Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема знака и значения. Основные типы концепций языка в философии



Язык представляет собой полиструктурную, разветвленную и иерархическую систему знаков. Посредством языка осуществляется мышление, человеческое общение, хранение и передача информации. Базисной структурой языка является слово.

Выделяют несколько уровней языка: а) фонетика – звуковая, акустическая сторона языка; б) лексика – словесный фонд языка, который характеризуется полисемией, многозначностью естественного языка; в) грамматика - строй языковых форм и способов образования, изменения и употребления слов. Смысл предложения определяется грамматикой, что удачно продемонстрировал русский ученый Щерба своей знаменитой фразой: « Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка»; г) стилистика языка - манера оформления речи с помощью отбора языковых средств.

Существуют различные типы языковых стилей.

Язык как система знаков связан с миром, с действительностью. Любое речевое сообщение обязательно имеет свой предмет - референт. Языковый мир отличен от мира природы и культуры, который он представляет. Язык как система символов и знаков репрезентирует, представляет неязыковую, незнаковую реальность. Сложность вопроса о том, что такое язык, проявляется в существовании целого ряда концепций языка, знака и значения. Если язык можно представить как систему понятий, то ключевым оказывается вопрос о том смысле, который они выражают, вопрос о смысле языка.

Смысл - понятие достаточно многозначное. В философской традиции и в повседневности его часто отождествляется со значением знака. Синонимами смысла также выступают такие термины как «означаемое» (Ф. Де Соссюр), «концепт» (А. Черч), «интенсионал» (Р. Карнап). Смысл играет большую роль в процессе понимания, поскольку опосредует референтные (предметные, указательные) связи. Благодаря этому человек входит в обозначаемую термином область объектов.

Особую важность смысл приобретает в процессе общения, коммуникации, где значение слова часто зависит от ситуации общения. Один и тот же языковый знак может иметь различный смысл в разных ситуациях и вводить человека в область различных объектов. Например, слово «крыша» в русском языке может означать и крышу дома, и странности поведения - «крыша поехала» и криминальное прикрытие деятельности.

Поскольку отдельное человеческое Я может лишь частично составить мир значений и смыслов, оно воспринимает от других то, чего недостает в его собственном опыте. Мир человеческих смыслов носит интерсубъективный характер, рождается не только благодаря интуиции, но и в актах коммуникации. Тем самым мир индивидуального сознания сливается с горизонтом мира целого сообщества. Происходит становление знаково-символического мира человеческой культуры.

Мифологическое сознание отождествляло реальности языка и мира, что привело к широкому распространению веры в магию слова. Любое произнесенное слово (хвала или проклятие) приобретало онтологический статус. Онтологизация - специфическая черта мифологического мироощущения.

Античная философия разделила язык и реальность и попыталась воспроизвести двухстороннюю структуру языкового знака. Так, стоики не сводили значение ни к объекту, ни к его языковому представлению, а выделяли три элемента знакового отношения: обозначающее (слово), обозначаемое (вещь, выявляемая словом и воспринимаемая как субъективный образ, понятие) и сам предмет - денотат. Предметное значение - референт присутствует и в семантическом треугольнике Огдена и Ричардса (знак - понятие-смысл - референт-денотат)

Целый ряд языковых концепций отказывается от рассмотрения процесса референции ( де Соссюр). Другие же, как, например, логический атомизм, который разрабатывал в начале своей философской карьеры английский философ, представитель логического позитивизма Л. Витгенштейн(1889-1951), наоборот, отождествляют структуры языка и реальности. По его мнению, мысль выражается в языке, а значит, именно язык есть граница мышления. Есть только один мир - мир фактов, событий, который описывается всей совокупностью естественных наук (этот мир общезначим в отличие от индивидуальных переживаний боли, гнева, угрызений совести). Предложение - картина мира, она имеет с последним одну и ту же логическую форму. Если бы мир был нелогичен, то его нельзя бы было представить в форме предложений. Смысл предложений выражают факты. Они своего рода «атомы», единицы, из которых складываются более сложные «молекулярные» высказывания. Если мы хотим установить истинность предложений, их верифицировать, нам необходимо свести их к группе суждений о фактах эмпирически достоверных.

Например, возьмем высказывание «Весной в средних широтах всегда тает снег». Его можно разбить на ряд атомарных высказываний о фактах, которые может проверить эмпирически каждый житель этих широт - «сегодня 22 марта»; « на улице t +7 С»; «появились лужи». Обо всем остальном лучше молчать, так как мистическое, этическое прочее достояние внутреннего опыта невозможно верифицировать. Если кто-то утверждает, что ему больно, никто другой не может установить истинность этой боли.

Позже в «Философских исследованиях» (1953) Л. Витгенштейн весьма критически отнесется к «традиционному» пониманию языка, дань которому он отдал в «Логико-философском трактате»(1921). Не всегда слову, утверждает английский философ, соответствует тот объект, на который он указывает. Огромное влияние на значение слова особенно в обыденном словоупотреблении оказывает процесс общения. Значение слов определяется их употреблением в языке, а сам язык рассматривается как вид деятельности, форма жизненной игры.Правила игры не заданы изначально. Ониформируются в сообществе. Люди пользуются словами, когда убеждают друг друга в своей правоте, доверяют или не доверяют друг другу. Словами пользуются в соответствии с некоторыми правилами, которые нельзя свести к правилам грамматики или логики. Это, прежде всего, правила жизни, поэтому ребенок употребляет слова иначе, чем взрослый, а иностранец, иначе, чем свободно владеющий родным языком. Жизнь, язык, вера - вот главные феномены человека, они изначальны и не сводимы к чему-либо иному. То, что называют феноменами науки тоже не более как момент языковой игры, жизни человека. Подлинным предметом философии является исследование естественного языка, ибо язык науки не более, чем правила игры, конструируемые в основном учеными.

Таким образом, начиная с тезиса о совпадении языка и объективной реальности, Л. Витгенштейн приходит к полному его отрицанию и пониманию языка как самостоятельной реальности, конструируемой в социальной действительности людьми в процессе интерсубъективного общения «по правилам игры»

Нечто подобное можно найти и в размышлениях французского лингвиста Ф. де Соссюра (1857 -1913), идеи которого сыграли определяющую роль в формировании основных положений философии языка в структурализме и постмодернизме.

Де Соссюр различает язык и речь, рассматривая язык как структуру, определяющую процесс общения. По его мнению, связь, соединяющая означающее (смысл) с означаемым (предмет) произвольна. Язык можно рассматривать как определенную самостоятельную систему, условно связанную с реальностью, в большей степени представляющую собой систему, совокупность жестких правил, определяющих речевое общение. Язык можно анализировать и как явление социальное и принудительное для отдельного человека, существующее до него, которое он вынужден принять. При этом язык подчиняется определенным закономерностям - одна из их синхрония (все формы языка дополняют друг друга и тесно связаны между собой), другая - диахрония (последовательная смена явлений, история языка). Для французского лингвиста важно было подчеркнуть примат синхронии над диахронией, что приводит к идее понимания языка как принудительной социальной нормы, объективной по отношению к сознанию отдельного индивида и индивидуальным актам говорения, которые становятся лишь случайными преломлениями и вариациями определенных форм и структур. Язык становится независим как от объективного мира, так и от индивида как субъекта творчества языковых форм. Почти одновременно с де Соссюром и независимо от него исследованием проблемы знака и значения начинает заниматься основатель прагматизма американский философ Ч. Пирс. Он также отмечал различие между «материальными качествами» - означающим знака, и его смыслом, т.е. означаемым. Однако, в отличие от французского исследователя, настойчиво подчеркивающего условность связи языка и мира, Пирс развивает учение о трех типах знаков, где показывает возможность как фактического, так и условного характера связи между двумя составляющими знака.Прежде всего, Пирс выделяет иконический знак, его действие основано на фактическом подобии означающего и означаемого, например, рисунок дерева и само дерево, часть дорожных знаков и пр.

Вторым видом знаков являются знаки-индексы, они носят указательный характер и их действие основано на реально существующей смежности означающего и означаемого (дым есть индекс огня).

Наконец, самым условным является третий вид знаков – знаки-символы, действие которых основано на установленной на основе конвенции, соглашения и усвоенной сообществом людей смежности означаемого и означающего. Понимание символического знака возможно лишь на основе знания определенных правил. Таковы знаки языка математики, геральдические символы и огромное множество других условных символов, функционирующих в мире культуры.

Таким образом, в социальном мире существует множество знаков по-разному связанных с действительностью обозначаемого, причем большинство их действительно носит условный характер и требует для понимания их смысла знания определенных правил, установленных в процессе общения в мире культуры.

Современный структурализм и постструктурализм уделяет особое внимание обоснованию и объяснению разрушения связи языка и мира в процессе развития культуры.

Достаточно вспомнить археологию знания М. Фуко(1926- ), его характеристику эписистем как исторически изменяющихся структур, определяющих мнений, теорий, отдельных наук в конкретный исторический период. По мнению Фуко, эписистеме Ренессанса, например, слова и вещи сопринадлежны по сходству; классический рационализм 17-18 века соизмеряет их посредством мышления, а в современную эпоху слова и вещи свзываются еще более опосредованной связью - такими мерками, как труд, жизнь, язык и функционируют уже не в пространстве, а во времени, в истории. В современном деструктивизме складывается концепция симулакрума (симуляции). Делез, Деррида, Бодрийяр выдвигают идею удвоения позиции оригинала и копии, воспроизводства знаками самих себя, что приводит к порождению фантазмов и иллюзий, скрывающих от нас реальность. Вербальный иллюзионизм становится болезнью современной культуры. Фантазмы и словесные миражи оказываются определяющими факторами человеческого поведения. Знание названия принимается за знание о предмете. Так, у венгерского писателя Ф. Каринти есть рассказ « Сын своего века», где герой попадает в 15 век из 20 и рассказывает о чудесах 20 века, но воспроизвести их не может и расплачивается за обман жизнью.

Огромную роль фантазмы и вербальные иллюзии играют в выработке социокультурных стериотипов. Их появлению способствует рост роли слова в жизни общества, дающая возможность толковать социальную реальность как столкновение дискурсов, речевых практик.

Дискурс - это совместное, основанное на обсуждении мероприятие по выработке правил общежития. Общество выступает как коммуникативно-дискурсивное целое, которое возможно лишь там, где существуют открытость, демократичность, критичность. Социальный мир возникает, прежде всего, с помощью языка.

Такой подход позволяет разработать феноменологическую модель общества как искусственно конструируемой реальности (по аналогии с реальностью мифа). Если примитивные культуры были преимущественно вещными, то современная культура вращается в сфере слов и значений.

Особо стоит остановиться на функциях языка.

Язык выступает одновременно как важнейшим средством мышления, так и общения людей. Эти две его особенности и порождают многообразие его функций.

В процессе мышления (оперирования идеальными образами, понятиями), язык выполняет три основные функции: а) номинативную - мышление есть всегда мышление о чем-то. То, что мы мыслим, называется предметом мышления. Замена предметов именами, краткость имен повышает скорость мышления; б) конструктивную функцию, когда слова-имена связываются в предложения, описывают свойства и отношения предметов. Предложения складываются в текст, логические рассуждения развертываются как внешняя речь, поэтому мысль в языке обретает четкость; в) аккумулятивная функция языка состоит в том, что результаты мышления фиксируются и сохраняются в текстах и составе языка. До появления письменности накопление шло через устную речь, эта способность резко возрастает с появлением письменности.

Коммуникативная функция языка выступает как средство общения, он представляет собой код, на котором люди передают информацию. Раскрывая сущность коммуникативной функции языка, мы опять вынуждены обратиться к проблеме соотношения языка и речи и проблеме порождения языковых смыслов в процессе общения.

Язык и речь понятия взаимосвязанные, но не тождественные. Речь - это язык в действии. Она всегда имеет своего автора, отдельного человека, который ее создает и произносит. Если язык выступает как достояние общества и несет коллективный опыт народа, то речь выражает опыт произносящей ее личности, зависит от обстановки и конкретной ситуации общения. Язык объективен: как мы уже отмечали, его нормы и правила обязательны для всех, носят принудительный характер. Речь же субъективна: ее особенности и осуществления зависят от того, кто ее произносит. Язык выполняет свои коммуникативные функции лишь тогда, когда реализуется в речи. В любом акте коммуникации всегда присутствуют Автор - Сообщение и Предмет сообщения (референт) - Адресат.

В соответствии с этой схемой можно выделить три важнейшие коммуникативные функции языка: а)референтную функцию, направленную на предмет сообщения и передающую информацию о нем. Задача автора, передающего сообщение заключается в том, чтобы средствами языка как можно более точно и полно выразить его смысл; б) экспрессивную функцию, связанную с отражением в сообщении личности автора. Который высказываясь передает свои эмоции, чувства, «изливает душу», выражает свое отношение к тому, о чем идет речь; в) импрессивную функцию, ориентированную на адресат сообщения. Реализация этой функции предполагает воздействие на его состояние, ибо адресат получает не только информацию, но и эмоциональное впечатление как о предмете, так и об авторе. Выполнение этой функции часто осложняется особенностями понимания, и результат порой может быть прямо противоположным тому, чего хочет автор. Особенности адресата существенно влияют на возможности выполнения этой функции.

Очень часто помимо указанных функций выделяют еще и поэтическую функцию, касающуюся эстетической стороны общения. Ее роль особенно возрастает, когда речь выступает в форме художественного текста.

Философский анализ языка не может обойти проблему соотношения языка и речи, роли объективных языковых структур и творческого «говорения» субъекта в функционировании и развитии языка.

Если де Соссюр и ряд его последователей, представителей философского структурализма, преимущество отдают языку как устоявшимся нормам и структурам, то целый ряд философов эту позицию не разделяет, отдавая предпочтение творческой роли субъекта и его речи.

Язык, по их мнению, представляет собой живое и постоянно развивающееся явление, поскольку его значения и смыслы не только постоянно сохраняются в культуре, но и «прирастают», обновляются. Рождение новых смыслов происходит в процессе речи, общения, понимания.

Именно на этот процесс обращает особое внимание М. Хайдеггер, утверждающий, что язык дает, прежде всего, знать о себе в речи. Для речи нужны говорящие, которые сами присутствуют в своем говорении, диалоге. Именно здесь рождается, раскрывается, разбивается (в смысле «разбивания сада», насаждения), область того, о чем идет речь. С-казать, по Хайдеггеру, значит по-казать, объ-явить, дать видеть, слышать. Сущность языка оказывается заключенной в сказе как демонстрации содержащегося в языке всякого представления о мире. Не случайно, Хайдеггер называет язык «обиталищем», «домом» бытия.

Поскольку в процессе коммуникации существенно не только то, о чем говорят, т.е. связь знака с предметами и ситуациями, о которых сообщается, но и позиции общающихся сторон, знак оказывается многофункциональным. К. Бюлер выделил три основных функции знака в коммуникации:

- знак является символом в силу своей соотнесенности с предметами и положением вещей;

- знак - это симптом в силу своей зависимости от отправителя;

- знак - это сигналв силу своей направленности на слушателя, начье поведение или внутреннее состояние он ориентирован.

Таким образом, язык можно рассматривать как сложное взаимодействие следующих элементов: 1) речевого действия; 2) речевого акта; 3) языкового произведения; 4) языковой структуры.

Человеческая культура, возникающая, во многом благодаря языку и общению людей, может быть представлена как мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. Это своего рода сочиненный людьми с помощью знаковых систем текст.

Но любой текст - в виде вещи, ритуала, художественного произведения, речи и т.д. - предполагает прочтение и понимание. Не случайно уже у древних греков наряду с исследованием познания как пути к истине возникают представления о неком искусстве разъяснения, понимания, истолкования. Это искусство было названо герменевтикой ( греч. hermeneutikos –истолковывающий).

Считалось, что ее основоположником и покровителем является бог Гермес, который был вестником олимпийских посланий, нуждающихся в толковании, переводе с божественного языка на человеческий. С появлением христианства основным предметом герменевтического искусства являются тексты Священного писания. Становление культуры и истории в ХIХ-ХХ веках подлинным предметом философского исследования делает герменевтику универсальным средством познания и представления социальной реальности. ( вставка о философской Герменевтике - Беляева Л.А.)

Подводя итог нашим размышлениям о языке и его роли в культуре, отметим, что в историческом развитии философии языка можно предположить наличие нескольких, последовательно сменяющих друг друга концепций.

В античности и средневековье доминирует первая из них, получившая название «философии имени». Здесь как правило имеют дело с триадой: вещь - сущность (идея) - имя (слово). Слово именует вещь и ее сущность. Оно неразрывно связано с обозначением реальности, которая толкуется разными философами по-разному и может обозначать как материальные предметы, так и идеи Платона. Философия имени предполагает, что языковый знак обозначает некую реальность и несет информацию о ней.

Вторая концепция языка, восходящая к идеям логики и математики, связана с именами Декарта и Лейбница, получила дальнейшую разработку в трудах логических позитивистов Рассела и Карнапа, лингвиста Соссюра. Языковое выражение перестают связывать с обозначением реальности. Акцент переносится на понимание языка как системы, где слово приобретает смысл лишь в контексте языка как целого. Мы не поймем смысл слова «необходимость» без понимания смысла слов «причина» и « следствие» и т.д. Язык имеет свои законы и внутреннюю логику развития. Смыслы существуют в структуре языка.

Наконец, третья концепция языка предполагает обращение к процессам общения, коммуникации, речи как реальности живого языка, ценностным установкам участников процесса общения. Идеи поздних работ Л. Витгенштейна, понимание языка М. Хайдеггером и рядом других философов, развитие герменевтики как универсального метода социального познания и становление коммуникативной модели общества – вот некоторые этапы становления так называемой «прагматической» концепции языка, получившей широкое распространение в философии ХХ века.

Литература

1. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

2. Витгенштейн Л. Философские работы.М.1994.

3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

4. Герменевтика: история и современность. М., 1989.

5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997.

6. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. М., 1997.

7. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М., 1990.

8. Мечковская П.Б. Социальная лингвистика. М., 1996.

9. Современный философский словарь. Екатеринбург, 1996.

10. Хайдеггер М. Путь к языку. Слово.//Время и бытие. М., 1993.

11. Хомский н. Язык и мышление. М., 1972

Вопросы для повторения и самоконтроля

1.Какие подходы существуют в понимании соотношения языка и

мышления в современной философии?

2. В чем проявляется связь языка и мышления?

3. Как язык связан с миром?

4. В чем суть и значение проблемы соотношения знака и значения в языке?

5. В чем заключается проблема смысла языка?

6. Как соотносятся в языке знак и значение?

7. Каковы основные функции языка?

 

 

ЛЕКЦИЯ XIII-XIV: ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ФИЛОСОФИЮ

 

План:

1. Социальная философия: предмет и основные проблемы.

2. Общество как система.

3. Общество и природа. Проблемы социально-природного взаимодействия.

4. Основные сферы жизнедеятельности общества.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-03; Просмотров: 868; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь