Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ловушка бессмысленного страдания
Вероятно, вы замечали, что некоторые люди страдают из-за вещей, на которые другие люди вообще не обращают внимания, а то и используют их, как повод посмеяться над самими собой. В жизни не так уж много серьезных поводов для страдания, таких, например, как тяжелая болезнь или смерть. Как бы странно это ни звучало, страдание — это тоже привычка. Гораздо проще ощущать себя жертвой, чем принимать ответственность за собственные чувства и за последствия своих действий. Привычка к страданию, как правило, формируется в детстве, когда ребенок плачем и демонстрацией своих терзаний добивается от взрослых выполнения своих требований. Если вы нервничаете по незначительным поводам — значит у вас недостает воли и мудрости пересмотреть свое отношение к раздражающим вас вещам. Несмотря на то, что ощущение и проявление страдания дает некоторые преимущества, со временем негативные последствия привычки к страданию, выражающиеся в снижении жизненного тонуса, ухудшении здоровья и утрате радости жизни значительно перевешивают преимущества позиции жертвы. Контрприемом является задаваемый самому себе вопрос: «Зачем я страдаю? » Причин для страдания можно изобрести множество, тем не менее, смысла страдание, как правило, не имеет. Не исключено, что по здравом размышлении вы придете к заключению примерно следующего плана: «Привычка к страданию не приносит мне ничего, кроме вреда. Возможно, у меня есть причины для подобных чувств, но от того, что я буду терзать себя мучительными переживаниями, лучше не станет. Разумнее направить свои силы на улучшение ситуации, в которой я нахожусь, и исправить то, что можно исправить, чем расходовать жизнь на бессмысленные терзания».
Ловушка иллюзорного счастья
Многие люди полагают, что если они добьются некой цели, они, наконец, будут полностью счастливы. В подавляющем большинстве случаев они ошибаются. Если цель достижима, радость от ее достижения довольно быстро угасает, а желанное счастье почему-то так и не наступает. Человек создает себе новую цель, после которой, как он полагает, он станет «окончательно счастлив», и все повторяется снова. Бывает и так, что получить нечто, «необходимое для счастья» оказывается невозможно, и мысль об этом становится источником печали, а то и депрессии. Погоня за «синей птицей счастья» в течение некоторого времени может казаться увлекательной, но годы проходят, «птица» никак не ловится, в душе накапливается горечь, а жизнь кажется «прожитой зря». Счастье — это состояние души, которое человек имеет здесь и сейчас, в данный момент. До тех пор, пока человек не научится радоваться тому, что имеет, тому, что окружает его; до тех пор, пока он не избавится от иллюзии, что счастье наступит лишь после того, как он что-то сделает или что-то получит, он не сможет быть счастлив. Контрприемом является развитие умения наслаждаться настоящим моментом, тем, что вы имеете, и тем, что вас окружает. Вместо того, чтобы предаваться иллюзорным мечтаниям о будущем счастье, которое когда-нибудь, возможно, наступит, концентрируйтесь на всем хорошем, что у вас есть сейчас — дружбе, любви, природе, прогулках, хороших фильмах и т.д. Более подробно техники достижения счастья и душевного благополучия описаны в наших книгах «Формулы счастья», «Психотехники счастья» и «Игра под названием жизнь».
Ловушка аналогий
Эту ловушку проще всего проиллюстрировать с помощью известного анекдота:
В купе поезда едут две женщины и мужчина. Женщины очень громко разговаривают и хохочут, как ненормальные. У мужчины болит голова, он пытается заснуть, но из-за их воплей это невозможно сделать. Мужчина очень вежливо обращается к женщинам. — Простите, вы не могли бы говорить потише, — просит он. — Уже поздно, у меня ужасно болит голова, и мне хотелось бы уснуть. — Вы только послушайте его! — возмущенно кричит одна из женщин. — Он утверждает, что мы, видите ли, слишком громко разговариваем! Так он может заявить, что мы лаем, как собаки. Он что, собаками нас считает? Граждане, помогите, сукой обозвали!
Ловушка аналогий во многом сродни ловушке иллюзорной взаимосвязи. Различие заключается в том, что вместо ошибочного установления связи между предметами, событиями или явлениями проводятся неверные аналогии. В ловушку аналогий попадают люди, также ищущие некие «знаки», скрытые символы в каких-то словах или происшествиях. Так, погасшая под порывом ветра свеча может навести на мысль о бренности человеческого существования, а то и о близкой смерти. Склонность к созданию негативных аналогий ведет к печали и даже депрессии. Действия, основанные на неверных аналогиях, как правило, оказываются неэффективными или же приводят к противоположным желаемому результатам. Типичным примером создания негативной аналогии может являться короткий диалог, состоявшийся между мной и одной моей знакомой, назовем ее Лизой.
Мы с компанией друзей вышли из сауны и направились к своим автомобилям. Я открыла багажник своей машины, чтобы положить туда сумку с вещами. — У тебя багажник пустой, — заметила Лиза. — Так удобней. Всегда есть место, чтобы что-нибудь положить, — сказала я. — Пустота... — задумчиво произнесла Лиза. — Хорошая вещь пустота. Вот и жизнь наша так же пуста...
Я не стала углубляться в тему пустоты жизни, поскольку понимала, что слова Лизы предназначены не столько мне, сколько одному из членов нашей компании, и цель их — привлечь его внимание, попутно пробуждая у него чувство вины. Склонность к проведениям такого рода аналогий, доставляющая некоторым людям специфическое удовольствие «изысканного душевного страдания» действует как самовнушение и дополнительно ухудшает их настроение и состояние. Контрприемом является отслеживание возникающих аналогий, в первую очередь негативных, вызывающих у вас отрицательные эмоции, раздражение, или побуждающих к действиям с сомнительным исходом. Тщательный анализ этих аналогий позволит вам понять, по какой причине они возникают и что отражают. Аналогии положительного рода, поднимающие вам настроение, также рекомендуется отслеживать и использовать для получения положительных эмоций. Более того, можно намерено создавать ряд положительных аналогий, ассоциируя с некими символами или действиями определенные приятные переживания. Например, весна может вам напоминать о пробуждении жизни и любви, запах свежей сдобы — об уюте домашнего очага, улыбка незнакомого человека — о том, что в мире существуют добрые и счастливые люди и т.д. Чем большее количество положительных аналогий вы создадите, тем большую радость будете получать от взаимодействия с окружающим миром.
Ловушка «чтения мыслей»
Ловушка «чтения мыслей» отчасти сходна с ловушками аналогий и необоснованного расчета, но является более специфичной и узконаправленной. Человек, попадающий в ловушку «чтения мыслей» предполагает, что другие люди думают и поступают аналогично тому, как это делает он. В действительности, системы представлений разных людей различаются даже в большей степени, чем отпечатки пальцев. Каждое слово в сознании человека связано с неким полем смысловых значений. Человек, побывавший в Париже, и человек, только читавший о Париже, но никогда его не видевший, будут представлять этот город совершенно по-разному. Два разных человека даже настолько простое слово, как «карандаш» представляют по-разному, что же говорить об абстрактных понятиях, таких, как «любовь», «обязательства», «порядочность», «добро», «зло» и т.д. В ловушку «чтения мыслей» можно попадать двумя способами: 1. Полагать (по аналогии с собой), что знаешь, о чем думает, что чувствует и почему действует тем или иным образом другой человек, иными словами, пребывать в уверенности в том, что вы способны «прочитать его мысли». 2. Полагать, что другой человек способен «читать ваши мысли», т.е. угадывать ваши невысказанные желания, невысказанные упреки, невысказанные потребности и будет действовать должным (устраивающим вас) образом. Человек, попадающий в ловушку «чтения мыслей» делает ошибочные выводы и, действуя на основе этих выводов, не достигает желаемых результатов. Тот факт, что его прогнозы не оправдываются, а невысказанные желания не удовлетворяются, вызывает раздражение, а то и агрессию, направленную на «обидчика», не чувствующего за собой никакой вины, а потому в свою очередь ощущающего себя обиженным. Проблемы, связанные с ловушкой «чтения мыслей» чаще всего возникают между близкими людьми или членами семьи. Контрприемом является осознание того, что каждый человек мыслит по-своему. Отслеживайте ситуации, в которых вы полагаете себя «читающим мысли» или считаете, что другой человек должен «прочитать ваши мысли». Пытайтесь достичь более полного понимания, выражайте свои желания и потребности четко и ясно. Не раздражайтесь в случае, если другой человек мыслит иначе, старайтесь понять его точку зрения. Это поможет вам избегать ошибок и сохранять душевное равновесие.
Ловушка вины
Тягостное чувство вины знакомо почти каждому из нас. У кого-то это чувство носит кратковременный характер, кто-то испытывает смутное чувство вины, сопровождающее его большую часть времени. Бывает и так, что человек, страдающий от чувства вины, не способен точно определить его причину. Когда мы испытываем чувство вины, мы считает, что это чувство оправдано — ведь в чем-то мы провинились. Человек, попавшийся в ловушку вины может довести себя до глубокой депрессии. В действительности чувство вины так же бессмысленно, как и психологические или душевные страдания (см. «Ловушка бессмысленного страдания») — лучше от него никому не становится. Чувство вины возникает в случае, когда действия человека не соответствуют его представлению о себе или представлению о том, каким он должен быть (см. «Ловушка идеала»). Человек, попадающий в ловушку вины, вместо того, чтобы признать, что допустил ошибку, решить для себя, что больше не будет действовать подобным образом, и в дальнейшем не страдать по поводу случившегося, продолжает мучительно укорять себя за допущенный просчет, мучиться сожалениями, тем или иным образом наказывать себя и т.д. Наказывая себя, он может называть себя жалким типом, подлецом, ничтожеством, неудачником и прочими нелестными эпитетами, решить, что такое никчемное существо как он недостойно жить или быть счастливым. Склонность к попаданию в ловушку вины резко усиливается под влиянием христианской религии, требующей «осознать свои грехи и покаяться», причем, чем более сильными будут душевные терзания в период покаяния, тем больше шансов, что «бог простит». Несколько утрированным, но тем не менее чрезвычайно ярким примером попадания в ловушку вины являются традиционные католические шествия в некоторых городах Италии и Испании, когда верующие, каясь в реальных или воображаемых грехах, бичуют себя до крови плетками-семихвостками с вшитыми в их концы свинцовыми шариками или наносят себе множественные кровавые раны с помощью острых камней. Некоторые, особенно одаренные в плане ощущения вины индивидуумы могут терзаться мучительным чувством вины не от собственных грехов, а от грехов своих предков — отцов, дедов, а то и прадедов. Еще более одаренные личности терзаются чувством вины из-за грехов своего народа, а то и всего человечества в целом. Контрприемом, помогающим избавиться от неконструктивного чувства вины является принятие себя таким, какой вы есть, то есть приведение собственных представлений о себе в соответствие с действительностью. Выбраться из ловушки вины также помогает осознание того, что прошлое изменить невозможно, понимание бессмысленности терзаний по поводу ваших поступков, совершенных некогда под влиянием определенных обстоятельств. Вы уже не тот человек, каким были когда-то. Вы обладаете иным опытом, иными взглядами. Примите свои прошлые ошибки как данность, как естественный этап вашего развития, и не терзайтесь из-за них. Заботьтесь лучше о том, чтобы не совершать подобных ошибок в настоящем.
Ловушка долга
Ловушка долга является разновидностью ловушки верности собственным идеалам. В данном случае не подлежащие пересмотру «упрощенные представления» заложены в структуру человеческой личности и связаны с гипертрофированным чувством долга по отношению чему-либо или к кому-либо (Родине, родителям, природе, страдающим детям Эфиопии и т.д. и т.п.). В определенных ситуациях гипертрофированное чувство долга заставляет человека действовать в ущерб себе, жертвовать самым дорогим, что у него есть, вплоть до его собственной жизни по неким идеологическим или патриотическим соображениям. В качестве примера можно вспомнить Павлика Морозова, предавшего собственного отца из-за верности идеям революции, или других героев советской литературы, убивавших своих возлюбленных из-за того, что те придерживались иных идеологических воззрений. С течением времени идеология общества меняется, прежние воззрения начинают казаться глупыми или смехотворными, и остается лишь сожалеть и принесенных в прошлом жертвах, которые теперь кажутся бессмысленными. Человек с гипертрофированным чувством долга становится легкой добычей различных манипуляторов, эксплуатирующих его чувство долга для достижения своих целей. Такими манипуляторами часто бывают члены семьи, знакомые или коллеги по работе. Согласно даосской философии, «в этом мире никто никому ничего не должен». Этот необычайно мудрый афоризм отнюдь не означает, что человек не должен заботиться о членах своей семьи или беспокоиться о судьбах Родины. Другое дело, что в своих действиях даос руководствуется не формальными диктатами долга, а велениями сердца, что делает его свободным от пут ограничивающих представлений. Полагая, что никто никому ничего не должен, даос в свою очередь не требует от других определенных поступков по отношению к себе, и любое проявление помощи или дружелюбия воспринимает как подарок, а не как формальное выполнение неких обязательств. Контрприемом для попадания в ловушку долга является отслеживание автоматических реакций, при которых рефлекторно берет верх чувство долга, тщательный анализ возможных последствий ваших действий с учетом всех плюсов и минусов, а также переоценка соответствующих излишне жестких представлений по поводу вашего долга перед кем бы то ни было.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 438; Нарушение авторского права страницы