Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ловушка «последней соломинки»



 

Действие этой ловушки наилучшим образом характеризует поговорка: «Это оказалось последней соломинкой, переломившей спину верблюду».

Ловушка последней соломинки отчасти смыкается с ловушкой «крайнего срока», поскольку в некоторых случаях той самой последней соломинкой, переламывающей спину верблюду, оказывается неожиданное перенесение «крайнего срока».

Случаи попадания в ловушку «последней соломинки» часто наблюдаются при столкновении с бесконечной бюрократической волокитой, судебными заседаниями, делами о разводах. Люди, четко настроенные на то, что их мытарства, наконец, закончатся к определенному сроку, обманувшись в своих ожиданиях, могут пережить нервный срыв и даже совершить агрессивные действия по отношению к «обидчикам» или к себе самим.

Известны случаи, когда люди, отчаявшись дождаться разбора их дел, убивали бюрократов-чиновников или судей, причем не всегда непосредственных виновников волокиты, а просто тех, кто попадался под руку и символизировал бюрократическую систему.

Контрприем для этой ловушки во многом аналогичен контрприему, предложенному для описанной выше ловушки «крайнего срока». Людям, рискующим угодить в ловушку «последней соломинки» очень важно бережно расходовать силы и постоянно их восстанавливать. Кроме того, им необходимо выработать у себя мировоззрение, описанное в контрприеме для ловушки «крайнего срока», а также внимательно следить за своим эмоциональным и физическим состоянием, давая себе паузу на отдых всякий раз, когда они чувствуют, что приближаются к пределу своих сил.

Люди, попадающиеся в ловушку «последней соломинки», в чем-то напоминают собаку, бесконечно гонящуюся по кругу за механическим зайцем лишь потому, что этого требует собачий инстинкт. Если заяц не остановится, собака будет бежать то тех пор, пока полностью не выбьется из сил. В лучшем случае она упадет на землю и будет долго приходить в себя, а в худшем случае дело закончится сердечным приступом.

Если бы собака знала о контрприеме для ловушки «последней соломинки» и на какое-то время остановилась, чтобы отдохнуть и восстановить силы, через несколько минут она бы с удивлением заметила, что механический заяц, описав полный круг, сам приближается к ней, и схватила бы его, не затрачивая никаких усилий.

В жизни нередко случается нечто подобное. Как только человек перестает выбиваться из сил, чтобы получить желаемое, оно само идет в руки.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, когда мужчина всеми силами пытается добиться расположения женщины, но чем больше он усердствует, тем активнее она его отвергает. Если мужчина будет продолжать в таком же духе, то, в конце концов, возникнет та самая «последняя соломинка», которая сломает спину верблюду. Если же он решит дать себе перерыв и на какое-то время прекратит обращать внимание на женщину, та, обеспокоенная утратой интереса к своей персоне, сама может начать проявлять к нему интерес, хотя бы для того, чтобы восстановить свою пошатнувшуюся самооценку — ведь мужчина ни с того ни с сего перестал реагировать на ее чары. Если мужчина извлечет из этого нужный урок и станет дозировано использовать в отношениях с женщиной знаки внимания и отчуждение, весьма вероятно то, что он добьется своей цели, затратив значительно меньше сил.

 

Ловушка завышенной цели

 

Человек, имеющий четко определенные жизненные цели, знает, чего он хочет, и способен выработать более или менее эффективную стратегию для достижения поставленных целей. Все это верно в отношении конкретных и реально выполнимых задач.

В ловушку завышенной цели попадают люди, которые ставят себе цели практически недостижимые или настолько абстрактные, что вообще непонятно, что надо делать для их достижения, и как определить, достигнута цель или нет.

Примером абстрактной цели может быть цель «стать внутренне свободным», «достичь просветления», «отыскать идеал», «возвыситься духовно», «отречься от низменных житейских удовольствий», «бороться за счастье (спасение) всего человечества» и т.д.

Несколько менее абстрактной, но столь же недостижимой целью может быть цель сделать некое великое открытие (не важно какое), стать первым, самым лучшим, самым знаменитым, отыскать синюю птицу (философский камень, смысл жизни) и т.д.

Преимущество завышенной цели заключается в том, что она настолько сложна и недостижима, что никто не осмелится упрекнуть вас за то, что вы пока еще ее не достигли.

Если вы утверждали, что намереваетесь закончить университет, и с треском вылетели с первого курса, люди будут считать вас неудачником. В то же время, кто осмелится назвать неудачником человека, в течение десятилетий «ищущего себя» или «стремящегося к духовному совершенствованию»? Он все еще в пути, за что честь ему и хвала!

Проблемой человека, попадающего в ловушку завышенной цели является то, что, потратив долгое время на попытки ее достижения (или на разговоры о том, что он хочет ее достичь), в итоге он оказывается у «разбитого корыта», сожалея о возможностях, которые он, стремясь к этой цели, упустил.

Контрприемом является адекватная оценка своих целей и возможностей их достижения, а также пересмотр своих взглядов в случае, если преследование каких-то целей не имеет смысла или не приносит вам реальной пользы.

 

Ловушка катастрофичности

 

Ловушка катастрофичности имеет сходство с ловушкой негативного прогнозирования, отличаясь от нее степенью преувеличения последствий воображаемой опасности или катастрофы.

У человека, попадающего в ловушку катастрофичности, под действием страха перед возможной неприятностью сознание сужается практически в точку, лишая его способности думать и действовать рационально, и полноценно использовать свои возможности.

Представьте себе человека, панически боящегося провала на собеседовании, проводимом для приема на работу. Он опасается, что не сможет показать себя наилучшим образом, что о нем составят плохое впечатление, сочтут его никчемным и т.д. Охваченный паникой, этот человек начинает думать, что провал на собеседовании — чуть ли не катастрофа всей его жизни, хотя в действительности ничего страшного в этом нет. Не исключено, что чуть позже он найдет работу еще лучше.

Вполне естественно, что в период собеседования нервозность этого человека еще больше усиливается, окончательно лишая его способности сосредоточиваться и связно излагать свои мысли. Утрата способности к сосредоточению дополнительно увеличивает нервозность. Так возникает порочный круг. В итоге нервозность и страх разрастаются до бесконечности. Человек терпит неудачу не из-за нехватки возможностей или способностей, а из-за поглощенности страхом перед воображаемой катастрофой, которая в действительности и катастрофой-то не является.

Контрприемом является осознание того, что бессмысленно возводить относительно мелкие проблемы в ранг катастроф. Даже если в чем-то вы потерпели неудачу, жизнь продолжается, и рано или поздно вам обязательно повезет. Как только проблема потеряет для вас значимость, страх или нервозность сами собой улетучатся.

Также вы можете в противовес отрицательному воображению раз за разом проигрывать в уме самый лучший для вас вариант развития событий и настраиваться именно на него, а не на неудачу.

 

Ловушка жертвенности

 

В ловушку жертвенности попадают люди, по той или иной причине полагающие, что смысл их существования заключается в жертвовании собой ради чего-либо или кого-либо: ради любимого человека, ради идеи, ради спасения чьей-то жизни, ради светлого будущего всего человечества, ради сохранения исчезающего вид жуков-долгоносиков и т.д.

Склонность к жертвенности, являющаяся следствием социального инстинкта, в разумных дозах является естественной и полезной — человек, совершенно не заботящийся об окружающих и о мире, в котором он живет, вряд ли будет пользоваться уважением и поддержкой других людей. В ловушку жертвенности человек попадает в том случае, когда тенденция принесения себя в жертву вступает в резко выраженное противоречие с его собственными интересами.

Женщина, которая " ради сохранения семьи" год за годом старается вернуть к нормальной жизни безнадежного алкоголика-мужа, может поступать так из-за попадания в ловушку жертвенности, хотя бывают и другие причины — страх перед переменами, боязнь одиночества и т.д.

Во времена Советского Союза культивировалась идея жертвования собой во имя определенных идеалов. Подобная идеология дополнительно стимулировала людей к попаданию в ловушку жертвенности, даже в том случае, когда жертва от них не требовалась.

В частности, широко разрекламированный в советское время подвиг Александра Матросова, во время Отечественной войны бросившегося грудью на амбразуру пулемета, в действительности был не более чем глупостью, совершенной вследствие попадания в ловушку жертвенности.

Бросившись на пулемет, Матросов задержал стрельбу лишь на несколько секунд, которые потребовались для того, чтобы сбросить мертвое тело. Намного эффективнее было бы швырнуть в амбразуру гранату или выстрелить в нее, пытаясь поразить пулеметчика.

Уже после перестройки была опубликована подлинная история Александра Матросова. Судя по всему, там было несколько пулеметов. Более опытные солдаты сумели подстрелить вражеских пулеметчиков, а Матросов, молодой и неопытный, растерялся и бросился на амбразуру под действием импульса в состоянии стресса. В результате он стал примером героизма, а солдаты, действительно выполнившие боевую задачу и ликвидировавшие немецких пулеметчиков, остались безвестными.

Стремление человека к жертвенности очень хорошо отражено в песне Владимира Высоцкого «Деревянные костюмы».

 

Как все, мы веселы бываем и угрюмы,

Но если надо выбирать и выбор труден,

Мы выбираем деревянные костюмы —

Люди, люди...

Нам будут долго предлагать не прогадать,

— Ах, скажут, что вы, вы еще не жили.

Вам надо только, только начинать,

Ну а потом предложат: или — или.

Или пляжи, вернисажи, или даже

Пароходы, в них наполненные трюмы,

Экипажи, парки, рауты, вояжи,

Или просто деревянные костюмы.

И будут веселы они или угрюмы,

И будут в роли злых шутов и добрых судей,

Но нам предложат деревянные костюмы

Люди, люди...

 

Из песни совершенно непонятно, по какой причине человек должен предпочесть смерть «экипажам, паркам, раутам, вояжам», но это и не требуется. Назначение песни — через сопереживание пробудить в слушателе специфический кайф, который испытывает человек, попавшийся в ловушку жертвенности. Ловушка потому и является ловушкой, что пребывание в ней сопровождается определенными приятными переживаниями или неким психологическим вознаграждением. Жертвование собой во имя цели может порождать у человека целую гамму эйфорических переживаний, которые в определенном смысле сродни мазохизму, когда удовольствие от боли пересиливает страдание от нее.

Без сомнения, бывают ситуации, в которых жертвование своими интересами и, возможно, даже жизнью, бывает оправдано. Но такие поступки, как жертвование жизнью, «чтобы не стать предателем» или «чтобы не потерять свою честь» достаточно неразумны.

В большинстве случаев, притворившись предателем и ведя двойную игру, человек может принести гораздо большую пользу защищаемому им делу, чем просто пожертвовав жизнью.

Контрприемом является переоценка ситуации, трезвое и хладнокровное рассмотрение целесообразности дальнейшего принесения себя в жертву. Подумайте о ваших собственных интересах. Если до настоящего момента, принося себя в жертву, вы постоянно оставались в проигрыше, имеет смысл выбрать иную линию поведения.

 

Ловушка жертвы

 

Человек, попадающийся в ловушку жертвы, постоянно ощущает себя жертвой кого-либо или чего-либо: родственников, недоброжелателей, завистников, обстоятельств и т.д. Он постоянно страдает по тому или иному поводу, жалуется на жизнь, жалеет себя и — прямо или косвенно — вынуждает других проявлять по отношению к нему понимание и сострадание.

Несмотря на очевидные недостатки, в чем-то такая позиция очень удобна: самооценка жертвы не страдает — ведь в сваливающихся на нее несчастьях, казалось бы, нет ее собственной вины. Человек, находящийся в позиции жертвы, избавляет себя от дополнительных нагрузок — какой спрос от страдающего человека — и, вдобавок, получает сочувствие и поддержку от окружающих.

В качестве примера попадания в ловушку жертвы, процитируем отрывок из нашей книги «Обучение травами».

 

«Я рассказал Учителю об одном моем знакомом научном сотруднике, который интересовался йогой и эзотерическими учениями в надежде найти в них ключ к избавлению от тягот повседневного существования. У него были проблемы с желудком и печенью, начинался артрит, отношения на работе складывались не самым лучшим образом. Пару лет назад Михаил развелся с женой и теперь жил один в небольшой комнате коммунальной квартиры. Он жаловался мне на плохое здоровье, на неспособность сосредоточиться, несмотря на то что он пытается выполнять какие-то упражнения хатха-йоги. Михаил сетовал, что по самиздатовским книгам трудно научиться чему-то, а хорошего преподавателя найти невозможно, поскольку все вокруг — самоучки, изучавшие йогу по тем же самым книгам.

Я посоветовал Михаилу в первую очередь бросить курить, поскольку он, несмотря на свой интерес к йоге, дымил, как паровоз, затем изменить в лучшую сторону привычки питания, пить настои лекарственных трав, выполнять упражнения для улучшения работы суставов и т. д. Он внимательно слушал, скорбно покачивая головой, но на каждый мой совет он неизменно находил контрдовод.

Курение было единственным способом снять напряжение, накапливающееся на работе. Конечно, он хотел бы более полноценно питаться, но самостоятельно он неспособен приготовить даже яичницу, не говоря уже о полноценном обеде. Он пытался пить настои трав, но их приготовление занимает много времени, да и принимать их надо по расписанию, а он, замотанный делами, постоянно пропускает время приема.

Пообщавшись с ним в этом духе несколько раз, я убедился, что все мои благие намерения помочь ему растрачиваются втуне, и перестал давать Михаилу советы.

— Знаешь, что странно, — в заключение сказал я Учителю. — Этому человеку действительно нужно всерьез заняться своей жизнью и своим здоровьем. Вроде бы он достаточно умен, чтобы понимать это. Меня удивляет нелогичность его поведения. Если бы Михаил тратил на заботы о себе столько же времени, сколько он проводит в беседах на эту тему, он был бы образцом здорового образа жизни».

Ли укоризненно покачал головой.

— Иногда меня просто удивляет твоя наивность, — сказал он. — Этот твой приятель вовсе не нуждается в избавлении от страданий. То, что ему действительно нужно, — это аудитория, которая будет выслушивать его жалобы, сочувствовать ему и морально его поддерживать».

 

Людей, подобных Михаилу, довольно много. Они могут бесконечное количество раз жаловаться на те или иные жизненные обстоятельства, но ничего не предпримут ради того, чтобы эти обстоятельства изменить, а если и сделают вид, что что-то предпринимают, большого толка от их действий все равно не будет.

Контрприемом является осознание самого факта попадания в психологическую ловушку, понимание того, что позиция жертвы делает вас слабыми и лишает многих возможностей, отслеживание моментов, когда вы входите в роль жертвы или используете ее для получения сочувствия от окружающих или для оправдания собственной бездеятельности, а также постепенное изменение поведения на более активное и жизнеутверждающее.

Говоря о ловушке автоматического реагирования, мы уже разбирали один из вариантов возможного следования совету: «если тебя насилуют, расслабься и получи удовольствие».

Последователи даосского клана Шоу-Дао дали значительно более расширенную формулировку этого же принципа:

 

«Если тебя насилует жизнь, и ты не можешь этому помешать, расслабься и получи удовольствие, но если тебя ничто и никто не насилует, в любом случае получи удовольствие».

 

Человек, использующий этот принцип, не будет чувствовать себя жертвой даже в том случае, когда обстоятельства обернутся против него.

Некоторые люди, вообще не знакомые с учением даосизма, тем не менее, интуитивно осуществляют этот принцип на практике.

Вот реальная история человека, никогда не считавшего себя жертвой.

 

Испанец по происхождению, Луис был сыном очень богатых родителей. Тем не менее, он хотел доказать себе, что самостоятельно сможет всего добиться. В 16 лет уйдя из дома, он нанялся матросом на корабль и уехал на один из Карибских островов, где в скором времени организовал свое собственное дело и начал преуспевать. Заработав приличное состояние, Луис решил попробовать себя в других видах деятельности. В течение двадцати с лишним лет он путешествовал по миру, какое-то время воевал в качестве наемника в Африке, ввязывался во всевозможные авантюры и переживал самые невероятные приключения. Пресытившись, наконец, слишком бурной жизнью, Луис вернулся в Испанию, женился на женщине, которую искренне полюбил и зажил спокойной и счастливой жизнью.

Через год у Луиса обнаружили неизлечимую форму рака. В такой ситуации трудно не почувствовать себя жертвой и не начать жаловаться на несправедливость судьбы.

Тем не менее, даже умирая в больнице, Луис сохранял удивительную жизнерадостность. Он постоянно шутил, утешал медсестер и своих близких.

— Занятная ирония судьбы, — говорил он. — Я побывал в стольких переделках, много раз лишь чудом избежал смерти, но как только стал жить спокойно, смерть пришла за мной. В любом случае, я прожил замечательную жизнь и, помня об этом, умру счастливым.

 

Разумеется, иметь такую силу духа дано далеко не каждому. Тем не менее, если отбросить в сторону эмоции, позиция Луиса была гораздо более хороша как для него, так и для его близких. Понимая, что умирает, он старался полноценно насладиться последними днями своей жизни, поддержать своим отношением дорогих ему людей, чтобы они меньше страдали, потеряв его. Если бы Луис провел остаток жизни в позиции жертвы, злясь, отчаиваясь и сетуя на несправедливую судьбу, хуже было бы и ему, и тем, кто окружал его в последние дни.

Следуя учению о «вкусе жизни», разработанному последователями Шоу-Дао, человек должен научиться получать удовольствие от всего, что с ним происходит Понятно, что добиться этого не так легко, тем не менее, кланом Шоу-Дао была создана специальная методика по выработке умения наслаждаться всеми жизненными событиями, как приятными, так и неприятными.

Одним из приемов, использующихся для достижения этого, является прекращение разделения событии на приятные и неприятные. Событие — это всего лишь событие, а приятным или неприятным его делает эмоциональная реакция на него. То, что для одного может оказаться отвратительным, другому покажется божественным.

Управляя своими эмоциональными состояниями, человек одновременно учится управлять своим отношением к жизни (более подробно эта тема разбирается в наших книгах «Обучение у воды» и «Игра под названием жизнь»). Как только человек перестанет считать себя жертвой, он прекратит чувствовать себя жертвой и, наконец, ощутит себя хозяином своей жизни и своей судьбы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь