Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЭПОХА АНТИЧНОСТИ: ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ, ПЕРИОДЫ, ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭПОХИ (VIII век до нашей эры — V век нашей эры)
Древнегреческую цивилизацию принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: 1.крито-микенский или эгейский (III - II тыс. до н.э.); 2.гомеровский или «тёмные века» (XI - IX вв. до н.э.); 3.архаический (VIII - VI вв. до н.э.); 4.классический (V - IV вв. до н.э.); 5.эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). В III-II тысячелетиях до н. э. возникают первые государства. Это были государства монархического типа, подобные древневосточным деспотиям, с разветвленным бюрократическим аппаратом и сильными общинами. После вторжения дорийских племен, среди которых все еще господствовал родовой строй, история Греции начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Этот период длился примерно с XI по IX вв. и называется «темными веками», а также гомеровским периодом, поскольку известен, прежде всего, по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея». «Темные века» - эпоха натурального хозяйства. В архаический период происходит отделение ремесел от земледелия, что обозначило переход к обмену, производству не только для собственных нужд, но и для рынка, в результате чего активно развиваются города. В период VIII-VI вв. до н. э. происходит становление полисов - разрозненных мелких суверенных городов-государств, объединенных только общностью языка, религии, культурных традиций, политических и торговых связей. Экономически необходимым становится создание новых колоний и увеличение числа рабов в качестве основной рабочей силы. В конце архаического периода во многих полисах распространяется рабство, независимо от формы организации полиса, в том числе демократических Афинах. Классический период - время наивысшего расцвета древнегреческого общества и культуры. Самым влиятельным политическим и культурным центром после победы в греко-персидских войнах стали Древние Афины. Своего максимального могущества и культурного расцвета Афины достигли, когда во главе государства стал выдающийся политический деятель Перикл. В период слабости греческих полисов начинает свое возвышение Македония. Новый этап в истории стран Восточного Средиземноморья - эллинизм - начинается с походов Александра Македонского и заканчивается завоеванием эллинистических государств Древним Римом в I в. до н. э. Македония, завоевав Грецию, полностью восприняла ее культуру, поэтому после победоносных походов Александра Македонского древнегреческая культура распространяется в завоеванных восточных странах. В царский период оформляется первичная социальная организация в Древнем Риме. Население проживало родами, которыми управляли старейшины. В античном мире были заложены основы гражданского общества, предусматривающего право каждого гражданина участвовать в управлении, признание его личного достоинства, прав и свобод. Римское право содержало систему норм, регулирующих частнособственнические отношения. Однако демократия в античном мире носила ограниченный характер. 7. Эпоха средневековья. Феодализм. Его общая характеристика (социально-экономический и политический строй, культура). Средние века́ — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Считают началом Средневековья - крушение Западной Римской империи в конце V века, однако в энциклопедическом издании ЮНЕСКО «История человечества» рубеж был проведён по моменту возникновения ислама (начало VII века). Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Предлагалось считать таковым: падение Константинополя (1453), изобретение книгопечатания (середина XV века), открытие Америки (1492), начало Английской революции (1640)и некоторые другие периоды. Сторонники так называемого Долгого Средневековья, основываясь на данных о развитии не правящей элиты, а простого народа, считают окончанием Средневековья, повлекшим за собой изменения во всех слоях европейского общества, Великую французскую революцию. В последние годы российская медиевистика относит окончание периода Средневековья к середине или концу XV — началу XVI веков. Наиболее верным является рассмотрение Средневековья одновременно и как всемирного процесса, и как явления, имевшего в каждой стране свои особенности и свой период. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало Новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века. Разногласия в хронологии эпохи и невозможность применения термина Средневековье ко всем государствам мира подтверждает его условный характер. Периодизация Средневековья: Средние века — это период зарождения, господства и разложения феодализма. Слово «феодализм» происходит от позднелатинского feodum — поместье. Феодализм - политико-правовая система, свойственная некоторым государственно организованным добуржуазным обществам.
Началом феодализма в Западной Европе принято считать падение рабовладельческой западной Римской империи (V в.), а окончанием — Английскую буржуазную революцию (1642—1649). 1. раннее Средневековье — время формирования феодального способа производства (V—X вв.); 2. классическое Средневековье — период развитого феодализма (XI—XV вв.); 3. позднее Средневековье — период разложения феодализма и зарождения капиталистического способа производства (конец XV — середина XVII вв.). Государство Типичной формой феодального государства была монархия. Средневековью известна и республиканская форма правления, установившаяся в городах-государствах Италии, Германии и некоторых других стран, а также на Руси — Великий Новгород, Псков. Но они не представляли крупных этнических государственных образований, а были только местными политическими формированиями, сложившимися в условиях феодальной раздробленности. В дальнейшем они поглощались крупными монархическими государствами.
При феодальных отношениях владельцы земель (феодалы) выстроены в феодальную лестницу: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Производителем материальных благ при феодализме был крестьянин, который в отличие от раба и наёмного рабочего, сам вёл хозяйство, причём во многом вполне самостоятельно, то есть был хозяином. Крестьянин был собственником двора, основных средств производства. Он выступал и собственником земли, но был подчинённым собственником, тогда как феодал — верховным собственником. Верховный собственник земли — всегда одновременно верховный собственник личностей подчинённых собственников земли, а тем самым и их рабочей силы. Поэтому крестьянин в отличие от раба — собственник своей личности и рабочей силы, но не полный, а подчинённый. На основе анализа средневековой истории Западной Европы французский историк Франсуа Гизо выделил три основных признака феодального общественного устройства. 1. Владение землей является привилегией людей, несущих военную или государственную службу, причем права на землю обусловлены выполнением определенных условий. 2. Тот, кому принадлежит земля, обладает и властью, наделяя своего вассала землей, сеньор уступает ему и часть своих властных полномочий. 3. Земледельцы-феодалы образуют не только привилегированное, но и иерархически организованное сословие (то есть соблюдают порядок многоступенчатого подчинения менее сильных более могущественным: рыцари зависят от баронов, бароны от графов или герцогов, те от короля). Впоследствии ученые дополнили толкование феодализма Ф. Гизо новыми признаками: • право феодала на землю сопряжено с правом пользования плодами труда крестьян; • хозяйство носит натуральный характер; • земля не находится в чьей-то полной частной собственности, и не является объектом свободной купли-продажи; • феодальный правитель не обладает полным суверенитетом, вынужден делиться с другими феодалами своими властными полномочиями; • идеей, объединявшей в феодальную эпоху разные сословия, была идея общности веры, а не языка, то есть идея религиозная. При феодализме складывается сословная структура общества. Основными сословиями были духовенство, дворянство и непривилегированное третье сословие, к которому относились все остальные слои общества. В истории западноевропейской культуры развитого феодализма явственно выделяются два этапа. Первый -11 -12 вв., второй - 13 -14.На первом этапе начавшие возрождаться ремесло, торговля, городская жизнь были развиты еще относительно слабо. Большую роль в развитии культуры сыграли в конце Этого периода так называемые крестовые походы, предпринятые для отвоевания «святой земли» - Палестины у мусульман. Они ознакомили Западную Европу с богатой культурой Арабского Востока, способствовали развитию торговли ряда городов европейского Средиземноморья (Венеция, Генуя, Марсель), ускорили рост ремесел и торговли в ряде стран Западной Европы. Главной идеологической силой на данном этапе развития была католическая церковь - крупнейший феодальный властитель. В ряде государств церковь держала в своих руках до трети всех земельных угодий страны. Она руководила развитием всей духовной жизни - от богословия до искусства. Однако светская культура в эпоху средневековья полностью не исчезла. В рыцарских замках возникла относительно свободная от религиозных догматов и аскетических норм рыцарская поэзия, воспевавшая любовь и воинские подвиги. В среде народа продолжали жить и развиваться эпос, лирика, поэтический мир сказок. 13 и 14 столетия - время наивысшего расцвета средневековой культуры. В это время церковь теряла свою монополию в этой области, уступая ведущую роль богатым городам средневековья, отчасти-королевской власти и ее идеологам. Средневековые университеты становились центрами культуры и образованности В области искусства Западной и Центральной Европы указанному периоду соответствует развитие готического стиля.
8. Раннее Средневековье (V – XII вв.). Великое переселение народов. Европейские государства. Политогинез. Конец IV столетия ознаменован тем, что большинство германских племен перестали совершать постоянные набеги на Римскую империю и решили окончательно вторгнуться и поселиться на ее внутренних землях. Ведь территория экономически и хозяйственно развитой Римской империи была прекрасным местом для жизни по сравнению с другими государствами. Сам процесс их переселения получил название Великого переселения народов, так как германцы перемещались на земли римлян целыми семьями, со всем своим имуществом и скотом. В переселении принимали участие многие племена: кельты, славяне и все германские поселения. Основными причинами Великого переселения народов называют повышение жизненного уровня, стремления к захвату земель и обогащению. Племена, которые желали переселиться, начали вести оседлый образ жизни, улучшили орудия труда, и впоследствии этого был улучшен уровень их производительности. Но была и другая причина для Великого переселения народов - это нападения кочевых племен, которые двигались из Азии на юг и запад Европы в поисках более теплых мест для обитания. Основным толчком к конкретному процессу переселения послужили постоянные нападения гуннов, которых описывали как тех, кто «сокрушает все на своем пути». Под их разрушительным натиском многие земледельческие племена покидали свои поселения, а потом вступали в войну с соседними народами. Постепенно усиливались и учащались набеги на Римскую империю. Римской империи было тяжело отбивать нападения варваров, их натиск усиливался. Само население Рима почти не противилось завоевателям, так как оно было изморено большими налогами. Разрушались многие города, порты, постепенно стала замирать торговля и многие ремесла. Падение западной римской империи. Германские племена захватили всю территорию западной Римской империи к началу VI века. Великое переселение народов поспособствовало образованию многих государств, которые со временем стали могущественными и влиятельными державами Европы, и окончательно разделило германские племена на отдельные страны и нации. Политогинез - это некий научный подход, который объясняет возникновение политически организованного общества и государства как некий этап развития этого общества. Существует 2 подхода: 1) Классический или марксистский. Этот подход объединяет политогинез и государствогинез. То политическое общество появляется в следствии появления частной собственности и разногласий между людьми. А государство призвано для урегулирования этих споров, но на самом деле, оно является аппаратом, который узаконивает волю более знатных сословий и позволяет навязать волю этого класса всем остальным, посредством всевозможных рычагов давления. 2) Современный Современный же подход придерживается мнения, что политическое общество начало формироваться задолго от возникновения государств и независимо от него, потому что любое общество нуждается в регулировании и обеспечении безопасности. Этим занималось само общество, то есть оно формировало нормы, обычаи, которые были обязательными для выполнения всеми членами данного общества. Как пример можно рассмотреть первобытно - общинное общество с их матриархатом и патриархатом, распределением труда и прочего. У политогинеза 3 формы: 1) Восточная – это абсолютная деспотия, рабовладельческие государства, таки как Древний Китай, Месопотамия 2) Западная – эта форма присуща исключительно античным государствам, таким как Древняя Греция, Древний Рим, их форма правления (полисы). Характеризуется появлением частной собственности и расколом общества на классы, а также противоречиями между коренным и пришлым населением. 3) Интегративная – эту форму называют вторичным образованием государства, так как она связана с переселением народов. Переход от родоплеменной организации к раннефеодальному устройству. 9. Особенности социально-экономического и политического развития восточнославянских племён (7 – начало 9 вв.) 883-885- Формирование территории Киевской Руси. Подчинение князем Олегом кривичей, древлян, северян и родимичей. Победа над хазарами. По форме правления Киевская Русь была раннефеодальной монархией, которая держалась на системе военно–державного служилого землевладения. По форме устройства это была федерация земель, а по политическим режимам - автократия. Она объединяла 20 народностей, т.е. была многонациональной. Высшая законодательная, судебная, военная и административная власть в государстве принадлежала великому князю киевскому из династии Рюриковичей. Совещательным органом исполнительной власти при князе была рада бояр (боярская совет) из ближайшегоаристократического окружения князя и местной знати. Государственные функции выполняла также христианская церковь с ее разделением на епархии во главе с епископами и приходы, которые возглавляли священники. На рубеже XI и XII вв. созывались съезды князей (1097, 1100, 1103 pp), которые издавали законы. Органом местного самоуправления с предыдущих времен оставались народное собрание - вече, созываемых в сельских общинах - верви и в городах. Правление Олега.
Правление Игоря
Правления ОЛЬГИ
Правление Святослава
Причины феодальной раздробленности на Руси: 1. Упадок Киевской земли от междоусобиц и падение значения пути « Из варяг в греки» 2.Борьба князей за лучшие территории 3.Усиление политического и экономического могущества княжеств 4.Изменения в хозяйственной жизни: богатство бояр - эксплуатация зависимого населения. Бояре все реже участвуют в походах, предпочитая заниматься внутренними делами вотчины. 5.Дальнейшее дробление земель: князья раздают их в виде поземельных пожалований 6.отсутствие твердого порядка престолонаследия 7.Окончательный упадок власти Великого князя и падение значения Киева Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 2457; Нарушение авторского права страницы