Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема человека в философии. Сущность и природа человека.
Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для Человек-это машина, которая будучи приведена в определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, Проблема человека - есть основная проблема философии. Человек может начать Человек - Номо sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек Проблема определяется природой Природу человека Классификация: . Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий . Синтезированный подход: субъективный и объективный. человека не может существовать без понятия Бога. 1) социологизаторы; 2) 2) биологизаторы. удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным. Индивидуальное в человеке - биологическое (более консервативно). Социальное - постоянно прогрессирует, прогресс человека продолжается на социальном уровне. что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью
Природа и сущность человека — философское понятие, которое обозначает сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия[1], в той или иной мере присущие всем людям[2]. Изучением и интерпретацией природы и сущности человека занимаются на разных уровнях обобщения философия, антропология, психология, социобиология, теология. Однако среди исследователей не существует единого мнения не только о характере природы человека, но и о наличии природы человека как таковой. Определение человека и его природы[править | править исходный текст] Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой[3]. В философии единого и однозначного определения человека и его природы не существует. В широком смысле человека можно описать как существо, обладающее волей[4], разумом, высшими чувствами, способностями к коммуникации[5] и труду[6]. · Кант, исходя из понимания природной необходимости и нравственной свободы, разграничивает антропологию на «физиологическую» и «прагматическую». Первая исследует то, «… что делает из человека природа…», вторая — то, «… что он, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам».[7] · Синтез позиций современной биологии (челове́ к — представитель вида Человек разумный) и марксизма («… сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»[8]) приводит к пониманию человека как субъектаисторически-социально-культурной деятельности, представляющим собой единство социальной и биологической природы.[9] Душа и тело
В концепции материализма человек состоит лишь из тканей, составляющих его плоть, все же абстрактные составляющие, приписываемые человеку вместе со способностью активно отражать реальность есть результат сложной организации процессовэтих тканей.[10] В оккультных и эзотерических учениях человек понимается как существо, соединяющее в себе множество планов («миров») (душа[11], эфирное тело[12], монада[13], аура, тело). В каббале человек рассматривается в «системе пяти миров», которые понимаются, как степени скрытия полного объёма природы, уровни сознания человека. В древнеиндийской традиции человек характеризуется кратковременным, но органичным сочетанием элементов, когда душа итело тесно взаимосвязаны в природном колесе сансары. Лишь человек может стремиться к освобождению от эмпирического существования и обрести гармонию в нирване, используя духовные практики, которые предполагают упражнения для души итела. Демокрит, как и многие античные мыслители, считал человека микрокосмом. Платон представлял человека как существо, раздвоенное на материальное (тело) и идеальное (душа) начала. Аристотель рассматривал душу и тело как два аспекта единой реальности. В философии Нового времени тело рассматривается как машина, а душа отождествляется с сознанием. Авраамические религии призывают к раскрытию духовного начала: «…человек занимает в ряду Божьих творений такое высокое место, есть как истинный гражданин двух миров — видимого и невидимого — как союз Творца с тварью, храм Божества и потому венец творения, то это единственно и собственно потому, что в его духовную природу Всевышний благоволил внедрить чувство или мысль Своего бесконечного Божества, которая положена в его дух и служит всегдашним источником, влекущим его к своему высочайшему центру»[14] В христианской традиции считается, что человек есть творение Бога. Так Августин называет человеческую душу загадкой, тайной для самого человека. Напротив, с точки зрения эволюционного учения, поведение человека, как и животных, является частью его видовой характеристики, обусловлено эволюционным развитием человека как вида и имеет аналоги у близких видов. Длительный период детства необходим человеку для усвоения структурно высокоразвитым мозгомчеловека больших объёмов внегенетической информации, необходимых для расширенного абстрактного мышления, речи[15] и социализации[16]. Христианство называет человека «образом и подобием Бога», основной целью которого является спасение души для жизни вечной в раю. Средневековая философия — от святоотеческого богословия до схоластики и мистицизма, как основы отношений человека и Бога в мире, утверждает ценность и статус самой личности.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 2804; Нарушение авторского права страницы