Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Специфика дизайна как сферы деятельности. Определение ключевых понятий.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Теория и история дизайна
Направление подготовки ____Профессиональное обучение (по отраслям)____
Код направления подготовки ____44.03.04.____
Направленность (профиль подготовки/специализация) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
Вариативная часть
Обязательная дисциплина
г. Омск – 2015 г. Программа разработана: преподаватель кафедры теологии и мировых культур __________________________ Оводова С. Н. (должность, ученая степень и ученое звание) (подпись) ( инициалы, фамилия разработчика)
Программа рассмотрена на заседании кафедры Теологии и мировых культур (протокол № 1 от «_10_» _сентября_ 2015 г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования РФ и согласована с факультетами/институтами, реализующими соответствующее направление/специальность.
Декан социально-гуманитарного факультета __________________________ Зайцев П.Л. (название факультета/института) (подпись, Ф.И.О. декана/директора)
Библиотека___________________________________ ________________________________ (подпись, Ф.И.О. проверяющего)
М.П.
1. Место дисциплины в структуре ОП. Цель дисциплины сформировать готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности и овладеть системой эвристических методов и приёмов.
Задачи дисциплины:
1) изучение истории школ и методик подготовки специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства; 2) изучение истории развития отечественного и зарубежного дизайна, этапов развития дизайна; 3) изучение особенностей развития визуальной культуры; 4) научиться узнавать изученные предметы материальной культуры и произведения дизайна, соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением, автором; 5) овладеть навыками анализа закономерностей освоения человеком окружающей действительности, направлений и форм художественно-проектной деятельности; 6) изучение истории и методов организации творческого процесса дизайнера; 7) изучение последовательности процедур обработки информации, выполняемых с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений; 8) научиться использовать терминологический аппарат теории и истории дизайна в профессиональной сфере; 9) выполнять учебные творческие задание в форме написания курсовой работы; 10) научиться презентовать полученные в ходе исследований результаты курсовой работы; 11) овладеть навыками научно-исследовательской работы; 12) овладеть системой эвристических методов и приемов, помогающих при написании курсовой работы. Содержание курса базируется на компетенциях, сформированных при изучении дисциплин: 1.История искусств
Данная дисциплина позволит студентам в дальнейшем изучать материал дисциплин: 1.Современная визуальная культура. 2.Гуманитарная урбанистика. 3.Экспертиза дизай-проектов 4. Методы и технологии разработки бренда
Формируемые компетенции, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы*
* - из образовательной программы
2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины: 6 зачетных единиц; 216 часов. Форма промежуточной аттестации: экзамен (3 и 4 семестры), курсовая работа (4 семестр).
3. Содержание дисциплины.
Тема 1. Специфика дизайна как сферы деятельности. Определение ключевых понятий. Дизайн: определение понятия. История формирования понятия дизайн. Ключевые понятия: канон, ремесло, массовое производство, проект продукта, проектная деятельность, запросы потредителей, условия производства. Типы дизайна: индустриальный (промышленный), графический, интерьера, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, компьютерный дизайн, дизайн одежды и аксессуаров, дизайн прически, дизайн выставочных экспозициий, арт-дизайн.
Тема 2. Предпосылки возникновения дизайна Развитие материальной культуры. Материальная и духовная культура. Влияние предметного окружения человека по его поведение. Промышленные изобретения XVII- начала XX веков. Создание парового двигателя. Промышленная революция. Ремесленный и промышленный труд. Первая Всемирная промышленная выставка в Англии. Влияние всемирных выставок на промышленность и дизайн. Эстетика первых промышленных изделий. Конвеерное производство. История создания и производства автомобиля Г. Форда «Модель Т». Доиндустриальное – индустриальное – постиндустриальное общество. Предпосылки развития массовой культуры.
Тема 3. Первые теории дизайна: Дж. Рескин, Г. Земпер, Ф. Рело. Теоретическая и практическая деятельность Дж. Рескина. Архитектура Г. Земпера: Королевский оперный театр, синагога, знаменитая Дрезденская картинная галерея. Книги Г. Земпера: «Наука, промышленность и искусство», «Четыре элемента архитектуры».Теоретик машиностроения Ф. Рело.
Практические занятия: Семинар «Творчество Дж. Рескина, Г. Земпера, Ф. Рело». 1. Лекции об искусстве Дж. Рескина. Работа «искусство и действительность». 2. Отношение Дж. Рескина к машинному и ручному труду. 3. Цель и назначение искусства по Дж. Рескину. 4. Соотношение эстетики архитектурных сооружений и теоретических трудов Г. Земпера. 5. Машинная эстетика Ф. Рело.
Тема 4. Творчество У. Морриса Стиль изделий, изготовляемых У. Моррисом. Теоретические работы У. Морриса.
Практические занятия: Семинар «Творчество У. Морриса» 1. Специфика стиля «Красного дома» У. Морриса. 2. Деятельность фирмы «Моррис, Маршалл энд Фолкнер». 3. Теоретические взгляды на искусство, производство и труд в работе У. Морриса «Искусство и жизнь» Тема 5. Модерн Определение понятия. Отличительные особенности стиля модерн. Зарождение стиля модерн. Художественный салон «Ар Нуво» С. Бинга. Виктор Орта: Особняк Тасселя, дом Сольве, дом Этвельде, дом Виктора Орта. Ван де Вельде: торговый зал компании Гавана (Берлин), вилла Блуменверф. Архитекторы Поль Ханкар, Густав Ставен, Октав ван Рейссельберге, Эктор Гимар. Деятельность Чарльза Макинтоша. Творчество А. Мухи: мастерство арт-постов, влияние на графический дизайн, создание «Справочника для художественных ремесел». Западноевропейская мебель в стиле модерн. Журнал «Мир искусства». Дягилевские сезоны. Русские художники: Л. Бакст, М. Врубель, А. Бенуа, В. Серов. Тема 6. Конструктивизм Отличительные особенности стиля конструктивизм: целесообразность, рациональность, утилитарная форма. Массовое производство. Вызовы времени. Новые предметы быта. Контррельефы В. Татлина. Художественные эксперименты А. Родченко. Деятельность венского архитектора Адольфа Лооса. Конструктивизм в России. Конструктивизм на Урале. Разбор архитектурных конструктивистских строений в городах Екатеринбург и Омск. Группа «Стиль»: участники (Ритвелд, Мондриан, Дусбург), специфика деятельности. Особняк Шрёдера в Утрехте. Рабочий поселок Хук-ван-Холланд.
Приложение 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» Кафедра теологии и мировых культур (наименование кафедры)
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (выбрать из перечисленного)
Теория и история дизайна (наименование дисциплины (модуля), практики)
Ссылки: сноски и примечания
В академических работах для подтверждения достоверности информации часто используют цитаты. Однако нередко цитаты приводятся неточно, зачастую они искаженны, имеют грамматические ошибки. Чтобы избежать этого, рекомендуется делать выписки из первоисточника, а не переписывать «цитату с цитаты», с помещенной уже в другой книге или статье. Использование цитат требует соблюдения определенных общих требований к цитируемому материалу, так и указания на те или иные особенности его оформления. К общим требованиям относятся следующие: 1. Цитируемый текст, стоящий внутри авторского, должен приводиться в кавычках без малейших изменений. Кавычки необходимы для того, чтобы показать границы каждой цитаты — ее начало и конец. Недопустим пропуск слов, предложений или абзацев без указания на то, что такой пропуск делается (пропуски заменяются отточием). Недопустима замена слов, так как замена всего одного слова даже синонимом может существенно изменить смысл высказывания. Должны сохраняться все особенности авторского написания, поскольку любые изменения приводят к искажению смысла высказывания, стиля авторского изложения (исправляются только слова, написанные по старой орфографии, а также явные опечатки). 2. Цитирование должно быть объективным. Недопустимо тенденциозно сокращать цитаты, оставляя в них лишь какую-то часть рассуждений, доводов, нужных автору работы. 3. Нельзя объединять в одной цитате несколько выдержек, взятых из разных мест цитируемого источника (хотя эти выдержки могут быть логически связанными и однородными по содержанию). Каждая выдержка должна оформляться как отдельная цитата. 4. Все цитаты должны сопровождаться указаниями на источник. Это позволяет при необходимости проверить правильность цитирования, повышает ответственность автора за точность цитирования. Желая усилить некоторые места в цитатах, автор выделяет их подчеркиванием или изменением шрифта, и это изменение первоисточника он должен оговорить в скобках в виде примечания, указав инициалы своего имени и фамилии, например: (подчеркнуто нами. — Т.А.), (курсив наш. — Т.А.), (разрядка наша. — Т.А.). Существуют два способа оформления ссылок: сноски и примечания. Сноски могут быть подстрочными и внутритекстовыми. Подстрочные помещаются внизу страницы, на которой расположена цитата, под основным текстом. В конце цитаты в верхнем индексе (чуть выше строки) ставится цифра, обозначающая порядковый номер сноски на данной странице. Внизу страницы под чертой, отделяющей сноску от текста, этот номер повторяется и за ним следует текст библиографического описания источника, из которого заимствована цитата. Например: 1 Кун Т. Структура научных революций // Структура научных революций: Пер. с англ. / Сост. В.Ю. Кузнецов. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 165.
Внутритекстовая сноска оформляется сразу же за цитатой внутри текста, при необходимости разрывая целостность предложения. Например: «В некотором роде они (трапециевидные знаки) являются тамгами, о чем говорит и устойчивость их формы. Встречающиеся же вариации последних отмечают этапы прохождения обряда инициации на индивидуальном уровне» [Котов, 1997, с. 75] или (Котов, 1997. С. 75) или (Котов, 1997: 75). Точное оформление внутритекстовой сноски оговаривается с научным руководителем. Если на одной странице подряд несколько раз цитируется один и тот же источник, в каждой последующей сноске можно не повторять полностью его описание, а привести только те элементы, которые отличаются, например: __________________ 2 Там же — С. 175. / [Там же, с. 76] Для книг на иностранных языках выражения «Там же» («Он же», «Она же») заменяются соответственно выражениями «Ibid» («Idem», «Eedem»). Если тот же источник цитируется в следующий раз уже на другой странице исследования, то для подстрочной сноски будет достаточным указать автора, а вместо названия - «Указ. соч.» или «Цит. соч.». Например: 1 Кун Т. Указ. соч. C. 58. Для источников на иностранным языках «Указ. соч.», «Цит. соч.» заменяются словами «Op. cit». Для внутритекстовых это правило не обязательно. Если продолжается ссылка на ту же работу, то достаточным будет повторение краткого замечания о неизменности источника, с необходимой его страницей: [Там же, с. 77]. Но если вы обращаетесь к уже другому труду, но того же автора, демонстрируя, например, эволюцию его взглядов, необходимо полностью указать все изменения. Существует упрощенная система внутритекстовых сносок. Сноска стоит в квадратных скобках и включает номер источника, под которым он значится в библиографическом списке в конце работы, но с указанием необходимых для текущего текста страниц: «…» [3: 65] или [3, 65]. Для этого нужно для начала тщательно оформить сам библиографический список и уже не изменять его по ходу исследования. Обычно эта форма актуальна для научных работ в журналах и к ней редко обращаются при написании квалификационных работ. Как уже было сказано, эти моменты проясняются с научным руководителем. Другой способ ссылок — примечания – используют для краткого пояснения какого-либо слова, предложения, мысли или цифры. Примечания помещают внизу страницы под основным текстом. От последнего примечание отделяется чертой. В этом случае они называются подстрочными. В основном тексте после слова (предложения, мысли или цифры) в верхнем индексе ставится цифра, которая повторяется также в виде верхнего индекса к тексту примечания. Например, в основном тексте: «… эта проблема могла быть решена организацией кругосветных плаваний» 2. В подстрочных примечаниях: 2 Идея кругосветных плаваний из Балтики в Тихий океан для освоения дальневосточных земель и расширения торговли на Камчатке и Курилах возникла еще в 30-е годы ХVIII века перед организацией Второй Камчатской экспедиции и принадлежала адмиралам Н.Ф. Головину и Т.П. Сандерсу.
Нумерацию ссылок на подстрочные примечания удобнее сделать для каждой страницы самостоятельную. Если примечания даются в конце научной работы за основным текстом, то нумерация ссылок идет сквозная по всей работе. Примечания, оформленные таким образом, называются затекстовыми.
На материалы, размещенные (опубликованные) в Интернет, даются обязательные ссылки по их Web-адресу, а фамилия автора (авторов), найденного материала и его Web-адрес обязательно приводятся в списке литературы. Оформление библиографического списка
После заключения в курсовой работе принято помещать библиографический список использованной литературы. Список использованной литературы указывает на источники, которыми пользовался автор при ее написании, демонстрирует самостоятельную творческую работу, проделанную автором по сбору и анализу материала, позволяет документально подтвердить и обосновать достоверность и точность приводимых в тексте работы фактов, статистических данных, цитат и других сведений, заимствованных из различных источников. Список литературы отражает уровень осведомленности исследователя об имеющейся специальной литературе по изучаемой проблеме. Грамотно составленный список и приведенные библиографические ссылки и сноски являются выражением научной этики и культуры научного труда. В библиографический список включают все документы, использованные автором при написании научной работы, независимо от их носителя, включая электронные издания и ресурсы Интернет. Таким образом, необходимо помнить об осторожном обращении с источниками в плане их цитирования, ссылок на них, и их перефразирования. Допустимая доля заимствований не более 40 %. А) Примерный перечень вопросов к экзамену
Приложение 2 Образец оформления титульного листа курсовой работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Социально-гуманитарный факультет Кафедра теологии и мировых культур
Направление подготовки бакалавров 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», профиль «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» Курсовая работа по дисциплине «Теория и история дизайна» полное название работы Выполнила: студентка группы ХХХХХ Фамилия имя отчество полностью
Научный руководитель: кандидат филос. наук, доцент кафедры теологии и мировых культур Фамилия имя отчество полностью
Омск 2015
Теория и история дизайна
Направление подготовки ____Профессиональное обучение (по отраслям)____
Код направления подготовки ____44.03.04.____
Направленность (профиль подготовки/специализация) Декоративно-прикладное искусство и дизайн
Вариативная часть
Обязательная дисциплина
г. Омск – 2015 г. Программа разработана: преподаватель кафедры теологии и мировых культур __________________________ Оводова С. Н. (должность, ученая степень и ученое звание) (подпись) ( инициалы, фамилия разработчика)
Программа рассмотрена на заседании кафедры Теологии и мировых культур (протокол № 1 от «_10_» _сентября_ 2015 г.)
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования РФ и согласована с факультетами/институтами, реализующими соответствующее направление/специальность.
Декан социально-гуманитарного факультета __________________________ Зайцев П.Л. (название факультета/института) (подпись, Ф.И.О. декана/директора)
Библиотека___________________________________ ________________________________ (подпись, Ф.И.О. проверяющего)
М.П.
1. Место дисциплины в структуре ОП. Цель дисциплины сформировать готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности и овладеть системой эвристических методов и приёмов.
Задачи дисциплины:
1) изучение истории школ и методик подготовки специалистов в области дизайна и декоративно-прикладного искусства; 2) изучение истории развития отечественного и зарубежного дизайна, этапов развития дизайна; 3) изучение особенностей развития визуальной культуры; 4) научиться узнавать изученные предметы материальной культуры и произведения дизайна, соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением, автором; 5) овладеть навыками анализа закономерностей освоения человеком окружающей действительности, направлений и форм художественно-проектной деятельности; 6) изучение истории и методов организации творческого процесса дизайнера; 7) изучение последовательности процедур обработки информации, выполняемых с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений; 8) научиться использовать терминологический аппарат теории и истории дизайна в профессиональной сфере; 9) выполнять учебные творческие задание в форме написания курсовой работы; 10) научиться презентовать полученные в ходе исследований результаты курсовой работы; 11) овладеть навыками научно-исследовательской работы; 12) овладеть системой эвристических методов и приемов, помогающих при написании курсовой работы. Содержание курса базируется на компетенциях, сформированных при изучении дисциплин: 1.История искусств
Данная дисциплина позволит студентам в дальнейшем изучать материал дисциплин: 1.Современная визуальная культура. 2.Гуманитарная урбанистика. 3.Экспертиза дизай-проектов 4. Методы и технологии разработки бренда
Формируемые компетенции, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы*
* - из образовательной программы
2. Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам), с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Общая трудоемкость дисциплины: 6 зачетных единиц; 216 часов. Форма промежуточной аттестации: экзамен (3 и 4 семестры), курсовая работа (4 семестр).
3. Содержание дисциплины.
Тема 1. Специфика дизайна как сферы деятельности. Определение ключевых понятий. Дизайн: определение понятия. История формирования понятия дизайн. Ключевые понятия: канон, ремесло, массовое производство, проект продукта, проектная деятельность, запросы потредителей, условия производства. Типы дизайна: индустриальный (промышленный), графический, интерьера, дизайн архитектурной среды, ландшафтный дизайн, компьютерный дизайн, дизайн одежды и аксессуаров, дизайн прически, дизайн выставочных экспозициий, арт-дизайн.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы