Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
К. Ясперс концепция «осевого времени» ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
- XX в. особая «ось» исторического развития => 3-ри «великих» современника: Будда, Сократ, Конфуций => - возникновение трех великих философий, обращенных к проблеме личности => коренной «перелом» в мировоззрении людей - история делится на период до - осевых культур и период осевых 3. Н. Я. Данилевский «Россия и Европа» ---> «культурно-исторические типы» выделял 12 автономных цивилизаций (= историко-культурных типов) 1) египетский 2) китайский 3) ассиро-вавилоно-финикийский (древнесемитический) 4) индийский 5) иранский 6) еврейский 7) греческий 8) римский 9) новосемитический (аравийский) 10) германо-романский (европейский) 11) мексиканский 12) перуанский -каждый из цивилизационных типов существует изолированно => культурно-исторические типы не перемешиваются и не скрещиваются между собой -такие народы, как гунны или монголы, играют роль разрушителей умирающих цивилизаций Вывод: 1)каждая великая цивилизация представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану, 2) жизнь цивилизаций имеет свой предел => одна цивилизация сменяет другую, 3)сравнительное изучение частных и общих качеств цивилизации приведет к более глубокому пониманию истории в целом 4. О. Шпенглер «Закат Европы» ----> «высокие культуры» - понимание «цивилизации» как завершающего этапа развития культуры
выделял 8-мь основных культур (цивилизаций) 1) египетская 2) индийская 3) вавилонская 4) китайская 5) греко-римская 6) майя 7) магическая (византийско-арабская) 8) фаустовская (западно-европейская) - в качестве 9-ой культуры => зарождающаяся русско- сибирская Вывод: 1)существует ведущая характеристика, придающая каждой культуре соответствующую специфику, 2)у каждой из культур в период ее активной фазы существует взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами, 3) на протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все, 4) первичная форма каждой культуры воплощается в символах 5. А. Тоинби «Постижение истории» ---> «теория локальных цивилизаций» - «цивилизация» - культурно-исторический тип со свойственной ему единой религиозной системой (ПР: христианская, буддистская, мусульманская цивилизации) - исходил из факта множественности культур => 21 цивилизация в истории человечества - типологический подход основан на сравнительном анализе - цивилизации могут совпадать с границами общества (ПР: китайская цивилизация), могут включать в себя ряд государств (ПР: мусульманская цивилизация) - цивилизации представляют вариант культурной общности (культура - определенная модель общества) ПР: понятие «цивилизация» помогает полнее выявить своебразие культур различных континентов: Европы, Америки, Азии, Африки, «Севера» и «Юга», «Запада» и «Востока» - (! ) термины «Восток» и «Запад» - не географические, а культурологические и философские
Вывод: сегодня Запад - синоним понятия «развитые страны». Восток же модернизируется, но с разным успехом. Исследователи отмечают, что наиболее успешно идут по пути технической цивилизации те восточные страны, где существовала конфуцианская религиозная традиция (Япония, Китай). Более сложным оказывается путь Индии с ее религиозной системой индуизма. Самые же большие сложности ожидают на пути модернизации страны мусульманской культуры. Бинарность Русской культуры - в истории русской философии проблема «судьбы России» (Н. А. Бердяев)
ПР: Н. Я. Данилевский рассматривал Россию и Европу как два разных культурно-исторических типа Н. А. Бердяев ----> «в национальном характере русского народа сочетаются противоположные черты: доброта с жестокостью, душевность с грубостью, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с гордыней, свободолюбие с деспотизмом, смиренность с бунтарством» => наличие противоположностей получило название «бинарность» русской культуры - бинарность русской культуры - ее двойственность, противоречивость, наличие противоположных характеристик - (! )в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад
Сравнительный анализ формационного и цивилизационного Подходов к изучению истории Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы