Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Основные подходы к пониманию гражданского общества. Условия жизнедеятельности гражданского общества.
Что же представляет собой гражданское общество, и почему его развитие неизменным образом связывают со становлением демократического государства? Исторически понятие «гражданское общество» восходит к семье латинских слов civis, civilic, civitas (гражданин, гражданский, город, государство), с чем связаны такие аспекты гражданского общества, как гражданство, гражданские обязанности и добродетели, цивилизованное поведение. Понятие гражданского общества (англ. civil society) имеет долгую и сложную историю. Объектом научного анализа гражданское общество стало еще на рубеже XVII-ХVIII вв. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Гегель, А. Грамши и др.). Именно в этот период мыслители указали на существование относительно самостоятельной общественной жизни, реализующейся вне государственного контроля, и сделали вывод о наличии неполитической сферы жизни общества.
Канадский политический философ Чарльз Тэйлор выделил две основные традиции понимания гражданского общества: л-традицию и м-традицию (http: //www.index.org.ru/journal/cont16.html). Л-традиция восходит к Джону Локку и названа так по первой букве его фамилии. Эта традиция рассматривает гражданское общество как некое этическое сообщество, живущее по естественным законам до и вне политики. Для л-традиции важна концепция естественного состояния (state of nature), в которой уже заложены все основные черты той совокупности разнообразнейших форм жизни, которую более поздние англо-американские теоретики будут называть «гражданским обществом». Во-первых, они противопоставили гражданское общество военному как общество мирное, действующее гражданскими, а не военными методами и отдающее предпочтение при реализации своих целей мирной торговле перед вооруженным захватом. Во-вторых, их гражданское общество противостояло обществу варваров, не знающих утонченных манер и не ведающих о промышленных и культурных достижениях цивилизации. В качестве базовых признаков гражданского общества представители л-традиции рассматривают: - этические, гражданские, а не военные методы разрешения немногочисленных споров; - совместную гордость успехами сообщества, придерживающегося цивилизованных законов, регулирующих отношения вне политической сферы; - минимальное государство, которое появляется только тогда, когда гражданское общество вызывает его к жизни, т.е. выступает производным от людских потребностей. Однако, в трудах Джона Локка (Второй трактат о правлении, 1690 г.) была не разрешена проблема, связанная с тем, что гражданское общество имеет два разных аспекта, социальный и политический (со времен Аристотеля эти две сферы рассматривались в нераздельном единстве). В одной из глав, которая называется «О политическом и гражданском обществе», Локк отмечает, что гражданское общество является политическим образованием («телом»). Следовательно, для него общественный договор и договор граждан с государством – одно и то же.
Вводя несколько позже термин «civil society» в его нынешнем понимании, А. Фергюсон (Опыт истории гражданского общества, 1767 г.) и А. Смит, с одной стороны, тоже исходили из локковского видения мирной и разнообразной дополитической жизни сообщества, с другой стороны, именно они указали на разрыв между политической и социальной сферами. Примерно в то же время Дж. Мэдисон (США) в своих статьях в «Федералисте» подчеркивал роль гражданского общества как противовеса произволу государства. Он считал, что гарантией от тирании большинства служит наличие в обществе различных групп с разнонаправленными интересами. В этом смысле гражданское общество стоит на страже прав человека. М-традиция названа так по имени Шарля Монтескье. Она представляет гражданское общество как набор независимых ассоциаций граждан, опосредующих отношения между индивидом и государством и в случае надобности защищающих свободу индивида от посягательств власти. Авторы, заложившие основы м-традиции акцентируют внимание на проблеме защиты политической свободы от угрозы деспотического вмешательства государства в жизнь индивидов или групп населения. Шарль Монтескье, Бенжамен Констан и Алексис де Токвиль считали, что функции защиты индивида от посягательств власти могут взять на себя ассоциации граждан, которые должны стать своего рода школой свободы, где граждане приобщались бы к нравам республиканской добродетели, необходимым для сохранения свободы от того, что Токвиль, живший в конце XVIII - начале XIX в., называл угрозой «демократического деспотизма»... Следует подчеркнуть, что заложенная обозначенными традициями разница в понимании сущности гражданского общества сохранилась и в XIX - XX вв., когда под гражданским обществом многие стали понимать просто человеческое сообщество, другие усматривали в нем элемент политической организации. Так, Иммануил Кант, расширил понятие гражданского общества, говоря об обществе граждан мира, при этом привнес в его понимание нравственный компонент, связанный с необходимостью социальной саморегуляции: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека»… В свою очередь Гегель («Философия права») предложил рассматривать общество как диалектическую совокупность отношений между семьей, гражданским обществом и государством. Согласно великому философу, гражданское общество есть множество граждан государства (членов семей), взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих — своекорыстных — интересов. Государство — по Гегелю — есть синтез семьи и гражданского общества, а само гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством [1].
Гегель рассматривал гражданское общество лишь как «момент» в историческом развитии, шаг вперед, преодоление природного состояния, поэтому именно государство (воплощающее «действительность морального идеала») является высшей целью человеческой организации.
Гражданское общество - та часть общества, которая взята как бы вне политической власти и которая включает в себя преимущественно неполитические отношения: совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов, выражающая ценности, интересы и потребности людей. Возможность выразить разнообразные интересы личности помимо государства и института бюрократии - один из главных признаков гражданского общества. Оно стоит, прежде всего, на защите частных интересов, гарантирует неприкосновенность частной жизни (http: //www.rau.su/observer/N20-93/index.htm).
Необходимыми условиями жизнедеятельности гражданского общества являются: - обладание каждым его членом конкретной собственностью или участие его в обладании собственностью, право использовать ее и распоряжаться ею по своему усмотрению. Наличие собственности выступает основополагающим условием жизнедеятельности гражданского общества, базисным, фундаментальным условием свободы личности. Создание независимых от государства самоорганизующихся структур малого и среднего бизнеса образует фундамент, на котором стоит здание гражданского общества;
- наличие в обществе развитой и богатой социальной структуры, отражающей разнообразие интересов различных групп и слоев. При слабой или «размытой» социальной структуре индивид связан с государством напрямую, а это существенно ограничивает возможности реализации его личных прав и свобод. Бедность, неразвитость социальной структуры всегда являлись питательной средой для диктаторских режимов. Социальная база гражданского общества - это так называемый средний слой (средний класс). Он включает научный и инженерно-технический, управленческий и административный персонал (не занимающих высших административных постов); работающая по найму интеллигенция; городские и сельские мелкие собственники (фермеры); рабочие высокой квалификации и некоторые работники сферы обслуживания;
- достаточно высокий уровень развития самой личности, ее внутренней свободы, умение включаться в тот или иной институт гражданского общества. Нужен определенный уровень гражданской культуры населения. Без этого часть населения окажется неспособной принять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития. Исходя из этого, следует подчеркнуть, что чувство гражданской ответственности, активная гражданская позиция – все это необходимые элементы подлинно гражданского общества (http: //www.rau.su/observer/N20-93/index.htm);
- наличие множества ассоциаций или независимых центров социальной власти. В этом смысле гражданское общество несовместимо с жесткой, единовластной государственной машиной. В силу своей способности к самоорганизации эти центры власти противятся контролю со стороны государства;
- развитие правового государства наиболее полно реализующего права человека, существо которых выражается достоинством человека, его свободой, равенством перед законом, умением пользоваться свободой, уважением чести и достоинства других людей и цивилизованным отношением между ними, что и составляет суть гражданского общества.
- горизонтальная схема общественного договора (там, где гражданское общество оказалось сильнее оно распространило свое устройство на отношения с властью и на отношения предпринимательской деятельности с властью. Там, где гражданское общество оказалось слабее, государство распространило свой принцип иерархии на отношения с экономикой и с обществом;
- конкурентное распределение властных ресурсов. Политическое пространство формирует какой либо центр политического влияния, является своего рода ресурсом, за перераспределение которого идет борьба. Горизонтальные отношения и связи между общественными организациями служат своего рода буфером, защитным слоем между властью и человеком. Амортизируя давление со стороны народа на власть и выражая интересы народа во власти, общественные организации, в том числе и партии, создают свои каналы влияния заинтересованных групп (общественное мнение, структуры с правом голоса в государственных институтах, партии, движения и т.д.), с целью повлиять на принятие политических решений.
Итак, гражданское общество является самоорганизующейся и саморазвивающейся системой. Однако оно развивается гораздо успешнее, когда для этого создаются благоприятные условия. В значительной мере их создаст само общество, через государство или вопреки нему. Через государство - принятием необходимых законов, формированием демократических государственных структур, строгим соблюдением государством общепринятых демократических норм и процедур. Для формирования гражданского общества, как показывает практика, необходима сильная государственная власть. Интересно, что в большинстве европейских стран гражданское общество возникло в условиях авторитарного режима, активно поддержавшего институты гражданского общества. Вопреки государству - образованием в рамках конституции противовеса государству в виде независимых ассоциаций и средств массовой информации, функционированием оппозиционных массовых общественных демократических движений. Один из действенных способов на этом пути - широкое участие масс в выдвижении и реализации разнообразных социальных инициатив, формирующиеся структуры гражданского общества могут взять на себя часть функций стабилизации общества. В тех странах, где формировалось гражданское общество, наиболее интенсивно шел процесс становления рыночной экономики. Создавая институты самоуправления, гражданское общество тем самым берет на себя и ряд государственных функций.
На современном этапе распространенным является мнение, согласно которому, гражданское общество и государство - две стороны одной медали, взаимодополняющие друг друга. Человек в гражданском обществе не чувствует себя одиноким, не противопоставлен государству, он включен в многообразные социальные отношения, в которых может и проявить себя как личность, и найти социальную защиту. Личность здесь включена в различные референтные группы (группы с которыми он отождествляет себя), наиболее полно выражающие ее интересы, а также не позволяющие власти узурпировать или чрезмерно ограничивать свободу личности. Строительство демократического общества предполагает процесс сужения сферы государственной регламентации жизнедеятельности граждан, а не наоборот. Государство не должно регламентировать повседневную деятельность своих граждан. Его дело - выработка стратегии, определение приоритетов, темпов, пропорций развития различных сфер общества, стимулирование активности граждан, защита их прав, собственности и личного достоинства, демократизация общества, зашита внутреннего порядка и границ. А с остальными проблемами самостоятельно разберется само гражданское общество [4]. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1990; Нарушение авторского права страницы