Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БРАЧНЫЙ ДОГОВОР МЕЖДУ К. МАРКСОМ И ЖЕННИ ФОН ВЕСТФАЛЕН 661
г-н Карл Маркс, д-р философии, проживающий в Кёльне, с одной стороны, и девица Иоганна Берта Юлия Женни фон Вестфален, не имеющая занятий, проживающая в Крейцнахе, с другой стороны. Эти присутствующие стороны заявили, что они намерены сочетаться браком и что в отношении своего будущего брака, торжественная церемония заключения которого состоится в скором времени, они согласовали друг с другом и установили следующие статьи и условия,, а также гражданские последствия таковых: Во-первых. Между будущими супругами должна иметь место законная общность имущества постольку, поскольку таковая не ограничивается специальными оговорками в последующих статьях. Во-вторых. Эта общность должна также полностью распространяться и на будущие недвижимости супругов, поскольку сим будущие супруги объявляют движимым состоянием все те недвижимости, которые будут еще унаследованы ими в дальнейшем и которые достанутся еще одному или другому из них позднее, и эти будущие недвижимости, которые они полностью передают в общность имущества, приравниваются ими к дви-жимостям, коим образом, следовательно, согласно статье тысяча пятьсот пятой Гражданского кодекса имеет место обращение недвижимого имущества в движимое [: Ameublissement: ]. В-третьих. Каждый супруг должен особо уплатить за себя те долги, которые он до вступления в брак сделал или обязался оплатить, унаследовал и навлек на себя каким-либо иным путем; вследствие сего эти долги должны оставаться исключенными из общности имущества. Итак, между будущими супругами все согласовано и установлено, о чем и был составлен настоящий брачный договор, который внятно прочитан участвующим сторонам. Совершено в Крейцнахе, на квартире г-жи вдовы фон Вестфален, двенадцатого июня одна тысяча восемьсот сорок третьего года, в присутствии привлеченных, лично известных нотариусу, свидетелей — Иоганна Антона Риккеса, частного лица, и Петера Бельца, портного, обоих проживающих в Крейцнахе. И в удостоверение сего настоящий документ подписали сперва вышепоименованные, известные нотариусу по имени, сословию и месту жительства присутствующие стороны, а вслед за ними поименованные свидетели и нотариус. На подлиннике, который остался у нотариуса на хранении и к которому была приложена печать достоинством в два талера, собственноручно поставили свои подписи; ПРИЛОЖЕНИЯ «Д-р Карл Маркс, Женни фон Вестфален, И. А. Риккес, Петер Бельц и Бургер, нотариус». Одновременно повелеваем и указываем всем судебным исполнителям, при обращении к ним с просьбой, приводить настоящий акт в исполнение; нашим главным прокурорам и нашим прокураторам при окружных судах руководствоваться таковым; всем офицерам и начальникам военных частей или их заместителям оказывать таковому твердую поддержку, если к ним обратятся за этим на законном основании. В удостоверение сего настоящий первый главный экземпляр был подписан нотариусом и скреплен его служебной печатью. Верность этого главного экземпляра подтверждаю Бургер, нотариус* Впервые опубликовано в Печатается в соответствии Marx—Engels Gesamtausgabe. с оригиналом Erste Abteilung, Bd. 1, „ „, Hlbd. 2, 1929 Перевод с немецкого На русском языке публикуется впервые • На документе стоит круглая печать нотариуса и приложена расписка в получении гонорара на общую сумму 6 талеров 15 зильбергрошенов, включая оплату услуг свидетелей и канцелярских расходов, Ред, ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ [ 663 I 665 ПРИМЕЧАНИЯ 1 «Размышления юноши при выборе профессии» — сочинение Карла В рукописи сочинения имеются многочисленные подчеркивания, сделанные преподавателем истории и философии, тогдашним директором гимназии И. Виттенбахом (в данном издании они не воспроизводятся). Ему же принадлежит следующий отзыв: «Довольно хорошо. Работа отличается богатством мыслей и хорошим систематическим изложением. Но вообще автор и здесь впадает в свойственную ему ошибку, в излишние поиски изысканных образных выражений. Поэтому изложению во многих подчеркнутых местах недостает необходимой ясности и определенности, часто точности, как в отдельных выражениях, так и в целых периодах». — 3. 2 Письмо к отцу — единственное сохранившееся письмо К. Маркса 3 Имеется в виду: J. G. Heineccius. «Elementa juris civilis secundum ПРИМЕЧАНИЯ 4 Пандекты -— греческое название дигест (лат. digesta — собранное), праву. — 10. 5 Упомянутая работа не сохранилась. — 10. 6 Имеется в виду книга: J. G. Fichte. «Grundlage des Naturrechts nach 7 F. С. Savigny. «Das Recht des Besitzes. Eine civilistische Abhandlung». 8 Цитаты из книги Савиньи приведены Марксом по памяти. — 11. 0 Имеется в виду классификация договоров в сочинении И. Канта «Metaphysische Anfangsgrü nde der Rechtslehre». Kö nigsberg, 1797 («Метафизические основоположения учения о праве». Кенигсберг, 1797). — 18. 1° Речь идет о книгах: G. E, Lessing. «Laokoon: oder ü ber die Grenzen der Mahlerey und Poesie». Berlin, 1766 (Г. Э. Лессинг. «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии». Берлин, 1766); К. W. F. Solger. «Erwin. Vier Gesprä che ü ber das Schö ne und die Kunst». 2 Teile. Berlin, 1815 (К. В. Ф. Зольгер. «Эрвин. Четыре диалога о прекрасном и об искусстве». 2 части. Берлин, 1815); J. J. Winckelmann. «Geschichte der Kunst des Alterthums». 2 Teile. Dresden, 1764 (И. И. Винкельман. «История искусств древности». 2 части. Дрезден, 1764); Н. Luden. «Geschichte des teutschen Volkes». 12 Bä nde, Gotha, 1825—1837 (Г. Люден. «История немецкого народа». В 12 томах, Гота, 1825—1837). — 14. И Е. F. Klein. «Grundsä tze des gemeinen deutschen peinlichen Rechts». Halle, 1799 (Э. Ф. Клейн. «Принципы общего германского уголовного права», Галле, 1799); «Annalen der Gesetzgebung und Rechtsgelehrsamkeit in den Preuß ischen Staaten». 26 Bä nde, Berlin und Stettin, 1788— 1809 («Анналы законодательства и юриспруденции в прусских государствах». В 26 томах, Берлин и Штеттин, 1788—1809). — 14. ! 2 Упомянутый философский диалог не сохранился. —15. 13 Маркс имеет в виду следующие книги: J. Р. А. Feuerbach. «Revision der Grundsä tze und Grundbegriffe des positiven peinlichen Rechts». Th. 1, Erfurt, 1799; Th. 2, Chemnitz, 1800 (И. П. А. Фейербах. «Пересмотр принципов и основных понятий позитивного уголовного права». Ч. 1, Эрфурт, 1799; ч. 2, Хемниц, 1800); его же «Lehrbuch des gemeinen in Deutschland geltenden peinlichen Rechts». Gieß en, 1801 («Учебник действующего в Германии общего уголовного права». Гиссен, 1801); К. L. W, von Grolmann. «Grundsä tze der Criminalrechts-Wissenschaft». Gieß en, 1798 (К. Л. В. фон Грольман. «Принципы науки уголовного права». Гиссен, 1798); A. W. Cramer. «De verborum significatione tituli ПРИМЕЧАНИЙ pandectarum et codicis cum variae lectionis apparatu». Kiliae, 1811 (A. В. Крамер. «О значении слов в пандектах и Кодексе [Юстиниана] со сводом вариантов». Киль, 1811); J. N. von Wenning-Ingenheim. «Lehrbuch des Gemeinen Civilrechtes, nach Heise's Grundriß eines Systems des gemeinen Civil-Rechtes zum Behuf von Pandecten-Vor-lesungen». Bd. 1—3. Mü nchen, 1822—1823 (И. Н. фон Венинг-Инген-хейм. «Учебник общего гражданского права, составленный в соответствии с сочиненными Хейзе Основами системы общего гражданского права для чтения лекций о пандектах». Тт. 1—3, Мюнхен, 1822—1823); Ch. F. Mü hlenbruch. «Doctrina pandectarum». Vol. 1—3. Halis Saxo-num, 1823—1825 (X. Ф. Мюленбрух. «Учение о пандектах». Галле, 1823—1825). — 15. 14 Маркс имеет в виду руководства по дандектам немецкого юриста 15 Сборник по каноническому праву «Concordia discordantium canonum» 16 Имеется в виду вышедшее в 1623 г. в Лондоне сочинение Ф. Бэкова 17 H. S. Reimarua. «Allgemeine Betrachtungen ü ber die Triebe der Thiere, 18 Докторский клуб — кружок представителей радикального крыла 23 М. и 9., т, 40 ПРИМЕЧАНИЯ 18 Упомянутое произведение не сохранилось. — 16. 20 Имеется в виду либеральный ежегодник «Deutscher Musenalmanach» («Немецкий альманах муз»), издававшийся с 1830 г. в Лейпциге (в 1832 г. одним из редакторов ежегодника стал А. Шамиссо). — 16. 21 Как видно из письма Генриха Маркса сыну от 16 сентября 1837 г. (см. настоящий том, стр. 631), Карл Маркс намеревался в это время издавать журнал театральной критики. — 17. 22 G. F. Gaertner. «Ueber die Provinzial-Rechte». Sendschreiben an den Kö nigl. Geheimen Justiz-und vortragenden Rath im hohen Justiz-Ministerium zu Berlin, Herrn A. W. Goetze. Berlin, 1837 (Г. Ф. Герт-нер. «О правах провинций». Послание королевскому тайному советнику юстиции в Берлине г-ну А. В. Гётце. Берлин, 1837). — 17. 23 Письмо не сохранилось. — 17. 24 Оба стихотворения, написанные молодым Марксом, очевидно, в феврале — апреле 1837 г., входили в тетрадь стихов, посвященную отцу (см. настоящий том, стр. 439—539). Общее заглавие — «Неистовые песни» — было дано при публикации стихотворений в 1841 г. в журнале «Athenä um». Текст обоих стихотворений при этом подвергся незначительным изменениям. В журнальном варианте стихотворения «Скрипач» отсутствует имеющееся в рукописи в пятой строфе после строк «Ты о чем? о песнях рая? Саблей зарублю тебя я», двустишие: «Прочь из дома, с глаз долой, Не рискуй, дитя, главой! » В № 62 «Frankfurter Konversationsblatt» от 3 марта 1841 г. был опубликован отклик на «Неистовые песни». Отрицательно отзываясь о их форме, газета признавала «оригинальный талант» автора. — 19. 25 «Тетради по эпикурейской философии», написанные Марксом в 1839 г., Первая публикация «Тетрадей» в составе выпущенного в 1927 г. первого тома Marx—Engels Gesamtausgabe воспроизводила в основном лишь собственный, авторский текст Маркса без сделанных им выписок и кратких комментариев к ним. Полный текст был впервые опубликован на русском языке в сборнике: К. Маркс и Ф. Энгельс. «Из ранних ПРИМЕЧАНИЯ произведений» (Москва, 1956). На языке оригинала (с параллельным немецким переводом латинских и греческих цитат) работа впервые полностью напечатана в Marx—Engels Werke. Ergä nzungsband. Erster Teil (Berlin, 1968). В настоящем издании выписки из греческих и латинских произведений даны в русском переводе. Греческие и латинские термины и выражения сохранены лишь в том случае, если они употреблены в немецком тексте в авторских отступлениях и комментариях и не могли быть даны в переводе на русский язык без ущерба для общего понимания текста и сохранения его колорита. На полях воспроизведены вертикальные подчеркивания, сделанные в рукописи Марксом. В приводимых Марксом цитатах из древних авторов как в «Тетрадях», так и публикуемой вслед за ними докторской диссертации редакцией в квадратных скобках цифрами указаны книги, главы и параграфы того или ипого произведения, в соответствии с разбивкой текста, принятой в изданиях произведений этих авторов. В отдельных случаях в цитатах, на основании использованных Марксом источников, сделаны (также в квадратных скобках) вставки, необходимые для восстановления смысловой связи. Общее заглавие дано в соответствии с авторскими заголовками отдельных тетрадей. — 21. 26 Маркс имеет в виду кнхтгу: «Petri Gassendi Animadversiones in decimum librum Diogenis Laertii, qui est de Vita, Moribus, Placitisque Epicuri» («Пьера Гассенди замечания по десятой книге Диогена Лаэрния, • трактующей о жизни, нравах и мнениях Эпикура»), вышедшую в Лионе в 1649 году. — 23. 2? Пролепсис — буквально «предчувствие», у стоиков — предвосхищение, первичное общее понятие, врожденное, но вступающее в действие только в связи с чувственным опытом; у эпикурейцев — эмпирическое общее понятие. — 23. 28 А тараксия — понятие древнегреческой этики, обозначающее безмя 29 L. Feuerbach. «Geschichte der neuern Philosophie von Bacon von Veru-lam bis Benedict Spinosa». Ansbach, 1833 (Л. Фейербах. «История новой философии от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы». Ансбах, 1833). — 43. 30 Этот трактат Аристотеля не сохранился. Упомянутое Марксом место встречается в сочинении Аристотеля «De partibus animalium» («О частях животных»). — 44. 31 Ниже Маркс цитирует сочинения Секста Эмпирика «Против матема 32 Приверженцы сада — ученики Эпикура; получили это название в связи 23* ПРИМЕЧАНИЯ располагалась в саду. «Сад» стал главным центром материализма и атеизма древнего мира. — 48. 33 Очевидно, Маркс цитирует в «Тетрадях» Плутарха по изданию Г. Кси-ландера, вышедшему во Франкфурте-на-Майне в 1599 году. (Plu-tarchus Chaeronensis. Commentarius Ne suaviter quidem vivi posse secundum Epicuri dé cré ta, docens. In: Quae extant omnia, cum latina, interpretatione Hermanni Cruserii, Gulielmi Xylandri... T. 2: Conti-nens Moralia. Gulielmo Xylandro interprè te. Francofurti, 1599). — 52. 34 H. Ritter. «Geschichte der Philosophie alter Zeit». Erster Theil. Hamburg, 1829 (Г. Риттер. «История философии древнего мира». Часть I. Гамбург, 1829). — 54. 35 Речь идет о мистической концепции Плутарха о трех извечно существующих категориях людей, которую он развивает в своем сочинении «О том, что следуя Эпикуру невозможно жить счастливо». — 72, 198. з« Эти стихи, по-видимому, принадлежат Якобу Бёме, который по свидетельству своего биографа Абраама фон Франкенберга неоднократно вписывал их в альбомы своих друзей. Маркс, очевидно, цитирует стихи Бёме по книге: L. Feuerbach. «Geschichte der neuern Philosophie von Bacon von Verulam bis Benedict Spinoza», Ansbach, 1833, S. 161. — 75. 37 Русский перевод приводимых Марксом отрывков из поэмы Лукреция Лишь в редких случаях дается иной перевод, более близкий к цитируемому Марксом отрывку из поэмы. Данная Марксом нумерация стихов по лейпцигскому изданию Эйхштедта 1801 г. отличается во многих случаях на одну — три строки как от вышеуказанного издания, так и от некоторых других изданий. — 87. 38 При работе над вторым изданием Полного собрания Сочинений Что касается расположения текста пятой и шестой тетрадей в данном томе по сравнению со сборником — К. Маркс и Ф. Энгельс. «Ив ранних произведений» (М., 1956), то изменение коснулось не только перестановки тетрадей местами, но и последовательности в подаче текста. Эта последовательность была вполне обоснованно уже изменена в первой части немецкого дополнительного тома (часть материала, ПРИМЕЧАНИЯ сохранившегося в виде обособленных листков, была отнесена в сборнике 1956 г. не к той тетради, к которой она действительно принадлежит). Такая последовательность внутри указанных тетрадей сохранена и в настоящем томе. — 106. 39 Выписок из книги шестой поэмы Лукреция «О природе вещей» в дошедшей до нас рукописи «Тетрадей» не содержится. — 108. 40 F. Ch. Baur. «Das Christliche des Piatonismus oder Sokrates und Christus». Tü bingen, 1837. — 111. 41 Кенологизированае — пустая болтовня. Ссылаясь здесь на Аристотеля, Маркс, по-видимому, имеет в виду девятую главу первой книги «Метафизики», где Аристотель критикует учение Платона. — 115. 42 Имеется в виду сочинение Плотина «Эннеады». — 117. 43 G. W. F. Hegel. «Vorlesungen ü ber die Geschichte der Philosophie». In: G. W. F. Hegel. Werke. Vollstä ndige Ausgabe durch einen Verein von Freunden des Verewigten. Bd. 14, Berlin, 1833. (Г. В. Ф. Гегель. «Лекции по истории философии». В издании: Г. В. Ф. Гегель. Сочинения. Полное собрание, издаваемое кругом друзой усопшего. Том 14, Берлин, 1833). — 119. 44 Выписок из работы Цицерона «Тускуланскпе беседы», указываемой Марксом на обложке тетради VII, в дошедшем до нас тексте рукописи не содержится. Вместе с тем в тетради VII имеются выписки из неупомянутой на обложке тетради работы Цицерона «О высшем добре и зле». — 131. 45 Схема натурфилософии представляет собой краткую запись содержания тех параграфов работы Гегеля «Энциклопедия философских наук» (G. W. F. Hegel. «Enzyklopä die der philosophischen Wissenschaften»), которые посвящены философии природы. Эта запись была сделана Марксом в 1839 г. в «Тетрадях по эпикурейской философии», а именно на пяти страницах в конце пятой тетради. Возможно, что схема была составлена Марксом в связи с рассмотрением в пятой тетради характера и особенностей натурфилософии Эпикура в порядке сопоставления ее с современными Марксу интерпретациями натурфилософии, в частности и Гегеля. Схема Маркса дана в трех вариантах. Первый вариант охватывает содержание параграфов 252—334 «Энциклопедии философских наук» Гегеля и наиболее близко воспроизводит порядок изложения им предмета и его формулировки. Второй вариант резюмирует меньшее число параграфов, относящихся к философии природы, однако отличается значительной самостоятельностью в отношении систематизации и терминологии. Наиболее оригинальным в этом смысле является третий вариант, который в еще большей степени освобожден от специфической гегелевской терминологии и в то же время, несмотря на краткость, наиболее полно отражает содержание натурфилософии Гегеля. — 141. 46 Работа К. Маркса «Различие между натурфилософией Демокрита и В ходе занятий этими проблемами Марксом были составлены подготовительные «Тетради по эпикурейской философии» (см. настоящий ПРИМЕЧАНИЯ том, стр. 21—140), использованные им и при написании данной работы. В начале апреля 1841 г. Маркс направил ее на философский факультет Иенского университета в качестве диссертации на соискание степени доктора философии. Ученая степень была ему присуждена 15 апреля. Одновременно Маркс намеревался опубликовать свою работу в печати. В связи с этим им было написано посвящение и предисловие, датированное мартом 1841 года. Однако опубликовать работу не удалось, хотя Маркс возвращался к этому замыслу в конце 1841 — начале 1842 г. Авторская рукопись не разыскана. Сохранилась только написанная неизвестным лицом неполная копия ее с поправками и вставками, сделанными рукой Маркса. Тексты четвертого и пятого разделов первой части диссертации, а также «Приложения», за исключением одного фрагмента, принадлежность которого к диссертации лишь предположительна, и части авторских примечаний к «Приложению», не сохранились. Это видно при сравнении текста диссертации с составленным Марксом оглавлением (см. стр. 155). Каждый раздел первой части и каждая глава второй имеют самостоятельную нумерацию авторских примечаний. Эти примечания в виде воспроизведения цитат на греческом и латинском языках из источников и комментаторских дополнений также дошли до нас не целиком. В соответствии с сохранившейся копией рукописи они даны в переводе на русский язык после основного текста диссертации и обозначены в отличие от редакционных примечаний и сносок порядковыми номерами со скобкой. Явные описки исправлены. Важнейшие смысловые изменения, внесенные Марксом в копию рукописи, оговорены в подстрочных редакционных примечаниях. В первой публикации диссертации Маркса — К. Marx, F. Engels und Ferdinand Lassalle. «Aus dem literarischen Nachlaß ». Bd. 1, Stuttgart, 1902 — были опущены почти все авторские примечания, за исключением нескольких отрывков, и упомянутый фрагмент. Первая полная публикация (по сохранившейся части рукописи) была осуществлена Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС в 1927 г. при издании 1-го тома MEGA (Karl Marx — Friedrich Engels. «Historisch-kritische Gesamtausgabe». Erste Abteilung, Bd. 1, e Erster Halbband, S. 1 — 81). - 147. a Намерение Маркса написать более обширную работу по истории эпикурейской, стоической и скептической философии не было осуществлено. — 153. № С. F. Koppen. «Friedrich der Grosse und seine Widersacher». Leipzig, 1840, S. 39. Эта книга посвящена Карлу Марксу. — 153. *9 Маркс цитирует здесь книгу Давида Юма «A treatise of human nature» («Трактат о человеческой природе») по немецкому переводному изданию «Ü ber die menschliche Natur». Erster Band, Halle, 1790, S. 485. - 153. 50 Маркс цитирует отрывок из письма Эпикура к Менойкею по десятой книге Диогена Лаэрция, параграф 123; цитата, как и следующие цитаты из Эсхила, приведена Марксом на греческом языке (ср. настоящий том, стр. 24). — 153. м Хотя работа «De placitis philosophorum» («О мнениях философов») и приписывается Плутарху, он, по всей вероятности, в действительности не является ее автором. — 159. ПРИМЕЧАНИЯ 6? 3 52 Гимнософистами греки называли индийских философов, строгих 53 Рукопись упомянутых в содержании (см. стр. 155) отделов первой части 54 Гирканское море — древнее название Каспийского моря. Вероятно, 55 По всей вероятности, имеются в виду комментарии немецкого профес 56 Речь идет не об ученике Эпикура Метродоре из Лампсака, а об уче 5? Приложение к работе, которое, согласно содержанию, должно было состоять из двух разделов (см. стр. 155), сохранилось в виде двух фрагментов: начала первого параграфа второго раздела и авторских примечаний ко всем трем параграфам первого раздела. Общее заглавие приложения, отсутствующее в первом фрагменте, воспроизводится здесь по содержанию. Текст этого фрагмента почти дословно совпадает с текстом из третьей тетради по истории эпикурейской философии (см. настоящий том, стр. 72—74) и переписан рукой неизвестного на такой же бумаге, что и текст в тетради. На этом основании высказывалось мнение, что настоящий фрагмент не относится к докторской диссертации, а является частью не дошедшей до нас работы по античной философии, носящей, очевидно, черновой подготовительный характер. В то же время содержание фрагмента и приводимые в нем цитаты из сочинения Плутарха имеют тесную связь с сохранившимся текстом авторских примечаний к приложению (см. стр. 230—233). Окончательно решить вопрос о принадлежности фрагмента к той или иной работе на основании имеющихся фактов пока не представляется возможным, поэтому в настоящем томе он публикуется в составе докторской диссертации. — 198. 58 В рукописи авторских примечаний все цитаты приведены на языках оригинала — латинском и греческом. Цитаты из книги Диогена Лаэр-ция «Жизнь и учения людей, прославившихся в филоспфии» даны en ПРИМЕЧАНИЯ Марксом в отличие от «Тетрадей по эпикурейской философии», где они заимствованы из комментированного издания Гассенди (Лион, 1649), по вышедшему в 1833 г. в Лейпциге в издательстве Таухница изданию, которое в некоторых местах значительно отличается от гас-сендиевского. Этим объясняется в ряде случаев расхождение в тех же самых цитатах, данных Марксом в примечаниях к диссертации и в «Тетрадях по эпикурейской философии». В тексте примечаний Маркса в отдельных необходимых случаях сделаны пояснительные редакционные вставки в квадратных скобках. — 201. 59 Массалиоты — жители города Массалии (позднее Марсель), осно Упоминаемое Марксом сражение римского полководца Мария с германскими племенами кимвров, вторгшихся в Галлию и северную Италию, произошло в 101 г. до н. э. при Верцеллах. — 208. 60 Речь идет о борьбе двух направлений в немецкой философии конца «Либеральной партией» в философии Маркс называет здесь младогегельянцев. К концу 30-х годов наиболее радикальные из них (Б. Бауэр, Л. Фейербах, Л. Руге и др.) перешли на позиции атеизма, подвергли критике философию Гегеля слева и выступили с требованиями буржуазных свобод. Реакцией на эту эволюцию младогегельянства явилось оформление так называемой «позитивной философии». «Позитивная философия» — религиозно-мистическое направление в философии, выступившее с критикой философии Гегеля справа (X. Г. Вейсе, И. Г. Фихте-младший, А. Гюнтер, Ф. Баадер, поздний Шеллинг). «Позитивные философы» пытались подчинить философию религии, выступали против рационального познания и считали божественное откровение единственным источником «позитивного» знания. Всякую философию, объявлявшую своим источником рациональное познание, они считали «негативной». — 211. 61 Маркс приводит выдержку (в рукописи на французском языке) из 62 Оба цитируемых Марксом произведения Шеллинга: «Philosophische ПРИМЕЧАНИЯ в* Маркс, по-видимому, ссылается на 13-ую лекцию по философии религии, прочитанную Гегелем в летний семестр 1829 года («Vorlesungen ü ber die Philosophie der Religion»). — 232. 64 Речь идет о критике различных способов доказательства существования бога, содержащейся в работе Канта «Критика чистого разума». — 232. 85 Маркс имеет в виду следующее замечание Канта из его работы «Критика чистого разума», сделанное в связи с рассуждениями о логическом значении элементов суждения (субъект, предикат, связка «есть»): «Сто действительных талеров не содержат в себе ни на йоту больше, чем сто возможных талеров. В самом деле, так как возможные талеры означают понятие, а действительные талеры — предмет и его полагайте само по себе, то в случае если бы предмет содержал в себе больше, чем понятие, мое понятие не выражало бы всего предмета и, следовательно, не было бы адекватным ему. Но мое имущество больше при наличии ста действительных талеров, чем при одном лишь понятии их (т. е. возможности их). В самом деле, в случае действительности предмет не только аналитически содержится в моем понятии, но и прибавляется синтетически к моему понятию (которое служит определением моего состояния), нисколько не увеличивая эти мыслимые сто талеров этим бытием вне моего понятия» (см Иммануил Кант. Сочинения в ше-- сти томах. Том 3. Москва, 1964, стр. 522). — 232. ев Венды, — древнее название славян. — 232, 87 В конце 1841 — начале 1842 г. Маркс сделал новую попытку опубликовать свою диссертацию. В связи с этим он набросал начало нового предисловия. Набросок носит черновой характер и содержит много исправлений и зачеркнутых мест. — 234. 68 Докторская диссертация Маркса вместе с заявлениями о соискании В этот же день деканом философского факультета Бахманом и группой профессоров был подписан рекомендательный отзыв на диссертацию (см. настоящий том, стр. 654). 15 апреля Марксу заочно была присуждена степень доктора философии и выписан диплом. — 235, 654. 69 Настоящая работа представляет собой начало задуманной Марксом 70 Данная статья Маркса написана в связи с нападками немецкого ПРИМЕЧАНИЯ истории синоптиков». Том 1—2. Лейпциг, 1841). Выступив против лидера младогегельянцев в своем памфлете «Bruno Bauer und die akademische Lehrfreiheit» под флагом внепартийности и нейтральности в философии (в статье Маркс приводит в несколько перефразированном виде заявление Группе: «Пишущий эти строки никогда не служил ни одной партии и не находился под чьим-либо влиянием»), Группе пытался подорвать авторитет Бауэра как критика евангельских источников. Журнал младогегельянцев «Deutsche Jahrbü cher» посвятил памфлету Группе еще ряд статей, в которых выступил в защиту Бауэра. — 240. 71 Маркс излагает здесь приводимое в книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 296) высказывание протестантского теолога А. Ноандера из его книги «Das Leben Jesu Christi in seinem geschichtlichen Zusammenhange und seiner geschichtlichen Entwicklung dargestellt». Hamburg, 1837, S. 265 (А. Неандер. «Жизнь Иисуса Христа, представленная в ее исторической связи и ее историческом развитии». Гамбург, 1837, стр. 265). — 242. 7% Ниже Маркс приводит выдержки ira Нового завета по книге Б. Бауэра «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker» (том 2, стр. 297, 299 и 296). — 242. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 685; Нарушение авторского права страницы