Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научное знание как коммуникативный феномен



Постнеклассическая рациональность складывается под домини­рующим влиянием коммуникативных стратегий в системе социально-гуманитарного знания. Самоорганизующаяся и саморазвивающаяся

5 Степип В. С. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рацио­нальность // Вопросы философии. 2003, № 8. С. 12.

6 Швырев В. С. Рациональность как ценность культуры // Вопросы филосо­фии. 1992. № 6. С. 98.


Глава I. Общая теория права в системе социально-гуманитарного знания

человекоразмерная система не может быть не чем иным, как системой самоорганизующихся и саморазвивающихся человеческих (меж­субъектных) коммуникаций. Но и сама постнеклассическая рацио­нальность, постнеклассическое научное знание выступает как знание коммуникативное, в связи с чем необходимо раскрыть понятие «ком­муникация».

Процесс познания не является пассивным отражением, копи­рованием окружающего мира познающим его субъектом. Познание возможно только как проявление активности человеческого сознания и выступает как деятельность, форма поведения человека. Важнейшим свойством сознания является направленность на объект познания (интенциональность). В процессе познания субъект получает опре­деленную информацию — новые сведения об интересующем его объекте, которые выражаются в знаковой (языковой и образной) форме.

Знак — это материальный объект, используемый для получения, хранения и передачи информации в процессе социального взаимо­действия. Только в такой знаковой форме полученная информация может восприниматься, храниться и передаваться от одного субъекта к другому.

Знак представляет собой единство означающего (материальная форма знака) и означаемого (осмысленная информация, к которой отсылает знак). Смысл знака уясняется в процессе его интерпретации воспринимающими субъектами. Знак всегда представляет, обозна­чает другой предмет, событие, явление, процесс и др. Например, изображение двуглавого орла с соответствующими атрибутами (оз­начающее) является знаком государственного герба (означаемое). Но Для человека, не знакомого с государственной символикой, смысл этого знака останется недоступным. Наиболее важные знаки, ис­пользуемые в процессе познания, — буквы алфавита, позволяющие письменно фиксировать результаты познания, и речевые звуки, исполь­зуемые для передачи устной информации.

Связная и полная последовательность знаков, несущая в себе определенный смысл, называется текстом в широком значении слова. о качестве таких текстов могут выступать и явления природы. На­пример, затмение Солнца рассматривалось в культуре Древнего мира как знаковое сообщение, текст, предрекающий беду. В узком значении


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

текст — это знаковое сообщение, специально предназначенное для передачи каким-либо адресатам, например, указательная надпись на дороге, призыв к гражданам активно участвовать в выборах, поста­новление правительства. Таким образом, в качестве знаковых объек­тов выступают различные устные и письменные тексты (в том чис­ле тексты законов), устная речь, мимика и жесты, живописные полотна, скульптуры, фотографии, отпечатки пальцев и др.

Социальное взаимодействие, основанное на интерпретации социально значимой информации, имеющей знаковую (текстуальную) форму, называется социальной коммуникацией. Понятие инфор­мации является одним из ключевых понятий постнеклассической науки. Применительно к социогуманитарной сфере можно утверж­дать, что все, что здесь существует, существует через информацию и осмысленное взаимодействие между субъектами. Эти феномены предполагают друг друга и не существуют изолированно.

Понятие коммуникации исследуется и разрабатывается в рамках теории коммуникации. Это сравнительно молодая область науч­ного знания, которая стала обретать статус самостоятельной акаде­мической дисциплины в нашей стране лишь в последнее десятиле­тие.7 Все большая востребованность коммуникативных знаний и навыков, которую ощутила отечественная наука, как и общество в целом, обусловила «коммуникативный бум», привела к тому, что о проблемах коммуникации сегодня говорят и пишут представители разных дисциплин, а сам термин «коммуникация» уже прочно вошел в понятийный аппарат социально-гуманитарного знания, 8

Коммуникацию можно рассматривать как механизм настройки, создающий общность, согласованность между теми, кто общается. В этом смысле коммуникация — синергийное понятие, подлежащее изучению в синергетическом аспекте. Человек не может быть самим собой, не вступая в коммуникацию. В современной социальной фи­лософии утверждается мнение о том, что именно социальные ком­муникации и образуют социальную реальность, по своему смыслу исключающую крайности индивидуализма или коллективизма. Ком­муникация создает целостность через свободные и согласованные

7 С 2000 г. действует Всероссийская Коммуникативная Ассоциация.

8 Основы теории коммуникации / Под ред. проф. М. А. Василика. М., 2003.


Глава I. Общая теория права в системе социально-гуманитарного знания

действия субъектов. Общество — это результат общения совместно действующих индивидов, «понятых» и «услышанных» Другими. Тем самым в общении, в коммуникации современная социальная наука усматривает теоретическое и практическое решение проблематики человека и человеческих отношений как альтернативы революци­онным преобразованиям.9

Социальная коммуникация включает:

1) не менее двух участников-коммуникантов, наделенных со­знанием и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка; отправитель сообщения (создатель текста) назы­вается коммуникатором (адресантом), а получатель сообщения — реципиентом (адресатом);

2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять;

3) сообщения (тексты), выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы;

4) мотивы и цели, делающие тексты направленными, т. е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу и взаимодействовать;

5) процесс материальной передачи текстов;

6) восприятие (интерпретация) сообщения (текста), отражаемое в поведении реципиента.

Таким образом, тексты, действия по их построению и интер­претации, а также связанные с этим мышление, понимание и взаимо­действие составляют содержание коммуникации.

Коммуникация связана как с познанием, так и с отношением к познанному, а также и с действием в соответствии с познанным. Поэтому социальная коммуникация включает в себя информаци­онный (рациональный), эмоционально-ценностный (иррациональ­ный) и праксеологический (деятельный) аспекты.

Мыслекоммуникация протекает в рамках социального хроното-па (греч. hronos — время; topos — место), 10 где происходит движение смыслов в социальном времени и пространстве, т. е. в определенном

9 Капитонов Э. А. Социология XX века: История и технологии. Ростов н/Д., 1996. С. 41.

10 Данное понятие сформулировано русским философом М. М. Бахтиным (1895-1975). По М. М. Бахтину, хронотоп есть некое единство времени (хронос) и места (топос).


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

человеческом обществе. Социальное пространство — это интуи­тивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Разнообразие этих отношений определяет многомерность со­циального пространства. Распространение смыслов в социальном пространстве означает восприятие их людьми, которые находятся в определенных социальных отношениях с коммуникантом (комму­никатором). Социальное время — это интуитивное ощущение те­чения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощу­щение зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход."

Коммуникация может возникать на индивидуальном, групповом и массовом (общественном) уровнях. Такие коммуникации называ­ются соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией и макрокоммуникацией.

Для теоретического правоведения также важно то, что коммуни­кация может быть императивной (с приоритетностью прямой связи), т. е. монологической, и диспозитивной (с приоритетом обратной связи), т. е. диалогической.

В понятии коммуникации раскрывается сущность социального как такового. Что отличает мир социального от мира физического, природного? Только наличие некой нефизической, неприродной связи между людьми. Человеческий характер такой связи выражается в том, что она осуществляется как осмысленная связь, позволяющая вступать во взаимодействия с другими людьми на основе созна­тельного выбора требуемого варианта поведения. Для осуществления данной связи люди должны обладать способностью создавать тексты (информационные сообщения), обмениваться текстами и корректи­ровать свое поведение на основе текстов. Такое связанное (когерент­ное) поведение и создает эффект социального как явления комму­никативного.

Коммуникация всегда протекает в рамках конкретного социо-культурного, в том числе языкового, контекста, что обусловливает общность понимания субъектами социального взаимодействия смысла получаемой информации.

н Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 25,

37-38 24


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь