Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
КОНСПЕКТ КНИГИ ЛЬЮИСА Г. МОРГАНА «ДРЕВНЕЕ ОБЩЕСТВО» 231
животных. Мы не знаем, предшествовало ли возделыванию хлебных злаков выращивание одного или нескольких видов таких растений, как горох, бобы, репа, пастернак, свекла, squash (вид тыквы у индейцев Массачусетса) и дыня. Некоторые из этих растений имеют общие названия по-гречески и по-латыни, но ни одно из названий не является общим также и для санскрита. Огородничество в восточном полушарии возникло, по-видимому, из потребностей скорее домашних животных, чем человека. В западном полушарии оно началось с возделывания кукурузы; оно повело к локализации и оседлому образу жизни в Америке; имело тенденцию, особенно у оседлых индейцев, занять место рыбной ловли и охоты. Благодаря хлебным злакам и культурным растениям человечество впервые ощутило возможность иметь пищу в изобилии. С появлением мучной пищи исчезает людоедство; оно сохранялось как пережиток во время войны и практиковалось во время войн у американских аборигенов на средней ступени варварства, например, у ирокезов и ацтеков воюющими сторонами; но как общее явление оно уже исчезло. (В период дикости практиковалось в отношении пленных врагов, а во время голода и в отношении друзей и родичей.) 4) Мясная и молочная пища. Отсутствие в западном полушарии годных к одомашнению животных, за исключением ламы. Ранние испанские авторы говорят о «немой собаке», которая встречалась в одомашненном виде на Вест-Индских островах, а также в Мексике и Центральной Америке; они также говорят об индюках и другой домашней птице на американском континенте; аборигены одомашнили индейку, а племена нахуатлака — некоторые виды диких кур. Это различие, а также видовое различие между хлебными злаками обоих полушарий обусловило значительную разницу в развитии той части их обитателей, которая достигла средней ступени варварства. Одомашнение животных доставило постоянную мясную и молочную пищу; племена, которые обладали домашними животными, выделились из массы остальных варваров. Для оседлых индейцев это ограничение в существенном виде пищи было неблагоприятно; их мозг меньше по объему, чем был мозг индейцев, находившихся на низшей ступени варварства. Преимущества арийцев и семитов благодаря разведению в большом количестве домашних животных. Греки доили овец, а также коров и коз («Илиада», IV, 433). Арийцы еще в большем размере, чем семиты {занимались скотоводством}. Одомашнение животных — в восточном полушарии — постепенно привело к пастушеской жизни на равнинах Евфрата и Индии и в степях Азии; на окраинах одной из этих областей было впервые осуществлено одомашнение животных. Они {арийцы и семиты} пришли, таким образом, из таких местностей, которые не только не могли быть колыбелью человечества, но даже не могли быть обитаемы ими в то время, когда они были дикарями или варварами низшей ступени, для которых естественным местом обитания были лесные области. После того как они привыкли к пастушеской жизни, ни арийцы, ни семиты не смогли бы опять вернуться со своими стадами и отарами в лесные области западной Азии и Европы, не научившись предварительно возделывать некоторые хлебные маки, благодаря которым они могли бы прокормить животных вдали от степей. Весьма вероятно, что возделывание хлебных злаков возникло из потребностей К. МАРКС домашних животных, в связи с этими переселениями на запад, и что употребление данными племенами мучной пищи явилось результатом этого. Аборигены западного полушария достигли большей частью низшей ступени варварства, а частью средней ступени без домашних животных, за исключением ламы в Леру, и только с одним хлебным растением, кукурузой, с добавлением бобов, тыквы и табака, а в некоторых местностях какао, хлопка и перца. «Кукуруза*, вследствие ее способности расти в гористых местах, что благоприятствовало ее непосредственному возделыванию, вследствие ее пригодности к употреблению как в зеленом, так и в спелом виде, вследствие ее высокой урожайности и питательности, была на ранних ступенях человеческого развития более богатым даром, способствовавшим прогрессу больше, чем все другие хлебные злаки взятые вместе; отсюда поразительное развитие, достигнутое американскими аборигенами без домашних животных; перуанцы производили бронзу, что непосредственно предшествует умению плавить железную руду. 5) Неограниченное количество пищи благодаря полеводству. Домашние животные, дополняющие своей силой мускульную силу человека, — новый фактор величайшего значения. С течением времени производство железа дало плуг с железным лемехом и более совершенные лопату и топор. Благодаря этим орудиям, а также на основе существовавшего раньше огородничества, появилось полеводство, и вместе с ним впервые — неограниченное количество пищи. Плуг с животными в качестве тяговой силы; отсюда возникла мысль о расчистке леса и возделывании обширных полей (Лукреций, V, 1369). Стало возможным густое заселение ограниченных областей. До появления полеводства вряд либыловоз-можно, чтобы полмиллиона людей в какой-нибудь части света жили вместе и развивались под одним управлением. Там, где встречаются исключения, они могли явиться результатом пастушеской жизни на равнинах или огородничества, усовершенствованного благодаря орошению, цри особых и исключительных условиях. Морган делит формы семьи следующим образом (стр. 27, 28): 1) Кровнородственная семья; групповой брак братьев и сестер; на этой форме семьи основана (и теперь служит доказательством ее существования) малайская система родства. 2) Пуналуальная семья; название происходит от гавайского термина родства пуналуа. Она основана на групповом браке нескольких братьев и их жен и групповом браке нескольких сестер и их мужей. Термин «брат», употребляемый здесь, включает кузенов первой, второй, третьей и более отдаленных степеней, которые все считаются между собой братьями; термин «сестра» включает кузин первой, второй, третьей и более отдаленных степеней, которые все считаются между собой сестрами. На этой форме семьи основаны туранская и ганованская системы родства. Обе формы семьи относятся к периоду дикости. 3) Синдиасмическая семья; от аа\Ъо61и> — соединять парами [(ouvBoà ç — соединение попарно. Еврипид.) Страдательный залог: соединяться парами или сочетаться; Платон, Плутарх], [auv8uaajj, 6ç — соединение парами. Плутарх.]153 Основана на соединении мужчины и женщины в пару, но без исключительного сожительства; зародыш моногамной семьи. Развод или разлучение Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы