Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ



ГЛАВА I

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

Научное знание как социокультурный феномен

Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения данной научной дисциплины, и определить ее место в струк­туре современной науки, необходимо уяснить специфику научного познания как такового, а также особенности современного этапа его развития.

Научное знание является одной из высших ценностей совре­менного человечества, без которой невозможно представить его даль­нейшее развитие.

Однако столь высокое место в иерархии культурных ценностей наука занимала далеко не всегда и не во всех культурах. Наука пред­ставляет собой высокоспециализированную деятельность, ориенти­рованную на постоянный рост информации об окружающем нас мире и ее практическое использование с целью его преобразования. В таком понимании наука есть специфический социокультурный феномен, возникновение и стремительное развитие которого оказа­лось возможным только в западной цивилизации.' Избранный за­падной культурой в XVI-XVII вв. путь цивилизационного развития получил название техногенного. Для данного типа развития характерна

' Понятие «западная цивилизация» имеет не географический, а культуроло­гический смысл. К такой цивилизации относятся все общества, сформировавшие­ся на общей рационалистической духовной культуре и ориентированные на инди­видуалистические ценности.

2-1351


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

интеграция науки и техники, обусловившая формирование современ­ного технологически зависимого общества. Техногенный тип цивили-зационного развития основан на постоянно ускоряющемся преобразо­вании природной среды, что обусловливает также и стремительные темпы социальных изменений.

Формирование в западноевропейском культурном регионе в XVI-XVII вв. техногенной цивилизации оказалось возможным бла­годаря уникальному сочетанию определенных социокультурных факторов. Они обусловили процесс модернизации традиционного аграрного общества эпохи Средневековья и становление нового ин­дустриального, или капиталистического, общества, а также его по­следующую эволюцию в постиндустриальное и современное ин­формационное общество.

Главной ценностью формирующегося индустриального общества стал идеал активной суверенной личности, вследствие чего данный тип общества называется также индивидуалистическим. Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира, как природного, так и социального, и обеспечивающая над ним власть, рассматрива­ется в таком типе общества как главное предназначение человека. При этом окружающая действительность понимается исключительно как арена деятельности человека, как сфера приложения его преобразова­тельных сил. Инновация, под которой понимается результат творчески преобразующей активности человека, считается в данном типе обще­ства самодостаточной ценностью. Индивидуалистические идеалы инду­стриального общества нашли выражение во всех сферах его жизни и обусловили формирование саморегулирующейся рыночной эконо­мики, основанной на свободе частного предпринимательства, идео­логии неотчуждаемых прав и свобод человека, а также демократи­ческой политической культуры. Произошедшее в эпоху европейского Ренессанса возрождение ценностей полисной культуры античного об­щества способствовало развитию представлений о длительности за­падноевропейской демократической традиции.

От западной цивилизации, пошедшей по пути модернизации, радикально отличаются традиционные цивилизации Востока. Свойственный традиционным обществам консерватизм (постоян­ство) видов деятельности, исторически обусловленный аграрным характером экономики, медленные темпы их эволюции, господство


Глава I. Общая теория права в системе социально-гуманитарного знания

регламентирующих традиций ограничивали проявление преобразую­щей активности человека. Принципу целенаправленно преобразую­щего деяния, характерному для западной цивилизации, здесь проти­востоит принцип невмешательства человека в протекание природных процессов и адаптации к сложившейся социальной среде. Данный принцип задает совершенно иной вектор человеческой активности в традиционных обществах: она направлена не на изменение внешнего мира, а на изменение самого человека. Формами человеческой ак­тивности здесь являются прежде всего самосозерцание и самодис­циплина, которые обеспечивают следование традиции. Инноваци­онная деятельность не воспринимается здесь как ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками прове­ренных традиций. В традиционных обществах личность осознает себя таковой только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи необходимым элементом в исторически сложившейся и строго определенной системе корпоративных связей. Вследствие этого традиционные общества Востока получили также название кол­лективистских. Необходимо отметить, что современные процессы рас­пространения техногенной цивилизации обусловили и определенные изменения в культуре традиционных обществ.

Таким образом, только в культуре техногенной (западной) ци­вилизации, главной ценностью которой является идеал автономной личности, целенаправленно преобразующей окружающий мир с целью достижения господства над ним, научное знание приобретает особое ценностное значение. Научное знание рассматривается как необхо­димое условие преобразования мира во все более расширяющихся масштабах. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать при­родные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Доминирование ценности научного знания и активное влияние по­следнего на другие сферы культуры становятся характерным при­знаком техногенной цивилизации.2

Научное знание есть прежде всего знание рациональное (лат. ratio — разум), достоверно объясняющее окружающую действи­тельность и стремящееся к ее пониманию. Рациональность научного

2 Стенин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 18-29.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

знания выражается в теоретическом моделировании реальности с помощью понятий, отличающихся определенностью и однозначностью смыслового содержания. Научная теория, представляющая собой рациональную модель действительности, должна удовлетворять требованиям логической непротиворечивости, обоснованности (до­казательности) и систематизированности. Именно рационально­стью научное знание отличается от других видов знания — мифо­логического, религиозного, обыденного, художественного, в которых доминирует эмоционально-ценностное и образное восприятие реаль­ности, часто не имеющее вербального (словесного) выражения. Глу­боко личностный, индивидуальный характер эмоционально-ценност­ного и образного постижения действительности является фактором, затрудняющим процесс передачи информации другим субъектам и требующим от них определенных эмоциональных усилий для ее адек­ватного восприятия. Рациональное знание, напротив, в силу своего по­нятийного и вербального характера обладает свойством общезна­чимости и может быть без ущерба для полноты информации передано другим субъектам и адекватно ими воспринято.

Научная рациональность представляет собой исторически раз­вивающееся явление, обусловленное мировоззренческими доминан­тами культуры, а потому можно выделить исторические типы, или модели, научной рациональности. Специфические особенности типа научной рациональности находятся в зависимости от господ­ствующей в научном сообществе научной парадигмы и формиру­ются в рамках научной картины мира.

По определению американского ученого Т. Куна, научная па­радигма (греч, paradeigma — пример, образец) — это культурно обусловленная система теоретических, методологических и ценност­ных (аксиологических) установок, принятых в качестве образца ре­шения научных задач и разделяемых всеми членами научного сооб­щества. Та или иная научная парадигма лежит в основании «здания» любой науки, является ее «фундаментом». Научная парадигма вы­полняет функцию исследовательской программы: она определяет направления научного поиска, т. е. стратегию эмпирических и тео­ретических исследований, и тем самым организует научный процесс.

Научная парадигма выступает организующим принципом, в соответствии с которым выстраивается научная картина мира.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

2) невозможность концептуального объяснения в рамках сущест­вующей научной картины мира новых фактов;

3) стремительное умножение теорий, конкурирующих между собой по способности увеличивать эмпирическое содержание науки, т. е. область объясняемых и предсказываемых ею фактов.

К числу социокультурных причин, приводящих к революци­онной смене научных парадигм, относятся прежде всего измене­ния в системе ценностей, составляющих фундамент культуры со­ответствующей исторической эпохи, что сопровождается сдвигами в религиозном, философском, эстетическом и обыденном сознании, обусловливая и необходимость изменения научного видения реаль­ности.

Новые представления о научном знании первоначально выдви­гаются как гипотезы, разделяемые незначительной частью научного сообщества (так называемая наука переднего края). Гипотетическое научное знание проходит этап обоснования и может весьма длительное время конкурировать с прежними научными представлениями. Ут­верждение новой научной парадигмы и соответствующей ей научной картины мира происходит не только благодаря тому, что она эффек­тивно функционирует в качестве исследовательской программы, продуцируя новые научные теории, но также и потому, что она по­лучает философско-мировоззренческое обоснование в системе куль­туры. Развиваемое в рамках научной парадигмы новое видение ре­альности легитимируется (т. е. получает признание), лишь будучи согласованным с фундаментальными ценностями культуры соответ­ствующей исторической эпохи.

Научные революции не отменяют окончательно старую карти­ну мира, так как наряду с гипотетическим знанием она содержала в себе и достоверное знание об исследуемой реальности, которое и включается в новую научную картину мира как ее часть (так называе­мое твердое ядро науки). Знание, не отвечающее новым парадиг-мальным критериям, оказывается вытесненным за пределы науки и становится историей науки. История науки представляет собой вы­тесненное за пределы актуальной науки устаревшее знание, которое, прав­да, при определенных обстоятельствах, может быть снова актуа­лизировано на новом уровне и в новом контексте. Таким образом,


Учебник

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

схемы Птолемея, согласно которой планеты движутся по сложным циклам, Все­ленная вдруг предстала в своей удивительной простоте. «Мало того, что планеты, как оказалось, движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце, новые воззрения объяснили, почему все это происходит так, а не иначе! И законы, которые повелевают этим движением, — великие законы Ньютона оказались необы­чайно простыми и понятными... Уже в XIX веке мир предстал перед людьми как некоторый необычайной сложности, но все-таки механизм, который был однажды кем-то и когда-то " запущен" и который вечно действует по вполне определенным раз и навсегда начертанным и вполне познаваемым законам. Последнее утвержде­ние— особенно важно: если мы чего-нибудь сегодня и не понимаем, то завтра наверняка поймем! Такова была вера в неограниченность знания, основанная на фантастических успехах науки.,. Ну а человек? Человека в этой схеме просто нет! Он только наблюдатель, не способный влиять на извечный, раз навсегда опреде­ленный ход событий... Он способен регистрировать происходящие события, уста­навливать связи между явлениями, то есть познавать законы, управляющие меха­низмом, и, благодаря этой способности, предугадывать появление тех или иных событий. Но не больше! Человек... лишь посторонний наблюдатель того, что про­исходит во Вселенной. Он... отодвинут на периферию Универсума».4

Уверенности в относительной простоте мира и его безгранич­ной познаваемости соответствовало представление о том, что субъект в акте научного познания находится вне познаваемого им объекта и не оказывает на него никакого влияния. Данное противопоставле­ние объекта познания (окружающей человека действительности) и субъекта познания (человека), который должен действовать как «чи­стый разум», исключив из акта познания какую-либо субъективность, рассматривалось в классической науке как гарантия объективности научного знания. В рамках классического типа научной рациональ­ности предполагалась возможность получить абсолютно точную картину исследуемой реальности — при использовании правильных методов и упразднении из процесса познания всех индивидуальных особенностей личности, т. е. субъективности. При этом считалось, что объективная, абсолютная истина существует «сама по себе», как объективная реальность, и никак не связана с человеком, формули­рующим ее в определенной языковой форме. Язык в классической науке рассматривался в качестве инструмента логического мышле­ния, с помощью которого можно отобразить весь мир в мыслитель­ном образе, адекватном своему объекту.

4 Моисеев Н. Н. Расставание с простотой. М., 1998. С. 26-27.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

на противопоставлении субъекта и объекта познания: теперь субъект познания рассматривается уже не как дистанцированный от изучаемого объекта, а как находящийся внутри объекта как сложной системы.

В неклассической науке признается, что используемые в про­цессе научного познания методы оказывают влияние на познаваемый объект. Если в классической науке идеал научного описания пред­полагал характеристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в неклассической науке в качестве необходимого условия объективного описания выдвигается требо­вание четкой фиксации особенностей средств познания, которые используются субъектом. Таким образом, для неклассического типа научной рациональности характерны такие типы научного описания и объяснения, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности.

Одним из таких средств познания выступает человеческий язык, который в неклассическом типе рациональности становится само­стоятельным объектом научного познания. В неклассической науке происходит осознание зависимости человеческого познания от специ­фики языка, которым владеет познающий субъект. Соответственно все научные и философские проблемы переводятся в сферу языка и реша­ются на основе анализа его средств и выражений (так называемый лингвистический поворот, или языковая революция).

В социально-гуманитарном познании утверждается идея о принципиальной невозможности обнаружения логики в истории и как следствие этого происходит отказ от линейного осознания вре­мени, предполагавшего понятия минувшего и грядущего, и от осно­ванного на нем линейного прочтения истории как необратимо раз­вернутой из прошлого через настоящее в будущее.

В последней трети XX в. под влиянием новых естественнонауч­ных открытий начинает формироваться современный постнеклас-сический тип научной рациональности, соответствующий ситуации перехода постиндустриального общества в общество информацион­ное, в котором основным стратегическим ресурсом становится ин­формация.

В современной постнеклассической науке все большее место занимает исследование объектов, представляющих собой сложные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы, включающие


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

и социокультурными ценностными установками соответствующей исторической эпохи, т. е. в акте научного познания учитывается субъективность, оказывающая влияние на результаты исследования.

В сложных саморазвивающихся системах формируются особые информационные структуры, которые фиксируют важную для целост­ности системы информацию, выступают компонентом системы и определяют способы ее взаимодействия со средой, а также способы ее воспроизводства как целого. Эти информационные структуры выступают в функции программ поведения системы: генетический аппарат биологических организмов, базовые ценности культуры в организмах социальных.5 Сложные саморазвивающиеся системы характеризуются также открытостью, обменом веществом, энергией и информацией с внешней средой.

Таким образом, современная наука, и прежде всего такое ее направление, как синергетика, на переднем крае своего поиска по­ставила в центр исследований уникальные исторически развиваю­щиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам субъект. Современная постнеклассическая рациональность ха­рактеризуется как «открытая», в противоположность «закрытой» рациональности классической науки. Открытая рациональность предполагает «внимательное и уважительное отношение к альтер­нативным картинам мира, возникающим в иных культурных и ми­ровоззренческих традициях... она предполагает диалог и взаимообо­гащение различных, но равноправных познавательных позиций».6

Открытая рациональность постнеклассической науки, важней­шей идеей которой является идея диалога культур и отказ от безус­ловного доминирования ценностей техногенной цивилизации, есть вместе с тем рациональность коммуникативная.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

текст — это знаковое сообщение, специально предназначенное для передачи каким-либо адресатам, например, указательная надпись на дороге, призыв к гражданам активно участвовать в выборах, поста­новление правительства. Таким образом, в качестве знаковых объек­тов выступают различные устные и письменные тексты (в том чис­ле тексты законов), устная речь, мимика и жесты, живописные полотна, скульптуры, фотографии, отпечатки пальцев и др.

Социальное взаимодействие, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей знаковую (текстуальную) форму, называется социальной коммуникацией. Понятие инфор­мации является одним из ключевых понятий постнеклассической науки. Применительно к социогуманитарной сфере можно утверж­дать, что все, что здесь существует, существует через информацию и осмысленное взаимодействие между субъектами. Эти феномены предполагают друг друга и не существуют изолированно.

Понятие коммуникации исследуется и разрабатывается в рамках теории коммуникации. Это сравнительно молодая область науч­ного знания, которая стала обретать статус самостоятельной акаде­мической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятиле­тие.7 Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания, 8

Коммуникацию можно рассматривать как механизм настройки, создающий общность, согласованность между теми, кто общается. В этом смысле коммуникация — синергийное понятие, подлежащее изучению в синергетическом аспекте. Человек не может быть самим собой, не вступая в коммуникацию. В современной социальной фи­лософии утверждается мнение о том, что именно социальные ком­муникации и образуют социальную реальность, по своему смыслу исключающую крайности индивидуализма или коллективизма. Ком­муникация создает целостность через свободные и согласованные

7 С 2000 г. действует Всероссийская Коммуникативная Ассоциация.

8 Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М., 2003.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

человеческом обществе. Социальное пространство — это интуи­тивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Разнообразие этих отношений определяет многомерность со­циального пространства. Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, которые находятся в определенных социальных отношениях с коммуникантом (комму­никатором). Социальное время — это интуитивное ощущение те­чения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощу­щение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход."

Коммуникация может возникать на индивидуальном, групповом и массовом (общественном) уровнях. Такие коммуникации называ­ются соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией и макрокоммуникацией.

Для теоретического правоведения также важно то, что коммуни­кация может быть императивной (с приоритетностью прямой связи), т. е. монологической, и диспозитивной (с приоритетом обратной связи), т. е. диалогической.

В понятии коммуникации раскрывается сущность социального как такового. Что отличает мир социального от мира физического, природного? Только наличие некой нефизической, неприродной связи между людьми. Человеческий характер такой связи выражается в том, что она осуществляется как осмысленная связь, позволяющая вступать во взаимодействия с другими людьми на основе созна­тельного выбора требуемого варианта поведения. Для осуществления данной связи люди должны обладать способностью создавать тексты (информационные сообщения), обмениваться текстами и корректи­ровать свое поведение на основе текстов. Такое связанное (когерент­ное) поведение и создает эффект социального как явления комму­никативного.

Коммуникация всегда протекает в рамках конкретного социо-культурного, в том числе языкового, контекста, что обусловливает общность понимания субъектами социального взаимодействия смысла получаемой информации.

н Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 25,

37-38 24


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

индивидуальное. Естествознание, полагал В. Виндельбанд, имеет сво­ей целью выявление и формулировку общих законов, выражающих ус­тойчивые и повторяющиеся связи между явлениями; гуманитарное познание (в первую очередь история) видит свою цель в фиксации и объяснении конкретных, единичных фактов. Согласно Г. Риккерту, наукам о природе присущ генерализующий (обобщающий) метод, с помощью которого исследователь отбирает из многообразия при­роды лишь повторяющиеся факты, свидетельствующие о наличии постоянных, устойчивых связей между явлениями. Соответственно в науках о духе используется индивидуализирующий метод, заклю­чающийся в фиксации и объяснении единичных явлений. Рассмат­ривая данные методы как взаимодополняющие, немецкие философы, однако, полагали, что номотетический, или генерализующий, метод в европейской культурной традиции воспринимается в качестве уни­версального метода научного познания, а его использование высту­пает критерием научности познавательной деятельности вообще.

Авторитетность наук о природе и наук о духе, а также трактовка их специфических особенностей варьируется в классическом, не­классическом и постнеклассическом типе научной рациональности. Классическая европейская наука исторически сформировалась как экспериментально-математическое естествознание; она абсолюти­зировала обобщающий метод, рассматривая его в качестве един­ственного метода научного познания. Для классического естество­знания была характерна установка на поиск единого, универсального закона бытия, обнимающего частные закономерности и выражаю­щего презумпцию (предположение) всеобщей гармонии природы. В качестве такого универсального закона мироздания выступил от­крытый И. Ньютоном закон всемирного тяготения, составивший ос­нову классической механистической картины природы. Сама идея единичного, индивидуального, неповторимого, не укладывающегося в рамки жестких закономерностей, отвергалась классическим естество­знанием, объявляясь прерогативой гуманитарных дисциплин, кото­рым — именно в силу этого обстоятельства — было практически отказано в научном статусе. Таким образом, различия между есте­ственнонаучным и социально-гуманитарным типами знания рассмат­риваются в классическом типе научной рациональности как различия соответственно между научным и ненаучным знанием.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

с тем в процессе межсубъектного взаимодействия социально значимые акты коммуникации порождают социальные институты (примером такого института являются нормы права), которые, будучи результатом человеческой деятельности, начинают восприниматься человеком как обладающие свойством объективности, т. е. независимости от него. Социальное как бы «обволакивает» человека, включая его в сферу своего энергетического воздействия.

Таким образом, объектом классического естественнонаучного познания выступает природа как объективная, без-человечная ре­альность; объектом познания социально-гуманитарных наук явля­ется общество как субъективно-объективная реальность, т. е., с одной стороны, как реальность, создаваемая и поддерживаемая че­ловеком в процессе межсубъектного взаимодействия, с другой — как объективная реальность, осознаваемая человеком в качестве проти­востоящей ему.

2. Особенности объектов естественнонаучного и гуманитарного познания обусловливают второе различие между ними: отношение познающего субъекта к познаваемому объекту. В классическом есте­ствознании отношения ученого и объекта исследования характери­зуются определенной дистанцией между ними. Здесь ученый про­тивостоит миру наблюдаемых объектов как внешней для него действительности, на которую он воздействует, используя различ­ный инструментарий и определяя условия эксперимента. Ученый-естествоиспытатель никогда не бывает имманентной (неотъемлемой) частью изучаемого объекта, а наблюдает за ним со стороны.

В социально-гуманитарных науках ученый (наблюдатель) не дистанцирован от объекта своего исследования. Это связано с тем, что исследователь социальных отношений сам является их участни­ком, т. е. включен прямо или опосредованно в те объекты и процессы, которые он изучает. Следовательно, научное наблюдение в социально-гуманитарных науках осуществляется изнутри познаваемого объекта, в роли которого выступают общество, государство, нация и т. д. Со­ответственно социально-политическая, национальная, конфессио­нальная и иные привязанности исследователя во многом определяют выбор научных проблем, стратегию и даже результаты их исследо­вания. Поэтому социально-гуманитарное познание, в отличие от есте­ственнонаучного, весьма часто оказывается подверженным влиянию той или иной разделяемой исследователем идеологии.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

воображению и интуиции, с помощью которых интерпретатор (субъект понимания) достигает понимания духовного мира Другого. Чтобы интерпретировать цели, намерения, мотивации авторов тек­стов, как и любые действия людей как сознательных существ, необ­ходимо понять их (встать на место Другого). Совершенно иначе об­стоит дело в природе, где действуют слепые, бессознательные силы и где поэтому отсутствует преднамеренная деятельность как таковая. Именно по этой причине в естественнонаучном знании главное вни­мание уделялось вопросам объяснения, ибо они не связаны с анализом целеполагания и мотивации. Объясняющее знание не следует про­тивопоставлять пониманию. Они взаимодополняют друг друга. Знание всегда текстуально и носит общий характер, понимание — контек­стуально и носит в силу этого индивидуальный характер. Но научная коммуникация включает в себя и общее, и индивидуальное.

В неклассической и особенно в современной постнеклассической науке был осуществлен критический пересмотр особенностей клас­сического естественнонаучного знания, что привело к возникновению тенденции к снятию жесткого разделения между естественнонаучным и гуманитарным типами знания. В рамках синергетики как ведущего направления постнеклассической науки обосновывается программа сближения естественнонаучного и гуманитарного типов знания, что создает широкие возможности для междисциплинарного диалога.

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

рациональности и тип правопонимания определяют предметную сферу теоретико-правового исследования.

Современное теоретико-правовое знание теснейшим образом связано со всем комплексом наук, как социально-гуманитарных, так и естественных. Важнейшее значение для общей теории права имеют социальные и гуманитарные науки. Никакое дисциплинарное научное знание, и в том числе общая теория права, не может развиваться ис­ключительно из самого себя. Как уже было показано выше, научное знание определяется господствующей в научном сообществе науч­ной парадигмой и формируется в контексте парадигмально обуслов­ленной общей научной картины мира. Следовательно, любая дис­циплинарная научная теория может быть обоснована только через метатеорию (греч. meta — после, за; греч. theoria — рассмотрение, исследование), т. е. через междисциплинарную теорию, определяющую принципы построения дисциплинарной теории.

Особенную актуальность проблема метатеоретического обосно­вания дисциплинарной научной теории получает в постнеклассическом типе научной рациональности. Актуальность междисциплинарного диалога объясняется тем, что в рамках синергетической парадигмы постнеклассической науки объекты социально-гуманитарного познания рассматриваются как сложные, динамичные, самоорганизующиеся и саморазвивающиеся системы. Сложность изучаемых постнеклас­сической наукой объектов, их многогранность обусловливают необхо­димость их изучения с привлечением знаний и методов различных научных дисциплин. Именно поэтому современная постнекласси-ческая теория права развивается как ме/кдисциплинарное зна­ние, т. е. знание, формирующееся «на стыке» разных наук.

Междисциплинарный характер современной теории права от­личает ее от теорий, сформировавшихся в рамках классического типа научной рациональности. Например, такой классический тип пра­вопонимания, как правовой этатизм, исходил из представления о самодостаточности формально-юридического знания. Если право понимается как закон, установленный государством, то познание права ограничивается изучением того, как эти законы создаются и каким образом должны быть сформулированы законодательные нормы, чтобы императивно выражать государственную волю. В правовом этатизме познание права сводится к уяснению логического содержания


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

закономерное, так и единичное, субъективное, связанное с индиви­дуальными интересами, намерениями, целями человека.

Наиболее значимыми для правоведения являются такие соци­альные и гуманитарные области знания, как 4)илософия, социология, психология, история, семиотика, лингвистика, кибернетика, синер­гетика, культурология, политология, коммуникология. Остановимся на краткой характеристике наук, имеющих наибольшее значение для теоретического правоведения.

Философия стремится к целостному обобщенному знанию, включающему рациональные, ценностные и практические аспекты. Она отвечает на следующие вопросы: 1) что есть бытие; 2) как сле­дует относиться к бытию; 3) что необходимо делать для того, чтобы достичь должных целей. Только первый вопрос подпадает под об­щепринятые критерии научного знания и при определенных обсто­ятельствах может рассматриваться как выражение научной филосо­фии. Решение других вопросов основано на определенных мировоззренческих предпосылках, поэтому не может претендовать на общезначимость, так как является обобщенным выражением ин­дивидуального внутреннего опыта создателя философской системы.

Значение постнеклассической философии состоит в том, что она ориентирует всю область социально-гуманитарного знания на иные по сравнению с классической философией представления о рациональности. По мнению современного немецкого философа и социолога Ю. Хабермаса, в новом типе рациональности разумным считается уже не объективный порядок вещей, как это предполага­лось классической наукой, а разрешение проблем, которое основы­вается на опыте обращения с реальностью. Соответственно класси­ческая рациональность рассматривается им как «материальная», постнеклассическая — как своего рода «процедурная», открытая. Новым предметом философского познания становится жизненный мир человека как сфера повседневной самопонятности (о понятии жизненного мира см. § 2 главы II «Исторические и современные типы правопонимания»), как дотеоретическая целостность, познаваемая через рациональную реконструкцию интуитивного знания компетентных субъектов речи и действия. Философия, в том числе современная постнеклассическая философия, предоставляет основные метатео-ретические идеи для правовой науки, являясь ее методологическим, гносеологическим и онтологическим основанием.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

на основе широкого привлечения эмпирических данных, фактов ре­альной жизни, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимо­действиях в различных сферах общественной жизни. Как и другие науки, социология в настоящее время переживает парадигмальный поворот от психологического к коммуникативному видению соци­альной реальности. ^Социология вносит свой вклад в развитие пра­вовой теории, позволяя глубже понять природу права и его (права) социальное действие. Поскольку право немыслимо вне социума и вне социального взаимодействия, то именно социология позволяет понять характер такой связи и такого взаимодействия, вскрыть его коммуникативные механизмы.

Психология как наука о происхождении, развитии, функцио­нировании и закономерностях психической жизни также имеет перво­степенное значение для правовой теории. Современная психология насчитывает до 40 отраслей (в том числе юридическую и социальную психологии). Психология помогает установить зависимость между мышлением человека, сферой его эмоциональной жизни и его ком­муникативным поведением. Данная наука раскрывает также связь сознания человека с бессознательным, своеобразным «скрытым тек­стом» сознания. Особенно важное значение имеет обосновываемое в рамках психологии положение об образности человеческого мыш­ления, его метафоричности. Именно способность воображения вы­водит мышление на абстрактный уровень, т. е. за пределы того, что мы можем увидеть и почувствовать. Без современных психологи­ческих знаний невозможно понять интерсубъективную природу права.

Дополнительная литература


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 880; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь