Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Движущие силы и причины общественного развития. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Проблема движущих сил в философской и социально-политической литературе всегда решалась неоднозначно Одни мыслители считали, что двигателем общественного развития является противоречие, другие связывали их с о бьективнимы или субъективными факторами, третьи деятельностью людей или отдельных личностей, четвертые искали их в определенных социальных детерминантах и?? проч Нередки случаи, когда некоторые мыслители п овьязують движущие силы общества с определенными прогрессивными преобразованиями, с приобретением обществом определенных положительных качеств, достижений Следует отметить, что каждый из этих подходов имеет рациональное зерно, х оча и не является самодостаточным, поскольку страдает определенной односторонностью, отражая какую-то одну сторону, грань процесса, не затрагивая его в циломому. Решение данной проблемы в рамках основных направлений философии формировало материалистическое и идеалистическое ее понимание Идеалистическое берет свой отсчет с античной философии, материалистическое - отстает во время. Идеалистическая философия Гегеля решала эти проблемы, исходя из того, что общественное сознание определяет общественные жизнь и деятельность Поэтому, движущие силы не выводились из самой истории, а навязывались ей извне в качестве духовных факторов или виделись в действиях выдающихся людий. Последовательное решение этого вопроса было осуществлено марксизмом КМаркса и ФЕнгельс исходили из того, что общественная жизнь и деятельность определяют общественное сознание, а не наоборот Они связывали движущие и силы общества с деятельностью людей По их мнению, жизнь общества, история человечества процессом деятельности самих людей, личностей, классов и народов В этом контексте марксизм пошел дальше, ища ответа на вопрос, а что движущей силой действий каждого человека, любого лица или социальной группы, коллектива, общества или человечествюдства. Понятие \" движущие силы общества\" охватывает как объективные, такие субъективные факторы, которые побуждают человека, социальную группу, класс, народ к сознательных действий, направленных на преобразование или сохранение соци иально действительности Среди этих факторов главная роль принадлежит потребностям и интересам, противоречиям, протекающих на фазе их решения Общественная деятельность (практика), с одной стороны, опосредуется существующими потребностями и интересами, а с другой - социальной средой субъектов исторического процесса Это противоречие является исходным момент том человеческой деятельности Не существует никакой движущей силы, которая прямо или косвенно не принимала бы участия в развертывании и разрешении противоречий Довольно часто потребность выступает стороной определенного противоречия (\" в иробництво - потребности \" и др." та ін.). Социальные противоречия и является движущей силой общественного развития Именно на основе их решаются и возникают новые человеческие потребности и интересы, мотивы и побуждения их удовлетворения, для которых люди действуют, ве едуть борьбу с природой и между собой, покоряют природные силы, вступают в определенные отношения, создают общественно-политические организации, работают, что-то меняют, утверджують. В истории человечества прослеживается не только рост и усложнение потребностей и интересов, но и рост и совершенствование механизмов и средств человеческой деятельности Эти два процесса диалектически связаны, н неразрывны и обусловливают друг друга, способствуя развитию общества, общественной прогресові. 45. Категория " материи" в философии. Эволюция содержания. Мате́ рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу[1]. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)[2]: материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носит гносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок. Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм. История понятия В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания материи явился атомизм Левкиппа и Демокрита. Понятие использовалось Платоном для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал её вечной, несотворимой и неуничтожимой. В средневековой философии в материи видели принцип множества и индивидуации. Томас Гоббс определял материю как тело (субстанцию), рассматриваемое в отношении его формы (акциденции). Сущностью материи является протяженность. При этом Гоббс мыслил реально существующую материю как «вторую материю», то есть конкретный субстрат вещей определенного вида. «Первая материя», или материя вообще, общая всем вещам, по Гоббсу, не есть тело, отличное от всех других тел, наполняющих универсум, но и не есть одно из этих тел, поэтому реально не существует. Эта реально не существующая «материя без формы» суть только идея тела вообще, каким оно представляется нам, когда мы мысленно абстрагируемся от его формы и прочих акциденций, за исключением количества и протяженности. [3] По Джону Локку, материя есть протяженная плотная субстанция. Идея материи возникает потому, что мы не представляем себе, как простые идеи разных качеств, доставляемые нам ощущениями, могут существовать сами по себе, без субстрата, которому они принадлежат и от которого происходят. Именно «ощущение убеждает нас в том, что есть плотные, протяженные субстанции». Это знание о существовании материальной субстанции, проистекающее из опыта, Локк считал не подлежащим сомнению. Однако, поскольку все наше знание ограничено идеями, полученными из опыта, идея материальной субстанции остается неясной. Материя, безусловно, есть, но она есть мыслимое нами нечто, нечто такое, что является носителем первичных качеств (акциденций) протяженности и плотности, хотя мы не знаем и не можем знать, что же представляет это нечто само по себе. [4] Джордж Беркли отрицал существование материи. По Беркли, все, что существует, является существующим лишь постольку, поскольку оно либо воспринимается субъективным духом как идея в ощущениях, либо само воспринимает идеи. Материя же, по определению, есть нечувствующая, немыслящая субстанция, воздействующая на дух извне и порождающая в нем идеи. Таким образом, материя не является ни идеей, воспринимаемой духом в ощущениях, ни воспринимающей идеи субстанцией, а следовательно, не существует. [5] В эпоху просвещения в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро. Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Говорили об «исчезновении материи», о победеидеализма. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи. По И. Канту, «во всякой сущности составные части ее образуют материю, а способ, каким они соединены в вещи – сущностную форму». Соответственно, Кант различал логическую материю и физическую материю. Логическая материя суждения – это данные понятия, в отличие от соединяющей их связки (формы). Физическая материя, или «безграничная реальность вещей вообще», рассматривается как «материя всякой возможности, а ее ограничение (отрицание) – как форма, которой одна вещь отличается от других согласно трансцендентальным понятиям»[6]. Физическая материя, есть непроницаемая протяженная субстанция, наполняющая собой пространство и образующая содержание явлений, соответствующее ощущениям[7]. Материя представляет собой только лишь явление, а не умопостигаемуювещь в себе, и поэтому не существует вне и помимо нашей чувственности, априорными формами которой служат пространство и время (трансцендентальный идеализм). Однако, поскольку материя, как всякое явление, есть представление, а представления сознаются мыслящим субъектом как свои собственные, следовательно, это представление, как и сам осознающий его субъект, существует. Таким образом, Кант утверждал реальное существование материи наряду с сознанием (дуализм), как явления действительности, непосредственно воспринимаемого, а не выводимого путем умозаключения (эмпирический реализм)[8]. Определение, лежащее в основе марксистских формулировок термина, дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя — «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».[9] Формулировка Ленина неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета, считает, что материя - имеющая атомарное и субатомарное строение субстанция, из которой состоят физические объекты, т.е. все те объекты, которые находятся в пространстве и времени. По мнению Приста, отдельного явления «материя» не существует. Этот вывод имеет три основания: 1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет; 2) сторонник существования материи несет бремя доказательства ее существования, но такого доказательства материалистами не представлено; 3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах.[10] Атрибуты и свойства материи[править | править исходный текст] Атрибуты и виды материи Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.[11] Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: · физическая; · химическая; · механическая; · биологическая; · социальная. Универсальными свойствами материи являются: · несотворимость и неуничтожимость · вечность существования во времени и бесконечность в пространстве · материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие · детерминированность всех явлений · причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий · отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления Универсальные законы существования и развития материи: · Закон единства и борьбы противоположностей · Закон перехода количественных изменений в качественные · Закон отрицания отрицания Формы движения материи[править | править исходный текст] Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [12] 1. в неорганической природе, · пространственное перемещение; · движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.; · движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции; · изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое; · геологические процессы; · изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.; 2. в живой природе, · обмен веществ, · саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах; · взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли; · внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования; · надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию; 3. в обществе, · многообразные проявления сознательной деятельности людей; · все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности. Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими. 46. Категория " сознания" в философии. Сущность и происхождение сознания. Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщении, оценивании и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле. Сознание есть высшая форма психических отражений. Мысль — это образ предметов и явлений мира, но образ не материальный, а идеальный. Это не простая фотография действительности, не без-жизненная ее копия, а действительность, соответствующим образом преобразованная в голове человека. Деятельность высокоорганизованной нервной системы мозга является условием возникновения и развития человеческого сознания.
47. Категория " развития" в философии. Многообразие концепций развития. Философская категория «развития» — основной предмет диалектического познания. Изучение категории «развития» открывает перед нами возможности управления процессами развития, позволяет перестраивать материальный мир согласно объективным потребностям человека. Развитие — объективное явление материальной и духовной жизни, изучаемое и оцениваемое субъектом познания. Философия рассматривает развитие как один из важнейших принципов бытия. Сложность самого процесса развития и ряд других причин определяют неоднозначность трактовок категории «развития» в философии. Ведущую роль в создании представлений о процессе развития выполняет философская мысль. Идеи о развитии на протяжении веков формировались в научном мировоззрении и человеческом сознании. В Античности диалектически настроенные философы рассматривали космос как целое, уделяя особое внимание процессу возникновения явлений и превращения их в другие явления. Они определяли мир как нечто вечное и неразрушимое. Явления в мире, по их мнению, повторяются циклически. Философы в Средние века сформировали представления о неповторимости событий в мире, об их конкретной временной направленности. Эпоха Просвещения даёт нам идею исторического развития, представляющего собой непрерывный прогрессивный процесс, направляемый духовными факторами. Представителями немецкой классической философии была создана целостная концепция развития, основанная на позициях объективного идеализма. В современной философии категория «развития» предполагает особый тип изменения, который, в отличие от множества других изменений системы, непосредственно связан с обновлением параметров системы, её структуры и функционального состояния. Результатом развития принято считать появление нового качественного состояния объекта. Возможно развитие только конкретных духовных или материальных систем. В качестве развивающейся системы можно рассматривать отдельный живой организм, общество, Солнечную систему и т.д. Но за пределами конкретных систем развития быть не может. Развитие никогда не выступает как развитие «вообще» или развитие «всего». Говорить о развитии материи в целом можно лишь подразумевая совокупность отдельных развивающихся систем. Развитие никогда не идёт только по одному направлению, оно имеет сложную многоуровневую структуру и проходит в несколько этапов. Развитие, как правило, описывается как последовательная смена качественных состояний развивающегося объекта. Тем не менее, в содержание этого процесса справедливо также включают изменения в форме существования объекта и его строении. Развитие — это последовательная смена состояний объекта, которая предполагает невозможность сохранения прежних форм существования объекта. Тем самым, при изменениях в организационном устройстве, объект оказывается направленным к выходу на новый уровень существования, ранее невозможный и недоступный. Развитие демонстрирует преемственность между качественными состояниями системы, тенденции в изменении, кумулятивную связь каждого нового этапа с предыдущим. Благодаря преемственности при развитии у системы появляются новые возможности. Основными признаками процесса развития можно назвать: 1. Целевую направленность. 2. Необратимость во времени. 3. Качественный характер изменения состояний системы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1942; Нарушение авторского права страницы