Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Детские игры, преимущественно русские
(Москва, 1895г., выдержки)
Игра есть выражение стремления молодого организма к деятельности. Деятельность эту, правда, нельзя назвать серьёзной в том смысле, как она понимается в жизни, так как для этого у молодого организма нет ещё надлежащей выработки, но играя и шутя, подражая в своих забавах различным видам деятельности взрослых, ребенок, мало-помалу, наконец, действительно подготавливается к трудной работе жизни. Рассматриваемые с этой точки зрения игры представляют собою как бы первый, элементарный класс жизни, в котором вырабатываются известные приёмы, взгляды на жизнь, симпатии, антипатии, понятия о правах, обязанностях, принципах и даже самих идеалах на всю оставшуюся жизнь. Игры детства представляют собою горячую, неустанную, но вместе с тем и весёлую работу, с помощью которой энергично развивается дух и тело ребёнка, насаждаются в нём знания и опыт и закладываются первые основы для его будущей деятельности в жизни. Наибольшее воспитательное значение представляют собою подвижные игры, требующие самого обширного участи всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. К тому же большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, что бесспорно содействует наилучшему благосостоянию и развитию организма. Характер народа бесспорно кладёт свой заметный оттенок и на детские игры, отражаясь в них тем резче, чем дети играют с большим увлечением и непринуждённостью. Игры эти суть отражение разных сторон жизни этого народа, связующее звено веселья с деловой жизнью. Итак, дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу. БЕГ. Игры с беганием и другими простыми движениями – необходимейшие и полезнейшие. С помощью бега укрепляются сердце и лёгкие, приучаются переносить без вреда для себя довольно большое количество работы. Немалую работу испытывают мускулы нижних конечностей, упражняются мускулы туловища, верхних конечностей. Одновременно с тем развиваются быстрота, ловкость, грация, выносливость и также некоторые внешние чувства: состязательность в преследовании и ловле друг друга. Привыкшие к хорошему бегу в то же время делаются хорошими ходоками. Впоследствии, особенно при военных маршах, которые в наше время неизбежны для каждого юноши, обязанного отбывать свою воинскую повинность, очень пригодятся. Это игры: Уголки, Ловишки, Ляпки, Горелки, Прятки, Палочка-выручалочка, Казаки-разбойники, Гуси-лебеди, У медведя во бору, Кошки-мышки, Жмурки и др…. ПРЫГАНИЕ. Способность и умение прыгать требует большой крепости тела, большей ловкости и искусства владеть ногами, чем бег. Оно развивает проворство, глазомер, чувство равновесия и т.д. Это: Скакание на доске, Прыгание вниз, вверх, вперёд, через верёвочку, через ноги, в кольцо, с помощью палки или шеста, со связанными ногами, на одной ноге, игра в классы, прыгание лягушкой и др. ИГРЫ С МЯЧОМ. В разных местах России практикуется целый ряд приёмов игры с мячом с разными фигурами и препятствиями. Самое большое количество фигур, притом наиболее трудных для исполнения, существует в губерниях северных, во внутренних же и южных губерниях количество их ограничивается лишь несколькими наиболее лёгкими, например, бросание мяча в стену. Все упражнения с мячом развивают быстроту, ловкость рук и глазомер играющих. Это фигуры: Поднебески, Свечки, Землянки, Хватки, Вертушки, Первыши, Катыши, Дуги, Водокачи, Зайца гонять, Пришлёпыши, Шары пучить, В пятую голову, С головки, Одноручие, Через ручки, Через ножки, Из-за уха, В лоб, С холением, В ладоши, По бёдрам, С одеванием, Моты мотать, С молитвой, Пятнашки и др…. ИГРЫ С МЯЧОМ И ПАЛКАМИ. Это: Лапта, Доровки, Земляная лапта, Соловей, Воробей и т.д… ИГРЫ С ШАРАМИ. Это очень разнообразные и оригинальные распространённые в России игры. Шары делались из дерева, катались руками и палками, называемыми клюшками. Они обыкновенно загонялись в ямки. Такие игры требуют довольно большого простора, выровненной площадки, а также такие игры требуют большой осторожности. Это: Котёл, Масло, Дук, Прочики, Киюшки, Угон, В концы, Катовки, Прокатный шар, Буй, Конда, Шар с перекладом. ИГРЫ С ПАЛКАМИ И ДЕРЕВЯШКАМИ. Это: Чиж, Клин, Муха, Птичка, Джюль, Рюшка, Рюхи, Городки. ИГРЫ С КАМЕШКАМИ. Проворство, ловкость, глазомер и развитые кисти рук требуются в этих играх больше всего. Перед игрой договариваются: «Уговорец родной брат всем делам». Очередь в игре ведётся по «солнцу», т.е справа налево. Сама игра состоит из нескольких фигур: Грудка или указ, Тройняшки, Двойчатки, Одиночка, Крестик, Мостик, Немые кремушки, С подхватом, С прикладом, Жары, Верты, Из ручки в ручку, На подолик, Через ручку, Мены, Мука, Коза, Ухват, Городок, Столбы. При удачной игре завистливые товарищи иногда стараются на разные лады отвлечь внимание и подействовать неблагоприятно на ловкость кидающего, смеша, подкрикивая и подпугивая его под руку. Играющий негодует, руки у него трясутся, камни падают и игра кончается иногда с досадой и упрёками, а иногда общим весёлым хохотом. ЗИМНИЕ ИГРЫ. Это: Крепость, Башни, Великан, Баба-Яга, Бабы снежные, Льдинки, Юла, Коровка, Ласы, Колесо, Катание с гор на ледянках, лотках, лодках, коньках и кобылках. Игры собранные профессором Е. А. Покровским крупнейшим русским исследователем, врачом и педагогом, в отличие от гимнастики, опираются на живую детскую инициативу, приобщают к исконно русской Культуре, прививают дисциплину и воспитывают навыки общения и коллективного взаимодействия. Ч, червль – красота спасет Мир! Самое уникальное, загадочное и красивое явление в развитии мировой культуры и всех наук – жизнь и деятельность Пифагора.
Пифагор и его школа. (Академия наук СССР, серия «Из истории мировой культуры», Л.Я. Жмудь, Ленинград, «Наука», 1990г.)
Время и место зарождения истоков наук – VI век до нашей эры, ионийские города древней Греции. Это время связывают с именем самого знаменитого, умнейшего, красивейшего ученого Пифагора. Пифагор, родился на острове Самос. Он был этруском, а этруски, в глазах греков, считались носителями таинственного учения. Образование Пифагора и характер его политической деятельности явственно указывает на знатность его происхождения. Около 538 года до н.э. к власти на Самосе пришел тиран Поликрат вместе со своими братьями, затем он расправился с ними и остался единоличным правителем острова. На одном острове слишком мало места для двух таких разных людей как Пифагор и Поликрат, и Пифагор покинул остров Самос. Когда ему было 40 лет началась 62-я олимпиада в 531 году до н.э. Значит, Пифагор родился в 570 году до н.э. Он много путешествовал: ездил к египтянам, финикийцам, персидским магам, к вавилонянам, индийцам, евреям, арабам, даже к галльским жрецам – друидам. Он был у Зарата Халдейского (Заратуштры). Наконец, он прибыл в южную Италию в греческую колонию в город Кротон. Пифагор расположил к себе весь город, как человек многостранствовавший, необыкновенный и по своей природе богато одаренный судьбою, ибо он обладал величавой внешностью и большой красотой, благородством речи, нрава и всего остального. Сначала Пифагор произнес долгую и прекрасную речь, чем очаровал старейшин, собравшихся в совете. Затем по их просьбе дал наставление юношам, после этого детям, собранным вместе из школ, и, наконец, женщинам, когда и их созвали, чтобы его послушать. Его успех объясняется просто: особая личная одаренность и умение убеждать людей. Он был избранным лидером, пророком с чувством собственной значимости. Он хорошо знал практические детали и средства, чтобы повернуть ситуацию в свою сторону. В Кротоне в это время был тяжелый период раздоров, торгового соперничанья, дележа земель колоний. Кротон начал войну с Локрами. Локры победили и уничтожили большую часть кротонской армии. Подъем духа кротонских граждан связывают с появлением в городе Пифагора и его этико-политическим учением. Вокруг него стали группироваться преданные ему сторонники из аристократической молодежи. Слава Пифагора как воспитателя была настолько велика, что все юноши хотели стать его учениками. И в этом их поддерживали отцы. Пифагора называли предводителем юношества, создавшим особый пифагорейский образ жизни. И даже в олимпиаде семь из восьми победителей в беге были кротонцы. Политическое влияние сторонников Пифагора росло, мужало и включалось в государственную деятельность. Первое событие – война Кротона с Сибарисом, где захватил власть тиран Телис, а его противники из числа лучших мужей города бежали в Кротон. Когда посольство из Сибариса прибыло в Кротон и потребовало выдать беглецов, ему отказали по совету Пифагора, что и послужило началом войны. Войско Кротона под началом олимпийского чемпиона пифагорейца Милана наголову разбило сибаритов и сожгло их город. С этого времени Кротон стал самым сильным и процветающим из городов южной Италии. Семья Пифагора: жена Теано, ей приписывается множество сочинений, масса нравоучительных высказываний, в которых рисовался образ идеальной жены и матери. Ее называли не только женой, но и ученицей Пифагора, что для того времени было большой редкостью. Дочь Мийа была в девичестве «первой среди девушек», в замужестве «первой среди женщин». Сыновей было несколько, каждому приписывались какие-либо сочинения. Группировка, пользующаяся большим влиянием на политическую жизнь Кротона, вызвала враждебность тех, кто правил ранее. Когда Пифагор уже был стариком, злой и жестокий богач Килон напрашивался к нему в союзники, но был отвергнут по известным причинам, и начал яростную борьбу против Пифагора и его сторонников. Пифагор бежал в Метапонт и умер в храме Муз, где провел сорок дней без пищи, вероятно, это были политические преследования. Что такое пифагорейское сообщество? Гетерия – такой тип политического объединения, который строится на личных отношениях лидера и его приверженцев, где нет четкой организационной структуры, нет должностных лиц, нет формальных атрибутов закрепления объединения. При том решающую роль в политике играли люди, не имея формальных полномочий. Пифагорейцы помогали аристократам в борьбе против тирании и растущего среднего класса демократов. Они, пифагорейцы, предпочитали быть верными отцовским обычаям и законам: « нет зла большего, чем безвластие », ибо человек по своей природе не может жить в благополучии, если над ним никто не начальствует. О правителях и управляемых они полагали, что первые (правители) должны быть людьми не только знающими, но и человеколюбивыми, а вторые (управляемые) – не только послушными, но и любящими власть. Для всех: и высших, и низших – у Пифагора было мудрое изречение: « Следует избегать всеми средствами, отсекая огнем и мечом и всем, чем только можно, от тела – болезнь, от души – невежество, от желудка – излишества, от города – смуту, от дома – раздоры, и от всего вместе – неумеренность. » Сообщество, созданное Пифагором, оказалось весьма жизнеспособным. Пифагорейские гетерии были и в других городах, но нигде не стояли у власти. Когда власть перешла в руки демократии, первый и самый мощный удар, был нанесен именно по пифагорейским гетериям. Были сожжены дома, где собирались пифагорейцы. Часть из них была убита, другая бежала в Грецию и на север Италии. Они были вынуждены отойти от какого-либо политического влияния, прекратить всю свою политическую деятельность. Сохранился список Аристоксена, где указаны 218 имен пифагорейцев из 25 городов, но их было гораздо больше. Это были известные в свое время врачи, ботаники, естествоиспытатели, математики, политики, военачальники, атлеты, авторы орфических поэм, астрономы, воспитатели полководцев, учителя великих людей, композиторы, музыканты. Пафагорейская школа. Книг у пифагорейцев не было. Все излагалось в устной форме. Пифагорейцы были молчаливы и умели слушать. Почитался среди них тот, кто умел выслушать. «Не все следует говорить всем – детям (юношам) не следует говорить того же, что и взрослым» – таков закон. Роскошь считалась источником повреждения нравов. В школе была разработана обширная система педагогических методов, но хотя и практиковалось обучение, главное было – участие в управлении государством, стремление к реформации общества согласно собственным моральным принципам. Пифагорейцы много занимались музыкальной теорией и практикой. Музыка стояла гораздо выше изобразительных искусств, архитектуры и живописи. С помощью музыки можно воздействовать на душу, управлять душой. Пифагор добивался, чтобы хорошая музыка стала законом. Занятия науками были лишь частным делом немногих людей. Однако, вклад Пифагора в науки чрезвычайно велик. Перечислим некоторые открытия: – основал славную школу математиков, где обозначился расцвет точных наук; – Пифагор положил новый этап в математике: логическое доказательство, более абстрактный характер геометрии, где он первым начал давать определения – все они даны на греческом языке; – самая первое основное открытие – теория пропорций; – открытие Пифагором дедуктивного метода (доказательство от противного), который использовался не только в математике, а и в политическом и в судебном красноречии; – сформировал круг родственных дисциплин: геометрия, арифметика, астрономия и гармоника; – открыл «дружественные» числа; – учение о четном и нечетном, положившее начало теории чисел; – построение квадратных чисел методом определения пифагоровых троек; – в учении Пифагора присутствует преобладание арифметической части над геометрической; – отделил арифметику от практического искусства счета; – ему же принадлежит целый ряд теорем, относящихся к планиметрии; – открытие задач на приложение площадей; – следующий шаг – Пифагор положил начало стереометрии, построив правильный тетраэдр и куб; – математическая теория музыки – следующее открытие Пифагора. Он нашел численное выражение гармонических интервалов для октавы, квинты и кварты, что тесно связано с его теорией пропорций; – связал музыку с математикой. Разгадка способности воздействия на душу оказалась подчинена простым числовым соотношениям; – открыл, что высота звука обратно пропорциональна длине струны; – провел эксперимент: сам создал прибор – монохорд с одной струной, натянутой на линейку, который произвел на учеников неизгладимое впечатление. Вещь, казалось бы, неуловимая – музыкальная гармония подчиняется простым числовым соотношениям; – исследовал и то, при каких обстоятельствах интервалы бывают созвучными; – известно учение Пифагора о небесной гармонии. Он открыл теорию пропорций и конструкцию космических тел; – разделение на зоны небесной сферы; – выдвинул идею гармонии движения небесных светил; – проводил со своими учениками астрономические наблюдения, создал учение о планетах, о порядке в котором они расположены; – учение о круговом движении Солнца, Луны. Он утверждал, что иным это движение быть не может; – открыл звучание небесных тел в движении: у быстрых тел звуки высокие, у медленных – низкие; – звуки восьми тел (планет) – октавный звукоряд. Самый низкий тон у Луны, высокий – у звездной сферы. Гармония сфер – идея Пифагора. – учил, что планеты двигаются со скоростью, пропорциональной размерам их орбит; – отождествление утренней и вечерней звезды с Венерой; – Пифагор дал идею: название Космос – стройный порядок и красота, совершенная гармония его частей; – в астрономии идея сферичности Земли принадлежит Пифагору; – произвел разделение Земли на зоны: арктическую, тропическую; – открыл полюса Земли: северный и южный. Небеса над ними (что видно на звездном куполе и что не видно); – доказал, что Луна свет отражает, что круг орбит Солнца, Луны и планет наклонен по отношению к небесному экватору, это объяснило смену времен года; В медицине того времени (VI-IV вв до н.э.) все врачи были пифагорейцами. Пифагор первым применил музыку для лечения; известно, что существовала даже его специальная таблетка, также он создал учение о критических днях. Его методы: мягкие снадобья, заговоры, употребление мазей, хлеб с медом, диета (начало диетологии положено Пифагором). Приготовление пищи обеспечивало здоровый образ жизни, также физические упражнения. Избегание сильнодействующих лекарств и хирургии. Рекомендовалось восстановление равновесия двух начал, утраченных во время болезни. Пифагорейские врачи не могли повредить больному. Открытие в ботанике: наличие воды внутри вечнозеленого растения делает его вечнозеленым и не дает ему замерзнуть. Сделано много открытий о живой природе: открытие нервной системы, роли мозга в деятельности человека, объяснение, что такое слух, отличие вен от артерий. Во время Пифагора философии, как таковой, еще не существовало. Каждый пифагореец мог развивать собственную систему взглядов, учение Пифагора не было обязательным для всех. Рассказы о божественном происхождении Пифагора возникли еще при его жизни. Кротонцы называли Пифагора Апполоном Гиперборейским. Влияние Пифагора на мыслителей последующих эпох, частота, с которой встречается его имя во всей античной науке и литературе не имеет аналогов. Об исключительной популярности Пифагора свидетельствуют монеты с его изображением и надписью (буквы на монете – русские) «ПИФАГОРНЕ», выпущенные в 430-420 годах до н.э в Абдерах. Для пятого века до н.э. это случай беспрецедентный: перед нами первый портрет на греческих монетах, во всяком случае, первый подписанный портрет. Пи – восхождение на новый виток знания, развития, фа – исток физического совершенства, центр октавы – нота фа. Пифагор – совершенный человек, поднимающий в горние миры.
Ш, Щ – защита мудростью. Воспитывая ребенка, мы развиваемся сами. Вспоминая свое детство (наш поезд из детства), мы переживаем чувства и эмоции, которые осознаем уже созревшим умом. Мы видим, что новое поколение приходит в десятки раз умнее нас! И это правильно. Ему жить дальше. А наше дело – его сохранить, защитить, поспособствовать его развитию.
Обратимся к ПОСЛАНИЯМ ИЗ ДРЕВНОСТИ. Литература премудрости (Выписки из статьи В. Г. Безрогова, АГП)
У истоков этого жанра стояли мыслители Древнего Египта и Месопотамии. Именно общечеловеческой тематике воспитания и обучения служит «литература премудрости». Это поучения отца сыну, правителям, наставление соотечественникам в виде советов; наставления, являющиеся непреходящими ценностями, которыми люди жили ни одну тысячу лет. Ограничимся только поучениями отца сыну. За образец воспитательной среды берется не школа, а семья. Отец выступает как первейший главный воспитатель, на котором лежит основная обязанность растить и направлять дитя: развивать положительные черты его характера и способностей, также проверять и исправлять ребенка. Домашнее воспитание в семье представлялось наиболее естественным и основательным. На этот способ передачи Культуры ориентировались большинство учебных заведений древнего мира и средних веков. Самое важное – авторитет отца, готовность выполнять все в соответствии со сказанным. Слова отца – не учебник, а руководство по взаимодействию с миром. Слово и дело – единое целое. Успех и эффективность образования там, где это удалось создать. Назидательность в семье – это сила, не только дисциплинирующая, но и формирующая личность сообразно той социальной нише, которую он займет по своему происхождению, статусу и религиозной принадлежности семьи и рода, профессии родителей. Преклонение перед словом свещенной Книги, почитание знака (Буквы) как магического средства, сотворившего мир и творящего человека, почитание Божественного образца приводили к тому, что поучения, изреченные мудрецами, «мудрые речения» (притчи, афоризмы и т.п.), рассматривались как одно из самых сильных действенных вспомогательных средств, рассчитанных на любого человека. Древняя педагогическая традиция органически соединяла высокие и общие мировоззренческие проблемы с повседневной практической жизнью. Она наполняла «мелочи жизни» глубинным символическим смыслом: каждый шаг сына (ученика) ставился в связь и зависимость от судьбы и воли Мироздания, освещенного присутствием божества. Наиболее правильное воспитание – это должное отношение человека к Богу и миру, правильное понимание своего места на этой Земле. Ведь человек что-то значит именно как отражение божьей Славы и премудрости, наделенный таким страхом Божьим, который похож на страх и любовь сына к отцу: он любит, почитает и одновременно страшится Бога, тогда ребенок не позволит злым помыслам одолеть себя. Страх Божий не означает подавление личности, он просто «ставит на место», показывает соотношение более важного и менее важного. Страх Божий – начало воспитания любви к Богу. Пристальное внимание к нравственным проблемам воспитания было гораздо важнее проблем обучения. Назидания имели глубокий нравственный смысл: изучение притч, афоризмов, изречений, давали возможность различить в поведении достойное и недостойное, истинное и ложное. Эти назидания повторялись на письме, в чтении, в беседах, заучивались и воспроизводились в репетициях, в ритмическом чтении наизусть, пропевались в доме и в храме. И тем самым входили в плоть и кровь подрастающего ученика в эпоху древности. Во всех жизненных перипетиях древние искали одно направляющее и формирующее начало – Нравственную Мудрость. На воспитание ее нацелены большинство назиданий отцов детям. Это обеспечивает теплоту семейного воспитания. Семейный принцип педагогики – в природе у человека. Успех педагогической деятельности там, где в школе, как дома, где учитель как духовный отец (мать), а также там, где в доме отец и мать как любимые почитаемые учителя-наставники. Весь мир держится домом. Потому уроки семейно-домашнего воспитания возводятся до высоких принципов религиозной морали, а высокие общечеловеческие нотки звучат применительно именно к домашнему воспитанию. Притча – это яркое, хорошо запоминающееся выражение, намек возможного жизненного сюжета. Притча имела лаконичный скрытый смысл. Требовалась напряженная и тонкая работа интеллекта, умение комплексно и образно воспринимать мир, охватывать разумом фундаментальные идеи и принципы мироздания. Одно краткое и образное изречение могло служить источником долгой мыслительной работы ученика (сына). Притча – это идеальная форма для обсуждения мировоззренческих проблем, это напряженный диалог со своим собственным житейским опытом. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы