Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет биоэтики - охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения.



БИОЭТИКА КАК НАУКА

Биоэ́ тика (от др.-греч. β ι ό ς — жизнь и ἠ θ ι κ ή — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, окружающие человека.

Термин «биоэтика» ввел в 1927 Фриц Ягр в статье «Биоэтический императив (требование, указ, предписание)», как понятие о моральных основах использования лабораторных животных и растений.

Современное представление о биоэтике разработал в 1969, где-то указано в 1971 году американский биохимик, онколог Ван Ренсселера Поттер для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире.

Объектом изучения биоэтики является нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере, в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям. Дозволенности медицинских вмешательств в человеческий организм с точки зрения права, в частности, тех вмешательств, связанных с развитием биологических и медицинских наук. Использование биологических наук на службе человеку с целью улучшить условия жизни.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Восточная медицинская этика.

Медицинские познания данного периода излагаются в книге " Аюр-Веда" (" Книга жизни" ). Важное место в " Аюр-Веде" занимает врачебная этика.

Во многом нормы, содержащиеся в этой клятве, совпадают с нормами европейской медицинской этики, в силу чего считается, что древние греки могли заимствовать их из Индии. Так, ученик обязывался высоко чтить своего учителя - вплоть до личного самопожертвования; вести аскетический образ жизни; ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить втайне профессиональные секреты.

В отличие, однако, от норм, характерных для западной медицинской этики, индийская клятва запрещала врачу лечить врагов своего правителя, злодеев, женщин, с которыми нет сопровождающих лиц. Осуждалось вмешательство врача в процесс умирания.

Учение Аюр-Веды рассматривает дисбаланс, возникающий в организме из-за разрыва связей между гомеостатическими или иммунными механизмами, как основную причину болезни. Большое влияние на развитие дисбаланса оказывают эмоциональные и психические факторы.

Согласно учению Аюр-Веды в основе регуляции различных функций разума и тела лежат 3 физиологических принципа. Каждый человек с рождения одарён всеми тремя, но их точные пропорции у каждого индивидуума варьируются. Они и определяют психофизиологический тип организма. Нестабильность в физиологических принципа нарушает нормальное функционирование организма и приводят к возникновению заболеваний.

Главная цель терапии, с точки зрения Аюр-веды, заключается в восстановлении физиологического баланса, что соответствует восстановлению баланса физиологических принципов. Баланс – это условие, при котором максимально усиливаются гомеостатические и саморегулирующие механизмы. Данная концепция распространяется на 4 главные области – сознание, тело, поведение и окружающую среду.

В трактатах Индии по медицинской этике получили отражение этические нормы, которыми врач обязан руководствоваться в своей профессиональной деятельности. Они касаются компетентности врача, его моральных качеств и правил поведения врача с больным, коллегами и учениками.

В трактатах указывается, что «медицину поистине не так легко изучить, поэтому пусть каждый учится ей старательно и постоянно». Со всей душой врач «должен заботиться о лечении больного, и если бы даже он рисковал собственной жизнью, он не имеет права причинять больному какое-либо страдание и никогда не должен иметь в помышлении оскорбить жену другого, а также попирать ногами его имущество». Вступая в жилище больного в сопровождении человека знакомого и имеющего право на вход, «его слово, мысль и чувство должны быть обращены не на что другое, как только на лечение его положения». Уделяется место врачебной тайне: «О происшествиях в доме не следует болтать, непозволительно также сообщать что-либо относительно угрожающей преждевременной смерти больного, где это может повредить ему или кому-либо». Также указывается на правила поведения врача и требуемые от него высокие моральные и физические качества. От Врача требовалось, чтобы он был сострадательным, доброжелательным, никогда не терял самообладания, был терпеливым, спокойным. Оказывая помощь больному, следует проявлять уважение к нему, быть добрым и человечным. Гуманность должна стать как бы религией врача.

Врач предостерегается от высокомерия, повышенного самомнения. Отдельный раздел посвящён поведению врачующего с тяжёлым больным и умирающим: бороться до конца за жизнь человека, быть осторожным в своих суждениях в присутствии больного, уверять его в выздоровлении.

ГИППОКРАТОВА ТРАДИЦИЯ В ЗАПАДНОЙ МЕДИЦИНЕ

Западная медицинская этика также имеет глубокие исторические корни.

Традиция, восходящая к Гиппократу, дала современной западной медицине несколько основополагающих этических принципов.

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Согласно Гиппократу, врачу должны быть присущи:

ü трудолюбие;

ü приличный и опрятный вид;

ü постоянное совершенствование в своей профессии;

ü серьёзность;

ü чуткость;

ü умение завоевать доверие больного;

ü умение хранить врачебную тайну.

Клятва Гиппократа является первым сочинением Гиппократовского корпуса. Она содержит несколько принципов, которыми обязан руководствоваться врач в своей жизни и профессиональной деятельности:

Принцип непричинения вреда

Я направлю режим больных им на пользу, сообразно моим силам и разумению, воздерживаясь от причинения какого-либо вреда или несправедливости[31].

Сохранение врачебной тайны

Что бы при лечении, а также и вне лечения я ни увидел или ни услышал о жизни людей такого, чего не следует болтать, о том я умолчу, считая всё это постыдным для разглашения[31].

Бесскорыстие врача.

ИТОГИ

Этика Гиппократа – это система принципов, правил, требований и запретов, регулирующих практику врачевания, определяющих отношение врача к пациенту, врача к другим врачам, а также к своей профессии в целом. Важнейшими безусловными ценностями, на страже которых стоит врач, признаются жизнь и здоровье пациента, принципами его деятельности утверждается гуманизм, уважение к пациенту, непричинение ему вреда.

Возникновение биоэтики

Биоэтика появилась на почве нарастающей технизации медицины, применения новых технологий, осознания необходимости экспериментов в медицине с участием человека, коммерциализации медицинской деятельности, развития общедемократических движений в защиту прав различных социальных групп, в том числе пациентов.

Появившаяся в 70-х г. биоэтика была своего рода «криком о помощи» со стороны тех людей, которые сами не занимались медицинскими и биологическими исследованиями, но оказались поставленными перед лицом риска и отрицательных последствий таких исследований, о которых врачи и ученые не знали, как их избежать, или которые они не всегда хотели контролировать.

Основные проблемы биоэтики:

Аборт.

Биолого-медицинских наук

1965-1980 гг. отмечены удивительными достижениями в области биомедицинских научных и методологических исследований. Можно сказать, что в этой сфере произошла настоящая революция. В целом эти достижения носили положительный характер. Однако они же породили новые нравственные проблемы.

Искусственные органы

С той же самой проблемой использования государственных фондов здравоохранения мы сталкиваемся, обсуждая проблему искусственных органов, которая прошла колоссальный путь развития – от создания искусственной почки, затем «искусственного легкого», за которым последовало создание искусственного сердца или аппарата, выполняющего функции левого желудочка у больных, которым предстоит пересадка сердца.

Сейчас проводятся исследования возможности создания искусственных органов зрения, слуха, печени, поджелудочной железы, кожи.

Стоимость этих аппаратов, очень высокая вначале, снижается по мере того, как они поступают в торговлю и ими начинают широко пользоваться. Тому доказательство – аппарат " искусственная почка", который при его создании был предназначен лишь для самых богатых, а сейчас стал одной из обязательных принадлежностей нефрологических отделений, где он доступен, более или менее, всем. Однако в целом эти аппараты – все еще на экспериментальной стадии, и стоимость их клинического применения очень высока. В состоянии ли государственная система здравоохранения истратить на клиническую апробацию и использование искусственного органа такие средства, которых хватило бы на то, чтобы провести вакцинацию всего населения против столбняка? На кого падет выбор для апробации, и по каким критериям этот выбор будет сделан? При ограниченном бюджете государственного здравоохранения этот экономический вопрос является немаловажным.

Больным отбор непонятен, и они считают его несправедливым. В Англии пожилым недоступен диализ из-за того, что их шансы на выживание ограничены. В Англии же недавно было отказано в пересадке костного мозга ребенку, страдающему лейкемией, на том основании, что шансы этого ребенка на выздоровление были крайне низкими.

Искусственное зачатие

В 1978 г. в Англии родилась Луиза Браун – первый ребенок, появившийся на свет благодаря методу «оплодотворение in-vitro», проверенному на животных. Вскоре после этого во Франции родилась Амандин (1982). На сегодняшний день число детей, появившихся на свет таким образом, превышает 14 000.

Оплодотворение in-vitro и в самом деле произвело революцию в акушерстве и лечении женского бесплодия. Однако этот метод имеет и теневую сторону – не только из шокирующе безнравственных предложений (оплодотворение heterologous, использование спермы донора, являющегося посторонним по отношению к супружеской паре, суррогатные матери), но и из-за разрушения человеческих эмбрионов на современном этапе развития метода искусственного оплодотворения. Для того, чтобы оплодотворение прошло успешно, в матку женщины одновременно вводят несколько эмбрионов; остальные остаются в замороженном состоянии. Из числа введенных эмбрионов в утробе матери развивается лишь один; другие подлежат абортированию. Замороженные эмбрионы, если их не используют, погибают после 5 лет хранения. Более того, сегодня в качестве материала для научных экспериментов метод искусственного оплодотворения предлагает живые эмбрионы человека, об изучении которых раньше ученые могли только мечтать.

Упрощенный подход к искусственному оплодотворению влечет за собой упрощенный подход к человеческому эмбриону, а также возможность выбора подходящего времени для того, чтобы иметь ребенка. Этот метод также дает шанс заниматься евгеникой. Наконец, сегодня в нашем промышленном мире искусственное оплодотворение представляет для практикующих врачей и экономический интерес. Жизнь человека имеет тенденцию обесцениваться, когда на другой чаше весов находится материальное благосостояние.

Предродовая диагностика

В 1970-х г., с появлением способа диагностики состояния плода в утробе матери, определения наличия пороков развития, аномалий, генетических заболеваний, в биоэтике появился новый важный раздел. Частью такого диагностирования является эхография (УЗИ) – этически приемлемый неинвазивный метод, и амницентез, представляющий опасность для плода (этот метод применяется, когда есть опасность, что у плода будет какой либо физический или генетический дефект). В настоящее время в медицине еще не найден способ терапевтического или хирургического лечения плода в утробе матери. Пока медики ставят своей задачей лишь поиск возможности абортировать зародыш, имеющий пороки развития, на ранней стадии его существования. Отсюда возникает нравственная дилемма для родителей, поскольку для них принятие такого диагноза означает принятие идеи аборта. Родители чувствуют, что их вынуждают пойти на такой скрининг. Зачастую

родители подвергаются насмешкам, или их обвиняют в преступных замыслах, если они отказываются от предродового диагностирования или хотят так или иначе сохранить ребенка.

Развитие метода пренатальной диагностики повлекло за собой уничтожение значительного количества не родившихся детей. Следствием использования этого метода явился также еще более упрощенный подход к аборту и оправдание этого преступления.

По своей сути, этот метод является оскорблением для тех родителей, которые мужественно выбирают рождение ребенка с физическими недостатками, намереваясь растить его в семье, учить его – при всех последствиях этого прекрасного акта любви для своей жизни и экономической ситуации.

Развитие контрацепции

Начиная с 1958 г. контрацепция прошла успешный путь развития. Люди все еще пользуются традиционными противозачаточными средствами, особенно в некоторых европейских странах.

Внедрение ВМС (внутриматочных средств) и их систематическое применение в слаборазвитых странах, несмотря на их абортивные функции и тот вред, который они наносят здоровью матери, является этически неоднозначным не только потому, что сами эти средства по своим характеристикам являются контрацептивно абортивными, но и из-за того, что в слаборазвитых странах способ установки этих противозачаточных средств сродни ветеринарному и не несет в себе никакого уважения к человеку.

Противозачаточные эстроген-гистогенные таблетки были приняты на вооружение для освобождения женщин от нежелательных беременностей. При этом они стали средством лишения полового акта его детородной направленности, средством достижения «свободных», ни к чему не обязывающих сексуальных отношений.

Эти таблетки привели промышленно развитые страны в их теперешнее состояние демографической зимы со всеми ее предсказуемыми ужасными последствиями для населения этих стран, которые могут иметь место в том случае, если само население не отреагирует на это медленное самоубийство.

Стерилизация

Развитие стерилизации женщин не может считаться прогрессивным явлением в медицине. Такая практика стерилизации женщин, когда им недостаточно ясно объясняют, что именно делают с их организмом, отмечена поразительными злоупотреблениями, особенно в Бразилии и Индии, а в последнее время – в Перу.

Аборт

Распространение абортов очень мало связано с развитием медицины и ее прогрессом. На самом деле это движение вспять, если говорить о нравственности и медицине.

Споры по поводу абортов выходят далеко за рамки биоэтики. Однако биологический аспект в этой сфере важен, так как именно благодаря ему эмбрион можно рассматривать как человеческое существо, и поэтому требовать для него правовой защиты против прихотей его родителей.

Однако изобретение абортивных средств (которым дано название «противозачаточных» средств, чтобы слово «аборт» людей не настораживало) является важным вопросом в биоэтике, если учесть, с какой поспешностью и желанием их распространяют по всему миру те, кто надеется сократить население слаборазвитых стран.

Развитие генетики

Биологические исследования в области генетики дали успешные результаты.

Таким образом, эпоха генетических манипуляций уже началась со всеми ее возможными положительными результатами, а также с риском для будущего (евгенизм).

Реализация программы генома к 2003 г. должна дать достаточно полное представление о карте и строении нашей генетической системы и ее патологиях. В области профилактики и лечения генетических заболеваний это может дать положительные результаты.

Но для страдающих генетическими нарушениями или для лиц, имеющих генетическое предрасположение к таким заболеваниям, как, например, рак молочной железы или рак кожи, лейкемия, сердечно-сосудистые заболевания, нарушения обмена веществ, это может иметь негативные последствия.

Работодатели и страховые компании смогут реально пользоваться генетическим скринингом при отборе людей.

Развитие генетического скрининга вызывает к жизни вопрос о праве человека на получение (или неполучение) информации. Встает также вопрос о профилактике генетических пороков или заболеваний, что сейчас делается, в основном, при предродовой диагностике, ведущей к абортированию носителей генетических аномалий.

Сейчас генотерапия – это скорее надежда, нежели реальность, потому что трудно найти правильный носитель здоровых генов, которые подлежат внесению в набор хромосом больного, а также потому, что далеко не всегда эффективной бывает экспрессия тех генов, которые уже были успешно внесены в набор хромосом больного. Сегодня мы все еще находимся в ожидании какого-либо успешного решения для профилактики заболеваний клеток путем генотерапии плода.

БИОЭТИКА КАК НАУКА

Биоэ́ тика (от др.-греч. β ι ό ς — жизнь и ἠ θ ι κ ή — этика, наука о нравственности) — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.

В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, окружающие человека.

Термин «биоэтика» ввел в 1927 Фриц Ягр в статье «Биоэтический императив (требование, указ, предписание)», как понятие о моральных основах использования лабораторных животных и растений.

Современное представление о биоэтике разработал в 1969, где-то указано в 1971 году американский биохимик, онколог Ван Ренсселера Поттер для обозначения этических проблем, связанных с потенциальной опасностью для выживания человечества в современном мире.

Объектом изучения биоэтики является нравственность человеческого поведения в биологически-медицинской сфере, в сфере здравоохранения относительно ее соответствия моральным нормам и ценностям. Дозволенности медицинских вмешательств в человеческий организм с точки зрения права, в частности, тех вмешательств, связанных с развитием биологических и медицинских наук. Использование биологических наук на службе человеку с целью улучшить условия жизни.

Предмет биоэтики - охрана здоровья и жизни человека от момента оплодотворения до естественной смерти, которая выражается через различные формы лечения.

Выражения " биоэтика", " биомедицинская этика" включают в качестве своей составной части термин " этика". В строгом смысле слова " этика" философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности.

Особой, и весьма непростой, проблемой, вызывающей много дискуссий среди специалистов по этике, является соотношение понятий " мораль" и " нравственность".

Часто они выступают как синонимы, однако между ними есть определенные различия.

Так, существует традиция, в русле которой мораль понимается как совокупность (а точнее система, то есть упорядоченная совокупность с определенными связями между элементами) норм запретов, идеалов, требований, предписаний, принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде перелаются от поколения к поколению.

Этика понималась как раздел философии, не столько изучающий, сколько научающий человека, как ему надлежит себя вести, и потому ее называли практической философией. Под практикой при этом понимались реальные поступки и действия человека, так или иначе затрагивающие других людей.

Например сравним известное высказывание " врач должен облегчать страдания больного" и высказывание " врач облегчает страдания больного". В обоих высказываниях фигурируют: а) некто (в данном случае " врач" ), который б) осуществляет (или не осуществляет) определенные действия (" облегчает" ), направленные на в) некоторый объект (" страдания больного" ). Но если во втором случае высказывание лишь описывает определенное событие, то в первом случае мы имеем дело с высказыванием, которое не относится к конкретному событию, а фиксирует предписание, или норму, соблюдаемую или не соблюдаемую в реальных ситуациях и являющуюся критерием, меркой для оценки множества конкретных действий.

Очевидно, облегчение страдания, есть благо для больного, так что в общей форме смысл рассматриваемого нормативного высказывания можно свести к тому, что врач должен нести благо больному (или делать добро для: больного).

Во-первых, эта обязанность, этот долг может быть зафиксирован

- в нормах права (например, в законодательстве), так что невыполнение или ненадлежащее выполнение нормы будет караться юридическими, административными или дисциплинарными санкциями.

Юридические санкции налагаются судом, который может истолковать некоторые действия например, неоказание помощи больному или разглашение конфиденциальной информации (врачебной тайны) как правонарушение (или даже как преступление). Они включают различные виды наказания денежный штраф, запрещение заниматься врачебной практикой и т.д. вплоть до лишения свободы.

Административные и дисциплинарные санкции это взыскание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую должность, запрет заниматься определенными видами медицинской деятельности и т.п. Они могут следовать за нарушение норм, установленных как законом (но не столь тяжелое и опасное, как в предыдущем случае), так и внутренним регламентом медицинского учреждения либо решениями местных, региональных и федеральных органов исполнительной власти, правомочных контролировать деятельность медицинских работников, а значит и налагать такие санкции;

- во-вторых, долг и обязанность могут быть не правовой, а моральной природы. В этом случае иным будет и источник, из которого исходят санкции, и их характер. Если правовые санкции налагаются лицом или органом, имеющим на то специальные, четко зафиксированные официальные полномочия, то источник моральных санкций обычно не бывает представлен столь определенно. Источником моральных санкций может быть, к примеру, профессиональное медицинское сообщество, когда оно выступает с неодобрением, осуждением какого-либо поступка одного из своих членов, или отдельный медик, которого коллеги признают своим неформальным лидером. В конечном счете, вершить моральный суд и выносить моральную оценку может каждый, хотя оценка одних людей может быть более значимой, чем оценка других; о первых говорят, что они обладают моральным авторитетом.

Нужно сказать, что в конечном счете за правовыми санкциями всегда стоит власть государства, в то время как за моральными авторитет общества.

Что касается моральных санкций, то существенным является их публичный характер тот, против кого они направлены, в большей или меньшей мере теряет доверие своих коллег. Впрочем, субъектом, против которого бывают направлены моральные санкции, не обязательно является отдельный человек. В качестве такого субъекта может выступать и коллектив (скажем, поликлиники или больницы, в которую пациенты будут обращаться особенно неохотно в силу таких причин, как недобросовестность, недоброжелательность или низкая квалификация персонала, отсутствие надлежащего оборудования и медикаментов и пр.). Более того, доверие общества к медицинской профессии в целом отнюдь не является постоянной величиной. Чем ниже уровень этого доверия, тем чаше больные будут прибегать к самолечению, к услугам разного рода самодеятельных целителей, экстрасенсов и других представителей " неофициальной" медицины. Поддержание и укрепление доверия со стороны общества это такая задача, которая всегда актуальна и для медицинского сообщества в целом и для каждого его члена.

Одно из различий между моралью и правом усматривают в том, что правовые нормы более строги и жестки, тогда как моральные требования можно нарушать относительно безнаказанно. С этим, однако, нельзя согласиться, ибо основное различие между моралью и правом не в степени мягкости или жесткости санкций, а в принципиально разном механизме их действия. В самом деле, сила моральных требований бывает чрезвычайно велика, а отклонение от них может осуждаться не только жестко, но и весьма жестоко. Если, например, суровое моральное осуждение исходит от особенно близких и дорогих для человека людей, оно может переживаться крайне болезненно. И напротив, подчас нарушение закона и даже вызванные им санкции могут переживаться легче, когда сам нарушитель оправдывает его для себя какими-либо высшими моральными соображениями.

Из самой природы медицинской профессии проистекает, что врачи и другие профессионалы в области здравоохранения в ходе оказания медицинской помощи должны выносить этические суждения. Несмотря на то, что сегодня пациента всё больше и больше играют активную роль в принятии медицинского решения, традиционно во враче продолжают видеть менеджера болезни (то есть лицо, которое осуществляет эффективный контроль и компетентно управляет течением болезни) и ему доверяют решать как технические, так и этические вопроса. Особые этические обязательства врачей к индивидуальным пациентам и к обществу дают необходимый контекст для принятия медицинского этического решения.

Заботы об этической стороне медицинской помощи стали неотъемлемой частью медицины с самого её зарождения. Медицинская этика обладала необыкновенной степенью непрерывности и постоянства со времён Гиппократа до середины двадцатого столетия. Но современное научное, технологическое и социальное развитие вызвало быстрые изменения в биологических науках и в здравоохранении, среди которых следует отметить бурный рост новых технологий и процедур (например, трансплантация органов, технология рекомбинации ДНК), беспокойство общественности по поводу жестокого обращения о людьми (например, зверства нацистской медицины). Вопросы о надлежащих целях здравоохранения, моральном отношении, которое имеет врач к пациенту и к обществу, а также пределах, в которых врач может позволить соображениям качества жизни влиять на принятие медицинского решения, возникли вслед этой растущей области интереса.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  2. B. умение «встать на место другого человека»
  3. D. умение «встать на место другого человека»
  4. I курса очно-заочной (вечерней) формы обучения
  5. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  6. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  7. I.Поставьте предложения в вопросительную и отрицательную формы.
  8. II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ГРАНИЦ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЧЕЛОВЕКА
  9. II. Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
  10. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  11. III Перепишите следующие предложения и переведите их, имея в виду различные значения глаголов to be, to have, to do.
  12. III Перепишите следующие предложения, содержащие разные формы сравнения и переведите их на русский язык.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь