Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные функции каждого отца ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Мне очень близки идеи и толкование этой темы Д.Принсом. Дерек Принс родился в Индии. Он изучал философию, а также древнегреческий, латинский, арамейское наречие и иврит. В начале Второй мировой войны, неся службу в медицинском подразделении Королевской армии Великобритании, Дерек Принс обратился к Господу. С тех пор он посвятил свою жизнь ясному и практическому исследованию Библии. «Бог не просто записывает утверждения истины на листе бумаги – Он вкладывает истину в людей. Мы имеем Библию и мы благодарим Бога за Писание, которое есть у нас в написанном виде. Но Иисус сказал: «Я есмь истина». Многие из нас могли бы признаться, что простая абстрактная истина никогда не может удовлетворить нас. Но нам может дать удовлетворение истина, заключенная в человеке. Мы нуждаемся в том, чтобы иметь связь не с чем-то абстрактным, но с личностью», - пишет Д.Принс в свое книге «Мужья и отцы».[153] Согласно словам апостола Павла, что от Небесного Отца «именуется всякое отечество на небесах и на земле», [154] то есть всякое отцовство. Можно сказать, что Бог доверил каждому отцу ответственность за воплощение в своей личности конечного откровения Библии – отцовства. Быть настоящим отцом – это стремиться всей своей жизнью являть Бога как совершенного Отца. Получается, что каждый отец представляет Бога своей семье. Каждый мужчина является потенциальным или фактическим отцом. И это не просто выбор, но объективная реальность. Также реальностью является и то, что каждый отец представляет интересы Бога в своей семье. Только одни это осознают и стараются сделать это достойно. А другие не имеют такого понимания, что ведет к противоположному результату. Серьезное заявление делает Д.Принс, заявляя о том, что величайшим проклятьем века сего являются отцы, которые исказили представления о Боге.[155] Многие люди могут сказать, что ненавидят своих отцов, или просто презирают. Поэтому, когда они слышат о том, что Бог является их Отцом, им трудно испытать при этом радость. Отцовство было омрачено. И вместо того, чтобы земной отец послужил добрым примером, он оказался препятствием. Апостол Павел пишет: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог».[156]
Можно изобразить нисходящую цепочку власти:
Бог Отец
Христос
муж
жена
В этой цепочке есть две личности, которые имеют связь по двум направлениям. Христос имеет связь по направлению вверх – с Отцом и по направлению вниз – с мужем. Муж имеет связь по направлению вверх – со Христом и по направлению вниз – с женой и всей семьей. Как Христос представляет Бога мужу, точно также муж несет ответственность за то, чтобы представлять Христа всей своей семье. Это большой труд. У Христа три основных служения – священник, пророк и царь. Дерек Принс предлагает использовать их и для отца, так как он представляет Христа всей семье. То есть у каждого мужчины-отца есть три основных функции-служения: быть священником, пророком и царем в своей семье.[157]
Отец как священник Успех отца в качестве священника будет определять, насколько он преуспеет в качестве пророка и царя. Если нет понятия, что значит быть священником в доме, то все остальное просто автоматически не будет иметь успеха.
Итак, священник. Священник имеет, прежде всего, непосредственное отношение к жертвоприношению, так как согласно Священному Писания, только священник может приносить жертву. Получается, что отец как священник несет священную обязанность приносить жертвы от лица всей семьи. Можно выделить 4 основных способа того, как может отец приносить жертву от лица семьи: 1. Предлагая благодарение 2. Совершая ходатайство 3. Обеспечивая путь к спасению 4. Практикуя веру за своих детей «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его», читаем мы в послании к Евреям 13: 15. Молитвы хвалы и благодарения, молитвы, призывающие на людей Имя Господа Иисуса – прекрасная возможность послужить другим людям. Мужья и отцы как священники должны уделять время для молитвы благодарения за свою семью, создавая атмосферу присутствия Божия во всем. Если отец молится за семью – это уже свидетельствует о его понимании важности молитвы. Но благодарение – это особое состояние сердца. Это понимание блага, которым Бог одарил мужчину, послав жену и детей. А также благодарение – это способность видеть хорошее в каждом члене семьи. Если я могу благодарить Бога за конкретного человека, то наверняка мне не трудно сказать слова благодарности и похвалы этому человеку лично. Д.Принс делает интересное замечание: « Если я не могу поблагодарить Бога за какого-то человека, то наверняка я не имею права за него молиться совсем, потому что моя молитва может причинить больше вреда, чем пользы».[158] Также отец, как священник, несет ходатайственное служение. Молитва за свою семью, за каждого ребенка. Это похоже на сражение, в котором отец молитвенно покрывает каждого, прося Небесного Отца о защите в этой жизни и возможность всем быть в будущей. Конечно, не только духовная защита ожидается от отца. Но такой путь помогает мужчине чувствовать и свою защиту от Небесного Отца. Да, он несет ответственность за семью, но он не одинок, у него есть тот, Кто поддерживает и понимает его, ведь Бог Сам является Отцом.
Что значит обеспечить путь спасения?
До сих пор иудеи в Пасху повторяют то, что Бог повелел Своему народу в Египте через Моисея. В таинстве Пасхи отец выступает в качестве священника. Приносился жертвенный агнец. Весь обряд Пасхи зависел от отца семейства. Никто другой не мог сделать то, что должен был сделать он. Каждый отец нес ответственность за то, чтобы обеспечить жертвенным агнцем всю семью.[159] Когда жертва была выбрана, то кровью нужно было помазать перекладину и оба косяка двери. Это был знак для ангела-губителя, чтобы пройти мимо. Во всем этом сакральном действии, ведущем к спасению, всю ответственность нес отец. То есть на отца было возложено помазание Богом служение священника, который представлял интересы своей семьи. Обязанностью было позаботиться о том, чтобы спасение совершилось в его доме. Сейчас, в нынешнее время, существует другая жертва, но обязанность отца остается прежней. Именно отец, как никто другой, может заложить духовное основание семьи. Отцы, которые не знают своего Отца Небесного, не помогаю встать на путь спасения своей семье, но наоборот, очень часто являются соблазном. Отец также с самого рождения ребенка практикует веру за него. Пока ребенок маленький, он не может сам верить и молиться за себя. Поэтому родители доверяют своих детей Богу, практикуя веру за них. Отец как прообраз Бога в семье, первый, кто должен научиться верить за своих детей, передавая им этот навык. Небесный Отец верил в нас еще тогда, когда мы сами не способны были это делать, будучи грешниками. Его вера привела Иисуса на крест, Его вера воскресила нас со Христом, Его вера протягивает руку каждому блудному сыну и дочери.[160] Как много отцов благодарят Бога за своих детей, покрывают молитвой, ведут к спасению духа и учат жить с верой, сами практикуя веру в повседневной жизни? Ответ будет не утешительным. Наши исследования, приведенные выше, показываю, что чаще всего все происходит с точностью наоборот. Отцы не ценят тот дар, которым является ребенок, поэтому не только не благодарят Бога за него, но такие отцы никогда не благодарят и не хвалят самих детей. Им легче выразить гнев, недовольство, критику, чем выразить одобрение. Можно подумать, что если отец отсутствует, то тогда он ничего плохого не делает. Но это только видимость. Отсутствующий отец – это пассивная форма отца. То есть его функции выполняются отрицательно, а именно вообще не выполняются. Семья, где функция отца как священника не выполняется, напоминает мне запустелый храм, где все разбросано: мусор, разбитые стекла, голуби пыль и пр. А еще того хуже – в здании храма кафе, кинотеатры или фабрики. Как это было после революции в СССР. Нет священника, значит не проходит богослужение, нет прихожан. Также в семье: нет в доме отца-священника, значит нет крепкой и единой семьи. Хочется верить, что с возрождением храмов, возродится и настоящее отцовство, как Небесное, так и земное.
Отец как пророк Между священником и пророком есть существенная разница. Священник представляет свою семью Богу, а пророк представляет Бога своей семье. Пророк не только говорит от лица Бога, но и действует. То есть он показывает своей жизнью. Дерек Принс считает, что это можно сделать 4 способами.[161]
1.Представляя Бога своим примером Это самое лучшее, что отец может сделать. Дети не умеют анализировать поступки взрослых. Они просто смотрят, как поступают родители и делают то же самое. Только потом они учатся объяснять свои поступки и решения. Каким является отец – любящим, доступным, сострадательным, сильным? Ребенку легко представить Бога таким, если таким является его папа. То есть отец своей жизнью, своими поступками, своими чертами характера отождествляется с Небесным Отцом. И это представление может быть истинным или ложным. Многие люди, не задумываясь, отвечают на вопрос «кто такой Бог? », что Он Тот, Кто наказывает за проступки, то есть грехи, что Он слишком занят глобальной работой во Вселенной и Ему нет дела до повседневной жизни человека. Вот и делаем вывод, какой отец был в таких семьях: он был вечно занят на работе, не интересовался личной жизнью ребенка и единственное, на что он находил время – это наказание за проступки. Печально, но факт. Для меня очевидным является положение, которое создалось в современном обществе. Люди не знают Небесного Отца, Его характера, Его воли и замысла о каждом человеке. Мужчины потеряли идеальный «образ» отца, а найти не могут. Как отец может действовать в своей семье в качестве пророка и нести добро, а не зло? И здесь однозначный ответ – через любовь. «Бог есть любовь»[162] учит нас Писание. Это сущность Бога, Его главная характеристика. Любовь Отца послала Сына для нашего спасения и усыновления.[163] Каждый человек рождается с потребностью любить и быть любимым. Материнская любовь прекрасна и незаменима. Но отцовская любовь совсем другого качества. Любовь отца внушает чувство силы, защиты и собственной значимости. Мы уже выше говорили о том, что Небесное Отцовство преобразует личность человека именно с этой позиции. В Боге мы находим свою сущность, а значит и ценность, уверенность.
Отец земной, который любит ребенка, подобно тому, как Небесный Отец любит Своих детей, воспитывает чувство самоуважения и достоинства. Когда в жизни ребенка недостаточно такой любви, то внутри него образуется глубокая рана, которую можно охарактеризовать как отвержение. Отвержение – это чувство ненужности, ощущение того, что ты не важен. На самом деле, это серьезная проблема, которая тянется всю жизнь. Отверженный ребенок превращается либо в забитого, всего боящегося человека, либо начинает компенсировать свою рану, требуя принятия. Первую форму можно назвать пассивной. Она проявляется в человеке в следующих видах: депрессия, цинизм, недостаток желания что-то делать, безнадежность и, в конце концов, склонность к суициду. Многие начинают употреблять наркотики, алкоголь и злоупотреблять другими «антидепрессантами» именно по этим причинам. Вторая форма активная. Симптомы активного характера могут принимать следующие формы: раздражение, злость, отвержение власти, насилие, склонность к криминальным действиям, и как крайняя форма - убийство. Эти требования выглядят как контроль или диктат, сопровождаясь изощренной манипуляцией. Одним словом, такой человек «берет» внимание себе силой. Мы уже знаем, что большой процент тех, кто находится в заключении, дети из трудных семей. Можно сказать, что неспособность отцов любить своих детей – причина большинства преступлений и насилия в обществе. Выше мы отмечали тот факт, что многие отцы хотят любить своих детей, помня негативное свое детство, но они не знают, как выразить свою любовь. Не видя примера в своей личной жизни, им нечего было перенять, скопировать, чтобы сделать частью своего поведения. На помощь приходит Небесное Отцовство. Для кого-то его собственное отцовство становится отправной точкой в формировании нового поколения, которое будет знать отцовскую любовь. Это большой труд, но это стоит того, чтобы потрудиться! Безусловная любовь – это секрет формирования личности, которая имеет правильную самооценку по отношению к себе и к окружающим. Небесный Отец являет нам именно такую любовь. В Его любви нет условий, рамок и ограничений. Он принимает каждого, кто приходит к Нему. У Бога всегда есть время для Своих детей. В такой любви нет места сомнению и недоверию. Поэтому Бог Отец ожидает от нас взаимного доверия.[164] Но говоря о Божьей Отцовской любви, надо отметить, что Его любовь не бывает слабой или сентиментальной. Он не потакает настроению или капризам Своих детей. Наоборот, Его любовь выражается в твердой дисциплине: « Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».[165]
Дисциплина помогает ребенку чувствовать защищенность, учит навыкам послушания и умению соблюдать правила. Известный психолог Дж.Добсон в своей книге «Непослушный ребенок», пишет о том, что каждый ребенок «проверяет» своих родителей нарушением каких-либо правил поведения. Он это делает в надежде на наказание. Наказание свидетельствует о том, что он может чувствовать себя уверенно – родителям не все равно, они переживают за него. Конечно, имеется в виду наказание в любви, а не как форма насилия. Безнаказанность формирует преступность в любой ее форме. Отец является главой семьи, всякое наказание должно, по всей видимости, исходить от него. Но он должен это делать в спокойном состоянии, настойчиво, не унижая ребенка, как личность. Осуждается проступок, а не ребенок. Подобно тому, как Бог ненавидит грех, но любит грешников, ведь они его дети. Интересен тот факт, что мужчина эффективней в наведении порядка и дисциплины. Я отметила это на своем личном опыте. Более 10 лет преподавания в Воскресной Школе показали, что присутствие любого мужчины на уроке – хорошая дисциплина в результате. Можно сказать, что отец должен активно принимать участие в жизни детей. Невозможно быть последовательным, осведомленным и заботливым по отношению к детям, не принимая участия в их жизни. Участие обеспечивает жизненно важную среду для восполнения нужд детей, давая им возможность расти и быть здоровыми. К.Кенфилд представляет некоторые исследования Гарвардского университета.[166] Он отмечает, что дети, у которых были отцы, которые принимали активное участие в их жизни, серьезно отличаются от детей, чьи отцы мало интересовались ими, или не имеющих отцов: - более уверены в себе в незнакомой обстановке; - способны лучше справляться с неприятностями; - легче адаптируются, спокойней переносят изменения; - у них более развито чувство собственного достоинства; - такие дети, вырастая, становятся более доброжелательными людьми; - у них более высокие требования к себе, поэтому и успехи – выше средних; - они более коммуникабельны. Не надо быть «семи пядей во лбу», [167] чтобы понять – надо больше проводить времени с детьми. Это как любой верующий человек, не задумываясь, скажет, что Бог участвует в его жизни 24 часа в сутки, и к Нему можно обратиться в любое время. Это делает человека уверенным. Так и любой ребенок должен знать, что его папа, хотя и не Бог, но он отложит все свои дела, если это будет необходимо, чтобы провести время с ним.
Без участия отца в жизни ребенка не может быть и речи об успешном отцовстве. Участие отца в жизни детей уникально. Материнство прекрасно, но оно тоже уникально по-своему. То есть вклад каждого родителя уникален и не совпадает по тем результатам, которые можно увидеть в ребенке. Интересный результат исследований описан в книге К.Кенфилда: взаимоотношения отца и ребенка оказались более важными, чем ребенка и матери, когда изучались способности ребенка научиться состраданию. И еще, результаты некоторых опросов показывают, что участливые отцы, чувствующие свою важность для детей, более счастливы в браке и при этом преуспевают не хуже тех, кто пренебрегает детьми ради карьеры.[168] Отец как пророк, являет характер Небесного Отца. Он такой же, как Его Отец. И самое главное, это делается не время от времени, но постоянно. Понятно, какая ответственность на отце, какой труд духа и души. Но результатом будет безоговорочный авторитет и уважение всей семьи, принятие власти отца. 2.Представляя Бога через учение Еще одна важная функция отца как пророка – наставлять всех членов семьи на путь Божий в Его Слове. Это становится не трудно, если отец поступает так, как мы описали выше. Учение только подтверждает дела. Уважение и авторитет отца вызывают желание учиться. Апостол пишет отцам: «И вы Отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».[169] Мы видим, что согласно этому месту Писания, именно отец несет ответственность за обучение детей Слову Божьему. К, сожалению, чаще все бывает наоборот, мать учит и детей, и мужа. Мужчины настолько заняты, что они возложили эту ответственность на жен, школы, церкви и т.п. Не секрет, что в церквях на богослужениях больше женщин. Это не означает, что верующих мужчин меньше, нет, просто они заняты чем-то более важным. А ведь когда дети вырастут, особенно мальчики, они скажут: «я хочу быть как мой папа, а он не ходит в воскресенье в церковь, он зарабатывает деньги». Поэтому у многих мальчиков складывается впечатление, что христианство для женщин. «Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности. Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам, не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил. Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их, чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, - возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его, и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим», - это учение Асафа, записанное в 77 Псалме. Удивительные слова. Они очень сильно перекликаются с нашей темой и современным состоянием общества. Это постановление – передавать учение Божье из поколения в поколение. Так поступают с тем, что считается самым ценным. Асаф понимает, что самое ценное – это знать Бога, иметь верное и устроенное сердце перед Богом, храня Его заповеди. Нарушение этого приводит к тому, что Асаф назвал родом упорным и мятежным. Снова параллель с нашим временем. Наши отцы, воспитанные в духе безбожия, не смогли научить нас хранить заповеди Божьи и возлагать надежду на Него. Такое прошлое привело к плачевным результатам. Но есть надежда, что все может измениться благодаря растущему возвращению людей к Небесному Отцу – идеальному «образу отца». Каждую ситуацию можно использовать для научения и наставления. Лучше не ограничиваться религиозным ритуалом, происходящим раз в неделю. Иисус использовал любую ситуацию, чтобы научить Своих учеников. Он сделал Слово Божьим интересным и практичным, применимым к любой ситуации. Свой личный духовный опыт лучше не оставлять недоступным. Хорошо, когда дети вовлечены в молитвенную жизнь, они видят, как проходят родители различные искушения, как умеют славить Бога каждый день. Именно так и поступал Иисус. Его жизнь и Он сам был как на ладони, ничего не скрывая. Поэтому мы имеем прекрасные Евангелия, а ученики смогли справиться с поставленной задачей – основать церковь, которая прошла все испытания и трудности, но осталась сильной и живой. Дети ищут моральную опору в лице своего отца – то место, где можно бросить якорь. И, если не находят, их начинает нести по течению. К.Кенфилд приводит в своей книге интересный вывод, который сделали американские исследователи, когда сравнивали ценности родителей и детей. Он пишет, что моральные устои потомков определяет не то, что думают родители, а то, что думают дети о том, что думают их родители. Поэтому несоответствие разговоров о морали и нравственности родителей и их реальный образ жизни, стремительно подрывает уважение детей к ним. Для ребенка будет странным, когда его учат, что врать плохо, и при этом папа забыл, что пообещал пойти с ним в цирк или зоопарк. Разве это не выглядит ложью, когда обещания не исполняются? Трудно представить себе, что Бог Отец вдруг забудет, что Он обещал хранить своих детей, отвечать на просьбы! Мы верим Небесному Отцу именно по тому, что Он верен Своим словам во всем. В хорошем научении важно быть открытым и доступным. Многие мужчины боятся своих эмоций, считая, что дети увидят слабость в проявлении эмоций. Так и закрепляется понятие о том, «мужчины не плачут – мужчины огорчаются! »
Жизнь Иисуса - прекрасный пример обратного. Иисус радовался, гневался и мог прослезиться, в случае со смертью своего друга Лазаря. Эмоциональные и духовные качества являются одними из наиболее важных в модели отца. «Немногие мужчины свободно проявляют свои эмоции, но детям нужно видеть – видеть и учиться проявлять свои чувства, не теряя при этом контроля над собой. Когда они видят, как вы скорбите о потере, сдерживаете себя в гневе или отмечаете достижение, то познают область ваших чувств, ваше истинное лицо», - пишет К. Кенфилд.[170] Какими станут дети сегодняшних отцов завтра? Смогут ли они пройти с достоинством испытания и искушения этого мира? Большая ответственность перед отцами – научить сыновей и дочерей не только выжить, но повлиять на общественную жизнь во благо. 3. Двустороннее общение Пророческое служение отца не просто одностороннее движение информации. Когда мы говорим о Боге, то мы понимаем, что общение с Ним имеет двойную связь: мы говорим Отцу – Отец говорит нам. Христианство уникально такими взаимоотношениями Бога и людей. Диологическая связь во всем. «Воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь», - говорит Сам Бог через Иеремию.[171] Нашего совершенного во всем Отца интересует все, что связанно с нами. Он сопереживает, радуется и переживает за нас. Мы видим это в Иисусе Христе, Который сказал Филиппу, что «видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела».[172] Опираясь на слова Иисуса, мы можем сказать, что Отец через Сына Своего показал Свой характер и отношение к людям. Поэтому земным отцам, которые несут своим семьям образ Бога, необходимо научиться иметь прямое общение в семье с каждым членом и обмен информацией. Каждый отец должен знать о детях все, насколько это возможно. Д.Принс рекомендует, чтобы общение отца и ребенка проходило вне религиозной обстановки, то есть не в формальной обстановке. Общение с папой должно ассоциироваться с чем-то приятным, легким и всегда свежим. В таком общении важно не просто отцу что-то говорить ребенку, но дать возможность самому ребенку поговорить с отцом. Многие «трудные подростки» жалуются на то, что они не могут нормально поговорить с родителями, потому что они не слушают и не хотят слушать детей.
Неумение слушать – это вообще глобальная проблема человечества, на мой взгляд. Именно поэтому в последнее время стали так популярны психологические кабинеты, где люди готовы платить деньги за то, чтобы рассказать о наболевшем. Это некая форма исповеди, ее подмена. Мне трудно представить, что было бы, если, начиная молитву, мы тут же слышали с Неба «нравоучение» Бога. Но наш Отец очень терпеливо выслушивает нас, а мы порой забываем дать Ему сказать слово. Нам стоит научиться у Бога - выслушивать до конца. Многим взрослым, особенно отцам, как представителям мужской половины, не интересно выслушивать «детский лепет» своих детей. Детей порой лишают голоса, мнения, таким образом, их интересы не учитываются. А это дискриминация личности! Очень важно вдохновлять детей выражать себя и научить их объяснять свои чувства, проблемы. Мне понравилось одно выражение, к сожалению, я не запомнила ее автора. Этот мудрый человек сказал, что образованный человек не тот, кто много знает, а тот, кто может выразить свою мысль понятно. Как много людей не могут сформулировать свою мысль, не знают, как объясниться с другими людьми. А это часто является причиной ссор, конфликтов и даже разводов. Отцы, умеющие слушать своих детей, смогут добиться большего успеха в воспитании гармоничной личности в них. И еще один аспект обратной связи между отцами и детьми. Самые важные вещи, которые могут быть сказаны в жизнь ребенка, как правило, говорятся в самой будничной, непринужденной обстановке, в тот момент, когда этого никто не ожидал. Поэтому таких обстановок должно быть предостаточно в жизни семьи. То есть отцам надо чаще ходить с детьми на рыбалку, вместе чинить машину, сажать картошку, ремонтировать старый приемник и т.д. То есть отцам необходимо быть доступными для своих детей. Доступность – это незапланированное время, то есть быть в распоряжении ребенка и при этом не обязательно заниматься чем-то вместе с ним. Доступность развивает в ребенке чувство того, что он может рассчитывать на папу даже в его отсутствие. Например, отец может дать номер рабочего телефона, чтобы ребенок мог позвонить, если ему это понадобится. Обратная связь отца и ребенка способствует осведомленности отца. Осведомленность – это то, насколько отец знает своих детей. Осведомленный отец знает характер детей, знает их нужды и каждодневные переживания, знает, что происходит у них в жизни, предвидит их реакцию на то или иное событие. К.Кенфилд приводит хороший образ по поводу осведомленности: « Осведомленность – это стена с окнами, позволяющими нам заглядывать в душу ребенка и познавать его внутренний мир».[173]
По этому поводу Кенфилд также говорит о том, что, будучи заботливыми отцами, мужчины должны стремиться познавать своих детей. Для этого они должны искать журналы, книги, посещать семинары по отцовству и т.д. Как жены легко общаются со своими матерями и с другими женщинами-матерями, так необходимо научиться отцам общаться друг с другом на эту тему, обсуждая проблемы, возникающие в процессе воспитания детей, делиться опытом. Осведомленность приносит пользу не только детям, но также и папе. Человек, который знает своих детей, приобретает уверенность в них, - редкое и драгоценное качество отцовства. «Мы смотрим новости, нас предупреждают воспитатели: ребенка окружает опасный мир. Иногда я чувствую, что занимаю пассивную позицию и жду, пока мои дети вырастут. Но когда я осознаю, кто такой мой ребенок, что он переживает и как постигает мир, то начинаю видеть некоторые решения, а не только одни проблемы. Когда я осознаю, даже в ограниченной степени, что могу быть отцом, который нужен детям, моя спина выравнивается, плечи расправляются: «Я буду таким отцом», - говорит о своем отцовстве Кенфилд.
4.Спасая семью в последние дни «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего».[174] Ной как глава семейства получил пророческое слово от Бога, как спасти семью от предстоящей гибели. И он со всей ответственностью подошел к этому делу. То время, в которое мы живем, очень напоминает времена Ноя. Жить стало не безопасно. Нашим детям приходится сталкиваться со многими трудностями, насилием. «Время, в которое мы живем, призывает отцов с пророческим духом, как у Ноя, отцов, которые будут чувствительны к предчувствиям опасности, с которой сталкиваются их семьи, которые будут предпринимать действия по защите своих близких», - провозглашает Д.Принс.[175] Увы, некоторые отцы представляют собой не защиту, а угрозу для своих детей. Вместо того чтобы спасать детей от греха мира сего, они способствуют тому, чтобы дети узнали его в своей жизни как можно раньше. Отец в качестве царя Мы используем наименования функций отца, которые предложил Д. Принс.[176] Но мне нравятся все эти формулировки. Это очень логично. Если мы приняли во внимание тот факт, что Иисус полностью показал Отца, Его характер и волю, а также Христос является главой мужа, то мужчины-отцы могут смело брать пример с Него, служа своим близким.
А исторически сложилось, что Христа рассматривают в категориях трех видов служений – священника, пророка и царя. О трех служениях Христа говорили уже некоторые отцы церкви, особое внимание же к этому вопросу привлек Жан Кальвин.[177] Милард Эриксон предлагает вести речь о функциях Христа – откровении, правлении и примирении. Об этих аспектах дела Христа можно говорить как о Его поручении, так как Иисус был Мессией и Помазанником. Эриксон считает необходимым учитывать эти три аспекта служения, но не выделять какой-то один в ущерб другим и не разделять их слишком резко.[178] Каждый отец должен осознать, что его отцовство – это призвание, миссия, которую необходимо исполнить. И в качестве царя отец управляет своей семье от лица Бога. Апостол Павел приводит в послании к Тимофею необходимые качества для того, кто желает стать служителем в церкви: «…хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? ».[179] Слово «управлять» в буквальном смысле означает «стоять во главе». То есть, по сути, это слово означает, что отец стоит во главе своего дома. Он добровольно встает между своей семьей и всяким давлением извне, защищая ее. Он идет впереди, показывая пример. Семья – это миниатюрная модель церкви. Павел хотел сказать, что тот, кто успешен в семейном управлении, тот будет иметь успех в управлении церковью. Отец, как пастор, ответственен за то, чтобы вести свою семью к «злачным пажитям».[180] Поэтому он имеет право устанавливать некоторые правила в своей семье, которые помогут организовать жизнь семьи так, чтобы все могли достичь той цели, которую «видит» отец. Любой лидер, руководитель должен, в первую очередь, иметь видение – цель. Все книги об успешном лидерстве, их стало очень много в последнее время, учит этому простому принципу. Лидер – это тот, кто ведет кого-то. Но он успешен только тогда, когда приведет людей туда, куда запланирован. Должна быть цель, к которой стремится лидер и его последователи. Последователи-то появляются тогда, когда есть куда следовать. Моисей имел цель, поэтому он величайший лидер – вывел целый народ из рабства! Иисус Христос совершил Свое дело, потому что у Него была цель. Эту цель подхватили миллионы людей по всей земле! Люди с таким пониманием лидерства называются по-разному в различные времена, но есть одно, что объединяет их всех – они знали, ради чего живут и ради чего они могут отдать свою жизнь. Беда современного общества в том, что многие просто не знают ради чего им жить, нет настоящей цели, которой посвящаешь всего себя. Беда современного отцовства – отцы, которые не знают, куда им вести свою семью. Их лидерство становится не только неэффективным, но и разрушительным порой. Мужчина все еще чувствует, что он «в доме хозяин», но фактически это не так. Формальным лидером становится жена, иногда даже дети, что унижает самолюбие мужчины. И тогда предпринимаются попытки «взять власть» силой. Земное отцовство являет небесное. Можно посмотреть пример применения власти, ее взаимодействие в отношениях Бога Отца и Бога Сына. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего», - говорит Иисус.[181] Можно увидеть, что Богу Отец отдавал повеления, и Иисус исполнял их. И еще одно место из Писания: «Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец».[182] Иисус во всем был послушен повелению, которое получал от Отца. Послушание Сына – пример взаимодействия Отца и Сына. Отец дал Сыну повеления, а Он научился послушанию, их выполняя. Такое послушание стоило Ему жизни. Д. Принс утверждает, что нигде в Библии мы не найдем примера, поощряющего небрежность, непослушание или легкомыслие. Бог – есть Бог точности. Он ясно говорит нам все, чего Он от нас хочет, и при этом ожидает, что мы все исполним.[183] Поэтому важной задачей отца является научить послушанию. Дисциплина и есть то, что учит послушанию. Если отец- управитель хочет добиться успехов в воспитании детей, то он должен научиться совмещать любовь и дисциплину. С другой стороны, если родители хотят вырастить несчастливых, разочарованных детей, то самый легкий способ добиться этого – избаловать их: давать им все, что они просят, делать все, что они от вас хотят, и уступать каждому их требованию. Когда дети, воспитанные подобным образом, вырастут, они будут ожидать, что жизнь должна относиться к ним так же, как относились к ним родители. А жизнь имеет другие правила, где очень часто приходится преодолевать трудности. А без специальной подготовки это становится очень трудно, а для некоторых невозможно.
Попустительствовать в воспитании, так можно лучше назвать излишнюю «доброту», не требует больших усилий. Многие отцы просто ленятся, ведь дисциплина требует усилий от всех: как от родителя, так и от ребенка. «Распускать ребенка, особенно в сегодняшнем мире, в котором вообще нет границ, - просто нечестно. Эти границы должны быть простыми и практичными, и обычно их следует объяснять детям. С другой стороны, бывают и такие ситуации, когда на вопрос «почему? » надо ответить просто: «Потому что папа (или мама) так тебе говорят». Объяснение некоторых запретов может оказаться сложным для понимания маленького ребенка. В конце концов, наш Бог Отец иногда устанавливает правила для Своего народа и при этом не объясняет нам всех причин. Он ожидает послушания», - отмечает Д. Принс. Итак, отец как царь, управитель в семье, совершает огромный труд. Он определяет цели для всей семьи, определяет пути по достижению этих целей и следит за точным выполнением поставленных задач, правил. Это действительно огромный труд, который требует духовных, душевных и физических затрат. На такое способен морально и духовно зрелый мужчина, который со всей серьезностью посвятит себя семье. Просто устанавливая правила и предъявляя различные требования своим детям, нельзя полностью удовлетворить их потребности в родительской опеке. Дети с самого своего рождения являются личностями, поэтому они самостоятельно принимают решения. Когда они еще младенцы, они решают, в какой угол дома ползти, когда становятся старше, то решают, какую одежду носить и с кем дружить. К.Кенфилд отмечает это в своей книге «Сердца отца» как неизбежность, с которой должны смириться все отцы и матери. Учитывая личностный подход к каждому ребенку и мудрое управление отца – это сам Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы