Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мораль и ее исторические формы.
Мораль - это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императив-ное отношение к нему. Специфичность морали проявляется в ряде моментов. В морали воплощено единство духовного и практического: она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; вся практическая деятельность человека и его поведение определяется сложившимися в обществе моральными представлениями. Мораль действует не в какой-то определенной области (наука, искусство или политика и т.д.), а носит универсальный характер. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного -- морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер. Мораль -- исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Мораль помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия. Моральные принципы -- это основные, фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали. Принцип коллективизма выступает одновременно услови-ем и следствием общественной сущности человека, ориентируя его на подчинение своих личных интересов общественным и слу-жение им. Такая ориентация «выгодна» обществу, поэтому оно, Как правило, заинтересовано в формировании у личности коллективистских тенденций. Принцип гуманизма выражается в признании человека главной ценностью, а его интересов – приоритетными Принцип альтруизма -- бескорыстная любовь и забота о бла-ге другого человека («Возлюби ближнего, как самого себя»), го-товность к самопожертвованию. Принцип толерантности, опирающийся на признание со-зидательной роли индивидуализма в его положительном, гума-нистическом смысле, предполагает проявление терпимости к иному: иным взглядам, ценностям, поведению. С терпимостью нельзя путать равнодушие, которое иногда может превращаться в принцип нейтрального поведения, веду-щий к подлости и предательству. Моральные нормы -- это конкретные правила поведения, оп-ределяющие, как человек должен вести себя по отношению к об-ществу, другим людям, самому себе Нравственный идеал -- это целостный образец нравствен-ного поведения, к которому люди стремятся, считая его наибо-лее разумным, полезным, красивым Моральные принципы, нормы и идеалы действуют не само-стоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой сис-тему морали, все элементы которой взаимосвязаны и взаимо-обусловлены. \ Система морали -- ее принципы, нормы, идеалы -- влияет на нравственность в обществе опосредованно: механизм моральной регуляции реализуется через структуру морали. Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в мораль-ной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения. Моральные отношения -- центральный элемент структуры морали и наиболее «философский» ее элемент. Специфика моральных отношений в том, что их нельзя рас-сматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отношениях фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки Космополитизм -- осознание себя «гражданином мира», включенным в систему планетарных отношений, предполагает, как правило, равнодушие или даже нелюбовь к своему отечест-ву, однако он может сочетаться и с любовью к нему. Чувство национального самосознания может быть продук-тивным, нацеленным на процветание нации и ее культуры, а может быть деструктивным, несущим в себе элементы нацио-нализма или шовинизма, враждебности к другим народам. От-сутствие национального самосознания может свидетельствовать как о равнодушии к судьбе собственной нации, так и об уваже-нии и терпимости к другим народам. Моральное сознание -- это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоцио-нальный и рациональный. Эмоциональный уровень морального сознания характери-зует непосредственную реакцию личности на событие, отноше-ние, явление. Он формируется стихийно, связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Включает в себя: Чувства -- это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность ис-пытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке. Возникают чувства на основе непосредственных эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть -- сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любы-ми, в том числе иногда и безнравственными средствами. Страсть сама по себе нейтральна -- ни хороша, ни плоха; ее нравствен-ный статус зависит от целей, на которые она направлена. Настроение -- особое состояние, отличающееся длительно-стью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проте-кает деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет по-вышенную работоспособность. В подавленном настроении мо-жет быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Стихийность эмоционального уровня не исключает, а напро-тив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуля-цию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания. Рациональный уровень -- способность личности к логиче-скому анализу и самоанализу -- результат целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, вос-питания и самовоспитания. Моральное поведение, опирающееся на нравственное созна-ние личности и реализующее ее нравственные отношения, явля-ется итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. Если моральное сознание выступает субъективирован-ной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. И в этом смысле поведение человека -- показатель его нравственной культуры. Исторические типы морали Исторический тип морали определяется целой совокупностью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге - степенью автономности субъекта нравственности, зрелостью личности. Страх перед наказанием за совершенный поступок - самая простая форма социального контроля, распространимая даже на коллективные взаимоотношения в биологических популяциях. В ранних человеческих общностях чувство страха преобладало по отношению к чужим, потенциально враждебным иноплеменникам. По отношению к " своим" внутри группы действует механизм " стыда". В чувстве стыда выражена уже простейшая форма социального контроля, отделивпгаяся от ее группового носителя и ставшая самооценкой индивида. Стыд - это страх осуждения " своими". Стыд не предполагает разграничения мотива и поступка. Стыдиться (или гордиться, гордость - положительная форма социального контроля этого типа) можно и случайной ошибки, гордиться можно случайной, немотивированной удачей, победой, не зависящей от победителя. Античная культура в основном была воплощением того типа нравственности, для которой наиболее характерной формой самооценки были " стыд" и " гордость". Человек судит себя по объективному результату, а не по мотивам поступка (таковы герои Еврипида: Федра, Геракл, Тесей). Стыд не осознавался как стыд перед собой, он как бы вынесен вовне и воплощен в образе Эриний, преследующих того, кто совершил зло. Неотделенность еще внутреннего мира от внешних проявлений человеческой активности отразилась на характере дружеских отношений. Наиболее тесно связывала людей в " героическую" эпоху Древней Греции дружба, скрепленная договором. Героические действия, совершенные Ахиллом под Троей, были связаны с необходимостью отомстить за гибель своего друга Патрокла. Главным в дружбе был ее " практический" характер, мотив не отделялся от действия. Другой тип нравственности характерен для сословного общества. Здесь центральным оказывается такой регулятор поведения, как честь. Чувство стыда трансформируется в чувство бесчестья. Понятие чести не столько выражает персональную репутацию индивида, сколько определяет значимость той общности, к которой он принадлежит. Понятие чести воплощается в корпоративные " кодексы чести ". Идеалом дворянского сословия было сознательное изгнание страха и утверждение чести как основного " законодателя" поведения дворянина. Дуэль - процедура по восстановлению чести. С этих позиций храбрость - самоцель дворянина, это не средство служения государственной пользе. В отличие от более ранних типов нравственности, в данном случае поражение или победа не есть критерий нравственного поступка. Главное - личное бесстрашие, то есть следование закону чести, что предполагает индивидуальную мотивацию, а не только позитивный результат поступка. Но корпоративное одобрение вызывают только определенные внутренние побуждения, воплощенные в определенные действия. Дуэль, способность добровольно взглянуть в лицо смерти, становится особым " очищающим" ритуальным действием, смывающим печать личного бесчестья. Причем индивидуальному решению в дуэли отводится серьезная роль: необходимо решить, достаточно ли только простого вызова, или " обозначения" боя (выстрел в воздух), или же оскорбление необходимо смыть кровью [1]. Для низших сословий понятие чести часто связано с уровнем мастерства, с трудом, как достойным человека занятием.
38. Категории " необходимость" и " случайность". . Необходимость - это те свойства предмета, а также происходящие с ним изменения, которые обусловлены внутренней природой самого предмета. Случайность - это те свойства, изменения, которые обусловлены стечением внешних, несущественных для предмета обстоятельств. Необходимость и случайность взаимосвязаны между собой. Всякая необходимость пробивает себе дорогу через массу случайностей.. Связь необходимости и случайности проявляется в том, что одно и тоже событие случайное в одном отношении выступает как необходимое, в другом. Пример: Засуха, погубившая растения - случайность для них, но засуха - необходимое следствие метеорологических условий. Существуют самые разнообразные изменения с предметами, но для того, чтобы эти изменения возникли должны существовать реальные предпосылки. Момент, предшествующий возникновению предмета, отражается категорией возможность. Другой момент процесса развития, когда возможность появления какого-либо предмета осуществляется - это есть действительность. Действительность - то, что существует как наличное бытие в данный момент времени. Различают абстрактные или формальные и реальные возможности. Превращение возможности в действительность могут произойти в результате случайного стечения обстоятельств -абстрактная возможность. Если условие для превращения возможности в действительность вытекает из внутренней природы существующего предмета, то такая возможность называется реальной. Следует отличать абстрактную возможность от реальной возможности и невозможности\
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1488; Нарушение авторского права страницы