Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Западноевропейские государства в XVI–XVII вв.



Новое время — период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем.Понятие «Новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор.Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин. Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в Африку, Америку, Азию и Океанию в поисках новых торговых партнёров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе. Великие географические открытия сопровождались созданием колониальных империй. Так называли совокупность колониальных владений, принадлежавших тому или иному европейскому государству. В Новое время под понятием колония понимали страну или территорию, находящуюся под властью иностранного государства и лишённую политической самостоятельности. Реформация. Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о «единоспасающей» роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, «стяжательство» церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу. Контрреформация. Успехи протестантизма, его повсеместное распространение в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. происходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправлявшейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 — 1556 гг.). Главной задачей Ордена являлась защита и распространение католицизма в Европе и во всем мире. Деятельность иезуитов была самой разнообразной: от участия в политической жизни европейских дворов до создания школ, приютов, отправки своих миссионеров в Азию и Америку. В католической церкви не было единства: наиболее дальновидные ее представители были готовы принять часть критики в адрес папства и духовенства. Однако на Тридентском соборе (1545— 1563 гг.) победила консервативная линия развития церкви: католические догматы признавались неоспоримыми, подтверждалось главенство папы над всей «паствой», укреплялась инквизиция. В результате, активные меры, предпринятые католической церковью, позволили сохранить ей доминирующее положение в Европе и затормозить наступление протестантизма. Итоги Реформации и Контрреформации Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества — от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. Зачастую религиозные вопросы были лишь прикрытием для решения иных проблем: национального освобождения (Нидерландское восстание 60 — 70-х гг. XVI века), борьбы феодальных семей и группировок за власть (французские религиозные войны второй половины XVI в.), соперничество за европейскую гегемонию (войны между Францией и Габсбургами XVI - XVII вв.). Абсолютизм в Европе В первой половине XVI в. в Европе завершается формирование централизованных государств — Франции, Англии, Испании. В этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. Его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. Церковь полностью интегрируется в государственную систему. В качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. Происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. Основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства. Абсолютизм формируется в XVI—ХVII вв., прежде всего, в таких странах, как Франция, Англия, Испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в Европе. Безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие. Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения.

Восточная Европа в xvi-xvii. Речь Посполитая — федерация] Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией. Располагалась преимущественно на территориях современных Польши, Украины, Белоруссии и Литвы, а также на части территории России, Латвии, Эстонии, Молдавии и Словакии. При наличии единого государственного устройства Королевство Польское и Великое княжество Литовское имели каждое свой собственный административный аппарат, казну, войско и законы. Главой государства являлся пожизненно избираемый сеймом монарх, носивший титул короля польского и великого князя литовского. Существовавший в Речи Посполитой специфический политический режим принято называть шляхетской демократией. В XVI—XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния в период правления Сулеймана Великолепного. В этот период Османская империя была одной из самых могущественных стран мира — многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи — окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, дойемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моряна востоке[7]. Под её владычеством находилась большая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка[8]. В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств, некоторые из которых были позже захвачены ею — в то время как другим была предоставлена автономия.Столицей империи был Константинополь (ныне Стамбул). Империя контролировала территории Средиземноморского бассейна. Османская империя являлась связующим звеном Европы и стран Востока на протяжении 6 веков.

Государства и народы Азии и Америки в XVI-XVII вв. Империя Великих Моголов или Могольская империя — тимуридское государство, существовавшее на территории современных Индии, Пакистана и юго-восточного Афганистана фактически до середины XVIII века. Границы империи на протяжении её существования значительно изменялись.Название «Великие Моголы» появилось уже при английских колонизаторах, ни основатель Империи, ни его потомки сами себя так не называли[1]. Термин «могол» применялся населением в Индии для обозначения всех мусульман Северной Индии и Центральной Азии..Империя основана Бабуром, вынужденным вместе со своими соратниками откочевать из Средней Азии на территорию Индостана. В составе войска Бабура были представители разных народов и племён, входивших в состав государства Тимуридов того времени, такие, как, например, тюркские, могольские и другие племена.Основатель империи Бабур родился в городе Андижан (совр.Узбекистан), располагавшемся в Ферганской долине, входившей в состав государства Тимуридов. Основанную Бабуром династию индусы по принятой ими традиции стали называть Моголами. Европейские путешественники XVII века называли эту династию «Великие Моголы». Великих моголов можно называть и тимуридами, также как и Бабуридами по имени основателя династии и государства Бабура. Члены династии были двуязычными и говорили на тюркском и персидском языках. Правители империи из династии Бабуридов обладали сложной титулатурой, основу которой составлял заимствованный у персов титул «падишах», принятый Бабуром в 1506 году. Джунгарское ханство (в старорусских источниках также Зюнгарское ханство - ойрат-монгольское государство, существовавшее в XVII—XVIII веках на территории, которая ныне относится к Казахстану, Киргизии, Китаю, России, Монголии и занимавшее земли от Тибета, и Китая на юге доСибири на севере и от оазисов Сырдарьи на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озероКукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр. Доныне на указанной территории расположеныруины ойратских (зюнгарских, калмыцких) буддистских монастырей икрепостей (Семипалатинск, Зайсан), наскальные изображения Будды(под Алма-Атой, около Иссык-Куля) и пр. Китай. С конца Средневековья (1368 год) по 1644 год в Китайской империи правила династия Мин(что в переводе значит «свет»).Упадок династии Мин.К концу XVI века империя Мин переживала не лучшие времена. Знатные роды стали захватывать общинные крестьянские земли, за­ставляя крестьян отдавать им большую часть урожая. Семьи земле­дельцев голодали и нищали, а императорская казна пустела. Многие чиновники, следуя предписаниям Конфуция о долге заботы, не раз по­сылали свои доклады на высочайшее имя. Однако последние импера­торы Мин больше заботились о роскоши и развлечениях, чем о благе своих подданных. Часто в дома чиновников, решившихся на подобный шаг, приходил посыльный императорского дворца с небольшим сверт­ком в руках. Трясущимися руками разворачивал этот сверток ранее влиятельный чиновник, и если там оказывался шелковый шнурок, то это означало только одно: император приказывает своему верному подданному удавиться. Восстание против династии Мин и её падение. Крестьянское восстание против династии Мин возглавил бывший сельский староста и разбой­ник — Ли Цзы-чэн. Его армия занимала целые провинции и города, изгоняла чиновников, отменяла высокие налоги, возвращала крестья­нам земли. В 1640 году, когда армия восстав­ших вошла в Пекин, последний минский импе­ратор повесился в собственном дворце на шел­ковом шнуре. Ли Цзы-чэн провозгласил себя новым «благонамеренным» императором, но с этим не были согласны высшие чиновники и крупные землевладельцы. Один из них — вое­начальник У Саньгун, охранявший Великую Ки­тайскую стену, — решил призвать на помощь се­верных кочевников.Еще в начале XVII века маньчжурские племена объединились под властью одного предводителя, перестали платить дань китайскому императору и провоз­гласили создание собственной императорской династии Цин («светлая»). Каждый год мань­чжурская конница прорывалась через Великую стену, грабила города и деревни. Теперь маньчжуры вместе с китайской знатью обруши­лись на крестьянскую армию.В 1630-40-е годы армия восставших крестьян свергла династию им­ператоров Мин. Маньчжурская династия Цин. В 1644 году Пекин был захвачен кочевниками-маньчжурами, которые провозгласили новую императорскую династию Цин(«светлая»). Сопротивление китайцев маньчжурам было подавлено только к началу XVIII века.Маньчжурский вождь стал китайским императором с титулом богдыхана. Все высшие правительственные должности за­няли маньчжуры. Сословие завоевателей (профессиональных воинов) господствова­ло над китайскими сословиями ученых, земледельцев, ремесленников и торговцев. Уступая китайцам в численности, завоева­тели-маньчжуры боялись раствориться в их массе, поэтому межнациональные браки были запрещены. Все китайское общество было поставлено под строгий полицейский контроль. Китайцы должны были брить полголовы, а оставшиеся волосы заплетать в косу. Всякому, кто отказывался это сде­лать, тут же отрубали голову и выставляли ее на шесте в центре селения. Горожанам было приказано вывешивать на свои дома таблички с указанием, сколько людей жи­вет в доме. Крестьянам под страхом нака­зания плетьми было запрещено покидать деревни и даже резать скот и птицу без разрешения властей. Был со­ставлен список книг, которые, по словам маньчжуров, «противостоят нашей династии и которые надо предать огню». Китайской империи и Японской империи сёгуната в XVI-XVII веках предстояло решить, как встретит Дальний Восток появление европейцев. Политика изоляцизма. Ещё со времен португальских географических открытий европейцы неустанно плавали на Дальний Восток за товарами. Однако постепенно стало очевидно, что только торговлей дело не обходится. Европейцы захватывали прибрежные порты, занимались грабежом, к тому же западные религии начали распространяться среди жителей дальневосточной цивилизации. разное время и Китай и Япония вводили политики самоизоляции. Эти политики в разное время имели различные цели и различную степень изоляции. Однако результат был один: закрытие Китая и Японии от проникновения европейцев возвело пре­граду между западной европейской цивилизацией и цивилизацией Даль­него Востока. Ацтекская империя — раннеклассовое государство в XIV—XVI веках в Центральной Америке, созданное ацтеками. Империя включала в себя центральную часть современной Мексики. В 1521 году была уничтожена испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом. Империя инков — крупнейшее по площади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI веках. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века) Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от предшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке — аймара), Чиму (центр — город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчусевера»).

Век просвещения в Европе и Америке (XVIII в.). 18 век – век Просвещения. Личность постепенно осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Невежество, религиозный фанатизм – причины бедствий, выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Философы долго пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, а в его несчастьях виноваты «обстоятельства».Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) – Дж. Локк, Дж. Толанд; во Франции – Вольтер, Руссо; в Германии – Гете; в Америке – Франклин. Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны морально-религиозное совершенство, успехи наук и благополучие общества. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства. Общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии. Объединяющий момент – ненависть к традиционной церкви. В социальной сфере просветители старались обосновать теория прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Экономические, политические, правозащитные идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

Эпоха революций в первой половине XIX в. Великая французская революция ) — крупнейшая трансформация социальной и политической системы Франции, приведшая к уничтожению в стране Старого порядка(фр. Ancien Ré gime) и абсолютной монархии, и провозглашению Первой французской республики (сентябрь 1792) свободных и равных граждан под девизом «Свобода, равенство, братство». Началом революции стало взятие Бастилии 14 июля 1789 года, а окончанием историки считают 9 ноября 1799 года (переворот 18 брюмера). Наполеоновские войны — под этим названием известны, главным образом, войны, которые велись Наполеоном I с разными государствами Европы, когда он был Первым консулом и императором (ноябрь 1799 — июнь 1815). В более широком смысле сюда относится и итальянская кампания Наполеона (1796—1797), и его египетская экспедиция (1798—1799), хотя их (особенно итальянскую кампанию) обычно причисляют к так называемым революционным войнам. Переворот 18 брюмера (9 ноября 1799 года) отдал Францию в руки Наполеона как раз в то время, когда старая Европа находилась в полной дезорганизации: правительства были совершенно неспособны к совместным действиям и готовы были ради частных выгод изменять общему делу; повсюду царили старые порядки, и в администрации, и в финансах, и в войске — порядки, неэффективность которых обнаружилась при первом же серьёзном столкновении с Англией. Всё это сделало Наполеона владыкой материковой Европы. Ещё до 18 брюмера, будучи главнокомандующим Итальянской армией, Наполеон начал передел политической карты Европы, а в эпоху своей экспедиции в Египет и Сирию строил грандиозные планы относительно Востока. Став Первым консулом, он мечтал о том, чтобы в союзе с русским императором выбить англичан с позиции, которую они занимали в Индии. Венский конгресс 1814—1815 гг. — общеевропейская конференция, в ходе которой была выработана система договоров, направленных на восстановление феодально-абсолютистских монархий, разрушенных французской революцией1789 года и наполеоновскими войнами, и были определены новые границы государств Европы. В конгрессе, проходившем в Вене с сентября 1814 по июнь 1815 г. под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха, участвовали представители всех стран Европы (кроме Османской империи). Переговоры проходили в условиях тайного и явного соперничества, интриг и закулисных сговоров. Священный союз — консервативный союз России, Пруссии и Австрии, созданный с целью поддержания установленного на Венском конгрессе (1815) международного порядка. К заявлению о взаимопомощи всех христианских государей, подписанному 14 (26) сентября 1815 года, впоследствии постепенно присоединились все монархи континентальной Европы, кроме Англии, Папы Римского и турецкого султана. Не являясь в точном смысле слова оформленным соглашением держав, налагавшим бы на них определённые обязательства, Священный союз, тем не менее, вошёл в историю европейской дипломатии как «сплочённая организация с резко очерченной клерикально-монархической идеологией, созданная на основе подавления революционных настроений, где бы они ни проявлялись». Промышленная революция — переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике; переход от преимущественно аграрной экономики к индустриальному производству, в результате которого происходит трансформация аграрного общества в индустриальное. Промышленный переворот происходил в разных странах не одновременно, но в целом можно считать, что период, когда происходили эти изменения, начинался от второй половины XVIII века и продолжался в течение XIX века. Характерной чертой промышленной революции является стремительный рост производительных сил на базе крупной машинной индустрии и утверждение капитализма в качестве господствующей мировой системы хозяйства.В июле 1830 г. во Франции произошла буржуазная революция, покончившая с монархией Бурбонов. Одновременно последовало крушение монархии в Нидерландах, где королевой была сестра Николая I Анна Павловна. Это заставило Николая активизировать европейское направление внешней политики. Он намеревался направить русскую армию в Западную Европу, но восстание в Польше перечеркнуло эти планы. Опасаясь возникновения в Европе всеобщего революционного брожения, Николай стремился к сближению с Австрией и Пруссией. В 1833 г. эти страны подписали договор, гарантировавший взаимопомощь в случае революции и войн ( кроме войн на Востоке). Фактически, это знаменовало восстановление Священного Союза, главную роль в котором снова играла Россия, превращавшаяся в подлинного " жандарма Европы".В 1846 г. Россия помогла подавить Австрии восстание в Польше. Но в наибольшей степени новая роль России проявилась в период европейских революций 1848-1849 гг. Особое беспокойство Николая вызвали события в Австрийской империи, где восстала Венгрия. Царь опасался, что примеру Венгрии последует Польша. В Венгрию были посланы русские войска. В течении лета 1849 г. венгерская армия была разбита и власть австрийского императора была восстановлена. Россия выделила Австрии крупную денежную сумму для борьбы с освободительным движением в Италии. Все это спасло Австрию от неминуемого распада.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 2169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь