Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Древний мир. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ, ПЕРИОДЫ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ.



Древний мир. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ, ПЕРИОДЫ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ.

 

ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ СТРАНЫ.

ПЕРВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА: ЗАКОНЫ МАНУ И ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ КАК ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ, ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Законы Ману - это сборник юридических правовых норм, религиозных и моральных предписаний. Точное время создания неизвестно, принято считать период с 2 века до нашей эры по 2 век нашей эры.

Составителями данного «закона в стихах» являются брахманы (древнеиндейские жрецы). Они дали название судебнику в честь мифического покровителя Ману, также во время патриархата Ману - это первый человек, во время геройского периода - родоначальник царской династии, а когда главным стало духовенство – первый святой мудрец.

Этот исторический источник даёт довольно полную картину государственной, сословной, семейной, хозяйственной жизни того общества.

Всего в законе 12 глав и 2685 статей.

Законы Хаммурапи - это свод законов Месопотамии, представленный в виде столба, на самом верху которого изображен момент передачи законов Хаммурапи богом.

Создание Законов Хаммурапи относят к 1750 году до нашей эры.

Это один из важнейших источников для изучения социально-экономического устройства в Месопотамии. Особое внимание в этом источнике уделяется экономическим, хозяйственным и семейным отношениям. Ограничиваются и регламентируются частнособственнические отношения, устанавливается государственный контроль над хозяйством.

По содержанию, законы Ману имеют определенное сходство, но вместе с этим и существенные отличия.

Правление Олега.

Внешняя политика Внутренняя политика
907-поход на Царьград (выгодный) 882-объединение Новгорода и Киева
911-подтверждение мирного договора с Византией Подчинение кривичей, древлян, северян, родимичей
  Победа над хазарами

Правление Игоря

Внешняя политика Внутренняя политика

 

Внешняя политика Внутренняя политика

 

944-договор князя с Византийцами 913-подавление восстания древлян

 

Правления ОЛЬГИ

Внешняя политика Внутренняя политика
957-посольство в Константинопль и ее крещение 945-точный размер дани - урок; погост-место сбора дани

Правление Святослава

Внешняя политика Внутренняя политика
963-966-разгром Хазарского каганата  
968-969- война с печенегами  
970-971-Война с Византией; мирный договор (русы покидают Дунай)  

Причины феодальной раздробленности на Руси:

1. Упадок Киевской земли от междоусобиц и падение значения пути « Из варяг в греки»

2.Борьба князей за лучшие территории

3.Усиление политического и экономического могущества княжеств

4.Изменения в хозяйственной жизни: богатство бояр - эксплуатация зависимого населения. Бояре все реже участвуют в походах, предпочитая заниматься внутренними делами вотчины.

5.Дальнейшее дробление земель: князья раздают их в виде поземельных пожалований

6.отсутствие твердого порядка престолонаследия

7.Окончательный упадок власти Великого князя и падение значения Киева

Русская правда» - первый законодательный памятник Древней Руси.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных групп населения. Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми группами были посадские люди и смерды общинники. Городское население делилось на ряд социальных групп: боярство, купечество, “низы” (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и др.). Закон защищал личность и имущество свободного смерда-общинника. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность. В судебном процессе смерд выступал полноправным участником.

Существовала и более сложная юридическая фигура — закуп. Это человек, работающий в хозяйстве феодала за “купу” — заем, в который могли включаться разные ценности: земля, скот, зерно, деньги и пр. Объемы работ определялись кредитором, поэтому с ростом процентов на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Наиболее бесправным субъектом права являлся холоп. Все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Господин также нес ответственность за своего холопа. В случае совершения холопом преступления, он выдавался потерпевшему. За его убийство взимался штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве компенсации другой холоп.

Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий: “собственность”, “владение”, “преступление”. Кодекс строился на рассмотрении жизненных ситуаций.

Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. За невыполнение обязательств должник отвечал своим имуществом, а иногда и свободой.

Преступление по Русской Правде определялось как “обида”, то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Объектами преступления были личность и имущество. Закон уже разграничивал покушение на преступление (наказывался человек, обнаживший меч, но не ударивший), и оконченное преступление; намечал понятия соучастия (нападение “скопом”), но еще не разделял ролей соучастников.

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий и других телесных повреждений. Оскорбления действием наказывалось еще строже, чем легкие телесные повреждения, побои.

Наказания: поток (изгнание из общины) и разграбление (конфискация) - за самые опасные преступления: разбой, поджог, конокрадство. За убийство свободного человека - штраф 40 гривен (за убийство феодала - штраф 80 гривен). «Дикая вира» - коллективный вид ответственности (община могла скрыть преступника). Платили только за того, кто уже раньше платил дикую виру. Продажа - штраф, который выплачивался за др. преступления, кроме убийства, в пользу князя.

Смертная казнь, хотя и не упоминалась в Русской Правде, на практике, несомненно, имела место. Это объясняется тем, что законодатель понимает смертную казнь как продолжение кровной мести, которую он стремится устранить. Кроме того сказывалось влияние христианской церкви, выступавшей против смертной казни.

Судебный процесс в древнерусском праве носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, участвующие стороны обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным.

Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний (“видоков” и “послухов”), вещественных доказательств (“поличное”), “ордалий” ( испытания огнем, водой, железом), присяги.

Особенности развития Европы в 15-17 века.

1) Складывание внутренних и общеевропейских рынков.

2) Увеличение добычи руды

3)к концу 15 века большая часть европейского крестьянства пользовалась хозяйственной самостоятельностью и была свободна

Русская культура в IX – XII вв.

Русская культура складывалась из: Культуры Восточных славян, культурных достижений окружающих народов, культуры Византии, христианской культуры.

Былины - это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей.

( Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

Русские былины были пропитаны идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов.

То есть развивалось устное народное творчество.

Письменность и грамотность

У славян была своя письменность, но она исчезла. Была создана азбука византийскими монахами Кириллом и Мефодием. В 9-10 веках.

При церквях и монастырях открывались школы. Появляются рукописные книги, украшенные миниатюрами. На Руси было много грамотных людей. Люди обменивались письмами, использую бересту.

В 11 веке зарождается литература. Первые произведения-летописи. «Повесть временных лет » Нестора.

Жанры древнерусской литературы: житие, слово ( поучающее обращение) ( «Слово о законе и благодати» Иллариона-первый митрополит на Руси): «Поучение детям» Владимира Мономаха. На Руси было развито зодчество. Из дерева строились избы, терема, городские стены. После принятия христианства начинается каменное строительство (Десятинная церковь, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Пятницкая церковь в Чернигове, Церковь Покрова на Нерли). Изобразительное искусство применялось при оформлении соборов, церквей. Стены покрывались фресками, написанные водяными красками на сырой штукатурке. Мозаика - картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

Музыка. На Руси получили развитие народная музыка и христианское богослужебное пение.

Играли на музыкальных инструментах. Оружейники изготавливали копья, мечи, щиты, кольчуги. Первые ювелиры делают украшения со сложной техникой изготовления – зернь (узоры из маленьких металлических шариков), скань (на фон напаивается узор из тонкой проволоки).

21. Образование монгольского государства. Завоевательные походы монгольского войска (1206 – 1223 гг.). Завоевание монгольским войском русских земель. Русские княжества и улус Джучи (Золотая Орда).

 

По различным версиям, монголы жили по южному берегу р. Амур либо по нижнему течению рек Шилка и Аргунь и в верховье Амура. В X — XI вв. началось постепенное продвижение монгольских племен на запад в Халхи и вытеснение обитавших там тюркоязычных народов, а также частичная с ними ассимиляция.

В середине XII в. сформировалось первое монгольское государство — Хамаг монгол улус («Государство всех монголов»), которое, однако, распалось около 1160 г. из-за соперничества и борьбы за власть членов ханского дома.

На рубеже XII и XIII вв. произошло объединение монголоязычных и части тюркоязычных этносов Центральной Азии под властью Тэмучжина, который в 1206 г на собрании представителей монгольской знати (курултай) был избран верховным правителем с титулом Чингис-хан. Вся Монголия была поделена на 95 военно-административных районов.

 

Были усовершенствованы все службы (хозяйственная, военная), сформированы вооруженные силы, беспрекословно подчинявшиеся авторитету Чингис-хана как представителя Неба на Земле и приказам его военачальников. Около 1211 г. государство Чингис-хана стало именоваться Ехе монгол улус («Великое монгольское государство»).
Покорив все монгольские племена, Чингис-хан в 1209-м и 1211 гг. столкнулся с крупными государствами, лежавшими к югу от Великой степи — империей Цзинь и тангутским государством Си Ся. В 1215 г. монголами был взят Пекин (Яньцзин). В 1218 г. было завоевано Семиречье.

Несмотря на то, что к 1225 г. основное монгольское войско ушло в Монголию, отряд полководцев Джебе и Субетая продолжил войну на западе. Через Северный Иран он вторгся в Закавказье, где опустошил часть Грузии и Азербайджана, по берегу Каспийского моря проник в земли асов (осетин) (1222 г.) и, разгромив их, вышел в половецкие степи. В битве на р. Калке 31 мая 1223 г. монгольский отряд одержал победу над объединенным русско-половецким войском.

Улус Джучи

Своё государство Чингиз-хан разделил между четырьмя сыновьями. В улус его старшего сына Джучи вошли Западная Сибирь, Кипчакская степь и Хорезм. Джучи умер ещё при жизни отца. Его наследником был признан второй сын Бату, который возглавил общемонгольский поход на запад, в ходе которого были покорены Волжская Булгария, Половецкая степь, русские княжества и некоторые другие страны Восточной Европы.

Золотая Орда

После завершения похода на запад основные силы монголов вернулись в центральноазиатские степи. На вновь завоёванных территориях стал править Бату-хан и его наследники. Свой улус он разделил между ближайшими родственниками. Удел самого Бату составили западные земли улуса. Это так называемая Белая (Ак) Орда. Его брат Орду и его наследники правили в Западной Сибири и Казахстане. Этот улус назывался Синяя (Кок) Орда. Было ещё несколько более мелких владений.

В России и Западной Европе государство, созданное Бату-ханом, получило название Золотой Орды.

Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. В ставку хана приезжали русские князья за ярлыком, подтверждающим их великокняжескую власть, иногда подолгу жили здесь, далеко не всегда по своей воле. Сюда они привозили дань, так называемый " ордынский выход", и богатые подарки ордынским вельможам. Русские князья с их приближенными, русские купцы и многочисленные русские ремесленники составляли в Сарае обширную колонию. Поэтому еще в 1261 году была учреждена особая Сарайская православная епископия. Имелся в Сарае и православный храм. При Берке-хане (1209-66), преемнике хана Батыя , государственной религией становится ислам, что существенно усложнило положение православного населения Орды.

 

Образование Российского централизованного государства (конец XIII – середина XVI вв.). Его характеристика.

Понятие «объединительный процесс русских земель» включает не только объединение земель вокруг одного центра, но и борьбу против татаро-монгольского ига и процесс усиления великокняжеской власти.

Предпосылки:

1. Политические. Наличие единовластия Московского князя, тенденция к ликвидации самостоятельности княжеств и уделов, необходимость окончательного освобождения от татаро-монгольского ига, наличие постоянной угрозы с запада.

2. Социально-экономические. Развитие феодального землевладения, наличие благоприятной обстановки для беспрепятственной торговли.

3. Духовные. Наличие общей официальной религии (православия во всех землях русских), укрепление экономических и моральных позиций церкви, осознание необходимости духовного и культурного единства Руси.

Объединительный процесс продолжался около двухсот лет. Его можно подразделить на три этапа. Первый этап объединения русских земель: конец 13века - 80-е годы 14 века. Второй этап: 80-е годы 14 века – 1462г. характеризуется дальнейшим объединением русских земель вокруг Москвы. В это период продолжалась борьба с ордынским игом. Третий этап объединения русских земель: 1462-1533 годы-в этот период завершается объединение русских земель вокруг Москвы и формируются общерусские государственные органы управления.

Правление Василия III.

1510-присоединение Псковской республики к Москве

1514-присоединение Смоленска к Москве

1522- окончательное присоединение Рязанского и Новгородского Северского княжеств

Правление Ивана Грозного

Внутренняя политика:

 

1535-проведение денежной реформы, создавшей единую общегосударственную денежную систему

 

1547-1560- Избранная Рада-совет приближенных: Адашев, Сильвестр, Воротынский, Курбский, Шереметьевы. Избранную Раду поддерживал митрополит Макарий. Деятельность ее была направлена на укрепление государства и упрочение авторитета центральной власти. Создание новых центральных органов управления - приказов: посольский, челобитный, поместный, разрядный, разбойный и др. При Иване Грозном сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии, при которой наряду с самодержавной властью существовали сословно-представительное собрание - Земский собор и постоянный совещательный орган - Боярская дума. На Земском соборе были представлены основные сословия государства: дворянство, духовенство, высший слой горожан (купечество, посадские люди), крестьянство.

 

1549-Созыв первого в истории России Земского собора - представительного органа при царе. Его участники призвали русских людей прекратить распри и простить друг другу обиды времени боярского правления. На соборе были поддержаны государственные реформы, осуществляемые Избранной радой. Этот Земский собор получил название «Собор примирения».

 

1550- Военная реформа. Дворянин мог начать службу с 15 лет и передавать ее по наследству. Во время военных действий ограничивалось местничество. Ядром поместного ополчения являлась избранная тысяча. Стали создаваться стрелецкие полки, в которых мог служить любой свободный человек. Стрельцы были вооружены не только холодным оружием, но и огнестрельным. Они служили, в отличие от дворянского войска, постоянно, получали обмундирование, денежное и хлебное жалование.

 

1550-правовая реформа: введение в действие Судебника Ивана 4, который наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа при царе. В Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юриев день, была увеличена плата за «пожилое». Ограничивались права наместников, вводились наказания за взятки, ужесточались наказания для «лихих» людей.

 

1551- Церковная реформа. Стоглавый собор. Принятие Стоглава сборника - решение собора. Стоглав одобрил программу реформы Ивана Грозного за исключением секуляризации церковных земель и введения светского суда для духовных лиц. В соответствии с задачами централизации страны Стоглавый собор регламентировал церковную жизнь страны, привел к единообразию церковные обряды в храме, бытовые стороны монастырского и церковного обихода, наметил мероприятия по укреплению нравственного духовенства, принял решение об открытии в Москве и других городах при церквях и монастырях школ по обучению грамоте.

 

1556-Принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в царском войске для всех землевладельцев: со 150 десятин земли каждый дворянин должен был выставить воина на коне.

 

1556- Губная реформа – реформа местного управления упразднила систему кормлений и наместнического правления. Были учреждены выборные должности губных, земских старост, городских приказчиков. Выборные органы наделялись широкими полномочиями: осуществляли сбор податей, следили за соблюдением законов и порядка, вершили суд. Органы самоуправления защищали интересы избиравшего их населения.

 

1565-1572- Опричнина – политика, которая привела к разделу земель на земские, находящиеся под управлением Боярской думы и опричные: государев удел с государевым двором и особым войском.

Цели: 1.установление сильной самодержавной власти

2.Ликвидация остатков феодальной раздробленности

3. Подавление всякой оппозиции, террор против непокорных людей

Последствия: 1. Централизация управления государством, ликвидация очагов удельного сепаратизма.

1. Установление деспотического самодержавия

3. Тяжелый экономический кризис.

4. Ослабление мощи боярско-княжеского землевладения, утверждение системы крепостного права.

5. Эпоха Ивана Грозного привела к смутному времени.

 

1581 – Указ о «Заповедных летах». В заповедные годы запрещались переходы крестьян от одного землевладельца к другому в Юрьев день. Введение заповедных лет усилило зависимость крестьян от крупных землевладельцев. Крестьяне на неопределенный срок прикреплялись к земле помещика, попадая в личную зависимость от него.

 

Внешняя политика:

 

1552-присоединение Казанского ханства

1556-присоединение Астраханского ханства

 

1558-1583 – Ливонская война.

Цели:

1. Борьба России за выход к Балтийскому морю.

2. Борьба за земли Ливонии

Итоги: Заключение в 1582 году перемирия с Польшей в Ям-Запольске. Россия потеряла все завоевания в Ливонии и Полоцк.

 

Правление Бориса Годунова

 

1601-1603-неурожаи; голод.

1604- Начало похода Лжедмитрия I на Москву. Под именем царевича Дмитрия Ивановича, сына Ивана Грозного и Марии Нагой, выступил Григорий Отрепьев, мелкий дворянин из Галича. Его поддержали польский король Сигизмунд и шляхта, мечтавшая о русских землях. Папскийрим надеялся провести в Россию унию (объединение католичества и православия).

1605-смерть Бориса Годунова; на престоле его сын Федор (апрель); убийство Федора(июнь)

1605-войско Лжедмитрия вступило в Москву.

Правление Лжедмитрия I

1606, май- восстание бояр против Лжедмитрия

Правление Василия Шуйского

1606-1607- восстание Болотникова

1607-Указ о пятнадцатилетнем сроке сыска беглых крестьян

 

1607-войска Лжедмитрия II двинулись к Туле

1608-войско обосновывается в селе под Тушино.

1609- разгром войска тушинцев под тверью и двинулись в Москву.

 

1609, сентябрь- Польша объявляет России войну. Начало польской интервенции. Польское войско осадило Смоленск.

1610, июнь – Клушинская битва русских и польских ввойск. Русское войско терит поражение.

 

1610, июль - к власти приходит Боярская дума

 

XVIвек.

Литература того времени свидетельствует о глубоких преобразовательных процессах, охвативших все сферы русского общества. Помимо традиционных летописей и агиографий появляются беллетристика и книги с занимательными сюжетами. Среди них следует назвать переводную «Александрию» о жизни и приключениях Александра Македонского и «Повесть о Дракуле», написанную дьяком Федором Курицыным. Эти книги рассказывали о самодержавных правителях, сильной власти, способной удержать в руках государство. Литература того времени свидетельствует о глубоких преобразовательных процессах, охвативших все сферы русского общества. Помимо традиционных летописей и агиографий появляются беллетристика и книги с занимательными сюжетами. Среди них следует назвать переводную «Александрию» о жизни и приключениях Александра Македонского и «Повесть о Дракуле», написанную дьяком Федором Курицыным. Эти книги рассказывали о самодержавных правителях, сильной власти, способной удержать в руках государство.

Московская архитектура заимствовала традиции владимиро-суздальской и псковско-новгородской архитектуры. Новое положение города требовало развития монументального строительства.

Московский Кремль стал архитектурным символом государственной мощи.

Новый Успенский собор был призван стать главным храмом Московского государства и затмить своим величием новгородскую Софию.

Архангельский собор Кремля возведен на центральной площади и стал усыпальницей московских царей. Его строительством руководил итальянский зодчий Алевиз Новый.

Церковь Вознесения в Коломенском является наиболее знаменитым шатровым храмом. Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом византийского кре-стово-купольного храма.

Московская живопись представлена крупнейшим художником эпохи Дионисием. Он не был иноком, у него было двое сыновей, которые работали вместе с ним. Важнейшим среди сохранившихся творений мастера является цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (Вологодская область), дошедший до нас почти полностью. Храм посвящен образу Богоматери, и се прославление становится лейтмотивом работ иконописца. В храме представлены три крупные торжественные композиции — «Собор Богородицы», «Отебе радуется» и «Покров Богородицы».В живописи XVI в. еще более усиливается символическое начало, стремление к отвлеченному «мудрствованию», истолкованию важнейших христианских догматов в художественных образах.

Как «Троица» Рублева стала наивысшим выражением богословского учения, так идея триединства выразилась в русской церковной музыке особой формой многоголосия - троестрочием. Свое название это пение получило от системы записи: голоса записывались поочередно по строкам красным и черным цветом один над другим и складывались в разноцветную партитуру.Создание троестрочного пения принадлежит распевщикам Савве и Василию Роговым, новгородским мастерам, которые считались самыми авторитетными музыкантами Москвы второй половины XVI в.Развитие русской певческой культуры обусловило появление в Москве хора государевых певчих дьяков.

XVII

Завершающим этапом в истории русской средневековой культуры стал XVII в. В это столетие начался процесс «обмирщения» культуры, усиления в ней светских элементов, демократических тенденций. Заметно расширились и углубились культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложнились и дифференцировались.

 

Русская литература по-прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными острополитическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Среди известнейших авторов XVII в. — хорват Юрий Крижанич, европейски образованный мыслитель, сторонник неограниченной монархии, один из первых теоретиков идеи славянского единства (его можно назвать предшественником и теоретиком панславизма). Так, он считал, что роль славянства в мировом историческом процессе постоянно растет, хотя оно подвергается угнетению и оскорблению со стороны чужеземцев, особенно турок и немцев. Особую роль в будущем подъеме славянства он отводил России, которая, превратившись в результате реформ в ведущую мировую державу, освободит порабощенные славянские и другие народы и поведет их вперед.

Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения — провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести.

Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве-в былинах, но былины не были рифмованным стихом.

Театр в России появился благодаря возникновению светских элементов в духовной жизни общества. Мысль о создании театра зародилась в придворных кругах среди сторонников европеизации страны.

 

Гражданское, светское строительство активно развивалось, и если в начале века было в основном деревянным, то к его концу все чаше использовался камень. Замечательным образцом деревянного зодчества был несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, который представлял собой живописную композицию прихотливо сгруппированных больших и малых срубов-клетей, связанных переходами, высокими кровлями и шатрами. Сказочное великолепие дворца усиливали золоченая резьба и яркая раскраска. В каменном строительстве нужно отметить реставрацию стен и башен Московского Кремля, шатер, возведенный над Спасской башней, Теремный дворец Московского Кремля, Сухаревскую башню.

Живопись не поддавалась так легко, как архитектура, светским воздействиям, но стремление к декоративности наблюдается и здесь. С одной стороны, здесь заметно стремление вырваться из-под власти устаревших традиций, канона, жажда знаний, поиски новых нравственных норм, сюжетов и образов, а с другой — упорные попытки превратить традиционное в догму, любой ценой сохранить старое неприкосновенным.

Дальнейшее развитие живописи XVII в. характеризовалось медленным отходом от догм и поиском новых сюжетов и форм, что в немалой степени объясняется влиянием западноевропейской живописи. Теоретиком и главой самой крупной школы этого периода был Симон Ушаков, автор программного труда «Слово к люботщателям иконного писания», где он изложил новую теорию, порывающую со старым каноном. Он указывал на необходимость соединения иконописного канона с правдой жизни, поэтому в его иконах появляются элементы реализма, реальные человеческие лица. Это позволяет считать его одним из основоположников портретного жанра в русском искусстве. Среди работ Симона Ушакова — Спас Нерукотворный, излюбленный образ мастера, в котором он пытается добиться телесного цвета лица и сдержанной, но отчетливо выраженной объемности.

Парсуна (от слова «персона», т.е. портрет реального лица) — первый светский портретный жанр стал совершенно новым явлением в русской живописи второй половины XVII в. Всего за несколько лет новый жанр прошел огромный путь — от полуиконных изображений до портретов реальных лиц — и завоевал прочное место в русском искусстве. Все именитые люди старались запечатлеть свой образ. Художники стремились передать в парсунах портретное сходство и отчасти характер персонажа.

Русская музыка в XVII в. также пережила решительные перемены. В это время старая русская культура столкнулась с западноевропейской, что существенно отразилось в музыке. Со старым в музыке связана древняя традиция канонического методического знаменного распева, с новым — партесное многоголосие (пенис по партиям) западного типа, усиливавшее светское начало.

Партесное многоголосие было завезено в Россию из Украины и Белоруссии и прижилось не сразу.

Таким образом, XVII в. стал последним веком существования древнерусского искусства, когда стало особенно заметно западное влияние. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который будет завершен в XVIII в. после петровских реформ.

 

Древний мир. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ, ПЕРИОДЫ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 2258; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.113 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь