Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРЕНИЯ В РЕЙХСТАГЕ О ЗАКОНЕ ПРОТИВ СОЦИАЛИСТОВ 139
Доказательство: 1) «Прежде всего социал-демократические органы пытались доказать, Шалобы «Norddeutsche Allgemeine Zeitung» на законный характер немецкой агитации.] 2) «Когда убедились в том, что по этому пути дальше продвинуться нель [разве это не так! ] и за которые нельзя возлагать ответственности ни на кого другого». [(Доказывает страсть к «убийству») (так писали многие не социал-демократические органы.)] Г-н Эйленбург, вместо того, чтобы представить «протоколы», о которых он, по его же словам, ничего не знает или в отношении которых, из уважения к «прусским судебным инстанциям», принужден «воздержаться» и не выбалтывать того, что знает, — он требует теперь, чтобы на основании этих утаенных им «протоколов» ему поверили в следующем: «Господа, проведенное следствие не дало ни малейшего основания предполагать, что эти два человека в какой-то мере не в состоянии были предусмотреть последствий и значения своих поступков. Напротив, все, что удалось установить — это то, что они действовали в состоянии полной вменяемости, а в последнем случае — со злостным бесстыдным предумышленным намерением 1значит, со стороны обезглавленного Хёделя! ] что до сих пор происходило редко». 3) «Многие социал-демократические органы стали оправдывать эти акты, [их оправдало правительство, возложив ответственность не на них, а на «подонки социал-демократии» и на агитацию рабочего класса — следовательно, на часть общества и на ее «учения»] возлагается ответственность за преступления, [следовательно, оправдывались не акты, в противном случае их не рассматривали бы как «преступления» и вообще не обсуждался бы вопрос о «вине»], которые были совершены» (цитирует «Vorwä rts», ссылается, с тем же правом, на Хёделя). М. и Э., т. 45 ш К. МАРКС После всей этой болтовни: 4) «Параллельно этому, господа, высказывались мнения о преступных [петербургский суд и пресса всего мира! ] и убийства генерала Мезенцева 104 [об этом ниже у Бисмарка] выходящая здесь газета спрашивает: «Что же им оставалось делать? Как же иначе они могли поступить? » 5) «Наконец, социал-демократия за границей совершенно точно и прямо Итак, германская социал-демократия «ответственна» за высказывания и действия враждебной ей клики, которая до сих пор направляла свои убийства из-за угла и... * в Италии, Швейцарии, Испании [в России тоже: Нечаев] только против последователей «направления Маркса»? [Уже ранее г-н Эйленбург говорил по поводу тех же анархистов: пришлось отказаться от того мнения, что «эти покушения инсценированы», «когда даже социал-демократические органы за границей — я позже представлю этому доказательства —* объявили о своей уверенности в том, что этого не могло быть»; представить «доказательства» он забывает.] Затем следует великолепный пункт о «направлении Маркса» и «направлении так называемых анархистов» (стр. 50, столбец I). Они различны, но «не приходится отрицать, что все эти сообщества находятся между собой в известной» (какой? враждебной) «связи», подобно тому, как фактически все явления одной и той же эпохи находятся в известной связи. Если же превращают эту «связь» в cas pendable **, то прежде всего необходимо доказать ее определенный характер, а не довольствоваться фразой, которая может быть отнесена к любому явлению вселенной, где все и вся находится в «известной» связи. Направление Маркса доказало, что существует определенная связь между учениями и действиями «анархистов», с одной стороны, и европейской «полиции» с другой. Когда опубликованием «Альянса» 106 * Одно слово неразборчиво. Ред. ** Преступление, караемое смертной казнью, Ред. ПРЕНИЯ В РЕЙХСТАГЕ О ЗАКОНЕ ПРОТИВ СОЦИАЛИСТОВ 141 и т. д. эта связь была разоблачена во всех подробностях, молчала вся рептильная и благомыслящая пресса. Эти «разоблачения» не соответствовали выдуманной ею «связи». (Покушения на убийство эта клика предпринимала до сих пор только по отношению к последователям «направления Маркса».) После этой faux fuyant * г-н Эйленбург незаметным «и» пристегивает фразу, в которой пытается доказать эту «связь» посредством ложной... **, да вдобавок еще облеченной в особо «критическую» форму: «н, — продолжает ои, — в подобных движениях, как показал опыт, основанный на законе тяготения [движение может быть основано на законе тяготения, например— падение, но опыт основывается prima facie *** на самом явлении падения] крайние направления [например, в христианстве — умерщвление плоти] постепенно берут верх, тогда как умеренные не могут оказывать пм сопротивления». Во-первых, ошибочно locus communis ****, будто в исторических движениях так называемые крайние направления берут верх над направлениями, соответствующими своему времени: Лютер против Томаса Мюнцера, пуритане против левеллеров, якобинцы против эбертистов. История доказывает как раз противоположное. А во-вторых, «анархистское» направление — не «крайнее течение» германской социал-демократии — Эйленбург должен был бы доказать это, а он из этого исходит. В одном случае дело идет только о действительном историческом движении рабочего класса; в другом мы имеем дело лишь с призраком, созданным «jeunesse sans issue» *****, которая хочет делать историю, но только показывает, как идеи французского социализма карикатурно воплощаются в hommes dé classé es ******. Соответственно этому анархизм фактически везде преодолен и прозябает лишь там, где еще нет настоящего рабочего движения. Это — факт. Г-н Эйленбург доказывает лишь, как опасно, когда «полиция* пускается «философствовать». • — увертки. Ред. ** Одно слово неразборчиво. Ред. *** — прежде всего. Ред. **** — общее место. Ред. ***** — молодежью, не имеющей перспективы. Р«8, ♦ •**** _ деклассированных людях. Ред. 6* К. МАРКС См. следующую за этим фразу, I столбец, стр. 51, где Эйлен-бург говорит quasi re bene gesta *. Итак, он хочет доказать единство «учений и целей социал-демократии^ Но как? Тремя цитатами. До этого он, однако, произносит еще блестящую убедительную фразу. «Если же вы несколько внимательнее рассмотрите эти учения и цели социал-демократии, то станет ясно, что не мирное развитие является целью, как говорили до сих пор, а что мирное развитие — лишь этап, ведущий к конечной цели, для достижения которой нет иного пути, кроме пути насилия» [примерно так же, как «националисты» были «этапом» к насильственному опруссачению Германии; так г-н Эйлеибург представляет себе путь «крови и железа» **]. Если взять первую половину фразы, то она содержит либо тавтологию, либо глупость: когда Эйленбург говорит о «цели», «конечных целях», то у него оказываются «мирными» или «не мирными» именно эти цели, а не характер развития. На самом же деле Эйленбург хочет сказать следующее: мирное развитие по направлению к цели — только этап, который должен повести к насильственному развитию цели, и это последующее превращение «мирного» развития в «насильственное» заложено, по Эйленбургу, в самой природе поставленной цели. В данном случае цель — освобождение рабочего класса и заключающийся в ней общественный переворот (поворот) {Umwä lzung (Umwen-dung)}. «Мирным» историческое развитие может оставаться лишь до тех пор, пока те, кто в данном обществе обладает властью, не станут путем насилия препятствовать этому развитию. Если бы, например, в Англии и в Соединенных Штатах большинство в парламенте или в конгрессе получил рабочий класс, то он мог бы законным путем устранить стоящие на пути его развития законы и учреждения, да и то лишь в той мере, в какой это вызывается общественным развитием. И все-таки «мирное» движение превратилось бы в «насильственное», столкнувшись с сопротивлением заинтересованных в старом порядке, а если эти последние оказываются побежденными силой (как в американском движении и французской революции), то они восстают против «законной» силы. Но то, что проповедует Эйленбург, это — насильственная реакция со стороны власть имущих против развития, которое проходит через «мирный этап», и цель этой реакции — предот- * — так, как если бы все было сделано хорошо. Ред. ** Намек на высказывание Бисмарка относительно пути объединения Германии. Ред. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы