Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пришествие антихриста: Православное учение



Владимир Михайлович Зоберн

Пришествие антихриста: Православное учение

 

Текст предоставлен правообладателем http: //www.litres.ru/pages/biblio_book/? art=3262355

«Пришествие антихриста: Православное учение.»: Эксмо; Москва; 2012

ISBN 978‑ 5‑ 699‑ 52880‑ 6

 

Аннотация

 

Во всех глубочайших религиозных традициях есть знание о том, что всему миру предстоит рано или поздно погибнуть. Сегодня мы видим повышенный интерес к этой теме и предлагаем вниманию читателя православный взгляд на кончину мира. Когда бы она ни наступила, к этому моменту надо быть готовым и нужно знать, как к нему готовиться. Книга составлена по учению Священного Писания и толкованиям святых отцов и учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийского, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина. Издание рекомендовано Издательским Советом Русской Православной Церкви.

 

В. М. Зоберн

Пришествие антихриста: Православное учение

 

О кончине мира

 

Предисловие

 

«Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь»

(Сирах. 7. 39).

 

По словам Священного Писания, настанет день, когда для всего мира времени уже не будет (Откр. 10. 5–6). А сейчас смерть, как бы вторя этому пророчеству, ежедневно говорит тысячам наших собратьев, что времени у них уже не осталось, а всем нам – о приближающейся кончине (1Пет. 4. 7).

Каждый час нашей жизни – новый шаг к ее концу. Каждый день сокращает жизнь, как бы говоря, что наше время окончится. Каждый год, расслабляя тело, все ниже и ниже клонит нашу голову к могиле. Знаем, что умрем, но когда – не ведаем, поэтому нужно смотреть, чтобы наши сердца не отягчались житейскими заботами и чтобы день тот не постиг нас внезапно, ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по лицу земному (Лк. 21. 34).

Не приготовившись ко дню смерти, мы не в состоянии будем должным образом встретить последний день мира – день Страшного Суда, потому что после смерти нет покаяния. Нередко покаяние откладывается на неопределенное время, и очень часто происходит с беспечными людьми то, что случилось с проконсулом Феликсом. Когда Апостол Павел говорил ему о правде, о воздержании и о будущем Суде, то Феликс, испугавшись, отвечал: теперь пойди, а когда найду время, позову тебя (Деян. 24. 25). Но это время для него так и не наступило: он умер.

Не упустим же времени для покаяния. Чем лучше мы приготовимся к Страшному Суду, тем с большей честью явимся на него, и чем чаще будем размышлять о нем, тем спокойнее встретим смерть.

В этой книге мы предлагаем вниманию читателя информацию для размышления – православное учение о кончине мира.

 

Глава 1

Глава 2

Знамения пришествия антихриста

 

Предварительные понятия об антихристе

 

Слово «антихрист» состоит из двух греческих слов: анти (против, ) и Христос. Значит, в буквальном переводе антихрист означает – противник Христов.

Священное Писание дает два понятия как об имени Иисус, так и о слове «антихрист»: общее и частное. В общем смысле имя Иисус носили многие из ветхозаветных праведников, например Иисус Навин, Иисус, сын Сирахов и другие. В частности же, святое имя Иисус свойственно только Богу и Спасителю нашему Иисусу Христу. Архангел Гавриил говорит Пресвятой Деве Марии: родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1.31).

«Христос» – это греческое слово, которое значит «помазанник Божий», «царь». И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню [Христу], чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень (1Цар. 24. 7).

В особом смысле имя Христос свойственно Спасителю нашему, Помазаннику Божию, и Богу. Помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44. 8). Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его (Пс. 2. 2); как поносят враги Твои, Господи, как бесславят следы помазанника Твоего (Пс. 88.52).

Итак, антихристами можно назвать всех гонителей и мучителей христиан, которыми изобиловал ранний период христианства. Такими были Тиверий, Нерон, Домициан, Траян, Адриан, Гелиогабал, Максимиан, Иоклитиан, Юлиан Отступник и многие другие. Сюда же относятся основатели многочисленных ересей и расколов со своими последователями: Симон волхв, Арий, Македоний, Несторий, Савелий, Апполлинарий… Все они – антихристы, потому что одни преследовали христиан, другие, исказив истинное христианское учение, впали в ересь и своими лжеучениями вызвали раздор в Православной Вселенской Церкви. Именно о таких антихристах говорит апостол Иоанн Богослов в первом послании: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. (1Ин. 4. 1–3). И в другом месте: И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов… Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши (1 Ин. 2. 18–19).

Выражением вышли от нас апостол ясно указывает на таких антихристов, которые из‑ за различных заблуждений вышли из той же христианской среды.

Мы же будем говорить о том антихристе, который явится перед кончиной мира. Все противники христианства – только предтечи сильнейшего врага и противника Христа. И откроется человек беззакония, пишет фессалоникийцам апостол Павел, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога (2Фес. 2. 3–4).

 

Убиение их антихристом

 

Во многих местах Священного Писания можно встретить указания на то, что во время царствования антихриста будут посланы в мир пророки Енох и Илия.

1) У пророка Малахии: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4. 5–6).

2) У Иисуса, сын Сирахова: а) о Енохе: Енох угодил Господу и был взят на небо, – образ покаяния для всех родов; (Сир. 44. 15): б) об Илии: ты восхищен был огненным вихрем на колеснице с огненными конями; ты предназначен был на обличения в свои времена, чтобы утишить гнев, прежде нежели обратится он в ярость, – обратить сердце отца к сыну и восстановить колена Иакова (Сир. 48, 9–10).

3) У Евангелиста Матфея: Илия должен прийти прежде и устроить всё (Мф. 17. 11).

4) В Апокалипсисе апостол Иоанн подробно описывает смерть и воскресение пророков Илии и Еноха: И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть у биту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. И многие из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала (Откр. 11. 3 – 13).

Из этого можно заключить, что а) пророки Илия и Енох – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней; 6) – будут иметь власть заключать небо, чтобы не шел дождь, обращать воду в кровь и насылать на землю всякие болезни; в) – через тысячу двести шестьдесят дней, по окончании своего служения, вступят в борьбу с антихристом и будут им убиты; г) – тела их без погребения будут лежать в Иерусалиме на улице три с половиной дня: д) – после этого они на глазах у всех воскреснут и на облаках вознесутся на небо и е) – сделается землетрясение, от которого разрушится десятая часть города.

 

Пророки Илия и Енох – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней. Будут иметь власть заключать небо, чтобы не шел дождь, обращать воду в кровь и насылать на землю всякие болезни, через тысячу двести шестьдесят дней, по окончании своего служения, вступят в борьбу с антихристом и будут им убиты.

 

О пришествии пророков Илии и Еноха святой Иоанн Дамаскин говорит так: тогда будут посланы Енох и Илия Фесвитянин. И обратят они сердца отцов к детям, т. е. еврейскую синагогу ко Господу нашему Иисусу Христу, – и будут убиты антихристом (Книга 4; гл. 27).

 

Глава 8. Имя антихриста

 

Много имен дают антихристу. В Священном Писании он называется «сыном беззакония, сыном погибели, беззаконным лжепророком, лжехристом, мерзостью запустения, зверем, сатаною» и прочее. Это общие названия, так могут именоваться и предтечи антихриста: сыном погибели, человеком беззакония можно назвать каждого нераскаянного грешника.

В этой главе мы хотим сказать об имени, свойственном настоящему антихристу. Святой Иоанн Богослов об имени антихриста говорит; Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (Откр. 13. 18).

Многие считают, что числом шестьсот шестьдесят шесть обозначается не имя антихриста, но время его пришествия и смерти. Толкуют и так, что звериным числом знаменуется троякий дьявольский грех, который совершится в антихристе. Так как шесть – число сотворения мира, впавшего во грех и лишившегося блаженства, заключавшихся в числе совершенном – седьмом. Существует много и других, самых разнообразных теорий относительно имени антихриста. Не касаясь их, мы скажем только, что тайна не терпит испытания. Да и святые отцы Церкви утверждают, что имени антихриста никто знать не может, ибо неизследимы суть пути Господни и неиспытаны судьбы его. Из Апокалипсиса известно, что антихрист даст начертание своего имени всем последователям. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. (Откр. 13. 15–17).

Святой Андрей Кесарийский о начертании антихристовом говорит следующее: потщится он наложить на всех начертание пагубного имени отступника и прелестника, отчасти – на правых руках, дабы прекратить деяние правильных и благих дел, частию на челе, чтобы наставить обольщенных быть дерзновенными в лести и тьме. И будет распространять печать зверя везде – в купле и продаже, чтобы не принимающим ее последовала смерть от недостатка необходимого (Слово 13‑ е).

 

Многие считают, что числом шестьсот шестьдесят шесть обозначается не имя антихриста, но время его пришествия и смерти. Толкуют и так, что звериным числом знаменуется троякий дьявольский грех, который совершится в антихристе.

 

Глава 10. Войны антихриста

 

О воцарении антихриста нам известно следующее: 1. Антихрист не получит царство по наследству от деда или от отца, но добьется его с помощью коварства: не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством (Дан. 11. 21). Святой Иоанн Дамаскин говорит, что он, родившись от блудницы и воспитавшись тайно, появится для всех неожиданно, вознесется и воцарится.

2. Воцарившись, антихрист начнет войну с тремя могущественными царями – Египетским, Ливийским и Ефиопским и победит их. Пророк Даниил отписывает эти четыре царства под образом четырех зверей: зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно (7, 7 и 8).

Четвертым зверем называется четвертое царство или Римская монархия; десять рогов – десять царей или царств, на которые распадется впоследствии Римское царство; малый рог, появившийся между другими рогами, – это антихрист, поразивший Египетского, Ливийского и Ефиопского царей. …Зверь четвертый – четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее. А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей (Дан. 7. 23–24). И прострет руку свою на разные страны; не спасется и земля Египетская. И завладеет он сокровищами золота и серебра и разными драгоценностями Египта; Ливийцы и Ефиопляне последуют за ним (Дан. 11. 42–43).

3. Когда антихрист победит трех сильных царей, тогда покорятся ему все остальные властители, он станет единоличным правителем всей вселенной, повелителем всех народов и племен. И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их (Откр. 17. 12–14).

 

Воцарившись, антихрист начнет войну с тремя могущественными царями – Египетским, Ливийским и Ефиопским и победит их.

 

4. Будучи беззаконным царем, антихрист с бесчисленным войском воздвигнет гонения на всех христиан, и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени (Дан. 12. 1). Святой евангелист Иоанн так описывает это последнее гонение на христиан – брань Гога и Магога и окончательную погибель антихриста: Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков (Откр. 20. 7–10). Что означает тысяча лет, в продолжение которой сатана был связан? Святой Андрей говорит, что тысячу лет не следует понимать буквально. Как и тех, о ком сказал пророк Давид: слово, которое заповедал в тысячу родов (Пс. 104. 8), нельзя исчислять тысячами, но говорится вообще об их численном множестве, так и здесь: тысяча лет означает или много лет, или совершенное число. Потребуется много лет, чтобы Евангелие было проповедано во всем мире и чтобы в мире проросли семена благочестия. Или же тысяча лет означает совершенное число, так как в это время мы призваны в мужей совершенных. Так ли это или нет, известно одному Богу, знающему, до каких пор полезно нам Его долготерпение.

 

Глава 11

Что такое Гог и Магог?

 

Относительно значения имен «Гог» и «Магог» существует несколько объяснений.

1) Святой Андрей Кесарийский приводит такое толкование. Некоторые считали, что Гог и Магог – скифские народы, гунны, воинственные и многочисленные, до освобождения дьявола удерживавшиеся только Божественной рукой от завоевания всей вселенной. Рассматривая перевод с еврейского языка, также говорят, что «Гог» означает «собирающий» или «собрание», а «Магог» – «возвышенный» или «возвышение». То есть этими именами обозначается или собрание народов, или же их возвышение. Пророк Иезекииль говорил об этих народах, что они придут в последние дни с большой силой и падут на Израильской земле, а их многочисленное оружие будет гореть семь лет. Жители городов Израилевых выйдут, и разведут огонь, и будут сожигать оружие… семь лет буду жечь их (Иезек. 39. 9). Слова пророка многие толковники относили к битве ассириян с Сеннахиримом при пророке Иезекииле. Но это событие произошло за много лет до его пророчества. Другие применяли эти слова к поражению народов, напавших на жителей Иерусалима, когда те, после Вавилонского плена, хотели обновить стены города, по повелению сперва Кира Персидского, а потом Дария. Относят и к войскам Антиоха, побежденного Маккавеями. Но более всего это пророчество соответствует последним временам. Нигде в Священных книгах не упоминается о войнах иудеев со скифами, но о Гоге написано, что он будет приготовляться от древних времен и придет в последние времена, что Гог и Магог придут в конце сего века.

 

Рассматривая перевод с еврейского языка, говорят, что «Гог» означает «собирающий» или «собрание», а «Магог» – «возвышенный» или «возвышение».

 

2) Святые Амвросий и Августин считали, что брань Гога и Магога – это гонения антихриста на Христову Церковь. Гогом они называют самого антихриста, а Магогом – его бесчисленное воинство, или скифов, которые живут в той же стране, где, по свидетельству Моисея, первоначально обитал сын Иафета – Магог (Быт. 10, 2).

 

Глава 12. Падение Вавилона

 

Святой Иоанн Богослов подробно описывает Вавилон в образе блудной жены: и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее; и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых… Здесь ум, имеющий мурость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена (Откр. 17.3–6, 9).

Существовало много предположений относительно того, какой город апостол называет Вавилоном. По мнению одних, Вавилон – совокупность всех нечестивых, или весь видимый греховный мир с его славою и прельщениями. Другие называли «Вавилоном» магометан. Относили это название и к турецкой столице Константинополю, основанному на семи холмах и на водах многих (Откр. 17. 1). Предполагали также, что апостол говорил о древнем Вавилоне, в котором царствовали прообразы и предтечи антихриста – Немврод, Навуходоносор и Антиох.

Одно из толкований заключается в том, что под Вавилоном подразумевался древний Рим, который падет при кончине мира. Первоверховный апостол Петр в первом послании говорит: Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой (1Петр. 5. 13). Один из древних учителей так объясняет эти слова: Апостол Петр нарицает Рим Вавилоном ради слияния и смещения идолопоклонства, среди которого сияла малочисленная, первенствующая Церковь. Она уподобилась народу Еврейскому, который быв в плену Вавилонском, плакал о разлучении от Святого Сиона и не хотел петь Господнюю песнь в чужой земле». Святой Андрей объяснял, что по многим выдержкам из Священного Писания можно понять, что городам давались имена соответственно деяниям их жителей. Поэтому Рим назван Вавилоном. В послании апостола Петра и о древнем Иерусалиме сказано: у тебя был лоб блудницы (Иер. 3. 3). Предвидя падение Рима, святой Иоанн Богослов восклицал: пал, пал Вавилон, великая блудница (Откр. 18. 2).

 

Одно из толкований заключается в том, что под Вавилоном подразумевался древний Рим, который падет при кончине мира.

 

Окончательную погибель антихриста описывает Апокалипсис. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их (20. 8–9). Святой Андрей Кесарийский говорит: Пожрет огонь, будет ли то видимый, как при Илии – двух пятидесятников, или славное пришествие Христово истребит их духом уст Его, и вождя их дьявола с антихристом предаст в озеро огненное, чтобы в нем мучились во веки веков. Мы же, научившись от Христа Спасителя, будем усердно молиться, чтобы не видать нам ни пришествия антихриста, ни движения пред глаголанных народов, ни смертоносной беды, принуждающей к отступлению от спасительной веры. Сохраняя непобежденным свидетельство совести и показу я пламень любви к Искупителю в добрых делах, будем надеяться на получение вечных благ и щедрот Божиих и воздадим поклонение Пресвятой Троице ныне и присно и во веки веков.

 

А) Помрачение светил небесных – солнца и луны

 

Указания об этом знамении мы находим в следующих местах Священного Писания:

А) У пророка Иоиля: И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. (Иоил. 2. 30–31). Солнце и луна померкнут, и звезды потеряют блеск свой (Иоил. 3. 15).

Б) у пророка Исаии: Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. (Ис. 13. 10).

В) У пророка Иезекииля: И когда ты угаснешь, закрою небеса и звезды их помрачу, солнце закрою облаком, и луна не будет светить светом своим. Все светила, светящиеся на небе, помрачу над тобою и на землю твою наведи тьму, говорит Господь Бог. (Иез.32. 7–8).

Г) У Евангелиста Матфея: И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются (Мф.24–29).

Д) у Иоанна Богослова: произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь (Откр. б. 12).

 

Одним из верных признаков дряхлости и близкой смерти для человека служит слепота, так и помрачение солнца и луны – этих мировых очей – ясно указывает на близкую кончину престарелого мира.

 

Если сравнить бытие мира с человеческой жизнью, то нельзя не заметить их большего сходства. Одним из верных признаков дряхлости и близкой смерти для человека служит слепота, так и помрачение солнца и луны – этих мировых очей – ясно указывает на близкую кончину престарелого мира. Как при смерти человека его близкие неутешно плачут и облекаются в траур, так и при кончине мира все творения придут в сильное смятение, а небесные светила, лишившись лучезарного сияния, как будто оденутся в траурный наряд.

 

Б) Падение с неба звезд

 

Святитель Иоанн Златоуст считал, что падение звезд будет буквальным. Другие отцы Церкви подразумевали только их помрачение. Некоторые предполагают, что имеется в виду падение комет, сияние, молнии и гром и другие атмосферные явления.

 

В) Движение сил небесных

 

На это знамение указывает Сам Господь, говоря: силы небесные поколеблются. Святые Иоанн Златоуст и Феофилакт под силами небесными подразумевали седьмой Ангельский чин – Силы небесные. Они поколеблются в страхе и ужасе, несмотря на близость к Миродержателю – Богу. Ужас так будет велик, что все Ангелы вострепещут.

 

Г) Обновление твари и очищение огнем от скверн человеческих

 

Как при Ное человеческий род был очищен от греховных мерзостей потопом, так мир при своей кончине очистится огнем. Об этом свидетельствуют: а) псалмопевец Давид: Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши (Пс. 10. б): грядет Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря. Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой (Пс. 49. 3 и 4). Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение (Пс. 82. 15–16). Пред Ним идет огонь и вокруг попаляет врагов Его (Пс. 96. 3). В начале Ты [Господи] основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь (Пс. 101. 26–27); 6) пророк Исаия: Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы (Ис. 65. 17); в) пророк Даниил: Огненная река выходила и проходила пред Ним (Дан. 7. 10); г) евангелист Матфей: небо и земля прейдут (Мф. 24. 35); д) апостол Петр: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2Петр. 3, 10–13); е) евангелист Иоанн Богослов: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет (Откр. 21. 1).

При очищении огнем погибнет только образ творения: существо же останется неизменным вовеки. Апостол Павел говорит: проходит образ мира сего (IKop. 7. 31). Ты обновляешь лице земли, – восклицает псалмопевец (Пс. 103. 30).

 

Д) Воскресение мертвых

 

Воскресение мертвых нельзя постичь человеческим разумом, и мы не осмеливаемся исследовать эту Божию тайну, но с верой, вместе с нашей наставницей

Церковью, исповедуем и взываем: чаю воскресения мертвых. Веруем, Господи! Помоги нашему неверию.

Но так как вера утверждается благодаря Божественному Писанию – источнику живых вод, то мы постараемся почерпнуть хотя бы капли из реки, истекающей от Престола Божия и орошающей наши души, как безводную пустыню.

Воскресение мертвых пророк Иезекииль раскрыл в следующем видении: Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: «кости сухие! слушайте слово Господне! » Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои – весьма, весьма великое полчище. И сказал Он мне: сын человеческий! кости сии – весь дом Израилев. Вот, они говорят: «иссохли кости паши, и погибла надежда наша, мы оторваны от корня». Посему изреки пророчество и скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву. И узнаете, что Я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших, и вложу в вас дух Мой, и оживете (Иез. 37. 1 – 14).

Христос Спаситель подтвердил истинность воскресения мертвых, когда сказал: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет во – век (Ин. 1. 25–26). Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения. (Ин. 5, 25–29; сравн.: Ефес. 2. 1–5: 1Тим. 5. 6; Откр. 3.1; Рим. 6.4; Гал. 2. 10).

О воскресении мертвых учит и апостол Павел: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. (IKop. 15. 12–23).

В заключение считаем необходимым дать ответ на несколько вопросов, которые могут родиться у читателя.

 

Глава 14. Страшный Суд

 

О Страшном Суде скажем следующее:

1. На Суде явится знамение Сына Человеческого – Святой Животворящий Крест Господень. Явится он как для утешения поклоняющихся Распятому Господу и сораспинающихся Ему, так и для посрамления нечестивых, распявших на Кресте Господа.

2. Обнаружатся дела и сокровенные помышления каждого. Святой Андрей говорит: отверзнушся книги всех деяний и совести и придут в явление всем.

3. Сам Господь Иисус Христос будет полновластным Судиею, ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин. 5. 22). Хотя на Суде будут все три Лица Божественной и Нераздельной Троицы, но судить будет только Сын, так как Он претерпел за нас вольные страдания. Судимый неправедно, будет судить всех нелицеприятным судом.

Священное Писание говорит, что кроме Господа Иисуса Христа будут и другие судьи: когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, – говорит Господь ученикам, – судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). Разве не знаете, что святые будут судить мир?.. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?.. (IKop. б. 2, 3; ср. Мф. 12. 4, 42). Апостолы и некоторые святые будут судить судом не самовластным и самостоятельным, но сообщительным и соизволительным. Восхвалив праведный суд Христов, праведники будут судить не только людей, но и демонов.

 

Суд Христов будет отличаться от человеческого суда, так как на нем не все обличится словами, но многое – мыслью.

 

4. Суд Христов будет отличаться от человеческого суда, так как на нем не все обличится словами, но многое – мыслью. Во всеуслышание Судия скажет тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира… Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25. 34, 41, 46).

Таково учение Священного Писания о Страшном Суде, и мы должны постигать его верою, а не суемудрым исследованием. Ибо где вера, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – там нет места испытанию; где нечего испытывать, там лишни исследования. Проверять нужно человеческое слово, а слово Божие нужно слышать и верить ему; если не поверим словам, то не поверим и тому, что есть Бог. Первым основанием веры в Бога служит доверие Его учению.

 

Заключение

 

Рассуждение об антихристе и кончине мира мы хотим завершить словами первоверховного апостола Петра: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия… мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. (2Петр. 1. 16, 19–20). Отвергнув все лжеучения, мы старались рассказать о признаках пришествия антихриста, опираясь на послания апостолов и пророков, на мнение отцов и учителей Церкви.

Возможно, кто‑ нибудь спросит: не указывают ли на то, что последнее время уже наступило и дни существования мира сочтены, всеобщие человеческие бедствия? Не об этом ли говорится в следующих словах апостола: Дети! последнее время (1Ин. 2. 18): когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного) (Гал. 4. 4); Все это… описано в наставление нам, достигшим последних веков. (IKop. 10. 11). На этот вопрос ответим так: 1) В настоящее время мир терпит множество бедствий: опустошительные войны и катастрофы прерывают тысячи человеческих жизней, пожары, землетрясения и наводнения разрушают города и деревни. Но, глядя на эти скорби, вспомним, сколько неповинной крови было пролито Нероном, Максимианом, Диоклетианом и другими мучителями и преследователями христиан, какие притеснения и гонения пережила Православная Церковь во времена иконоборческой ереси и в последующие века. Если те события не послужили знамением кончины мира, то тем более бедствия настоящего времени не являются признаком скорого явления антихриста: мировые потрясения, свойственные всем периодам человеческой истории, не могут указывать на то, что принадлежит одному определенному времени. Также услышите о войнах и о военных слухах, – говорит Спаситель. – Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец (Мф. 24. б).


Поделиться:



Популярное:

  1. I) Получение передаточных функций разомкнутой и замкнутой системы, по возмущению относительно выходной величины, по задающему воздействию относительно рассогласования .
  2. I. Обучение перемещениям—20 мин.
  3. II. Обучение верхней передаче двумя руками—40 мин.
  4. II. Обучение верхней передаче—20 мин.
  5. III Изучение отношения потребителей к определенной марке товара
  6. III. МЕТОДИКИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕР ЛИЧНОСТИ
  7. III. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства коммерческого пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - самолет
  8. III.5. Изучение потребностей, интересов и склонностей учащихся
  9. VI. Отбор кандидатов на обучение за счет бюджетных ассигнований бюджета Донецкой Народной Республики из числа сотрудников органов внутренних дел
  10. VII. Перечень вопросов для проведения проверки знаний кандидатов на получение свидетельства линейного пилота с внесением квалификационной отметки о виде воздушного судна - вертолет
  11. А. Жизнь – Излучение – Магнетизм
  12. А.В.Запорожец. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МОТОРИКА РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 706; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.071 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь