Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общество, культура, цивилизация



Общество, культура, цивилизация

Учебные цели – изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития.

Цели модуля – дать основные понятия социальной философии, представить смысл проблем, занимавших мыслителей, познакомиться с современными философскими концепциями общественного развития, проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества, развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития.

Вопросы учебного занятия

1. Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи

2. Основные подходы к исследованию общества в философии

3. Общество как система. Структура общества.

4. Общество как процесс.

5. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

 

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Барулин В. С. Социальная философия. — М., 2002.

2. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2006.

3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М., 2008.

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М., 2010.

 

Вопрос 1. Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи

- предметсоциальной философии - общество, взятое во взаимодействии всех его сторон, как целостная социальная система, а также законы функционирования и развития общества

- объект социальной философии - отдельные люди; объединения людей, со­стоящие хотя бы из двух человек; социальные связи, получающие свое выражение в виде социальных институтов или организаций; опреде­ленные виды социального взаимодействия и др.

- социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей

- задача социального знания – анализ общественных процессов, и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений (т.е. «социальное знание» стремится обобщить многообразие общественных явлений) =>

- типы социального знания

1. гуманитарное

2. социально – экономическое

3. социально – философское – разрабатывается на основе обобщения практики конкретного исторического этапа развития общества и представляет собой системообразующую основу для всех социальных знаний (Сократ, Платон)

- проблемы социальной философии

1. каким образом возможно сознательное упорядочение людьми своих отношений в обществе

2. какие (в разные исторические эпохи) существовали и существуют пути и способы строительства социальных отношений

3. какой характер имеют объективные преграды, встающие перед людьми

4. как социальные ограничения осмысливаются людьми и отражаются в практике

- социальная философия – изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связь и роль в обществе

- функции социальной философии:

1. гносеологическая – исследует и объясняет наиболее общие закономерности и тенденции развития общества в целом

2. методологическая – выступает как учение о методах познания

3. интегративная – устанавливает всеобщие связи социального бытия

4. прогностическая – создает гипотезы об общих тенденциях развития социальной жизни и человека

5. социальная – объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению

6. гуманистическая – формирует гуманистические ценности и идеалы

- задача социальной философии – раскрытии сущности общества, характеристике его как части мира, отличающейся от иных его частей, но вязанной с ними в единый мировой универсум

 

Вопрос 2. Основные подходы к исследованию общества в философии

- основное предназначение общества - в обеспечении выживания человека как вида => природа человека заставляет людей жить друг с дру­гом => вне общества невозможно воспроизводство человеческой жизни

- общество 1) совокупность всех исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей, обеспечивающих сохранение и расширен­ное воспроизводство их жизни; 2) необходимая и естественная форма совместной жизни людей; 3) объективно существующая система, которой присущи свои характерные черты (целостность, самодостаточность, саморазвитие и др.) и которая не­сводима к простой сумме составляющих общество индивидов; 4) система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности

- общество воспроизводит:

1. самих людей

2. основные отношения и связи между людьми

3. средства удовлетворения материаль­ных и духовных потребностей

понимание общества в истории философии

антич ность   - «общество» есте­ственная потребность людей в совместной жизни ПР: синонимы «общества» = «общежитие» = «община» - «общество» - как часть природы
средне веко вье   - понятие «общество» исчезает => заменяясь понятиями «государство», «страна», «народ»
новое время       - «обществ» - самостоятельная сфера бытия, обла­дающая специфическими чертами существования, отличными от существования природы и человека - (+) до этого в философских учениях рассматривались отдельные стороны социальной бытия: антропологические, этические, политические, экономические и др.
ХVII- ХVIII вв. - формирование социологической проблематики => философия истории => - история стала рассматриваться как закономерное течение взаимообусловленных со­циальных процессов
Гегель - систематизировал учени­е об обществе => «философия истории» - «гражданское общество» сфера «всестороннего перепле­тения зависимостей всех ото всех»
Конт - «общество» - самостоятельный объект изучения - «Курс позитивной философии» (1839) => создание новой науки об обществе ---> социологии - чем развитее отдельные индивиды (с позиции их способности к производственной материальной и духовной деятельностей), тем развитее общество - (? ) проблема закономерного характера развития общества - закон «интеллектуальной эволюции» людей => 3-ри стадии: 1) теологическая, 2) метафизическая, 3) позитивная - закон «социальной динамики» ---> развитие общества закономерное и прогрессивное - (+) общественное разделение труда в процессе эволюции
  Спен сер - принципы «органицизма» в развитии общества (т.е. «организмы»---> животные = общество) - обосновал критерий социально – экономического прогресса в соответствии с потребностями развития личности - типологизировал общественные системы (ПР: типы общественный/промышленный) - структура социальной системы: регулятивная/распределительная - анализ проблем государства/власти - описал возможные проблемы общества: социальное управление, политику, семью, стратификацию и т.д. - теоретик – эволюционист (по аналогии с Ч. Дарвиным ----> естественный отбор и конкуренция) - наличие в обществе классов – явление – неизбежное и необходимое
  К. Мар кс - материалистическое понимание общества - прогрессивная смена форм общественной жизни (формации) - учение о классовой борьбе и социалистической революции, демократии - теория «отчуждения личности» и путей ее преодоления
  Уорд, Тард, Парето - психология общества - проблема взаимодействия личности и общества => - формирование групп людей с присущей им «групповой психологией»
  Парсон - структурно – функциональный подход => общество - целостная социальная система - исследовал факторы, способствующие стабилизации общества / и мешающие этому - общество функционирует на – нормах и ценностях
новейшая фило софия вторая полови на XX в. - «социобиология» - сексуально – биологическая энергия – основа развития человеческой культуры и общества

 

Общественного развития

модели общественно-исторического процесса

формационные (= материализм) - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства - возможность подметить повторяемость в общественных явлениях => переход от описания к научному анализу характерные черты: 1) признается прогресс в историческом развитии 2) в качестве критерия прогресса - материальная сфера жизни общества 3) Европа рассматривается как идеальная модель прогрессивного развития цивилизационные (= культура) - понятие «цивилизация» как социокультурная целостность характерные черты: 1) в общественно-историческом развитии в целом прогресса не су­ществует => только в отдель­ной культуре (= живому организму) => эта­пы: рождения, расцвета, гибели 2) развитие культуры связано с религией (= «душа культуры» Н. Я. Данилевский) 3) не существует идеальной модели развития => каждое общество и культура самоценны  
1. К. Маркс «формационная» концепция 2. У. Ростоу концепция «стадий экономического роста» 3. Р. Арон теория «индустриального общества» 4. Д. Белл теория «постиндустриального общества» 1. «религиозный» подход 2. XX в. концепция «осевого времени» К. Ясперс 3. Н. Я. Данилевский 4. О. Шпенглер 5. А. Тойнби

 

Культура

- культура (лат. культиваре - возделы­вание, уход) - достижения науки и ис­кусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения

- римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном зна­чении для характеристики человеческого мышления

категория «культура» в истории философии

антич ность   - понятие «культура» соотносится с поняти­ем «натура» (= природа) => человек преобразует природу, создает культуру => формирует и себя ПР: «философия есть культура ума» - «культура» как специфическое явление не было пред­метом изучения - «культура» = воспитание («пайдейя») => природный про­цесс - «культура» ---> «человеческое достоинство» = гражданская доблесть
средне веко вье   - «культура» = богословская ученость, осведом­ленность в теологических вопросах - «культура» не рассматривалась как феномен самостоятельно создаваемый чело­веком
возрож дение   - появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы бытии - культ «творческой» личности => - «культура» = твор­ческая (художественная) деятельность человека => - «культура» стала фиксироваться в результатах творческой деятельности - процесс осмысления «культуры» философией ---> «внутри философских об­ластей»: гносеологии, антропологии, соци­альной философии, этики, эстетики - совершенствование разума Вывод: превращения «культуры» в предмет само­стоятельного философского анализа
новое время   - проблема «естественного и искусственного» =>
Т. Гоб бс - разграничивал естественное (существующее от природы) и искусст­венное (созданное людьми
Руссо, Вико, Гердер - открыли «историческое измерение культуры», обратив внимание на ее развитие
новей шая филосо фия   - стремление к научности понимания «культуры» -анализ конкретных феноменов культуры (мировоззренческих, социальных, этнических) - становление особой науки ---> «культурологи»
Вывод: в настоящее время можно говорить о ситуации диалога культур

определения «культуры» в современной философии

1. Культура - искусственная среда, созданная человеком => «культура» противопоставляется природе («на­туре»)

2. Культура - научаемое поведение (т. е. не генетически насле­дуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура - специфически человеческая деятельность

4. Культура - ценностная деятельность, способ развития чело­века и человечества => «культура» то, что направлено во благо человека => «культура»/ «антикультура»

5. Культура - память человечества, средство сохранения и пе­редачи опыта и традиций

6. Культура - новаторство, творчество, свободная деятель­ность

7. Культура - знаковая, символическая деятельность

Функции культуры

1. социализирующая функция - процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Со­циализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятие «девиация» — отказ от социально одобренных норм поведения

2. коммуникативная функция - взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами

3. дифференциации и интеграции общества - набор форм социального взаимодействия постоян­но изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

4. знаково-коммуникативная - все явления куль­туры (= «артефакты») являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществ­ляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы => «культуру» можно рассматри­вать как систему символов

5. игровая - в ее рамках существует свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (ПР: празднества, соревнования, карнавалы)

Место личности в культуре?

человек - это субъект и объект культуры

- «культура» - результат деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его

- «культура» - способ внутренней регуля­ции, требующий рефлексии

ПР: если человек прояв­ляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творче­ства, то он культурно «дичает»

- субъект культуры ----> все человеческое общество (ПР: планетарная культура)

----> цивилизации

----> отдельные общества

----> отдельная личность

Функции культуры

1. социализирующая функция - процесс усвоения человеком социальных ролей, умений и навыков. Со­циализация протекает исключительно в культурном окружении. Именно культура предлагает разнообразие ролей и норм поведения. В социологии и социальной психологии имеется также понятие «девиация» — отказ от социально одобренных норм поведения

2. коммуникативная функция - взаимодействие между людьми, социальными группами и обществами

3. дифференциации и интеграции общества - набор форм социального взаимодействия постоян­но изменяется, т. е. происходит дифференциация культуры.

4. знаково-коммуникативная - все явления куль­туры (= «артефакты») являются знаками, несущими символическое значение. Особенностью человеческой деятельности является именно ее символическая природа, благодаря которой осуществ­ляется общение между людьми. Знаки и символы упорядочены и образуют системы => «культуру» можно рассматри­вать как систему символов

5. игровая - в ее рамках существует свободная, творческая деятельность людей, в основе которой лежат состязательные и развлекательные моменты (ПР: празднества, соревнования, карнавалы)

Место личности в культуре?

человек - это субъект и объект культуры

- «культура» - результат деятельности людей, но в то же время именно культура воздействует на формирование человека, социализирует его

- «культура» - способ внутренней регуля­ции, требующий рефлексии

ПР: если человек прояв­ляет потребительское отношение к культуре, отказывается от творче­ства, то он культурно «дичает»

- субъект культуры ----> все человеческое общество (ПР: планетарная культура)

----> цивилизации

----> отдельные общества

----> отдельная личность

Цивилизация

- идея цивилизации ---> выдвинута Н. Я. Данилевским «Россия и Европа»:

1.отрицал общие закономерности развития общества => развитие параллельно несколькими социально-историческими организмами

2. цивилизации носят не только локальный, но и замкнутый ха­рактер => их сосуществование может сопровождаться взаим­ной враждебностью

- цивилизационный подход - Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, Тойнби

- цивилизация (от лат. цивилиз - гражданский, государственный) - 1) синоним культуры, 2) определенная ступень общественного развития, характеризующа­яся наличием городских поселений, государства и письменности, 3) социокультурный тип со свойственной ему религиозной сис­темой

- понятия «культу­ра» и «цивилизация» не тождественны, но связаны между собой (ПР: цивилизация – 1) уровень разви­тия культуры, 2) определенный тип культуры с присущими ему характерными чертами (ближневосточных циви­лизациях, античной цивилизации и т. д.)

Бинарность Русской культуры

- в истории русской философии про­блема «судьбы России» (Н. А. Бердяев)

славянофилы западники
- Россия идет по западному пути, но с некоторым отставанием - Россия цивилизация христианская - общинный быт - самодержавие как форма власти - самобытность куль­туры и истории: начиная с истоков и заканчивая возмож­ностью осуществления христианского идеала соборности в самой жизни - проблема русского нацио­нального характера (Н. А. Бердяев) - Россия - особая цивилизация - российский народ = европейскому - русская культура развивается в общеевропейском русле, но идет своим несколько замедленным путем

ПР: Н. Я. Данилевский рассматривал Россию и Европу как два разных культурно-исторических типа

Н. А. Бердяев ----> «в национальном характере русского народа сочета­ются противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарством» => наличие противоположностей получило название «бинарность» рус­ской культуры

- бинарность русской культуры - ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик

- (! ) в России сталкиваются и прихо­дят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад

 

Подходов к изучению истории

  формационный подход цивилизационный подход
соотношение субъективных/ объективных факторов общественно го развития - объективные закономерности развития носят всеобщий характер - общественные законы прокладывают себе путь через деятельность людей - человек – единственный творец истории => стоит в центре: прошлого – настоящего - общественно – историческое познание- познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и т.д. деятеьностей
соотношение материальных/ духовных сфер жизни общества - материальные факторы (производство) => решающую роль в развитии общества - ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев - определяющую
направлен - ность истори - ческого развития («прогресс») - общество движется от более низкой к более высокой ступени развития - главный критерий прогресса – совершенствование производственных отношений - каждая цивилизация неповторима => вносит свой оттенок в «палитру» человеческого многообразия - прогресс относителен (может охватывать отдельные сферы жизни общества: экономику, политику и т.д.) => применительно к духовной культуре это понятие можно использовать ограниченно
(+) - увидеть то общее, что было в историческом развитии - представить историю человеческого общества как единый процесс - установить определенные закономерности исторического развития - предложить определенную периодизацию всемирной истории и истории отдельных стран - позволяет глубоко изучить историю конкретных обществ во всем их многообразии и специфике - ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и т.д.) - ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
(-) - многие народы не проходили в своем развитии через все (или даже через большинство) формаций - большинство процессов политического, идейного, культурного порядка не могут быть без искажений объяснены с экономических позиций - отодвигается на задний план роль человеческого фактора, человеческой деятельности - недостаточное внимание уделяется своеобразию отдельных народов - невозможен взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом - отрицает возможность полного единства человеческой истории => изоляция целых народов - сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческих обществ

общество, культура, цивилизация

Учебные цели – изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития.

Цели модуля – дать основные понятия социальной философии, представить смысл проблем, занимавших мыслителей, познакомиться с современными философскими концепциями общественного развития, проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества, развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития.

Вопросы учебного занятия

1. Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи

2. Основные подходы к исследованию общества в философии

3. Общество как система. Структура общества.

4. Общество как процесс.

5. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития.

 

Литература

Основная

1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2008.

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2007.

3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2001.

Дополнительная

1. Барулин В. С. Социальная философия. — М., 2002.

2. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М., 2006.

3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М., 2008.

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М., 2010.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1714; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь