Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Научное знание как социокультурный феномен



Общая теория права входит в систему современного социально-гуманитарного знания. Для того чтобы понять, что составляет предмет изучения данной научной дисциплины, и определить ее место в струк­туре современной науки, необходимо уяснить специфику научного познания как такового, а также особенности современного этапа его развития.

Научное знание является одной из высших ценностей совре­менного человечества, без которой невозможно представить его даль­нейшее развитие.

Однако столь высокое место в иерархии культурных ценностей наука занимала далеко не всегда и не во всех культурах. Наука пред­ставляет собой высокоспециализированную деятельность, ориенти­рованную на постоянный рост информации об окружающем нас мире и ее практическое использование с целью его преобразования. В таком понимании наука есть специфический социокультурный феномен, возникновение и стремительное развитие которого оказа­лось возможным только в западной цивилизации.' Избранный за­падной культурой в XVI-XVII вв. путь цивилизационного развития получил название техногенного. Для данного типа развития характерна

' Понятие «западная цивилизация» имеет не географический, а культуроло­гический смысл. К такой цивилизации относятся все общества, сформировавшие­ся на общей рационалистической духовной культуре и ориентированные на инди­видуалистические ценности.

2-1351


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

интеграция науки и техники, обусловившая формирование современ­ного технологически зависимого общества. Техногенный тип цивили-зационного развития основан на постоянно ускоряющемся преобразо­вании природной среды, что обусловливает также и стремительные темпы социальных изменений.

Формирование в западноевропейском культурном регионе в XVI-XVII вв. техногенной цивилизации оказалось возможным бла­годаря уникальному сочетанию определенных социокультурных факторов. Они обусловили процесс модернизации традиционного аграрного общества эпохи Средневековья и становление нового ин­дустриального, или капиталистического, общества, а также его по­следующую эволюцию в постиндустриальное и современное ин­формационное общество.

Главной ценностью формирующегося индустриального общества стал идеал активной суверенной личности, вследствие чего данный тип общества называется также индивидуалистическим. Деятельность, направленная на преобразование окружающего мира, как природного, так и социального, и обеспечивающая над ним власть, рассматрива­ется в таком типе общества как главное предназначение человека. При этом окружающая действительность понимается исключительно как арена деятельности человека, как сфера приложения его преобразова­тельных сил. Инновация, под которой понимается результат творчески преобразующей активности человека, считается в данном типе обще­ства самодостаточной ценностью. Индивидуалистические идеалы инду­стриального общества нашли выражение во всех сферах его жизни и обусловили формирование саморегулирующейся рыночной эконо­мики, основанной на свободе частного предпринимательства, идео­логии неотчуждаемых прав и свобод человека, а также демократи­ческой политической культуры. Произошедшее в эпоху европейского Ренессанса возрождение ценностей полисной культуры античного об­щества способствовало развитию представлений о длительности за­падноевропейской демократической традиции.

От западной цивилизации, пошедшей по пути модернизации, радикально отличаются традиционные цивилизации Востока. Свойственный традиционным обществам консерватизм (постоян­ство) видов деятельности, исторически обусловленный аграрным характером экономики, медленные темпы их эволюции, господство


Глава I. Общая теория права в системе социально-гуманитарного знания

регламентирующих традиций ограничивали проявление преобразую­щей активности человека. Принципу целенаправленно преобразую­щего деяния, характерному для западной цивилизации, здесь проти­востоит принцип невмешательства человека в протекание природных процессов и адаптации к сложившейся социальной среде. Данный принцип задает совершенно иной вектор человеческой активности в традиционных обществах: она направлена не на изменение внешнего мира, а на изменение самого человека. Формами человеческой ак­тивности здесь являются прежде всего самосозерцание и самодис­циплина, которые обеспечивают следование традиции. Инноваци­онная деятельность не воспринимается здесь как ценность, напротив, она имеет ограничения и допустима лишь в рамках веками прове­ренных традиций. В традиционных обществах личность осознает себя таковой только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи необходимым элементом в исторически сложившейся и строго определенной системе корпоративных связей. Вследствие этого традиционные общества Востока получили также название кол­лективистских. Необходимо отметить, что современные процессы рас­пространения техногенной цивилизации обусловили и определенные изменения в культуре традиционных обществ.

Таким образом, только в культуре техногенной (западной) ци­вилизации, главной ценностью которой является идеал автономной личности, целенаправленно преобразующей окружающий мир с целью достижения господства над ним, научное знание приобретает особое ценностное значение. Научное знание рассматривается как необхо­димое условие преобразования мира во все более расширяющихся масштабах. Оно создает уверенность в том, что человек способен, раскрыв законы природы и социальной жизни, регулировать при­родные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Доминирование ценности научного знания и активное влияние по­следнего на другие сферы культуры становятся характерным при­знаком техногенной цивилизации.2

Научное знание есть прежде всего знание рациональное (лат. ratio — разум), достоверно объясняющее окружающую действи­тельность и стремящееся к ее пониманию. Рациональность научного

2 Стенин В. С. Теоретическое знание. М., 2003. С. 18-29.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

знания выражается в теоретическом моделировании реальности с помощью понятий, отличающихся определенностью и однозначностью смыслового содержания. Научная теория, представляющая собой рациональную модель действительности, должна удовлетворять требованиям логической непротиворечивости, обоснованности (до­казательности) и систематизированности. Именно рационально­стью научное знание отличается от других видов знания — мифо­логического, религиозного, обыденного, художественного, в которых доминирует эмоционально-ценностное и образное восприятие реаль­ности, часто не имеющее вербального (словесного) выражения. Глу­боко личностный, индивидуальный характер эмоционально-ценност­ного и образного постижения действительности является фактором, затрудняющим процесс передачи информации другим субъектам и требующим от них определенных эмоциональных усилий для ее адек­ватного восприятия. Рациональное знание, напротив, в силу своего по­нятийного и вербального характера обладает свойством общезна­чимости и может быть без ущерба для полноты информации передано другим субъектам и адекватно ими воспринято.

Научная рациональность представляет собой исторически раз­вивающееся явление, обусловленное мировоззренческими доминан­тами культуры, а потому можно выделить исторические типы, или модели, научной рациональности. Специфические особенности типа научной рациональности находятся в зависимости от господ­ствующей в научном сообществе научной парадигмы и формиру­ются в рамках научной картины мира.

По определению американского ученого Т. Куна, научная па­радигма (греч, paradeigma — пример, образец) — это культурно обусловленная система теоретических, методологических и ценност­ных (аксиологических) установок, принятых в качестве образца ре­шения научных задач и разделяемых всеми членами научного сооб­щества. Та или иная научная парадигма лежит в основании «здания» любой науки, является ее «фундаментом». Научная парадигма вы­полняет функцию исследовательской программы: она определяет направления научного поиска, т. е. стратегию эмпирических и тео­ретических исследований, и тем самым организует научный процесс.

Научная парадигма выступает организующим принципом, в соответствии с которым выстраивается научная картина мира.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 860; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь