Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Архетипические противопоставления в мифах



В. Иванов и В. Топоров «указывают на то, что количество самых часто исполь­зуемых противопоставлений достаточно ограничено и что существует опреде­ленное постоянство в положительной или отрицательной маркировке полю­сов таких противопоставлений (на ритуальном языке " положительный" значит сакральный), в их ассоциации с такими категоричными противопоставлениями позитива и негатива, как жизнь — смерть или успех — неуспех, верхний, правый, мужской, больший, близкий, свой, светлый, сухой, видимый, белый или красный день, весна, небо (по отношению к земле), земля {по отношению к преисподней), огонь (по отношению к влаге), дом, восток (по отношению к западу), юг (по отно­шению к северу), солнце — большей частью маркированы как положительные, а нижний, левый, женский, меньший, далекий, чужой, темный, влажный, невиди­мый, черный, ночь, земля (по отношению к небу), преисподняя, влага (по отноше­нию к огню), лес, запад, север, луна — как отрицательные, хотя есть некоторые отклонения в разных локальных мифологических системах...» (Мелетински Е., с. 321, 322).

Вот основные противопоставления в мифах:

• добро/зло;

• сила/слабость;

• жизнь/смерть;

- природа/культура и т. д.

Они выражаются с помощью различных знаковых систем: свет/тьма и цвет; пространство; пол и др.

Свет/тьма

Это архетипическое противопоставление прекрасно выражает идею о добре и зле: «Хаос большей частью конкретизируется как мрак или ночь, как пустота или зияющая бездна, ка вода или неорганизованное взаимодействие воды и огня, как аморфное состояние вещества в яйце, а также как отдельные демонические (хтонические)' существа, такие как змеи-драконы, великаны и боги старшего по­коления. Превращение хаоса в космос оказывается переходом от темноты к све­ту, от воды к суше, от пустоты к веществу, от бесформенного к оформленному, от разрушения к созиданию» (Мелетински Е., с. 285).

Хтонические существа (от греч. x9< JJV — «земля, почва»), или хтонические чудовища, во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д.

43//


ТЕОРИЯ МИФА

Это противопоставление универсально: почти везде люди ассоциируют добро со светом, а зло — с тьмой. Используемые в данном случае знаки достаточно по­казательны. В христианстве «святой», «свят»1 происходят от слова «свет». Поэтому иконописцы, художники, режиссеры и др. показывают святых в белой одежде, ок­руженных солнечным светом и на небе.

Соответственно злые силы {разные исчадия ада) одеты в черное, красное и располагаются в подземных глубинах — в преисподней (глубоко под зем­лей).

Очень убедительно продемонстрировал это противоречие Достоевский в ро­мане «Преступление и наказание». В конце книги, когда Раскольников получает просветление, все вокруг него становится бескрайним и светлым: «Раскольников вышел из сарая на самый берег, сел на складенные у сарая бревна и стал глядеть на широкую и пустынную реку. С высокого берега открывалась широкая окре­стность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в обли­той солнцем необозримой степи, чуть приметными точками виднелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем непохожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его».

Этой светлой картине простора противопоставляется мрачный, тесный, раз­вратный, давящий Питер, место страданий и кровавых убийств {по Достоев­скому).

Все современные коммуникации тоже используют это противопоставление. Бесчисленные рекламы и экшены используют противопоставление света и тьмы. И политические лидеры включают эту идею в свои речи {речи Кеннеди — типич­ный пример этого).

2. Пространства

Они тоже формируют архетипические противопоставления в различных мифах, отражая:

• горизонталь — четыре стороны света;

• вертикаль — отношения высоко/низко, верх/низ.

Горизонталь четыре стороны света

Различные мифологические явления объединены в пары. Таким образом, в од­ном месте группируется «женское, левое, луна, а в другом — мужское, правое и солнце, так что соотношение мужское и женское при известных условиях может быть передано через отношение правое и левое или солнце и луна, т. е. уже на другом уровне и с использованием другого кода — " астрономического" вместо " социального" » (Мелетински Е., с. 323, 324}.

Пространства тоже выступают носителями знаков; они не столько отображают географические координаты, сколько имеют моральное значение: «Левое — это обычно пагубная, мрачная, ошибочная, лунная сторона чего-то, символизирующая

Мир (болг.}. — Примеч. перев.


ДИХОТОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА МИФОВ

прошлое. По христианскому учению, во время Страшного суда праведники будут стоять с правой стороны, а грешники — с левой. В сценах, изображающих распя­тие Христа на кресте, покаявшийся вор изображен с правой стороны от Христа, а другой — с левой; в подножии креста Дева Мария находится справа, а Святой Иоанн Креститель — слева, т. е. Церковь — справа, а Синагога — слева. В Китае все наоборот: левая сторона — это сторона чести, так как это слабая сторона " инь"; а правая сильная сторона " ян" стремится к насилию, из-за этого сама себя уничтожает. Однако во времена войн, а также ига и разрухи, левое и правое меня­ют свои позиции» (Купер Ж., с. 125).

Вертикаль отношения высокое/низкое; верх/низ

Эти пространственные отношения так же, как и горизонтальные, передают значения. Подземный, влажный, мрачный мир принадлежит всевозможным чуди­щам— демонам, чудовищам, ползучим тварям и т.д. Светлое и чистое небо — это место богов и героев.

Между этими полярными противопоставлениями существует переход — зем­ля: «Земля как обитаемое людьми место, которое расположено между " верхним" и " нижним" мирами, часто подается как средний мир, средняя земля (например, в скандинавской и сибирской мифологии)» (Мелетински Е., с. 296). Пространства и политические и маркетинговые коммуникации И сегодня значения этих противопоставлений те же самые, и мы пользуемся ими так же активно, как и в мифологические времена. Коммунистические, нацистские и фашистские вожди забираются на высокие мавзолеи и трибуны. С высоких по­диумов смотрят на нас и манекенщицы.

Корпоративная архитектура тоже связана с пространством: небоскребы уст­ремлены в небо, важные здания строятся на высоких местах, кабинеты начальни­ков расположены на верхних этажах.

Высокие мужчины более желанны, манекенщицами могут быть только длинно­ногие девушки и т. д.

На основе пространственных противоречий построены и некоторые роман­тические истории. Так, например, в «Унесенных ветром» Север — это знак техно-кратичных варваров, уничтожающих утонченное и аристократическое общество Юга.

Природа/культура

Многие люди боятся мощных машин. Эти страхи материализуются в мифах о бес­человечных и кровожадных машинах. Лукас на базе этого архетипического про­тивопоставления создал целую сагу — «Звездные войны»:

• металлические искусственные имперские звезды нападают на зеленые плане­ты Республики;

• Люк отключает бортовой компьютер своего истребителя, доверяется подсознательной (естественной, природной) силе и уничтожает отравленную меха­ническую звезду и т. д.

45'


ДРАМАТИЗАЦИЯ


ДРАМАТИЗАЦИЯ

В этой главе исследуются определения, функции и характеристики драмы; драматическая ситуация, опасность; конфликт (возникновение конфликта и его развитие); кризисы и ка­тастрофы, перипетии в судьбе героя; накал страстей; кульминационный момент в жизни героя и хеппи-энд (и жили они долго и счастливо).


ДРАМАТИЗАЦИЯ




 


 




 


 



Рис. 1, 2. В обеих рекламах используется «драматическая ситуация». Давление окружаю­щих обстоятельств становится сильнее возможностей сопротивляющегося им героя. Мо­гучий злодей-кетчуп испачкал всю Вселенную. Но с помощью Ariel {волшебного средства) вновь воцарится чистота (первоначальное равновесие), и мы таким образом справимся

с драматической ситуацией


ДРАМАТИЗАЦИЯ




 


Рис. 3. Французские революционеры-каннибалы отправляют на гильотину врага револю­ции. Так драма достигает кульминации — момента самого высокого напряжения в повест­вовании




 


 


Рис. 4. Слоган рекламы Dinopolis (тематического парка с динозаврами) — «После Dinopolis любое животное кажется маленьким». Она идеально иллюстрирует понятие «накала стра­стей» — состояние незащищенности, тревожности и возбужденности, когда мы ожидаем душераздирающих результатов. Кровожадные рекламисты драматизировали эту ситуа­цию до предела



ДРАМАТИЗАЦИЯ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь