное управление и военную деятельность. Усиливается контроль парламента над Советом четырех, вводится особый чиновник, который следил за деятельностью генерал-губернатора. Система политического управления Индийской колонии эволюционирует в сторону влияния государства.

 

Система эксплуатации Индии.

Грабеж Бенгалии показал, что такие средства не продуктивны. Исходя из этого, Английская Ост-индская компания в конце XVIII века проводит ряд реформ. Наиболее важные - это земельно-налоговые реформы. Их цель: бесперебойное получение налогов, нужно уменьшить налоговые ставки и урегулировать механизм их сбора. Создание социальной опоры для Англии в лице крупных индийских землевладений.

В 1793 году - Первая земельно-налоговая реформа, ее проводит генерал-губернатор Корнуоллис на территории Бенгалии. Реформа получила название «Система постоянного замендарства». Землевладельцами признавались те категории владельцев, которые на правах откупа владели землей. Крестьяне в этой системе наследственные (вечные) арендаторы земли. Замендары взимали с крестьян налоги и 90% от всех налогов они платили в казну Английской Ост-индской компании. Эта ставка была постоянной. Если же замендарий не мог выплатить, то его владения продавались на земельном аукционе. Целью англичан была капитализация сельского хозяйства Индии. Они считали, что высокая ставка налога заставит замендария активно заниматься своим хозяйством. Но англичане ошиблись, в индийском обществе (для замендария) прибыль не играла значительной роли.

В течении первых десятилетий после этой реформы масса замендариев разоряется их земли скупают судейские и налоговые чиновники Английской Ост-индской компании. На основе этих земель складывается английское плантационное хозяйство. Оно ориентировано на внешний рынок и на производство экспортной продукции -- чай, индиго, опиум. Арендаторы находились на положении рабов.

В начале XIX века на землях бывшего Майсура и соседних территориях юга Индии вводиться налоговая система - райятвари. Здесь в ходе многочисленных войн крупные

землевладельцы были уничтожены. В Майсуре сохранила крепкое положение

Землевладельцами признаются все свободные общинники. Английская Ост-индская компания конфисковала, в свою пользу, леса, пустоши. Землевладельцы выплачивали налог в казну. Первоначально ставка налога была высокой, но постепенно она понижалась. На территории Северной Индии в 30-40-е годы XIX века вводиться система временного замендарства. Так же как в Бенгалии собственниками земли признавались крупные землевладельцы, замендарий должны были выплачивать в казну Английской Ост-индской компании 85% от всех налогов.

Система маузавар вводиться на территории тех земель, которые англичане подчинили в войнах с Маратхами и Пенджабом. Основной фискальной единицей являлась вся община


в целом, налог раскладывался на каждого общинника в отдельности, если хотя бы один не выплачивал его вовремя, то вся земля общины конфисковывалась. Для индийской общины это было неприемлемо, так как представители разных каст в одной общине не равны, эта система вывала недовольство.

На протяжении 50 лет англичане проводят ряд земельных реформ. Активная деятельность англичан в Индии принесла изменения в экономической и социальной сфере. В начале XIX века Индия рассматривается как источник сельскохозяйственного сырья. Первоначально сырьем была индийская пряжа, а затем основными статьями экспорта стали индиго, чай, кофе, хлопок, опиум. В связи с этим усиливается специализация отдельных районов Индии. Чтобы связать отдельные районы с побережьем англичане развивают сеть коммуникаций - строят дороги. В первой половине XIX века появляется слой индийских посредников - компрадорская буржуазия - это несколько десятков крупных купеческих семей. С помощью ростовщичества они навязывают покровительство ремесленным слоям.

В XIX веке Индия превращается в источник сырья, ей интересуется английская промышленная буржуазия. Индийская колония потенциально рассматривается, как место сбыта легкой промышленности, а Индии это было не выгодно. Англичане, чтобы повысить емкость рынка прибегают к ряду мер: разница пошлин все ввозимые англичанами товары облагаются низкими пошлинами, в результате на них низкие цены. Местные ремесленники вынуждены снижать цены на производимые товары, как результат подрыв ремесла и обнищание ремесленников. Этими мерами англичане сумели расширить емкость индийского рынка, но широкие слои ремесленников разоряются и их деревня выталкивает в город, а это ухудшает социальную обстановку.

Англичане в первой половине XIX века составляли в Индии незначительную часть -замкнутая колониальная верхушка, практически не связанная с индийским обществом. Англичане создают своеобразный слой посредников - это индийцы, но по образованию и мышлению англичане. Слой низовой индийской администрации, которая получало английское образование, зачастую это были крестьяне. Англичане очень мало соотносились с индийской культурной традицией, они очень многое не учитывалось ими. Но были люди, которые изучали культуру индии. Воздействие англичан на Индию было сильно трансформирующим, разрушающим.

 

В конце XVIII века возникают вспышки сопротивления. Мощными антианглийскими выступлениями были события 1857-1859 годов Синайское (Великое народное) восстание или революционно-освободительная борьба. Восстание явилось столкновением двух традиций, двух культур.

Причины восстания: 1) последствия земельно-налоговой системы маузавар, где пострадали высшие касты. Выразителями недовольства стали сипаи Бенгальской армии, которая рекрутировалась из высших каст - раджпуты, джати, брахманы и мусульмане. Англичане не учитывали высокий статус сипаев из Бенгальской армии. В 40-е годы XIX века Индия полностью подчинена Англии. Сипаи теряют ряд привилегий - им урезают жалованье, обязывают служить вне провинции, и даже вне Индии, а это для них осквернение. Кроме сипаев недовольство проникает и в другие слои, в частности ремесленники были недовольны деятельностью англичан, а также городские низы и индийские раджи. Камнем преткновения стал указ о выморочных владениях (40-е годы), который расширил возможность англичан изымать княжества в пользу Английской Ост-индской компании, если нарушалось субсидиарное соглашение, если управление было плохим, если власть в княжестве передавалась приемным, а не своим сыновьям. На протяжении 40-х и начала 50-х годов англичанами были аннексированы несколько крупных княжеств - Ауд, Нагпур, Джханси.

2) Широкая деятельность в начале XIX века ваххабитов - это последователи Мухаммеда Аль-Ваххаба, они выступают с тезисом об очищении ислама. Важной частью является призыв к борьбе с неверными, к джихаду. Неверными считались англичане. Первая ваххабитская община 10-е годы XIX века во главе Ахмад-хан. Ваххабиты сначала столкнулись с сикхами, в результате вооруженного столкновения ваххабиты потерпели поражение.

В 30-е годы XIX века возрождается движение в лице Фарази - полное равенство всех. Вся земля принадлежит только Аллаху, и никакие власти не имеют право взимать налоги. К середине 50-х годов недовольство к англичанам было в различных слоях индийского общества. В мае 1857 года - вспыхнуло восстание, повод - в Бенгальской армии стали вводить новую винтовку, некоторые сипаи отказывались брать новое вооружение. В результате они были жестоко наказаны, вплоть до ссылки. Восставшие полки Бенгальской армии двинулись в сторону Дели и взяли его и заставили старого Багатур-шаха издать указ, призывающий все население Индии включиться в борьбу. Дели становиться первым центром восстания, главную роль в Дели играл Бахт-хан, он был ваххабитом, мусульманином. Вскоре в среде восставших начались противоречия. В Бенгалии сопротивление было быстрщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщщо подавлено, была сделана поднять Пенджаб. Бахт-хан не начал наступательных действий и предпочел укрепить Дели и ждать осады. Англичане в короткие сроки создали мощную военную группировку, а на территории Пенджаба начала формироваться новая сипайская армия. Дели оказался блокированным. Первого сентября 1857 года англичане взяли Дели, жители уничтожены, город разгромлен.

Вторым центром восстания был город Канпур на территории Махараштры. Руководитель движения - Нана-Сахиб, приемный сын Пешвы. Из-за этого англичане не дали ему возможность возглавить княжество. У Пана-Сахиба военачальником становиться его телохранитель - Тантия Топи. У англичан возглавлял войска генерал Нил. В июне 1857 года Канпур был взят англичанами, но Нана-Сахиб и его приближенные ушли на соседние территории и в дальнейшем оказались в княжестве Ауд, - в центре город Лакхнау он становиться третьим центром восстания. Во главе восставших ваххабитский проповедник - Ахмадулла, здесь же действует Тантия Топи, действует, и княжна Лакшми Бай. В Ауде первоначально бои велись с переменным успехом. К марту 1858 года силы восставших были подорваны, а в марте же 1858 года пал Лакхнау, после этого восстание переходит в стадию партизанской войны, до середины 1859 года. В конце концов, погибли все руководители восстания.

В ноябре 1858 года английское правительство стремясь стабилизировать обстановку в Индии издает манифест королевы Виктории, согласно которому Английская Ост-индская компания ликвидировалась, власть в Индии переходила к английскому правительству. Аннулировался указ о выморочных владениях всем кто оказывал сопротивление объявлялось прощение, но только тем кто не убивал англичан. Многие князья сложили оружие, к середине 1859 года движение в основном было подавлено. Вслед за этим англичане перешли к реформированию Индии, улучшению жизни в ней.


Османская империя.

Специфика мусульманской цивилизации.

Османская империя в конце XVII века - первой половине XVIII века. Черты
структурного кризиса.

Османская империя во второй половине XVIII века. Восточный вопрос.

Реформы в Османской империи.

 

Мусульманская цивилизация из восточных формируется самой последней. Стержнем цивилизации является ислам. Ислам пронизывает всю жизнь человека, все сферы общества. Ислам - тотальный образ жизни мусульман. Ислам невозможно отделить от политики, образования, экономики и других сфер жизни. Очень долгое время ислам ассоциировался в Европе с востоком.

В отношении ислама уже в средние века формируется ряд представлений искажающих ислам. Они бытовали и на протяжении и всего Нового времени.

Первый миф • ислам - это ложь и сознательное искажение истины. Для христианства исламская трактовка искажающая.

Второй миф - Ислам это религия насилия и меча.

Третий миф - Ислам выступает потворством страстей, в отличии от христианского мировоззрения, которое противопоставляло сферу духовную и телесную. В исламе принцип многоженства, в христианстве это не приемлемо. В исламском раю находятся те кто погиб за веру. Для них создается масса удовольствий, в рай попадают только мужчины.

Четвертый миф - Пророк Мухаммед ассоциируется с образом антихриста.
Согласно исламу человек имеет два предназначения:

Человек - это член религиозной общины уммы. На первом плане общественное, а не индивидуальное начало. Классики ислама, начиная с Аль-Маварди, подчеркивали то, что на первом месте всегда находятся интересы общины, и благо общины заслоняет интересы частные и особенно индивидуальные. Через служение общине они достигают наивысших благ. Саморазвитие человека должно идти по пути духовного самосовершенствования, достигается путем служения общине. Самоограничение и самоконтроль.

В идеале все члены уммы равны. Перед лицом Аллаха нет никаких различий между членами общины, все рабы Аллаха. Существовало одно различие между членами уммы, оно закладывается в степени благочестия, то есть тот, кто продвинулся вперед в служении общине и Аллаху. Исходя из представлений о всеобщем равенстве в рамках уммы, в исламе особое внимание уделяется проблеме социальной справедливости. Ислам чрезвычайно эголитарен. Существует масса механизмов, которые призваны осуществлять социальную справедливость. В рамках уммы не признается конкурентной борьбы между индивидами. Те кто имеет больше должен делиться - налог закят - в общину отдается 40% от дохода. Ислам не когда не был против частного предпринимательства и частной инициативы. Торговля - тоже дело не индивидуальное, для уммы торговля есть дело общественное. Главное ее назначение - это наполнение внутреннего рынка. Умма ни в чем не должна нуждаться. Главный вид торговли -внешняя. В исламе запрещено брать процент с единоверцев, нельзя обдирать соседа. Эта мера направлена на поддержание социального равенства. Ростовщичество не признавалось общественным мнением, оно существовало в скрытых формах.

В исламских государствах не сложилось четкой концепции земельной собственности. Не говорится о том, что земля может принадлежать отдельным людям. Верховный собственник земли - Аллах. Он передает земли общине или отдельному человеку, это обеспечение социальной справедливости. Поскольку все члены уммы равны, это обеспечивает высокую социальную мобильность. Любой представитель уммы может стать правителем, проблема заключается в уровне благочестия.

Человек - это воин ислама. Истоки этой ипостаси происходят из того, что ислам претендует на конечность своего учения. Пророчество Мухаммеда - это последние пророчество (суннизм). В шиизме идея о длящемся пророчестве. Ислам признавал традиции других религий, но пророки других религий не смогли донести людям все. Поскольку учение, конечно, часто проистекает крайняя нетерпимость в рамках ислама.

Весь мир можно условно поделить на три части:

Мир ислама дар-уль ислам это мир исключительный, живущий по
правильным законам, мир полноценный.

Промежуточный мир - те территории, которые добровольно приняли ислам.

Мир войны - это противостоящий исламу мир, мир неверных. Сюда направлена
вся энергия ислама.

Средство распространения ислама и


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 1301; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь