Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема свободы в философии..
Существует несколько подходов в понимании свободы. 1) Связывают понимание свободы воли человека только с необходимостью, и следовательно (Гольбах): “во всех своих поступках человек подчиняется необходимости...его свобода воли есть химера”. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей и возможностей, если человек действует как автомат, то о какой свободе можно говорить. 2) $ и противоположная трактовка: свобода – это возможность поступать, как хочется. Екатерина Великая – свобода – это когда никто не может заставить меня делать так, как я не хочу. Здесь уже имеется элемент противоположности свободы не столько необходимости, сколько принуждению. 3) Некоторые утверждают о наличии абсолютной свободы. Легенда о расквашенном носе => свобода может и не знать граней, отделяющих ее от ошибочных действий. => нет абсолютной свободы, свобода всегда относительна (не только в пределах имеющихся тех или иных рамок, но и различные оценки в разл.системах отсчета. Абс. свобода – абстракция от реального процесса формир-ия волевого акта ч-ка. 4) Одной из более разработанных концепций свободы является концепция Бердяева. Связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода есть не только выбор возможности, свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. “Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя”. Достоинство – обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество человека (в " моменте свободы – или выбор возможности в материальном мире, или создание новой ситуации). Недостаток – устранение детерминизма. 5) В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антоним свободы – принуждение – действие под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям, интересам " волевое решение, связанное с выбором целей и мотивов деятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром сознания, который не противостоит внешнему миру (объективному), а является его отражением, и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире является отражением диалектической взаимообусловленности явлений во внешнем мире. Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимость отражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости, связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления. Более того, сами цели человеческой деятельности, лежащие в основе свободного выбора линии поведения человеком, определяются его интересами, возникающими в ходе его практической деятельности, в которой субъективная диалектика его сознания формируется и развивается под влиянием объективной диалектики. Реальное свободное действие человека выступает, прежде всего, как выбор альтернативных линий поведения (пр.: целей деятельности, средств, поступков). Объективным основание ситуации выбора является объективное $ целого спектра возможностей, определяемых действием объективных законов и многообразием условий, в которых эти законы реализуют свое действие, в результате чего возможность переходит в действительность. Реализацию в действительности получает только та, для осуществления которой частично необходимо, а частично случайно складываются необходимые условия. В природе в реальной ситуации выбора практ. не возникает. Ч-к, наделенный сознанием, познавая законы природы и общества, может выделять различные возможности, сознательно влиять на создание тех условий, при которых может реализоваться та или иная возможность. Основанием для ситуации выбора является $ объективного спектра возможностей, а объективным основание возможностей являетя закономерность и совокупность различных условий, необходимых для ее реализации. Мера возможности события прямо пропорциональна мере его необходимости. Сам акт свободного действия связан с выбором определенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализации в действительности. Выбор, прежде всего, определяется целевыми установками человека, а они – характером практической деятельности и той совокупности знаний, которыми человек обладает (прежде всего знание необходимости). В рамках общей концепции детерминизма свобод может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения. Возможность человека преобразовывать самого себя и окружающий социум, частичкой которого он является – развивающийся человек сам творит свою историю. Проблема свободы тесно связана с проблемой моральной и правовой ответственности человека за свои поступки. Силовое принуждение здесь не должно иметь места.
42. Категории " пространство" и " время" в философии. Пространство - обычно протяженность, время - длительность. П и в обладают своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно симетрично, т е нет не обратимых процессов, пространство однородно Время - длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по разному: циклическое время (календари); время может толковаться как неко-торая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми время может пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое. Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени, вечность это всегда настоящее. Пространство и время долго в истории рассматривались раздельно. . Есть две теории относительности: Пространство и время как философские категории
* субстанциальная — рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов (Демокрит, Эпикур, Ньютон); Всеобщие свойства пространства и времени: объективность и независимость от сознания человека; абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с движением материи; зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных системах; единство прерывного и непрерывного в их структуре; количественная и качественная бесконечность. Различают метрические (т.е. связанные с измерениями) и топологические (например, связность, симметрия пространства и непрерывность, одномерность, необратимость времени) свойства пространства и времени.
Специфические (локальные) свойства пространства: симметрия и асимметрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между телами, пространственное распределение вещества и поля, границы, определяющие различные системы. Всеобщие свойства времени: объективность; неразрывная связь с материей и ее атрибутами; длительность; одномерность и ассиметричность; необратимость и направленность от прошлого к будущему.
Специфическими свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения между различными циклами в структуре систем.
43. Понятия " культура" и " цивилизация" в философии.
формами ее являются: язык, литература, искусство, которые можно рассматривать как знаковые системы, дает основание еще для одного подхода - семиотического, в котором культура предстает как совокупность знаков, подлежащих расшифровке Она включает два аспекта: культуру материальную и культуру духовную И материальная, и духовная культура существует в двух основных формах: предметной, существующей вне человека и личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура. По мысли ряда исследователей под культурой следует понимать не сами по себе материальные и духовные ценности, а уровень их создания и их качественную характеристику. культуру следует рассматривать как процесс становления функционирования, развития человеческой сущности, воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности В данный момент самое существенное из достигнутого в исследовании культуры можно суммировать следующим образом: 1) ее следует рассматривать как социальное явление, порожденное обществом; 2) культура связана с человеческой деятельностью, общие признаки которой - активность, социальность, преобразовательный характер - свойственны и культуре; 3) человек выступает не только как объект культурной деятельности, но и как субъект, активное творческое начало культурно-исторического процесса; 4) культура, не может быть связана только с какой-то определенной стороной жизни общества, поскольку она присутствует во всех ее проявлениях. Анализ всего комплекса явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определений " Культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека как субъекта культурной деятельности" Культура создается в процессе творческой деятельности людей и является мерой их власти как над стихией природы, так и над собственными отношениями. Второй ее функцией является функция общения, ибо без определенных общезначимых средств общения, трансляции опыта и знаний невозможно объединение людей в группы, а значит и существование самого общества. Третья функция культуры - познавательная и в ряде случаев эвристическая Она не только дает целостную картину познания мира, но и способствует поискам лучших и наиболее эффективных форм познания нового. Четвертая функция культуры - оценочная, или идеей логическая. С ее помощью мир познается не только таким, каков он есть сам по себе, но и соотносится с некоторыми социальными образцами: эстетическими, политическими, нравственными. Необходимо учитывать различие понятий " культура" и Культура - это осуществление внутренних возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 852; Нарушение авторского права страницы