Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема жизни и смерти человека. Представления о смысле жизни.



ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ. ПРОБЛЕМА СМЕРТИ И БЕССМЕРТИЯ


Философско-религиозные воззрения на смерть мож­но было бы разделить так:

во-первых, взгляды, в соответствии с которыми смерть представляется как разлучение души с телом. При этом тело погибает, превращается в прах, а душа в силу своего бессмертия переходит в иной мир, что­бы впоследствии вселиться в другого человека или да­же животного;

во-вторых, философско-религиозные концепции, сог­ласно которым смерть есть тоже разлучение души, с телом. При этом тело в результате смерти превраща­ется в прах, в землю, а душа помещается в одно из отделений либо рая – небесного жилища, - если умер­ший человек вел достойную жизнь на земле, либо в аду, если он в процессе своей земной жизни совершил тяжкие, особенно смертные грехи, не искупленные Бо­гом. Впоследствии, после судного дня умершие обре­тают и свое прежнее тело, очищенное и преображен­ное;

в-третьих, философские материалистические взгля­ды на смерть, как естественное завершение человече­ской жизни. В результате смерти навечно погасает соз­нание человека, ибо никакой души у человека нет и быть не может, погибает и тело, превращаясь в прах.

Как уже отмечено, ранние философские учения о смерти возникли под влиянием религиозных языческих представлений о том, что человек в результате смерти не умирает окончательно, а переходит на жительство в загробный мир, который имеет свои порядки, свои правила пребывания, в каком-то смысле схожие с зем­ными.

Наиболее полно эту точку зрения на смерть выразил древнегреческий философ Платон в своем знаме­нитом диалоге «Федон», написанном под непосредст­венным влиянием бесед со своим учителем Сократом о смерти за несколько часов до его кончины.

По мнению Платона, человек состоит из бессмерт­ной души и смертного тела. При рождении человека душа поселяется в его тело и пребывает в нем до окон­чания земной жизни. Тело – темница, тюрьма, в кото­рую заключена бессмертная душа, из которой она жаж­дет освободиться. Смерть и есть процесс такого осво­бождения, отделения души от тела
Вторая христианская точка зрения на проблему смерти и загробной жизни основана на религиозных представлениях о смысле смерти и бессмертия. Вот кратко основные ее положения в православном истолковании.

Согласно этому учению, смерть есть разлучение ду­ши с телом, вследствие чего душа остается одна, на­едине с собой, а тело возвращается в землю.
Отделившись от тела, душа переходит в духовное царство либо добрых ангелов (в рай), либо злых (в ад).

Своеобразие христианского учения о смерти и за­гробной жизни заключается в том, что в конце миро­вой истории наступает так называемый судный день, день страшного суда. Живые и мертвые предстанут пред Богом и будут осуждены окончательно: кто на вечные мучения, а кто на вечное блаженство и мертвые обле­кутся в свою прежнюю плоть, очищенную и преобразованную.

Несколько слов о взглядах философов-материалис­тов на смерть и загробную жизнь. Поскольку материа­лизм отрицает бессмертие души, а крайние его формы отвергают и самое понятие души и духа, они, естест­венно, отрицают и загробную жизнь, как таковую. Смерть рассматривается как естественный конец человеческого существования. Смерть оценивается как обыч­ное, рядовое явление и никакого трагизма в ней не усматривается.

Крайней формой подобных взглядов является марк­систский философский материализм. Возникла иллюзия о бес­смертий советского человека, о бесконечности его жиз­ни. Человек перестал помнить о смерти и готовиться к ней, а когда она неотвратимо наступала, его охваты­вал не только величайший страх и ужас, но и не ме­нее величайшая злоба на всех и на вся, в том числе и на своих ближних. Поколения людей, отлученные от мысли о смерти, ушли из жизни подобным образом, неприкаянные и озлобленные.

Но та или иная философская концепция смерти связана не только с проблемой духовного облика- че­ловека, с достойным завершением его земной жизни, но и с памятью о прошлом, с преемственностью по­колений, а в конечном счете, с особенностями развития общества.
Проблема смерти самым непосредственным образом связана с проблемой бессмертия человека.
Мы уже видели, что все религии мира, а также мно­гие философские системы исходят из допущения загроб­ной жизни людей, из постулата, что человек после смер­ти переходит лишь в иное, духовное состояние своей жизни, что не только душа бессмертна, но и тело будет восстановлено в первоначальном виде.

Своеобразной попыткой обоснования бессмертия яв­ляются философские построения оригинального русско­го мыслителя и философа Н. Ф. Федорова, По мнению Федорова, если человек познает при­роду смерти, он должен и овладеть ею, ибо смерть не является изначальной и безусловно необходимой. Человеческий разум в ходе своего про­никновения в тайну смерти научается воскрешать мерт­вых. «Смерть есть явление, внешнее для нас, а потому и может быть познаваема лишь индуктивно, тогда как воскрешение есть естественный всей природе нашей ответ на это чуждое нам явление».


Философы, придерживающиеся материалистических и атеистических взглядов, тоже не отрицают бессмер­тия. Они видят его в оставленных после смерти чело­века делах, в его вкладе в прогрессивное развитие об­щества.
В сущности в этих рассуждениях речь идет не о бессмертии как таковом, а о памяти об умершем на основании оставленных им материальных или духов­ных ценностей. К тому же память людей преходяща, люди, хранящие память о других, сами уходят из жизни и постепенно наступает полное забвение.

ФИЛОСОФИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА

призвание, назначение, задача всякого человека – всесторонне развивать все свои способности, внести свой личный вклад в исто­рию, в прогресс общества, его культуры.

В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но в принципе таков же и смысл жизни общества, человечества в целом, который они реализуют, однако, в исторически неоднозначных формах.

Такое понимание смысла и ценности человеческой жизни опирается, следовательно, на учение о социальной сущности человека.

разумный человек должен был сделать и всегда делал по отношению бесконечно малых жизненных явлений, могу­щих влиять на его поступки, то, что в математике называется интегрирование, т. е. установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному по вре­мени и пространству миру, понимая его как одно целое». Под­черкивая значение «отношения к целому», Л. Н. Толстой считал, что именно отсюда человек выводит «руководство в своих по­ступках».

Л. Н. Толстой видел смысл не в том, чтобы жить, зная, «что жизнь есть глупая, сыгранная надо мною шутка, и все-таки жить, умываться, одеваться, обедать, говорить и даже книжки писать. Это было для меня отвратительно...» - писал он. Приз­нать «бессмыслицу жизни» Толстой не мог, как не мог видеть ее смысл только в личном благе, когда «живет и действует человек только для того, чтобы благо было ему одному, чтобы все люди и даже существа жили и действовали только для того, чтобы ему одному было хорошо...». Жить так, не заботясь об общем благе, по Толстому, может лишь «животная личность», не подчи­няющаяся велению разума. На такую животную жизнь, увы, в течение всей истории человечества, когда господствовали эксплуататорские отношения, было обречено большинство тру­дящихся. Приходится признать, что и в нашем обществе в период господства авторитарно-бюрократической системы та­кие отчужденные формы жизни получили широкое распростра­нение. Их изживание потребует немалого времени и серьезной многоплановой работы по перестройке всех сфер жизни обще­ства.


30. Медицинская этика: философский аспект.

Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Свое выражение эти нормы первоначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.

Например, возникшая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия " Женевской декларации " современного варианта Клятвы Гиппократа. " Женевская декларация " не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов и идеологического диктата..

Разработка и принятие Ассоциацией медицинских сестер России Этического кодекса медицинской сестры подтверждает общую историческую закономерность, являясь важным этапом реформы сестринского дела в России..

" Этическийкодекс медицинской сестры России " приобретает особую значимость в контексте истории отечественной медицины в ХХ в

" Само слово " сестра ", да и еще " сестра милосердия ", как понятие, включающее в себя нечто религиозное, монашеское, не соответствует задачам советского здравоохранения и типу медработника, который нам нужен...
В несколько сглаженном виде такое отношение к профессиональной этике в нашем здравоохранении сохранялось в течение всего советского периода. " Присяга врача Советского Союза " была создана в 1971 г., то есть на 23 года позднее " Женевской декларации ". К тому же, в их содержании имеются значительные, принципиальные различия. Например, в советской врачебной Присяге совсем отсутствует моральноэтическая оценка искусственного аборта. Хотя все наши врачи в 7080г.г. давали клятвенное обещание не разглашать конфиденциальную информацию о пациенте, на практике запись в листке нетрудоспособности названия заболевания была обязательной вплоть до 1993 г. Иначе говоря, в течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие " Этического кодекса медицинской сестры России " это и покаяние, и надежда возвращения полного моральноэтического здоровья нашим медикам. " " Этический кодекс медицинской сестры России " составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.

 

 

31. Глобальные проблемы современности. Сущность и пути преодоления глобальных проблем.

Особенности интеграционных процессов, охватывающих самые разные сферы жизни людей, наиболее глубоко и остро проявляют себя в так называемых глобальных проблемах современности.

Глобальные проблемы:

- проблема экологии

- сохранения мира

- освоения космоса и Мирового океана

- продовольственная проблема

- проблема народонаселения

- проблема преодоления отсталости

- проблема сырья

Особенности глобальных проблем.

1) Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех народов мира.

2) Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3) Нуждаются в неотложных и эффективных решениях.

4) Требуют коллективных усилий всех государств, совместных действий народов.

В наше время глобальные проблемы:

- с одной стороны, демонстрируют теснейшую взаимосвязь государств;

- а с другой – выявляют глубокую противоречивость этого единства.

Развитие человеческого общества всегда было противоречивым. Оно постоянно сопровождалось не только установлением гармонической связи с природой, но и разрушительным воздействием на нее.

Экологическая проблема. Хозяйственная деятельность в ряде государств сегодня развита настолько мощно, что она воздействует на экологическую обстановку не только внутри отдельной страны, но и далеко за ее границами.

Весьма характерным для нашего времени стал быстро развивающийся процесс вывода экологически вредных предприятий в слаборазвитые страны.

§ Систематически увеличивается площадь пустынь.

§ Большую тревогу вызывает сокращение лесного покрова планеты.

Эксплуатация водных бассейнов, в том числе Мирового океана, осуществляется в таких

Проблема войны и мира.

Проблема войны и мира превратилась в глобальную совсем недавно, и прежде всего в результате резко возросшей мощи оружия.

Отсталость

Одна из острейших и самых значительных глобальных проблем современности заключается в том, как преодолеть отсталость в развитии большей части человечества.

Отсталость – результат пересечения, теснейшего взаимодействия всех глобальных проблем. Например прирост населения в развитых странах незначителен, а в развивающихся – чрезвычайно высок. Так, за 1975 – 2000гг. из 2, 2 миллиарда прироста населения около 90%, т.е. 2 миллиарда, приходится на развивающиеся страны.

Глобальные проблемы – вызов человеческому разуму

Уйти от них невозможно. Их можно только преодолеть.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ГИБКСТИ
  2. II. Порядок представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений
  3. IV. История жизни (Anamnesis vitae)
  4. IV. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ВООБРАЖЕНИЕ
  5. IV. Философские предпосылки гражданского права. Проблема личности и государства
  6. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  7. VI. Проблема прочности права. Вопрос о субъективном гражданском праве и о злоупотреблении правом
  8. VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей
  9. VIII. Порядок и сроки представления выпускной квалификационной работы к защите
  10. VIII. Проблема нематериальных интересов
  11. X. Проблема личности в сфере семейственных отношений
  12. XII. Проблема прав на чужие вещи


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь