Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ловушка внушаемости (некритичного восприятия)



 

Внушаемость — это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью человека подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.

Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то степени может оказаться внушаемым. В ловушку внушаемости попадаются люди, в большей степени склонные к некритическому восприятию той или иной информации.

К числу свойств личности, способствующих попаданию в ловушку внушаемости относятся неуверенность в себе, не очень высокий интеллект, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности, покорность, робость, стеснительность, доверчивость, тревожность, экстравертированность, повышенная эмоциональность, впечатлительность, слабость логического мышления и медленный темп психической деятельности.

Бывают ситуации, в которых человек с большей легкостью попадается в ловушку внушаемости. Внушаемость возрастает при покое и релаксации (максимальная внушаемость наблюдается при гипнозе), при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, стрессе, низком уровне осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или виде деятельности, при дефиците времени для принятия решения.

Мошенники, заманивающие людей во внешние психологические ловушки, основанные на склонности человека попадаться во внутреннюю ловушку внушаемости, намеренно ставят свою жертву в ситуацию, когда ее внушаемость увеличивается.

Примером попадания в ловушку внушаемости с одновременным попаданием в ловушку негативного прогнозирования является рассказ Александра Грина, разобранный в предыдущем разделе.

А вот еще один пример попадания в ловушку внушаемости, связанный как с низким уровнем осведомленности, так и с повышенной эмоциональной вовлеченностью, основанной на страхе.

 

В одном собачьем питомнике, где хозяева оставляли животных на передержку, овчарка заболела стригущим лишаем, и ее на машине, принадлежащей питомнику, повезли в больницу. Шофер, ведущий машину, чем-то когда-то досадил инструктору-собаководу, и инструктор решил отыграться на нем. В непринужденной манере он завязал разговор и объяснил шоферу, что собака больна стригущим лишаем, а это болезнь крайне опасная и исключительно заразная.

— Теперь машина пойдет на списание, — сообщил инструктор, — ее даже хлоркой отмыть не удастся. Бациллы лишая уже витают в воздухе повсюду, и скоро у тебя начнут чесаться разные места, а потом ты станешь лысеть и шелушиться.

— А как же ты? — спросил испуганный шофер.

— У меня к лишаю иммунитет, — беспечно ответил инструктор.

На прощание он посоветовал шоферу никому не говорить о том, что он заразился стригущим лишаем, потому что тогда люди испугаются и перестанут общаться с ним.

На следующий день в питомнике инструктор подслушал, как шофер плачется своему напарнику о подцепленном стригущем лишае, присматриваясь к своей руке и почесывая ее.

Инструктор подошел поближе, критически осмотрел руку шофера и, скорбно покачивая головой, сказал с видом знатока:

— Это придется выжигать каленым железом...

 

Контрприемом является развитие критичности — качества, противоположного внушаемости. Желательно вспомнить как можно больше случаев, когда вы попадались в ловушку внушаемости, понять механизм действия этой ловушки, мысленно несколько раз переиграть каждую из ситуаций, действуя в своем воображении правильным образом. Каждый раз, когда возникает подозрение на то, что вы можете попасться в ловушку внушаемости, следует проявлять особую осторожность и критично относиться к происходящим событиям и к получаемой информации.

 

Ловушка слепой веры

 

Вера — это особое состояние психики, заключающееся в полном и безоговорочном принятии человеком какой-либо информации, сведений, явлений, событий или его собственных представлений и умозаключений, которые в дальнейшем могут стать основой его «Я», его мировоззрения и определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений.

Чем пытливее ум человека, чем более сложными являются его умопостроения, тем меньше у него основания для слепой веры.

Ловушка слепой веры нередко таит в себе серьезную опасность. Достаточно вспомнить исковерканные судьбы тысяч людей, попавшихся в сети деструктивных сект. Большинство из них потеряли все свои сбережения, друзей, близких, работу, а некоторые лишились здоровья или даже жизни.

В приведенном ниже отрывке из моей книги «Всадник на спине ветра или о чем умолчал «Алхимик» упоминаются реальные верования и основанные на этих верованиях действия, характерные для некоторых и ныне живущих на земле племен и народов (эти случаи описаны в книге Фрезера «Золотая ветвь», посвященной истории религий).

 

«Понимание многозначности Истины пришло к членам клана в период их многовековых скитаний. Сталкиваясь с различными народами и племенами, культами и религиозными течениями, Воины Жизни успели убедиться в том, что все они считали свои представления о мире Великой и Абсолютной Истиной.

Спокойные видели, как вождь одной из общин убил собственного малолетнего сына лишь за то, что мальчик случайно зашел в его комнату, когда он принимал пишу, ибо лицезреть вождя за едой считалось преступлением.

Они стали свидетелями того, как бадаги из Южной Индии, в надежде обмануть богов, приписывают тысячу триста грехов своего умершего собрата невинному буйволенку.

Они наблюдали, как бхотии из Джугара в Западных Гималаях кормят собаку гашишем и сладостями, а затем насмерть забивают ее палками и камнями, чтобы на год застраховать себя от болезней и других напастей.

Они видели, как человек, страдающий от головной боли, дубасит ягненка или козла до тех пор, пока тот не упадет, считая, что передает таким образом свою боль животному.

Они знали людей, уверенных, что они умрут, если кто-либо наступит на их тень.

Много чего повидали Воины Жизни на своем пути, и поняли они, что люди считают непреложными истинами лишь искаженные образы мира, предпочитая правде удобство и простоту представлений».

 

Верования этих людей могут показаться нам абсурдными и нелепыми, но это лишь потому, что они принадлежат к культурам, принципиально отличным от нашей. По сути, многие вещи, в которые верят современные жители развитых стран, не менее абсурдны, чем верования бадагов из Южной Индии или бхотий из Джугара.

Несмотря на то, что математиками давно доказано, что не существует никакой системы, позволяющей выигрывать в рулетку, многие люди продолжают изобретать подобные системы или платить большие деньги «изобретателям» таких систем.

Столь же странной представляется достаточно широко распространившаяся благодаря движению Нью Эйдж и книгам типа «Алхимика» Пауло Коэльо идея о том, что если человек по-настоящему чего-то хочет, это его желание обязательно исполнится.

В каком-то руководстве на тему о том. как стать богатым и счастливым, к сожалению, уже не помню ни автора, ни точного названия, я прочитала, что если человек очень хочет получить миллион долларов, ему достаточно написать свое желание на бумажке, а потом сидеть дома, денно и нощно концентрируясь на мысли, что его желание непременно сбудется. Если он по-настоящему захочет иметь миллион долларов, то однажды, открыв дверь квартиры, обнаружит чемоданчик с миллионом прямо перед своей дверью или случайно найдет его в каком-то другом месте.

Мне доводилось знать людей с высшим образованием и достаточно хорошим социальным положением, которые искренне верили, что разразившийся в России в 1998 году кризис, когда в несколько раз вырос курс доллара, был связан с тем, что они поставили на даче туалет «не по фэн-шую». Туалет был перенесен на «правильное» место, Россия потихоньку стала выходить из кризиса, что окончательно убедило поклонников фэн-шуя в том, что основная проблема России заключалась в неправильно размещенном дачном туалете.

 

Тема попадания в ловушку слепой веры, психологических вирусов и ложных образов, «заражающих» человеческое сознание также рассматривается еще в одном отрывке из книги «Всадник на спине ветра или о чем умолчал «Алхимик».

— Есть одна вещь, с которой я никак не могу примириться, — сказал юноша, вернувшись в мир Даоса. — Я слишком долго жил мыслью, что единственная обязанность человека — следовать своей Судьбе, осуществляя свою мечту, и что именно в этом заключается его предназначение на Земле. Под влиянием этой идеи я покинул отчий кров и едва не лишился жизни. Даже теперь, когда после наших бесед мои представления о мире начали меняться, мне трудно отказаться от нее.

— Некоторые образы обладают особой силой проникновения в человеческую психику, — ответил Ли. — Они переходят от одного человека к другому, подобно заразным заболеваниям. Именно поэтому такие образы называют иногда психическими вирусами. Воины Жизни специально изучают их, чтобы при необходимости использовать для воздействия на толпу, на массовое сознание, или на какое-то конкретное лицо. Многие шпионские уловки и даже военные стратегии были основаны на внедрении в психику определенного круга людей особых образов, проникающих в сознание и с легкостью передающихся другим. Подобные трюки широко используют секты, религиозные или революционные лидеры.

Образы — как боль или пороки. Один и тот же образ может принести огромную пользу или же нанести психике человека серьезный ущерб. Хитрость заключается в том, чтобы не отождествлять эти представления с Истиной, и, не привязываясь к ним, искусно ими манипулировать, извлекая из образов максимальную пользу, но в то же время избегая ошибочных действий или вредных зависимостей.

Иллюстрируя воздействие «заражающих» образов на человеческое сознание, я расскажу тебе две истории. В них представления, обладающие свойством усиленного проникновения в человеческую психику, стремительно распространились, оказав заметное влияние на судьбу целых континентов. Ирония заключается в том, что образы эти были полностью противоположны по своей сути, хотя в каждом из них заключалась определенная доля Истины.

Герой первой истории — сын царя, родившийся в Индии более двух с половиной тысяч лет тому назад. Его звали Сиддхартха Гаутама.

Царь построил для сына три великолепных дворца, желая полностью оградить его от неприглядных сторон окружающей жизни, от любых проявлений горя или страдания.

Малейшие прихоти принца немедленно выполнялись угодливыми слугами. Сиддхартха вырос и возмужал, даже не подозревая, что в мире, кажущемся ему столь прекрасным, существуют голод и нищета, беды и несправедливость, болезни и смерть.

Беззаботная юность принца закончилась, когда он, переезжая из одного дворца в другой, случайно увидел мертвого человека. Не выдержав столкновения с реальностью, наполненный светом и радостью образ мира Гаутамы рухнул, как карточный домик.

Психическая травма оказалась настолько сильной, что принц решил перечеркнуть всю свою предыдущую жизнь. Воспоминания о радостях беззаботного существования полностью улетучились из его души, сменившись невыносимо-мучительным раздирающим душу представлением о том, что мир наполнен горем, страданием и смертью.

Один ложный образ сменился другим. Ужас новой картины мира породил навязчивую идею: теперь Сиддхартха жаждал найти универсальный рецепт избавления человечества от страданий. Для этого он покинул дворец и отправился в странствия.

Итог своих размышлений принц сформулировал следующим образом: «Желания приносят страдания. Человек, который избавится от желаний, избавится и от страданий».

Избавление от страданий и желаний стало для Сиддхартхи Путем.

После долгих лет скитаний, умерщвления плоти и медитаций, Гаутама достиг просветления, превратившись в Великого Будду, а человечество обрело новую религию.

Последователи буддизма стали считать, что избавление от желаний — их Судьба и предназначение на Земле. Идея, если ты заметил, полностью противоположная той, что проводит Коэльо.

Для общества времен Гаутамы, лишенного преимуществ и благ цивилизации, идея избавления от страданий была заманчивее, чем воплощение своей мечты любой ценой, поскольку для этого не было ни условий, ни возможностей. Даже расшибись он в лепешку, неприкасаемый не стал бы воином или брахманом, а голод, болезни, невежество, предрассудки и сопровождающие их душевные и физические терзания были постоянными спутниками миллионов индусов.

Буддизму так и не удалось сделать человечество счастливым, но привлекательность образа избавления от страданий оказался столь велика, что он до сих пор оказывает воздействие на жизнь миллионов людей.

Герой второго рассказа — персонаж вымышленный. В то же время он представляет собой некий собирательный образ представителей человеческого рода, внедряющих в умы ближних тезис о том, что воплощение в жизнь своих желаний — одна-единственная обязанность и предназначение человека на Земле.

События, о которых пойдет речь, произошли не так давно. В Стране, где это случилось, образ Всемогущества Желаний, в итоге, занял промежуточное положение между официальной религией и государственной политикой.

Жители Страны — самой богатой и могущественной в мире — были очень энергичными и предприимчивыми, а деньги, власть и успех в делах являлись для них главными критериями жизни.

Жил в этой Стране бедный юноша по имени Джекоб. Подобно всем остальным, он страстно желал добиться успеха и стать несказанно богатым. Этот юноша брался то за одну работу, то за другую и, в общем-то, неплохо зарабатывал, но взлететь на самый верх, как он мечтал, ему никак не удавалось.

Однажды, когда Джекоб, сидя за стойкой бара, потягивал холодное пиво, к нему подошел грязный и оборванный человек, по виду типичный нищий бродяга.

— Угости меня пивом, — попросил оборванец.

— Еще чего! — возмутился юноша.

В его стране бездельники и попрошайки не были в чести.

— И все-таки ты меня угостишь кружкой пива, — настаивал нищий.

— Ты что же, заставишь меня? — презрительно усмехнулся Джекоб.

— Не я, а Вселенная, — ответил бродяга.

— Ты сумасшедший, — покачал головой юноша. — При чем тут Вселенная?

— Потому что если ты по-настоящему чего-то хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось. А сейчас я больше всего на свете хочу стакан холодного пива.

— Почему, интересно? — удивился Джекоб.

— Ты спрашиваешь, почему я хочу пива? — в свою очередь удивился нищий. — Почему люди вообще хотят пива?

— Да нет же, я пытаюсь понять, почему вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось.

— Все очень просто. Чего хочешь ты, того хочет Бог, ибо Бог находится в твоем сердце.

— Чего хочешь ты, того хочет Бог, ибо Бог находится в твоем сердце, — задумчиво повторил Джекоб. — Если ты по-настоящему чего-то хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твое желание сбылось...

— Так ты угостишь меня пивом?

— Ты можешь выпить столько, сколько угодно твоей душе, — воскликнул юноша. — Я исполню твое желание, ибо Вселенная только что выполнила мое...

— Ты рассказывал про юношу по имени Джекоб, — напомнил Саша. — Я так и не понял, каким образом Вселенная исполнила его желание?

— Юноша написал Евангелие Божественного Успеха, — объяснил Даос. — И стал без устали ездить по стране, проповедуя свое учение. На одних лекциях он за год заработал больше миллиона долларов.

В своем Евангелии Джекоб говорил о том, как однажды в момент отчаяния предстал перед ним бессмертный мудрец, открывший ему Великую Истину о предназначении человека на Земле.

Этот мудрец поведал Джекобу, что Бог живет в его сердце, и что одна-единственная обязанность человека состоит в том, чтобы воплощать в жизнь свои мечты, ибо в этом и заключается высший смысл человеческого существования.

Чего хочешь ты — того хочет Бог, а значит вся Вселенная будет помогать истинно желающему осуществить то, к чему он стремится.

И еще сказал мудрец Джекобу, что лишь подчиняющийся Божественной воле испытывает радость от своих деяний, ибо никто иной, как Господь вложил мечту в человека. Отказываясь от своей мечты, человек тем самым отрекается от Бога и перестает следовать своей Судьбе.

Чтобы охватить идеей не только верующих, но и атеистов, практичный Джекоб, помимо Евангелия, опубликовал пособие для более широкого круга читателей, озаглавив его «Слава, деньги и удовольствие, или как стать Победителем». Бога в этом сочинении он упразднил, заменив его на Вселенную и некую Первопричину Всех Вещей, непостижимым образом направляющую как человеческие судьбы, так и ход эволюции.

Развивая свою теорию, Джекоб разработал Стратегию Божественного Успеха (для атеистов — стратегию Победителя), следуя которой любой человек при желании мог сделаться мультимиллионером, звездой экрана, знаменитым писателем или супермодной певицей.

Основная идея Стратегии заключалась в том, что человек, желающий чего-то добиться, с помощью приводимых в книге упражнений должен довести себя до состояния маниакальной одержимости идеей, которую он собирается воплотить в жизнь.

Для начала ему следовало «зажечь огонь у себя в животе» и, отбросив все, не имеющее отношения к делу, фанатично осуществлять свою мечту даже в том случае, если на это потребуется целая жизнь.

Если близкие не одобряли его действия, следовало прекратить общение с близкими, если друзья или любимый человек относились к его затее без энтузиазма, рекомендовалось немедленно оградить себя от их негативного расхолаживающего влияния. Одним словом, «если твоя левая рука искушает тебя, отруби себе левую руку». Цель в данном случае оправдывала средства.

Далее Джекоб разъяснил, что тот, кто следует своей Судьбе, должен чувствовать себя крайне уязвимым в отношении собственных планов и чрезвычайно болезненно воспринимать любую критику своей идеи, проекта или результата своей деятельности.

Критику надлежало рассматривать, как злостную атаку на самое святое и сокровенное (для верующих — как атаку на самого Бога), а критикующий человек автоматически переводился в категорию врагов.

В заключение Джекоб подчеркнул, что на самом деле вовсе не он написал Евангелие Божественного Успеха, ибо рукой его водил Бог.

По призыву практичного юноши по всей стране стали создаваться группы людей, следующих своей Судьбе. Собираясь вместе, они делились своими мечтами и заверяли друг друга, что находятся на верном пути.

Джекоб регулярно штамповал новые брошюры на тему о том, как, следуя своей Судьбе, можно стать победителем и осуществить свою мечту. Помимо лекций, он организовывал тренинги и семинары. Он даже создал платный сайт в Интернете, на который каждую неделю помещал новые рекомендации и советы, а также истории людей, ставших с помощью его Стратегии богатыми и знаменитыми. Истории эти он выдумывал сам, но звучали они так здорово, что поневоле хотелось в них поверить. В карманы Джекоба текли уже десятки миллионов долларов.

Как и следовало ожидать, у автора Евангелия Божественного Успеха появилось множество последователей, пытающихся урвать свой кусок от столь плодотворной идеи. Они тоже организовывали всевозможные курсы для следующих своей Судьбе, и публиковали собственные опусы, на разные лады перепевая основные тезисы Джекоба.

Вдохновленные Евангелием, сотни тысяч жителей Страны, мечтающие стать выдающимися политиками, директорами мультинациональных компаний, великими писателями, певцами и кинозвездами, принялись с самозабвенной страстностью воплощать в жизнь свою мечту, но, несмотря на Стратегию и титанические усилия, успеха добились лишь единицы, да и они, получив богатство, славу и власть, как ни странно, не были счастливы.

Помимо Джекоба и его последователей, наибольшую выгоду от Стратегии получили так называемые мозгоаналитики и психопромыватели — жители Страны, которые зарабатывали деньги, объясняя другим, почему именно те чувствуют себя несчастными и по какой причине их преследуют неудачи. Богатых и знаменитых они учили, как выдержать тяжкое бремя денег и славы, а неудачникам давали совет не отчаиваться и попробовать еще раз...

Даос прекратил свой рассказ и отвернулся к окну, думая о чем-то своем.

Ошеломленный размахом деятельности Джекоба, Саша тоже хранил молчание — он не мог подобрать слов, чтобы описать свои чувства. Действительно, Истина непостижима в своей многогранности. Две диаметрально противоположные идеи — избавление от желаний и осуществление желаний — захватывают мир, хотя и не приводят к ожидаемому результату, не делают человека счастливым...

— Как видишь, любая идеология требует особой почвы для своего распространения, — неожиданно Даос снова заговорил. — Теория Джекоба могла получить столь широкую поддержку лишь в могущественной и благополучной стране, где каждый имеет кусок хлеба и крышу над головой, но люди не довольствуются простыми радостями жизни, мечтая о превосходстве над другими.

Точно так же учение Сиддхартхи Гаутамы о Пути, заключающемся в избавлении от желаний, пало на благодатную почву нищей, голодной и страдающей Индии.

— Но как же быть? — спросил Саша. — Чему же тогда можно верить?

— Верить? — усмехнулся Ли. — Верить нельзя ничему. Необходимо ощущать меру Истины, заключенную в каждом образе, в каждом утверждении, и не забывать, что эта мера может меняться в ту или в другую сторону в зависимости от ситуации. Нужно правильно использовать образы в подобающем контексте и в подходящий момент. Именно в этом и заключается искусство «Езды на спине ветра».

В случае с теориями, созданными принцем Гаутамой и Джекобом, Истина лежит посередине, а состоит она в том, что не от всех желаний стоит избавляться, и не все мечты надо осуществлять. В первую очередь следует понимать природу своих стремлений и целей. Цели высшего уровня касаются бытия и самосознания человека, а цели низшего уровня, как правило, связаны с потребностью обладания или достижения чего-то. Есть огромная разница между тем, чтобы обладать чем-то, что может сделать тебя счастливым и тем, чтобы быть счастливым...

 

Контрприем в случае ловушки слепой веры, к сожалению срабатывает не всегда, в первую очередь потому, что люди, находящиеся в этой ловушке всеми силами противятся тому, чтобы усомниться в вещах, в которые они верят. Чем глубже слепая вера впаяна в структуру их личности, тем труднее подвергнуть сомнению ее истинность, ведь, утратив веру, человек как бы утрачивает самого себя. Именно по этой причине даже профессиональным психологам далеко не всегда удается вытащить из ловушки слепой веры людей, попавших под влияние различных деструктивных сект и «лже-мессий».

Тем не менее, люди, которые еще не слишком глубоко увязли в паутине «ложных образов» могут попытаться на практике применить совет даоса:

 

«Верить нельзя ничему. Необходимо ощущать меру Истины, заключенную в каждом образе, в каждом утверждении, и не забывать, что эта мера может меняться в ту или в другую сторону в зависимости от ситуации. Нужно правильно использовать образы в подобающем контексте и в подходящий момент. Именно в этом и заключается искусство «Езды на спине ветра».

 

Читатели, желающие более подробно узнать о техниках, относящихся к даосскому искусству «Езды на спине ветра» могут прочитать о них в наших книгах серии «русский Кастанеда» издательства АСТ (в предыдущих изданиях эта серия называлась «Путь Шоу-Дао»).

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь