Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Слово второе 25 февраля 1907 года



 

Господь идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей

(Пс. 95.13).

 

Мне приходилось бывать в заседаниях земных, называемых окружными судами. Обстановка главного судного зала – внушительная. Большой портрет Государя на стене; столы, седалища; разнородная публика, скамьи подсудимых и сами подсудимые, напряженное ожидание судей.

Вот отворяются двери; глашатай громко произносит: суд идет! выходят члены суда с председателем; садятся на места; читается протокол суда; объявляются подсудимые; сидят присяжные заседатели; вызываются свидетели; читается присяга – говорить только правду. Начинается разбор дела. Все это чинно, в порядке – и производит в публике впечатление. Такова обстановка земного суда, человеческого. Для подсудимых он несколько страшен. После выяснения степени виновности подсудимых и совещания судей выносится и объявляется решение – наказание или свобода от суда. Таков в кратком очерке земной суд.

Суд человеческий предполагает суд Божий, как внутренний суд совести предполагает вечноправедного Законодателя и Судию Бога, вложившего закон совести во всякого человека. Суд судей есть суд Божий.

Право судите, говорит Моисей судьям израилевым, ибо суд Божий есть (Числ. 25, 5).

Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный. Пророк говорит: Господь будет судить вселенную по правде, и народы по истине Своей. Теперь вникнем все в описание Страшного Суда Божия, окончательного суда людям на всю вечность. Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, говорит Евангелист, тогда сядет на престоле славы Своей и соберутся пред Ним все народы, и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 31–34). За что Царство Небесное? За любовь к Богу и ближнему, за дела милосердия, как являет это Божественный ответ. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41). За что? За нелюбовь к Богу и ближнему, за самость, за безумную слепую привязанность к земным благам и за пренебрежение духовными, вечными благами, за неверие, холодность, неблагодарность к Творцу и попрание его праведных законов, как показывает тот же ответ Праведного Судии. И пойдут сии, говорится в конце Евангелия дневного, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).

Вот, в кратких словах описание Страшного, окончательного Суда Божия над людьми всех времен и всех мест земной планеты. Для большего впечатления в душах этого грозного, Страшного Суда, войдем в некоторые подробности.

Евангелист благовествует, что Сын Человеческий, то есть Христос, приидет на суд во славе Своей и все святые Ангелы с Ним и сядет на престоле славы Своей. Обратим внимание на слова: приидет во славе Своей. Можете ли вы представить себе эту страшную, невиданную славу Самого безначального, всемогущего

Творца Судии, словом Которого все сотворено, – все Ангелы, небо и земля, и словом Которого все содержится, в бытии и чудной гармонии, Которому все повинуется? На Фаворе Он показал трем ученикам Своим в малом виде сияние славы Своей, и то они не могли перенести его, павши ниц на землю. Апостолу Иоанну Богослову, на острове Патмосе, в день воскресный явился Господь, уже вознесшийся на небо, – явился в славе Своей, соразмерной вместимости бренных еще очей Апостола, и когда я увидел Его, говорит сам Иоанн, то пал к ногам Его, как мертвый; ибо лице Его как солнце сияло в силе своей. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти (Откр. 1, 17–18).

 

Судьи – люди, и подсудимые такие же грешные человеки, как и судящие, и судьям свойственно ошибаться и судить иногда не право, а криво, – оправдывать виновных и осуждать невинных. Не таков суд Божий: он – правый, точный, вечный.

 

Так являлся Он на земле избранным ученикам, оживляя, а не поражая светом Своим и проявляя мало Свою Божественную природу и светлость нетленную, непостижимую. Теперь вообразите, в какой славе явится Он всем народам всех веков, чтобы все тотчас увидели Его страшную, нестерпимую, Божественную славу и без всякого колебания уверились в Его Божестве и Божественной власти, – в том числе и иудеи, распявшие Его и доселе неверующие в Него и ругающиеся Ему! В какой, говорю, страшной славе явится Он во второе пришествие Свое, чтобы разом отнять у всех народов всякую возможность неверия и заставить их признать Его Божественную власть? Кроме Собственной, природной, вечной славы, Он окружен будет страшной славой всех безчисленных Сил Ангельских, сильных крепостию и страшных в небесной славе своей. Тут явятся и престолы разумные пламенеющие, и многоочитые Херувимы и страшные Серафимы, славы которых не могли зреть и праведные люди.

Как же себя почувствуют грешники нераскаянные и еврейское неверующее множество, пронзившее Его и доселе гонящее Его в лице верных христиан! Тайно‑ зритель Иоанн отвечает: се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. (Откр. 1, 7). Обратите внимание на эти заключительные слова: ей и аминь, то есть верно, непреложно это совершится.

В каком положении тогда явятся нынешние, прошедшие и будущие наши неверующие, интеллигенты называемые, и все декаденты, – неверующие и злонамеренные писатели, сделавшие слово печатное орудием клеветы, обмана, соблазна, торговли и издевательства над всякой святыней и над благонамеренными людьми? Перед ними будет действительно (реально) то, над чем они глумились, что они отвергали здесь, над чем издевались. Явная истина поразит их, сделает их немыми, безответными. И в том, в чем они считали себя не виновными, они увидят себя виновными и ответственными; ибо не пройдет мимо слово Господне. За всякое праздное слово, которое скажут люди, они дадут ответ в день судный (Мф. 12, 36). На том суде вместе предстанут царь и воин; богатый и убогий; старый и юный; ученый и невежда; мужчина и женщина – в равном достоинстве; каждый от своих дел или прославится или посрамится. Тогда‑ то откроется вечность для людей, не веривших в нее, во всем своем грозном величии и ужасе; а для верующих и преданных Господу – во всей вожделенной красоте и славе и нерушимом блаженстве.

Пока есть время, будем пользоваться им для покаяния и исправления. Аминь.

 

 

Литература

 

1. О кончине мира. Издание второе типографии Е.И. Фесенко в Одессе. 1902.

2. Знамения пришествия антихриста, по учению Священного Писания и толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Издание пятое Афонского Русского Пантелеймонова монастыря. М., 1912.

3. Беседы о конце мира. Святитель Иоанн Максимович. Шанхай, 1941.

4. Утешение в смерти близких сердцу. Епископ Псковский Гермоген (Протоиерей Константин Добронравии). СПб., 1902.

5. Слова святого праведного Иоанна Кронштадского. О Страшном Суде Божием грядущем и приближающемся. 1905–1907 годов.

6. Православный Молитвослов и псалтырь. Сретенский монастырь, М., 1997.

7. Новый Завет. Издание монастыря Оптиной Пустыни, 1997.

 


[1]«Слово второе на пришествие Господне». Прп. Ефрем Сирин.

 

[2]К. Фламмарион.

 

[3]Из 41‑ й беседы свт. Иоанна Златоуста, ч II, стр. 83 (изд. 1855 г.).

 

[4]«Начало и конец нашего земного мира», СПб., 1900, стр. 160.

 

[5]Из беседы на 2‑ е послание к Фессал., 3 и 4. «Сборник статей по истолков. чтению «Апокалипсиса» М. Барсона. Симбирск, 1894 г.

 

[6]«Слово на пришествие Господне» в русск. перев. (Московск. Духовной Акад.), 39, ч. III, «Твор. Св. Ефрема Сирина».

 

[7]Св. Игнатий Богоносец.

 

[8]«Точное изложение прав. Веры», Москва, 1894, гл. 26, стр. 299.

 

[9]«Толкование на Апокалипис св. Андрея Кесарийского» у. М. Барсона: «Сборник статей по истолкованию, чтению… Апокалипсиса». Симбирск, 1894.

 

[10]Монах Митрофан: «Как живут наши умершие». СПб., 1885, стр. 395.

 

[11]О Гр. Бож. Кн. 20, гл. 14, стр. 105–215.

 

[12]«Как живут наши умершие». Монах Митрофан, стр. 411.

 

[13]См. у монаха Мирофана «Как живут наши умершие», стр. 427–428.

 

[14]Ср. «Вечное блаженство святых» Бакстра. СПб., 1901, стр. 13.

 

[15]Ср. «Учение Св. Писания о смерти, загробной жизни» свящ. А.Темномерова. Стр. 311–327.

 

[16]Ср. «Учение Св. Писания о смерти, загробной жизни» свящ. А. Темномерова. Стр. 327–335.

 

[17]Соч. архиеп. Херсонск. Иннокентия. СПб., 1873. Т. III, стр. 558.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь