Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ловушка внутренней агрессивности
Вряд ли многие из нас имеют желание то и дело конфликтовать с близкими людьми или с коллегами по работе. Тем не менее, очень часто, несмотря на неоднократно даваемые себе обещания, мы в очередной раз срываемся, о чем впоследствии привычно жалеем. Причина такого поведения заключается в том, что человек, помимо своей воли, попадается в ловушку внутренней агрессивности. Природная внутренняя агрессивность свойственна человеку так же, как она свойственна животным. Внутренняя агрессивность постепенно накапливается и время от времени требует разрядки вовне. Чтобы лучше понять, как и почему возникают конфликты не только между близкими людьми, особенно живущими под одной крышей, но и вообще между людьми, следует познакомиться с некоторыми понятиями этологии — науки об инстинктивном поведении животных и человека, как биологического вида. Человек — животное стайное, подчиняющееся врожденным инстинктивным программам поведения, в частности, иерархическому инстинкту. Иерархический инстинкт подсказывает особи, каким образом она должна действовать, чтобы занять определенную нишу в стае (или в обществе). Для стайного животного необходимо уметь отличать особь более высокого ранга, чем у него, чтобы демонстрировать ей знаки подчинения, избегая, таким образом, схватки, которую он заведомо проиграет. Для него также важно четко определять особей более низкого ранга, чтобы, при необходимости, отнимать у них пищу или прогонять их с приглянувшегося места. Иерархический инстинкт самым тесным образом связан с агрессивностью. Проявляя агрессивность, особь борется за место на иерархической лестнице, за территорию, за самку или за пищу. Обычно под агрессией мы понимаем нападение. В этологии термин «агрессивность» имеет несколько другой смысл, в первую очередь связанный с эмоциональным состоянием. Агрессия не обязательно проявляется в нападении, но она всегда окрашена эмоциями злобы, ненависти или ярости, часто дополняемыми состоянием страха или тревоги. Агрессивность возникает изнутри и если не находит разрядки, то постепенно накапливается. Исследования этологов показали, что при отсутствии раздражителей, позволяющих выплеснуть накапливающуюся агрессивность, потребность совершить агрессивный акт постоянно возрастает, и становится достаточно минимального повода, чтобы вызвать всплеск агрессивности несоразмерно большой по сравнению с вызвавшей его причиной. В том случае, когда агрессивность по какой-то причине не может быть выплеснута вовне, она вынужденно направляется внутрь, начиная подтачивать и разрушать своего носителя. Учеными был проведен следующий эксперимент: у самцов гориллы отобрали самок, с которыми они прожили какое-то время и перевели самок в клетки к другим самцам, так, чтобы лишенные подруг самцы могли наблюдать за счастливой семейной жизнью их более удачливых соперников. Поскольку возможности добраться до соперников, чтобы сразиться с ними, потерявшие подруг самцы не имели, они были вынуждены направлять неизрасходованную агрессию внутрь. Через несколько недель у всех испытуемых самцов обнаружилась язва желудка. Следствием негативного действия направленной внутрь агрессивности становятся как различные психосоматические заболевания типа повышенного давления или язвы желудка, так и склонность к чрезмерному риску, экстремальным видам деятельности или спорта, в которых человек подвергает серьезной опасности свою собственную жизнь. Типичным примером попадания в ловушку внутренней агрессивности, в значительной степени направленной на самого себя, является Владимир Высоцкий. Агрессивность, направленная как вовнутрь, так и вовне, отражается в подавляющем большинстве его песен. Огромная популярность творчества Высоцкого в народе отчасти связана именно с этим феноменом: отождествляясь с героями его песен, подпевая ему, люди отчасти «разряжались», избавляясь от излишков агрессивности. Агрессивность, направленная внутрь, в частности, четко просматривается в его знаменитой песне «Кони привередливые»:
Вдоль обрыва, по-над пропастью По самому, по краю Я коней своих нагайкою Стегаю, погоняю. Что-то воздуху мне мало, Ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом: Пропадаю, пропадаю... Чуть помедленнее, кони, Чуть помедленнее, Умоляю вас вскачь не лететь. Но что-то кони мне попались привередливые И дожить не успеть, Мне допеть не успеть. Я коней напою, Я куплет допою, Хоть немного еще постою не краю...
В данном случае летящие вскачь привередливые кони — символическое отображение разрывающих певца агрессивных импульсов и эмоций, с которым он не может справиться, и которые, своим накалом, тем не менее, доставляют ему своеобразное удовольствие балансирования на грани жизни и смерти. Такое же примерно удовольствие ощущается при бешеной скачке на повозке, запряженной конями, которая может в любое мгновение свалиться в пропасть. В приведенных ниже строчках отражается определяемое направленной внутрь агрессивностью стремление поэта к самоуничтожению:
Я однажды умру, Мы когда-нибудь все умираем. Как бы так угадать, чтоб не сам, Чтобы в спину ножом...
Сюжет песни развивается следующим образом. Герой песни, как он и хотел, умирает от удара ножом в спину, приходит к райским воротам, выясняет, что для входа в рай необходимо выстоять большую очередь (отголоски бесконечных очередей времен Советского Союза), зато в раю есть совершенно замечательные райские яблоки (дефицитный товар, опять-таки отголоски времен Советского Союза), которые просто так получить не удастся, а каждому, кто попытается их украсть, сторожа без промаха влепят пулю в лоб. Несмотря на ожидающее его за это наказание, герой песни ворует-таки райские яблоки и его, как и следует ожидать, убивают без промаха в лоб. Получается, что спровоцировать свою смерть от удара ножом герою песни кажется мало — после смерти он снова воскресает и изыскивает способ второй раз покончить с собой чужими руками, сознательно совершив деяние, за которое его должны убить. Если бы Высоцкий написал логическое продолжение этой и без того достаточно длинной песни, наверняка ее герой то и дело воскресал бы после смерти, а затем находил очередной предлог для того, чтобы его убили. Песня о райских яблоках написана очень талантливо и действительно, как говорится «берет за душу». Любопытно, что когда случаешь ее, в голову не приходят изложенные выше рассуждения. Песня построена таким любопытным образом, что помимо попадания в ловушку внутренней агрессивности, слушатель, как правило, попадается и в ловушку иллюзорной справедливости. Тот факт, что некто «пришедший с улицы» на небеса не имеет возможности отведать райских яблок, вызывает справедливое возмущение, достаточно типичное для русского менталитета и основанное на излюбленной идее «взять все и поделить» или «забрать у богатых и отдать бедным». На эмоциональном уровне герой песни воспринимается, как борец за справедливость, готовый умереть (и умирающий) за идею. По крайней мере, так он воспринимался в советскую эпоху, когда готовность умереть за идею рассматривалась как признак героизма и считалась заслуживающей восхищения. В действительности, если как следует задуматься, герой песни не слишком привлекательный тип с криминальными наклонностями и стремлением к самоуничтожению, не способный наладить свою жизнь на земле, который и после прихода на небеса первым делом полез в криминал, за что, соответственно и поплатился. Однако склонность людей попадаться в психологические ловушки (песня дополнительно таит в себе еще и внешнюю психологическую ловушку эмоционального воздействия) приводит к тому, что герой песни вызывает неизменную симпатию. Направленная внутрь агрессивность разрушила здоровье Высоцкого, в частности, стала причиной его хронического алкоголизма. Склонность ставить себя в опасные для жизни ситуации приводила к получению серьезных травм. В итоге Высоцкий умер в сорокалетнем возрасте, по сути, целенаправленно разрушив сам себя. Конрад Лоренц описал весьма любопытный эксперимент. В аквариум к семейной паре небольших рыбок цихлид подсаживали третью цихлиду. Пара сразу же начинала проявлять агрессию по отношению к чужаку, поддерживая между собой прекрасные отношения. После того, как чужака убирали из аквариума, самец через некоторое время начинал нападать на самку. Если в аквариум, разделенный пополам прозрачным стеклом, поселяли две семейные пары цихлид, рыбки из каждой семьи проявляли агрессию по отношению к чужакам, находящимся за стеклом, но великолепно ладили между собой. Но как только разделяющее рыбок стекло заменяли на непрозрачное, в обеих семьях начинались конфликты — накапливающаяся внутренняя агрессивность требовала выхода. Нечто подобное происходит и в человеческих семьях. Когда семья объединяется для борьбы с общим врагом или с трудными обстоятельствами, в ней царит согласие. Если же семья «замыкается на себе», не имеет общей цели, за которую сообща борется, в ней начинаются разлады и взаимные претензии. Когда мужчина работает, а женщина занимается домом, мужчина имеет возможность сбросить избыток агрессивности в процессе трудовой деятельности или в общении с коллегами. Возвращаясь домой, он, как правило, хочет покоя, любви и уюта, чтобы иметь возможность расслабиться и полежать с газетой у телевизора. Женщина, весь день практически «варившаяся в собственном соку» имеет нерастраченный запас внутренней агрессивности, о которой она обычно даже не отдает себе отчет. Именно эта накопившаяся агрессивность заставляет женщину «пилить» мужа, указывать ему на какие-то его недостатки, требовать, чтобы он что-то немедленно сделал, убрал или починил, оставлять за собой последнее слово в ею же начинаемых спорах и т.д. Если же и муж возвращается домой с нерастраченным запасом накопившейся агрессивности, шекспировский накал страстей почти наверняка обеспечен. По своей природе мужчина более агрессивен, а женщина более конфликтна. Накапливающаяся внутренняя агрессивность помимо воли подталкивает женщину к инициированию и поддержанию конфликта, что увеличивает агрессивность мужчины. Попадаясь в ловушку внутренней агрессивности, люди теряют возможность четко осознавать и контролировать свои действия, и совершают поступки, которые впоследствии оборачиваются неприятными для них последствиями. Речь в данном случае не идет об убийствах в состоянии аффекта, хотя они тоже связаны с попаданием в ловушку внутренней агрессивности. Незначительные, но регулярные мелочные придирки, связанные не столько с реальными проступками близкого человека, сколько с потребностью выплеснуть на кого-то накопившуюся внутреннюю агрессивность медленно, но верно подтачивают отношения между близкими людьми и рано или поздно могут привести их к краху. Контрприемом является осознание наличия внутренней агрессивности, отслеживание своих агрессивных порывов и контроль над собственной агрессивностью. Полностью избавиться от агрессивности невозможно, но можно научиться контролировать свою агрессию и направлять ее таким образом, чтобы наносить минимальный ущерб как близким людям, так и самим себе. Более того, в некоторых случаях, например, при выполнении физической работы, целенаправленное расходование накопившейся внутренней агрессивности может сделать ваш труд значительно более эффективным. Один из методов снижения агрессивности основывается на том факте, что повышение агрессивности, в частности, является следствием снижения уровня нейромедиатора серотонина, так называемого «гормона счастья», связанного с ощущением общего удовлетворения и радости жизни. Каждый, наверняка, из своего собственного жизненного опыта, знает, что счастливый человек отличается значительно большей доброжелательностью и открытостью, чем люди, недовольные собой и жизнью. Отрабатывая методики саморегуляции, позволяющие контролировать собственные эмоциональные состояния и повышать способность наслаждаться жизнью (что связано с повышением выделения в организме серотонина), человек получает возможность значительно снижать напряжение, вызываемое неизрасходованной внутренней агрессивностью. Техники управления внутренней агрессивностью и эмоциональными состояниями описаны в наших книгах «Формулы счастья» и «Игра под названием жизнь».
Ловушка страха
Ловушка страха нередко оказывается тесно связанной с ловушкой агрессивности. Агрессия и страх, как правило, ходят рука об руку. Напряжение, вызываемое тревогой или страхом, порождает ярко выраженные негативные чувства по отношению к объекту, прямо или косвенно провоцирующему у человека чувство страха, неуверенности в себе или в своем будущем. Чувство страха, связанное с инстинктом самосохранения заложено в нас природой, а назначение страха заключается в том, чтобы обезопасить человека от всевозможных угроз. Животное, оказавшись в пугающей его ситуации, спасается бегством или еще каким-то образом пытается обезопасить свою жизнь. Фактически, в животном мире страх выполняет функции здравого смысла. Поскольку человек, в отличие от животных, обладает развитым разумом, помимо вещей и ситуаций, вызывающих у него инстинктивный страх, его могут пугать вещи или ситуации, опасные с точки зрения его сознания, с точки зрения здравого смысла. Инстинкт самосохранения работает таким образом, что все, что доставляет человеку удовольствие и неудовольствие, запоминается и записывается в подсознание. То, что когда-то проассоциировалось с удовольствием, впоследствии манит человека, а то, что оказалось неприятным, отталкивает и пугает. Чем больше воспоминаний о приятном и неприятном записано в человеческом подсознании, тем сложнее человеку жить — ведь он хочет все большего количества вещей и все большего числа вещей опасается. Предположим, что некая женщина испытала сильную любовную страсть, а затем пережила предательство любимого мужчины и тяжелейшую боль разочарования. В результате, она запоминает, что любовные переживания — это прекрасно, но мужчины — жестоки, вероломны и опасны. Стремясь к любви, эта женщина будет бояться мужчин, считая, как многие представительницы прекрасного пола, что «все мужчины — сволочи, и никому из них нельзя доверять». Чем выше будет потребность этой женщины в любви, тем сильнее будет становиться ее страх перед мужчинами. Если женщина осознанно не преодолеет свой страх, то окажется в ловушке страха и начнет хронически страдать от тревожности, неуверенности в себе и еще целого спектра мучительных переживаний. При особой склонности к переживаниям такого рода, женщина может развить у себя состояние сильного невроза. Страхи, осознанные или неосознанные, мучают людей постоянно. Драматический репортаж о крушении самолета с описанием обгорелых трупов и страданий родственников погибших, способен спровоцировать беспокойство в отношении полетов на самолетах, которое впоследствии может перерасти в более серьезную боязнь летать, а то и в фобию. Многие страхи взрослых зарождаются в детстве, когда склонные к всевозможным страхам родители внушают им, как легко можно умереть, если «подцепить» на улице какую-либо бациллу и не вовремя не помыть руки, что любая собака на улице может ни с того ни с сего перегрызть ребенку горло, а если ребенок сядет один в лифт, то может застрять там и задохнуться. Ловушка негативного прогнозирования, о которой мы уже говорили выше, также является одной из разновидностей ловушки страха. Инстинкт самосохранения тех, кто попадается в эту ловушку, за неимением реальных опасностей, угрожающих их жизням, заставляет людей придумывать себе всевозможные воображаемые опасности, которые, теоретически, могут их подстерегать. Далее инстинкт самосохранения с помощью повышенной тревожности, а то и навязчивых страхов «помогает» людям «избегать» выдуманных, но реально не угрожающих им опасностей. Некоторые внешние психологические ловушки основываются на расчете, что человек попадется во внутреннюю ловушку страха. В приведенном ниже отрывке из нашей книги «Обучение травами» рассматривается пример такой внешней психологической ловушки.
«Еще одна психологическая ловушка — это ловушка незнания. Я проиллюстрирую ее соответствующей историей. Одна женщина поехала в служебную командировку в другой город, и там в гостинице познакомилась с грузином, который показался ей вполне приличным и воспитанным человеком, так что она даже пригласила его поздно вечером зайти к ней в номер, чтобы поболтать. На самом деле женщина рассчитывала только на легкий флирт, чтобы скоротать время, и когда грузин набросился на нее, пытаясь изнасиловать, это стало для нее полной неожиданностью. Кричать и звать на помощь ей не хотелось, чтобы не попадать в неудобное положение — в конце концов, она сама пригласила его в гости. Мужчина был гораздо сильнее, он уже рвал на ней одежду, и надо было срочно что-то делать. Посмотрев грузину в глаза, женщина сказала твердым и угрожающим голосом: — Идиот, ты даже не представляешь, с кем связался. Я знаменитая потомственная колдунья, и для меня сделать мужчину импотентом — раз плюнуть. Сейчас твой член съежится и станет совсем крошечным, а в наказание за то, что ты пытался меня изнасиловать, я сделаю так, что больше никогда в жизни у тебя не будет эрекции. Грузина, прежде никогда не сталкивавшегося с чем-либо подобным, это заявление застало совершенно врасплох. От удивления и охватившего его опасения сексуальное возбуждение улетучилось, и его член действительно уменьшился в размере. Это окончательно убедило мужчину в том, что колдунья говорила правду. Страх заставил его пенис окончательно съежиться. — Что ты наделала! — в ужасе воскликнул грузин. — Немедленно убирайся из моей комнаты, — злобно прошипела женщина, — иначе я нашлю на тебя порчу, и ты умрешь в течение двух недель! На ходу застегивая брюки, грузин пулей вылетел из ее номера. На следующее утро в дверь номера женщины постучали. На пороге стоял грузин с цветами, конфетами и дорогими подарками. Он чуть не плакал. — Прости меня, — встав на колени, попросил он. — Денег дам, что хочешь для тебя сделаю, только сделай меня снова мужчиной. Ты действительно колдунья. Я всю ночь пытался добиться эрекции, но у меня так ничего и не получилось. — Ладно уж, — смилостивилась женщина. — Так и быть, сниму с тебя заклятие, только смотри, больше не насилуй никого».
В данном случае грузин попался во внешнюю ловушку, расставленную для него женщиной в связи со свойственной ему тенденцией к попаданию в две внутренние ловушки — ловушку незнания и ловушку основанного на незнании интенсивного страха перед импотенцией, которая для гордого и темпераментного кавказца хуже смерти. На самом деле женщины, действительно способные при помощи магической силы навсегда сделать из мужчины импотента, встречаются исключительно редко, и уж совсем сомнительно, чтобы женщина такого класса позволила себе оказаться в подобной ситуации. Еще одна вещь, которую грузин не учел, это то, что при переключении внимания эрекция всегда ослабевает, и страх, вызванный незнанием, действительно мог навсегда превратить его в импотента. Контрприемом для попадания в ловушку страха может стать твердое намерение не позволять себе поддаваться страхам, не являющимся серьезно мотивированными, причем серьезно мотивирован страх или нет, нужно определять не по собственным представлениям, а по отношению к данному вопросу большинства людей. Боязнь прыгать с парашютом для среднего человека вполне нормальна, поскольку в парашютном спорте риск травмы или даже гибели весьма высок. Если человек не собирается стать десантником, ему совершенно не обязательно преодолевать этот страх. Если же человек боится летать на самолетах, но при этом спокойно ездит на машине, этот его страх уже не мотивирован, поскольку по статистике вероятность погибнуть в авиакатастрофе в десятки раз меньше, чем вероятность умереть в автомобильной аварии. Людей постоянно терзают сотни и тысячи мелких страхов — боязнь отказа, страх публично опозориться, страх показаться смешным, боязнь экзаменов, боязнь общения, совсем уже абсурдный страх «того, что подумают люди» и т.д. Уступая этим страхам, человек лишь усиливает их, поскольку каждый раз, когда он избегает пугающей его ситуации, он испытывает облегчение, которое закрепляет условный рефлекс избегания опасности. Преодолевая страхи, следует в первую очередь осознать, что в действительности все обстоит не так страшно, как кажется, а затем понемногу начинать справляться с пугающими обстоятельствами, преодолевая их и получая удовольствие от факта преодоления собственного страха. Поборов свой страх несколько раз, вы перестанете бояться прежде пугавшей вас ситуации. Как гласит даосская пословица:
«Уступив малому страху, ты станешь жертвой большого страха; победив малый страх, ты сможешь одолеть и большой страх».
Ловушка ревности
Ловушка ревности является одной из разновидностей попадания человеком одновременно в ловушки страха и внутренней агрессивности. Мужчина, не уверенный в себе и боящийся, что женщина может ему изменить, начинает испытывать раздражение по отношению к ней и выплескивает это раздражение в сценах ревности, которые устраивает даже без реального повода. В данном случае мужчина не испытывает страха непосредственно перед женщиной. Женщина является косвенным источником страха, поскольку мужчина боится не ее, а ее измены. То же самое происходит с мужчиной по отношению к реальным или воображаемым соперникам. Даже если мужчина не испытывает страха перед более слабым с его точки зрения претендентом на сердце женщины, он боится проиграть, и боязнь проигрыша становится источником накапливающейся агрессивности и ненависти по отношению к сопернику. Некоторые, особенно самолюбивые мужчины не только боятся проиграть, но еще сильнее боятся признаться себе в том, что испытывают страх, поскольку с их точки зрения «настоящий мужчина» страха никогда не испытывает. А уж представить, что он не «настоящий мужчина» — для мужчины не то, что страшно, это просто смертельная жуть, это конец всему. Такой подавляемый и не признаваемый мужчиной страх может породить не только агрессию, направленную на соперников или на женщину, но и не менее сильную агрессию, направленную внутрь, на самого себя. Получается, что мужчина подсознательно злится на себя за то, что подсознательно же сомневается в своей собственной стопроцентной мужественности. В качестве контрприемов для ловушки ревности могут быть рекомендованы контрприемы, использующиеся в случаях ловушек внутренней агрессивности, страха и негативного прогнозирования. Кроме того, для человека, попадающего в ловушку ревности, важно осознать, что даже если женщина ему изменит, ничего особо страшного в этом нет. Как поется в песне: «Если к другому уходит невеста, то неизвестно, кому повезло». В действительности, подозрения и муки ревности приносят ревнивым людям гораздо больше страданий, чем измена женщины в том случае, если она вообще произойдет. Многие люди рассматривают проблему ревности лишь с одной, обусловленной инстинктом собственника, точки зрения. Тем не менее, стоит взглянуть на проблему измены с другой точки зрения, как ревность вообще перестает иметь смысл. Именно таким является даосский подход к вопросу взаимоотношений мужчины и женщины. В приведенном ниже отрывке из нашей книги «Обучение женщиной» рассматривается пример применения даосского подхода к вопросу ревности в случае, когда женщина намеренно пытается спровоцировать у Александра Медведева всплеск ревности и стравить его с его другом. Поскольку манипулирование мужчинами при помощи ревности является одной из наиболее распространенных внешних ловушек, расставляемых женщинами мужчинам, мужчинам, склонным попадаться во внутреннюю ловушку ревности имеет смысл внимательно изучить предлагаемый отрывок, постараться осознать целесообразность описанного в нем подхода и, возможно, принять этот подход для себя.
«Лин однажды сказала мне: — Ты никогда не должен обращать внимание на женские эмоции, если чувствуешь, что женщина провоцирует тебя, сознательно или подсознательно желая добиться определенной реакции, доставляющей ей скрытое или явное психологическое удовлетворение. Естественно, в данном случае речь не идет о направленных на тебя искренних положительных эмоциях — бескорыстной любви, дружбе, желании сделать что-либо приятное. Такие эмоции со стороны любого человека ты должен воспринимать как подарок и откликаться на него всем своим сердцем. К сожалению, искренние и бескорыстные эмоции со стороны женщин встречаются не слишком часто. По большей части их эмоциональные взрывы и проявления связаны с достижением какой-либо четко определенной цели, зачастую неосознаваемой, но обычно направленной на удовлетворение какой-либо из жажд. Так, женщина с жаждой жалости к себе может великолепно изображать беспомощное и сломанное в столкновении с суровой действительностью или с твоей собственной мужской жестокостью существо для того, чтобы, как вампир, утолять свою жажду возникающими у мужчины чувствами сострадания, жалости или собственной вины. Если же реакция мужчины оказывается отрицательной, ее устраивает и этот вариант, поскольку в нем она черпает дополнительную поддержку и подтверждение своей жажды жалости. Женщина с жаждой ощущений может провоцировать скандалы или столкновения между мужчинами для получения необходимых ей ощущений. Существуют сотни приемов эмоциональной «раскрутки» мужчин для достижения желаемых результатов, и мужчины с печальной неизбежностью вновь и вновь попадаются в подобные ловушки. Встретить в современном обществе женщину с гармоничной моделью мира исключительно трудно, и почти все встреченные тобой женщины будут в той или иной степени страдать от внутренних конфликтов или деформирующих их психику жажд. Ты должен относиться к этому факту спокойно и с пониманием. Лишь оставаясь отрешенным наблюдателем в момент, когда женщина будет пытаться манипулировать тобой с помощью различных эмоциональных зацепок, ты сможешь изучить ее внутренний мир и понять механизмы функционирования ее личности. Но, не поддаваясь на ее уловки, ты, тем не менее, должен неизменно демонстрировать женщине, что в целом она очень нравится тебе как личность, и лишь некоторые аспекты ее поведения не всегда вызывают твое одобрение. Тогда, если женщина действительно в тебе заинтересована, она постепенно изменит свое поведение на более приемлемое, тем более что ее трюки все равно не будут приносить желаемый результат. Именно таким образом — спокойно и без эмоционального отклика — я реагировал на скандалы и вызывающие выходки Вероники, и она, интуитивно чувствуя черту, которую не стоит переступать, понемногу укрощала свой темперамент. Я уже упоминал, что одним из ее любимых развлечений было стравливать мужчин между собой. Она несколько раз демонстрировала мне своих любовников, описывая их несказанные мужские достоинства. Я реагировал на это вполне благожелательно, но моя огненная подружка не желала прекращать своих попыток в тщетной надежде, что однажды я, снедаемый ревностью, подобно Отелло, тоже попытаюсь ее задушить, но в нашем случае история будет иметь счастливый конец, завершившись бурным и страстным сексом. Одна из таких попыток обернулась против нее самой, раз и навсегда отбив охоту к подобным играм. Вероника назначила мне свидание в кафе. Я, неожиданно освободившись от каких-то дел, появился на месте минут на пятнадцать раньше назначенного времени и, заказав кофе и пирожные, устроился у стойки. — Привет, Саша, — услышал я. — Что ты здесь делаешь? С чашкой кофе в руке ко мне подходил Егор, мой давний приятель и ученик. — Девушку жду, — ответил я. — А ты тут какими судьбами? — Шерше ля фам, — заговорщицки подмигнул он. — А что у тебя за девушка? Несколько минут спустя мы убедились, что Вероника назначила свидание нам обоим. Через оконное стекло мы одновременно заметили приближающуюся к кафе провокаторшу. В предвкушении удовольствия на ее лице играла гнусненькая усмешка. — Мы незнакомы, — шепнул я, и, отодвинув тарелку с пирожными, демонстративно повернулся к Егору спиной. Вероника грациозно впорхнула в кафе, и мы дружно двинулись ей навстречу, чуть ли не одновременно поприветствовав ее и попытавшись ее обнять. С одобрением отметив наше хорошо разыгранное удивление, девушка отстранилась и, поправив прическу, сказала: — У меня сегодня было настроение повидаться с вами обоими. — И как ты себе это представляешь? — поинтересовался я. — Даже не знаю, — капризно скривилась Вероника. — По правде говоря, я не могу выбрать. Решите этот вопрос между собой, как настоящие мужчины. Я буду с тем, кто одержит верх. Егор с задумчивым видом почесал в затылке. — Не думаю, что настоящим мужчинам стоит ссориться из-за женщин, — рассудительно заявил он. — Их слишком много, чтобы понапрасну напрягаться в такой приятный день. Радость на лице Вероники сменилась легким удивлением. Она выразительно посмотрела на меня, в надежде, что хотя бы я соглашусь поддержать марку настоящего мужчины. — Полностью с тобой согласен, — присоединился я к мнению соперника. — Я вообще не вижу особого смысла выяснять отношения из-за женщины. Меня не удивляет, что многие настоящие мужчины, чтобы не портить себе нервы из-за капризных баб, предпочитают любить друг друга. Брови Вероники поползли вверх. Она не могла поверить своим ушам. Егор дружески положил мне руку на плечо. — В этом есть смысл, но женщины тоже иногда на что-то годятся, — сказал он и, подумав, добавил: — Если, конечно, они ведут себя хорошо и не пытаются забивать клинья между настоящими мужчинами. Ты как, не прочь был бы отведать вместе этот пирожок? — Лучше есть сладкий пирог пополам с друзьями, чем говно в одиночку, — немного грубо, но весомо заявил я. — О чем это вы тут толкуете? — нервно спросила Вероника. — Как о чем? — удивился я. — Раз ты никак не можешь решить, с кем из нас ты хочешь остаться, может быть, сегодня ты разделишь постель с нами обоими? Вероника буквально поперхнулась от возмущения. Я почувствовал, что ее первым импульсом было закатить нам пару горячих пощечин, но показать свою злость в данной ситуации означало бы для нее проиграть. Этого ее гордая душа допустить не могла. Если кто и будет контролировать ситуацию, так только она. — Что ж, если вы этого хотите, пусть будет так, — сказала она с нехорошим блеском в глазах. — Только надо решить, куда мы пойдем. Ко мне нельзя. Поодиночке мама еще могла бы выдержать вас, но вдвоем — точно нет. Мы отправились на квартиру к Егору, и, к нашему обоюдному удовольствию, Вероника проявила себя в лучшем свете. Хотя ситуация была достаточно непривычной, но нам с Егором все очень понравилось. С тех пор Вероника больше не пыталась стравливать меня со своими дружками, и мы продолжали заниматься любовью исключительно наедине. Общение с Вероникой оказалось очень полезным для меня в плане формирования правильного отношения к женщине. Я научился не реагировать на стервозные проявления ее характера, хотя это было и нелегко, и относился к ней просто как к человеческому существу с весьма своеобразной моделью мира».
Ловушка гордости
Ловушка гордости является одной из разновидностей попадания человеком одновременно в ловушки страха, внутренней агрессивности и отрицания части себя. В ловушку отрицания части себя попадают люди, не способные признать наличие у себя качеств, которые они считают «недостойными» или «неприличными». В частности, эти люди никогда не признают, что совершают поступки или имеют черты, которые считают «недостойными». Негативные черты личности, которые человек не желает признавать, вытесняются им в подсознание. Личность человека при этом как бы разделяется на «светлую» — принимаемую и осознаваемую сторону и «темную» сторону, проявления которой человек не может не замечать, но наличие которой как части своей личности он категорически отвергает. При попадании в ловушку гордости порождающий агрессию страх возникает от возможности разрушения «светлого» образа самого себя, состоящего из не соответствующих реальности идеализированных представлений. Гордый человек идентифицирует себя со своей «светлой» стороной — с определенными личностными качествами, неким социальным статусом, установками и нормами поведения. Любой человек, в той или иной форме подвергающий сомнению личностные качества, социальный статус и нормы поведения гордеца угрожает разрушить этот идеализированный образ, и боязнь того, что возникнет ситуация, в которой ему придется признать существование в себе «недостойных» качеств «темной стороны» делает гордеца агрессивным. Мне запомнилась фраза из одного американского боевика, от начала до конца заполненного характерными для этого жанра разборками «настоящих мужчин». Герой — типичный латиноамериканский мачо, возглавляющий бандитскую группировку торжественно заявил: «Для меня важны только две вещи в этой жизни: моя семья и гордость». По ходу фильма гордость латиноса оказывается задета, и он в связи с этим совершает действия совершенно абсурдные с позиций здравого смысла, зато полностью оправданные с точки зрения защиты собственной гордости. В итоге, как можно было предвидеть, погиб и сам латинос, и его семья. Гордость в некотором роде — это побочный продукт иерархического инстинкта. Самцы наших предков-приматов четко определяли, кто сильнее, а кто слабее, и всеми силами боролись за то, чтобы удержать свое место в иерархии. Но если у животных существуют четко определенные признаки и ритуальные действия, по которым они разбираются, кто выше, а кто ниже рангом, у людей, в силу значительно более сложного социального устройства, бывает трудно прямо так сходу разобраться, кто какое положение должен занимать. В ловушку гордости чаще всего попадают люди, которые в большей мере повинуются инстинктам, чем разуму, и у которых на уровне инстинктов заложено ощущение, что они должны занимать достаточно высокое место на иерархической лестнице. Помимо этого, избыточно развитая гордость часто является результатом воспитания, принадлежности к определенным культурам. Так, некоторые кавказцы могут полезть в драку только потому, что им показалось, что на них «косо посмотрели», задев их мужскую честь и бросив им, таким образом, вызов. Человек, попавшийся в ловушку гордости, всячески старается поддержать свой имидж «важной персоны». Для этого он может использовать дополнительные символы власти, престижа и высокого социального положения, такие, как сверхмощные машины, дорогие часы, одежда, обувь и т.д. Страх «потерять лицо» и оказаться не соответствующим создаваемому образу заставляет некоторых мужчин дополнительно разыгрывать из себя «крутых мачо» — ввязываться в драки, во всевозможные опасные ситуации и т.д. Как правило, в глубине души мужчин, попадающихся в ловушку гордости, терзает тщательно подавляемое сомнение по поводу уровня их мужественности. Мужчина по-настоящему уверенный в себе не нуждается ни в избыточных символах престижности его положения, ни в том, чтобы что-то доказывать кому бы то ни было или самому себе, то есть он не нуждается в том, чтобы «защищать свою гордость» или демонстрировать ее окружающим. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы