Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ



ГЛАВА II

ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ

Классические типы правопонимания

Историческим типам научной рациональности соответствуют исторические типы правопонимания. Тип правопонимания отра­жает парадигмальные черты современной ему научной картины мира и, несмотря на реальное многообразие вариантов правопонимания, принадлежащих к одному историческому типу научной рациональ­ности, их объединяют общие онтологические, гносеологические и аксиологические установки, формирующие типичные теоретические представления о правовой реальности.

Правопонимание — результат как рационального, теорети­ческого осмысления права в его онтологической (бытийной) сущно­сти, так и следствие его иррационального (эмоционального, цен­ностного, социокультурного) восприятия, так как понимание права всегда происходит в социокультурном контексте жизненного мира субъектов (о понятии жизненного мира см. § 2).

Тип правопонимания — это формирующийся в рамках опре­деленной культуры образ права, который характеризуется как пара-дигмально обусловленными теоретическими признаками права, так и культурно обусловленным практическим (ценностным) отношением к праву. Исходя из этого можно выделить два основания для класси­фикации типов правопонимания: практическое и теоретическое.

Практическое Правопонимание существует в общественном правовом сознании и правовой культуре в виде особого ценностного отношения к праву, характеризуемого специфическим социокультурным


Глава II. Исторические и современные типы правопоиимания

правовйдением и правочувствованием. Каждая цивилизация имеет собственное ценностное (практическое) Правопонимание. Так, в син­хронном аспекте можно выделить, например, практическое Пра­вопонимание Востока и Запада, а в диахронном — идеациональ-ный (религиозный), чувственный (светский) и идеалистический (включающий в себя черты как первого, так и второго) типы практи­ческого правопонимания (терминология П. А. Сорокина). Система­тизированное практическое Правопонимание выступает в форме правовой идеологии, несистематизированное — имеет форму правовой психологии.

Теоретическое Правопонимание характеризуется стремлением представить понимание права в виде научной теории. Постнеклас-сическое теоретическое Правопонимание стремится получить наи­более общие и достоверные правовые знания путем исключения ис­торически сложившихся ценностных правовых представлений, поскольку они отражают не общее в праве, а лишь его конкретные социокультурные особенности.

Историческое развитие типов правопонимания показывает, как изменения типов научной рациональности влекли за собой изменения в правопонимании.

В рамках классического типа научной рациональности, пред­посылки которого относят еще к эпохе античности, сформировалось три основных теоретических варианта правопонимания: естественно-правовой, этатистский и социологический.

I. Естественно-правовой вариант, или юснатурализм (лат. jus — право; natura — природа), — один из древнейших вариантов правопонимания. Он отражает характерные для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном (законосообразном) устроении мира, природы, космоса. Согласно такому представлению миром правит закон, постигаемый челове­ческим разумом через усмотрение закономерного устроения универ­сума. Все, что существует в мире, существует закономерно, и это относится как к устроению всей Вселенной, включая мир животных, так и к устроению человеческого мира, в том числе права. В отличие от искусственного и изменчивого человеческого закона (позитивного права, создаваемого государством), постулировалось существование постоянного и неизменного, совершенного естественного (природного)


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

закона, именовавшегося также естественным правом. В силу припи­сываемого ему совершенства естественное право воспринималось как абсолютная ценность: воплощение справедливости, добра, нрав­ственности и гуманизма.

Однако представления о сути естественного права менялись вместе в развитием общества и развитием научного знания. Для античной правовой мысли было характерно восприятие мира как упорядоченного целого, космоса, которому противостоит хаос. Со­ответственно естественное право отождествлялось с разумными за­конами природы, которым подчиняется все живое — и люди, и звери. Таковы естественные законы, заставляющие людей защищать соб­ственную безопасность и свое имущество, вступать в брачные союзы, иметь детей и заботиться о них и т. д. Фактически естественное право отождествлялось с естественной закономерностью, такой же, как, например, рождение и последующая смерть (так называемая первая редакция естественного права).

Подобное правопонимание было характерно, например, для древнеримских мыслителей и юристов. Философы того времени стре­мились отождествить «право народов» с «правом природы». Стоики определяли естественное право как нравственный кодекс, заложенный в человека «природным разумом». Природа, считали они, представ­ляет собой соразмерную разуму систему, в котором все вещи про­никнуты логикой и порядком; этот порядок, спонтанно развиваю­щийся в человеческом обществе и достигающий самосознания в человеке, и есть природное, или естественное, право. Цицерон вы­разил эти представления в следующем пассаже: истинный закон — это правильный разум, согласный с природой, обнимающий всю Вселенную, неизменный, вечный. Мы не можем ни противостоять этому закону, ни изменить его. Этот закон один — для Рима и Афин, для настоящего и будущего. Он есть и будет непреложен для всех времен и народов. Тот, кто не подчиняется ему, отрицает самого себя и свою природу.

В европейской культуре Средневековья естественное право полу­чило теологическое (божественное) обоснование (вторая редакция естественного права). Естественное право трактовалось как воля Бога, которая находит отражение в человеческом разуме и в Свя­щенном Писании (ярким примером такого правопонимания являются


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

1. Естественное право как право совершенное противопостав­ляется несовершенному праву, искусственно создаваемому государ­ством. Соответственно для всех версий юснатурализма характерен дуализм естественного и позитивного права, соответствующий дуа­листической (лат. dualis — двойственный) установке классической науки, исходившей из противопоставления субъекта познания и при­роды как существующей без человека реальности.

2. Закономерным следствием характерного для классической науки противопоставления субъекта и объекта познания является трактовка естественного права как существующего независимо от государства, общества и сознания человека, как своего рода объек­тивной реальности, в создании которой субъект не принимает ни­какого участия. Предполагалось, что разум человека, формулируя универсальные нормы естественного права, не создает ничего суб­станциально нового, он лишь открывает содержание, которое либо уже заложено в природе человека, либо существует в объективном порядке бытия,

3. Характерное для юснатурализма предположение о том, что человеческий разум безошибочно открывает не что-нибудь, а именно «подлинное», «естественное» право, также являлось выражением классических представлений о рациональности, в соответствии с которыми познающий субъект может действовать как «чистый ра­зум», исключив из акта познания какую-либо субъективность.

4. Естественное право интерпретируется как постоянное и не­изменное, не подверженное «порче», что соответствовало представ­лениям классической науки о статичности, вневременном характере исследуемых ею объектов, состояния которых в прошлом, настоящем и будущем были практически неразличимы.

5. Подобно претензиям классической науки получить един­ственно истинную и абсолютно точную картину реальности, есте­ственное право как истинное право обладало свойством универсаль­ности, социокультурной общезначимости.

6. Естественное право, являясь выражением разумности миро­здания, предполагаемой классической наукой, предстает как право разумное и открывается человеку через его разум.

Естественно-правовому подходу, как и любому одностороннему (классическому) теоретико-правовому подходу, присущи существенные


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

культуры, юснатурализм, особенно в третьей его редакции, ошибоч­но свел право к набору ценностей, характерных исключительно для западноевропейской правовой культуры.

II. Этатистский (фр. Etat— государство) подход, как и юсна­турализм, относится к классическим типам правопонимания, сфор­мировавшимся в рамках классической научной рациональности.

Историческими предпосылками возникновения этатизма яви­лись взаимосвязанные процессы формирования западноевропейских абсолютистских государств и кодификации национальных законо­дательств (XVI-XVII вв.). Данный тип правопонимания возникает как результат утраты правовой культурой своего религиозного зна­чения, в результате чего государство стало пониматься исключительно как рациональное творение человеческих рук, а право — как выра­жение воли государства.2 Этатизм, таким образом, представляет собой идейную противоположность юснатурализму — типу правопонимания, характерному для мифологической или религиозной культуры.

Развитие правового этатизма продолжилось на основе методо­логии научного позитивизма — философского направления, воз­никшего в 30-е годы XIX в. Его основатель — французский мысли­тель О. Конт (1798-1857), вслед за немецким философом И. Кантом, полагал, что человеческий разум не способен проникать в сущность вещей, поэтому и наука не должна претендовать на раскрытие причин явлений, а должна заниматься лишь описанием и систематизацией

2 Истоки такого правопонимания, отождествляющего право и закон, и идей­ную борьбу вокруг него можно найти уже в античной правовой культуре. У Ксено-фонта, например, приводится следующий характерный диалог между Алкивиа-дом и Лериклом:

«Скажи мне, пожалуйста, Перикл, — спрашивает Алкивиад, — можешь ли ты меня научить, что такое закон?

— Конечно, — отвечает Перикл. — Закон есть все то, что народ, собравшись и одобрив, начертал, дабы определить, что следует делать и чего не следует.

— А если не народ, а, как это бывает в олигархиях, только немногие собира­ются и устанавливают, что это такое?

— Все, что господствующая в государстве власть установит, то и называет­ся законом.

—Значит, если что и тиран установит, и это будет закон?

—Да, и это называется законом.

— Но в таком случае, что же такое насилие и беззаконие? — спрашивает Алкивиад. — Не то ли, когда сильнейший не убеждением, а силою принуждает слабейшего делать то, что первому угодно..? ».


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

отождествляется с законом государства.5 Для человека, сформиро­вавшегося в рамках подобной правовой культуры, классическое этатистское правовосприятие так же естественно, как естественна для человека, не знакомого с современной астрономией, но ежедневно наблюдающего восход и заход Солнца, убежденность в том, что именно Солнце вращается вокруг Земли.

Основными признаками права в этатизме признаются формальная определенность, понимаемая как фиксация правовых норм в писаном законе, и защищенность публичной властью государства. Иными словами, право — это внешний нормативный порядок, поддерживае­мый при помощи физического принуждения со стороны государства. В свое время кредо этатистского подхода афористично сформулировал В. И. Ленин: «...право есть ничто без аппарата (государства. —Авт.), способного прилуждать к соблюдению норм права». В своей во­люнтаристской трактовке тот же вариант правопонимания опреде­ляет право как волю государства (народа, класса), возведенную в закон.

Этатистский подход совместим с представлениями о произволь­ности права, о возможности его формального существования, при отсутствии реального правомочного и правообязанного поведения субъектов. Главное — получение устанавливаемыми государством нормами объективированной внешней формы в виде закона. Ука­занный подход обходит стороной ценностные аспекты права и его коммуникативную сущность, полагая, что они не затрагивают при­роду права. Поэтому вопрос о справедливости права, его нравственной обоснованности, соответствии общественному правосознанию, как и вопрос о его реальном действии в обществе, — исключался сто­ронниками правового этатизма из предмета юридической науки или признавался несущественным.

Видными представителями правового этатизма на Западе в XIX — начале XX в. были И. Бентам, Д. Остин, П. Лабанд, К. Берг-бом и др.

5 Данный аспект правопонимания находит наиболее полное выражение в разновидности правового этатизма — теории правового нормативизма, видным представителем которого был австрийский правовед Г. Кельзен (1881-1973). Право трактовалось им как система иерархически построенных норм, устанавливающих акты принуждения (см., напр.: Чистое учение о праве Ганса Кельзена: Сб. перево­дов. Вып. 1. М., 1987. С. 53 и ел.).


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник

Вместе с тем в рамках этатизма впервые получил обстоятельную разработку нормативный аспект бытия права, однако норма права была неправомерно отождествлена с законодательным текстом.

III. Социологический подход формируется уже на закате клас­сического типа научной рациональности — во второй половине XIX в. Для социологического правопонимания характерно стремление понять право как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства.

Право, с позиций социологического подхода, возникает непо­средственно в обществе, через отдельные правовые отношения по­степенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание и либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права.

Для социологического подхода право есть не просто нормативное установление, приказ, «воля» и т. д., а то, что реально определяет поведение субъектов, их права и обязанности, воплощаясь в пра­вовых отношениях. Правовые отношения предшествуют правовой норме, которая предстает как результат развития правовых отношений, являясь обобщенным выражением опыта правового взаимодействия субъектов.

Право — это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в книгах законов. Такое книжное право вполне может быть «мертвым», т. е. фактически не оказывать никакого воздействия на общественные отношения. Решающую роль в отличии «правового» от «неправового», по мнению многих сторонников социологической доктрины, должен играть суд. Суд своими решениями даже может создавать право, основываясь на складывающихся в обществе пред­ставлениях о должном и справедливом.

Спецификой «классического» этапа формирования социологи­ческого типа правопонимания и его «родимым пятном» являлся по­зитивизм, характерный и для классического правового этатизма. Из поля зрения социологов исключался сам субъект права — живая че­ловеческая личность, которую подменяли социологические отноше­ния и «закономерности»,

Таким образом, ни одна из классических концепций правопо­нимания не являлась самодостаточной, т. е. способной, исходя из


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

такого подхода стали особенно очевидными в сфере социальных и гуманитарных наук. Психология, лингвистика и феноменология яви­лись теми направлениями гуманитарной мысли, которые в первую очередь обусловили переход к неклассической научной рациональ­ности в гуманитаристике.

Если в классическом типе научной рациональности предпола­галось, что объективность и достоверность результатов научного познания могли быть достигнуты только упразднением (заключени­ем в скобки) всех индивидуальных особенностей личности, то в не­классической науке была осознана принципиальная неустранимость субъекта из процесса познания. Кроме того, если классическая наука рассматривала используемые субъектом методы познания как уни­версальные, абсолютные и неизменные, то для неклассической науки характерно признание многообразия способов познания, вытекаю­щего из сложности самих изучаемых объектов.

В рамках неклассической науки оказалось невозможным кон­струирование какой-либо правовой теории как «одномерной», что являлось характерной чертой классической научной рациональности. Поэтому правовые теории XX в. были вынуждены считаться с нере­дуцируемой сложностью права и представляли собой интегративные конструкции, которые характеризовались стремлением объединить (интегрировать) в рамках единой правовой теории разработанные в классических типах правопонимания частные аспекты бытия пра­ва — ценностный (юснатурализм), нормативный (этатизм), соци­альный (социологический подход).

В середине XX в. в США теоретически оформляется идея интегративной юриспруденции. Ее представители — Дж. Холл, Г. Дж. Берман — полагали, что имеется достаточно оснований для объединения трех классических школ: правового этатизма, юснату-рализма и социологической юриспруденции. Каждая из трех конку­рирующих школ выделила в праве лишь одно из его важных измере­ний, проигнорировав остальные. «Этатисты» делали упор на нормах закона, «юснатуралисты» — на ценности права, а «социологи» — на «жизненности», «фактичности» правовых отношений. Дж. Холл предлагал такое определение права, которое объединяет в себе все эти моменты: право— это тип социального действия, процесс, в котором нормы, ценности и факты «срастаются и актуализируются».


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

НевОЗМОЖНО, но также не существует и не зависимых от сознания предметов. Мир сохраняет свою значимость только как феномен со­знания. Следовательно, не может быть никакого противопоставления субъекта и объекта, так как мир существует для нас постольку, по­скольку он является в сознании, а сознание существует постольку, поскольку оно есть сознание об этом мире. Итак, в рамках учения об интенциональности сознания Э. Гуссерль утверждает неразрывность мира и сознания и одновременно показывает несводимость друг к другу мира и сознания.

Субъекту познания свойственна естественная установка. Есте­ственная установка — это «наивная» точка зрения находящегося в конкретной ситуации «я». Для естественной установки характерно обыденное практическое мышление, в рамках которого природный и социальный миры просто «есть», приняты на веру. Исследование феноменов сознания предполагает воздержание от естественной уста­новки, «заключение ее в скобки», так как она способна повлиять на достоверность результатов познания.

Метод, при помощи которого феноменология исследует опыт сознания, называется феноменологической редукцией. В процессе феноменологической редукции упраздняются принимаемые на веру, свойственные естественной установке представления об окружающем мире. Результатом феноменологической редукции будет обнаружение в сознании субъекта чистой сущности, или эйдоса (греч. eidos — вид, образ, образец), явления. Русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988) так характеризовал феноменологический метод познания: отбросив частные проявления одного и того же, необходимо осознать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же. Таким образом, фено­менологический метод состоит не в построении умозаключений и формулировании понятий, что было свойственно классическому ра­ционализму, а в интуитивном, интеллектуально умозрительном ус­мотрении, созерцании сущности (эйдоса) явления и описании его смыслообразующей структуры.

Мир, на который направлено интенциональное сознание, Э. Гус­серль называет жизненным миром. Жизненный мир — это наша непосредственная «интуитивная среда», где мы как человеческие существа среди себе подобных переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам,


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

политика) есть способ нашего бытия в мире как бытия с другими людьми. Право конституируется отношением между «Я» и «Другими», и это отношение осуществляется в рамках общего (интерсубъектив­ного) жизненного мира. Именно поэтому нельзя просто ввести тот или иной закон и полагать, что тем самым уже создается право. Не­обходимо, чтобы текст закона соответствовал условиям жизненного мира членов данного общества, необходимо, чтобы он был интер­претирован как ценностно значимый (легитимный), чтобы он вошел составной частью в правовую коммуникацию. Только в этом случае возникает феномен права.

Следовательно, в рамках неклассических концепций права, исходящих из принципа интерсубъективности, преодолевается ха­рактерное для классических типов правопонимания противопостав­ление объекта и субъекта познания. Снятие данного противопо­ставления делает неактуальным классическое противостояние естественного права как некоего объективного явления и позитивного права как явления субъективного, созданного разумом законодателя, что закономерно приводит к утрате актуальности юснатурализма как варианта классического правопонимания. В неклассических типах правопонимания право не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а рассматривается как результат встречи (коммуникации) субъектов, погруженных в жизненный мир. Субъект не наблюдает за правом со стороны, заняв позицию стороннего на­блюдателя, а является непосредственным участником правовых ком­муникаций, без которого немыслим сам феномен права. Таким обра­зом, в неклассических типах правопонимания право рассматривается не как внешняя, посторонняя человеку сила, стремящаяся его под­чинить, а как способ бытия человека.

В качестве примера правовой теории, основанной на идеях фено­менологии, можно привести эгологическую (лат. ego — я) концепцию права одного из виднейших представителей латиноамериканской правовой мысли К. Коссио (1903-1984), имеющего последователей во всем мире. Подлинно научная теория должна строиться, по его мнению, на основе исторического понимания права как специфи­ческого культурного явления. Такое правопонимание должно вклю­чать в себя три момента: 1) право дается в опыте; 2) существует во времени; 3) имеет ценностный аспект, определяющий поведение


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

партикулярными. Поэтому механическое суммирование частных аспектов бытия права будет лишь искусственным единством, не спо­собным объяснить сущностное многоединство права.

Таким образом, интегральная теория права призвана не эклек­тично объединить, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями. При этом интегральный подход к праву исходит не просто из идеи синтеза конкурирующих теорий, а из усмотрения многоединства самого права как интегрального по своей сути явления. Обобщающая теория права должна интегрировать идеи классических правовых школ и, выйдя за их пределы, сформулировать более широкое определение права. Поэтому интегральный тип правопонимания предстает не как еще один частный вариант объяснения права: он принципиально отличен от классических вариантов правопонимания и характеризуется стрем­лением найти главный объяснительный принцип, который позволит из хаоса разрозненных фрагментов правовой реальности создать «космос» права. А следовательно, интегральной будет такая правовая концепция, которая находит этот главный объяснительный принцип, превращающий видимое разнообразие права в умопостигаемое смы­словое многоединство. Познавательные возможности такой интег­ральной правовой концепции неоспоримы, так как из конкурирующих теорий лучше та, в рамках которой объясняется наибольшее число явлений.

Создание интегральной теории права на пути суммирования частных определений права невозможно и методологически. В основе традиционных типов правопонимания лежит классическая рацио­налистическая методология, согласно которой познать явление зна­чит дать определение его понятия, которое в свою очередь также нуждается в определении, и т. д. В результате этого рациональное познание предстает как движение в замкнутом круге логических понятий. Рационализм как метод исследования закономерно обусло­вил одномерность определений права в классических типах право-понимания. Следовательно, создание интегральной концепции права невозможно в рамках классического типа рациональности и его ме­тодов. А потому для выхода из пределов частных способов объясне­ния права и создания интегральной концепции права необходима принципиально иная методология правопознания, соответствующая


Глава II. Исторические и современные типы правопопнмапня

избранной цели построения системы целостного правовйдения. За­дача создания синтеза знаний о праве одновременно предстает и как задача поиска адекватных методологических основ такого синтеза. Таким образом, интегральной может быть признана та правовая кон­цепция, в рамках которой будет заявлен отказ от классического ра­ционализма и использованы разработанные в неклассической и пост-неклассической науке методы познания, единство которых было бы адекватно искомому единству права,

Представляется, что в интегральной теории права должны быть актуализированы теоретически значимые идеи классических правовых концепций, прежде всего представления о праве как о ценностном явлении (юснатурализм), нормативно регулирующем (этатизм) взаимо­действие участников правового общения (социологический подход), которое всегда опосредуется их правосознанием (психологический подход). Но такой интегральный подход, как уже отмечалось, должен исходить не просто из идеи синтеза конкурирующих теорий, а из усматриваемого многоединства самого права, которое и позволяет найти в праве все обозначенные выше аспекты его теоретического понимания. Теоретически значимые идеи основных правовых школ синтезируются в рамках интегральной теории права на основе но­вых — неклассических и постнеклассических — методологических подходов, среди которых наиболее важными и дополняющими друг друга являются феноменология, герменевтика, синергетика и ком­му никология.

Предлагаемая в данном учебнике коммуникативная концепция права является одним из возможных вариантов интегрального право-понимания и настроена на диалог с другими опытами осмысления права, существующего в различных социокультурных формах и видах. Хотя в силу своей многогранности право может познаваться различ­ными способами, но в своем целостном виде яснее всего просмат­ривается в феноменолого-коммуникативном ракурсе. Именно при таком видении права оно предстает как явление человеческое, как часть жизненного мира человека. Возникает основа для решения проблемы отчуждения человека от права, так остро в свое время поставленной марксизмом.

К методологическим основам феноменолого-коммуникативной теории права относится признание того, что: 1) право как феномен


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

не существует вне социального субъекта, вне социального взаимо­действия; 2) данное взаимодействие является интерсубъективным, т. е. существующим в границах общего жизненного мира субъектов, а также коммуникативным, опосредуемым правовыми текстами;

3) правовые тексты, опосредующие правовую коммуникацию, должны быть легитимированы (признаны) сознанием субъектов в границах их жизненного мира; 4) участники такого интерсубъективного ком­муникативного взаимодействия обладают взаимообусловленными правами и обязанностями.

С позиций коммуникативной теории право одновременно пред­ставляет собой идею и реальный факт, нормы и правоотношения, индивидуальные эмоции и социальные ценности, текст и дея­тельность по его интерпретации и реализации. Ни одно из этих положений не истинно в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они обретают свой смысл.

Таким образом, право с позиций постнеклассической науки предстает как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся си­стема, содержанием которой являются правовые коммуникации. Данная система предстает и как система человекоразмерная, не существующая без участвующих в правовой коммуникации субъектов. Субъект интерпретирует правовые тексты, выявляет в процессе ин­терпретации смысл обращенной к нему правовой нормы; совершает акт признания заключенного в ней ценностного содержания; делает ее актуальным правилом поведения в правовом взаимодействии с другим субъектом.

Важно подчеркнуть, что коммуникативная теория права не «от­меняет» другие варианты правопонимания, а лишь показывает их недостаточность в контексте постнеклассической науки, как и тер­модинамика не отменяет законов механики, а лишь устанавливает границы ее применения. В таком ракурсе можно, например, рассмат­ривать этатистскую теорию права как частный случай общей правовой теории, имеющий смысл в границах государственно-организован­ного права и при редукции права к правовым текстам.

Для того чтобы лучше понять истоки интегрального правопо­нимания, обратимся к традициям дореволюционного российского правоведения.


Глава II. Исторические и современные типы правопонимания

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

Ж.-Ж. Руссо, И. Канта. Однако собственно теории права тогда еще не было. Все теоретическое знание о праве формировалось в рамках самостоятельной дисциплины — философии права. Последняя ис­следовала не столько теоретические основы позитивного права, сколько право, каким оно должно быть с точки зрения тех или иных идеальных (нравственных, религиозных) критериев, т. е. имело своим предметом то, что исторически получило название естественного права.

С философией права сближалась возникшая позже энцикло­педия права — дисциплина, под которой первоначально подразу­мевался краткий обзор юридических наук в виде механического сое­динения воедино разрозненных сведений о праве. Энциклопедия права получила со временем значение самостоятельной юридической дисциплины, теоретически обобщающей выводы юридических наук. В этой своей роли энциклопедия права в XIX в. зачастую отождест­влялась с общей теорией права, чему способствовали упадок влияния философии права и развитие юридического позитивизма (правового этатизма).

Возникновение и развитие в России общей теории права было вызвано практическими потребностями систематизации законода­тельства вследствие осуществления в 60-е годы XIX в. реформ Александра II. Необходимо было в первую очередь разработать теорию государственно-организованного права (права, создаваемого государ­ством). Данное обстоятельство хронологически совпало с фазой уси­ления позитивистских настроений в обществе и ослабления религиоз­ной культуры, что и обусловило развитие теории права на основе правового этатизма, уделяющего основное внимание изучению правовых норм, закрепленных в нормативных актах государства. Само право понималось как совокупность таких норм, установлен­ных и защищаемых государством. Подобное понимание права назы­вается в литературе также юридическим позитивизмом или юри­дической догматикой.8

8 Необходимо иметь в виду, что позитивизм в праве далеко не всегда прини­мает этатистское обличие, а правовой этатизм далеко не всегда нуждается в теоре­тической поддержке позитивизма. Кроме того, юридической догматике может при­даваться принципиально иное значение, не связывающее ее ни с позитивизмом, ни с этатизмом.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

текстами, в роли которых выступали законы. Как последовательный позитивист Г. Ф. Шершеневич утверждал, что отличительной чертой права, понимаемого как совокупность норм, установленных государ­ством, является его принудительный характер. Стремясь выдержать этот принцип до конца, Г. Ф. Шершеневич вынужден был исключить из сферы права целые правовые «миры»: он утверждал, например, что правила, определяющие устройство и деятельность самой госу­дарственной власти (нормы конституционного права), не могут иметь правового характера, так как государство не может принуждать самого себя к их исполнению. На этом же основании Г. Ф. Шершеневич ис­ключал из сферы права не только конституционное право, но и право международное, не говоря уже о праве каноническом (церковном).

Этатистский подход к праву подвергся серьезной критике со стороны социологической школы права. Социологическая теория, в отличие от правового этатизма, отказывалась понимать право как произвольное волеизъявление суверена и старалась доказать его со­циальную природу. Следует отметить, что, хотя социологическая теория права допускает различные философские обоснования, в России в конце XIX в. она складывалась как преимущественно позитивист­ская доктрина.

Как и все позитивисты, сторонники социологического направ­ления отрицали возможность познания умопостигаемой сущности права, полагая, что наука может устанавливать только эмпирические связи между явлениями. Именно с этих позиций «социологи» так же, как и «этатисты», отрицали саму идею естественного права как права абсолютного, вечного и неизменного в своей сущности. Но в отличие от юридического позитивизма, исследующего прежде всего формальную сторону права, в центре внимания социологического правоведения находилось изучение правовой динамики, т. е. условий возникновения и развития правовых отношений, предшествующих нормам государственно-организованного права. Само право при этом трактовалось как широкое социальное явление, обусловленное рядом факторов: экономических, социальных, политических, национальных, психологических и т. д. От этих факторов непосредственно зависело и государственно-организованное право.

Одним из выдающихся представителей социологического на­правления в общей теории права был Н. М. Коркунов (1853-1904) —


Глава II. Исторические и современные типы правопонимания


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ГИБКСТИ
  2. II. Исторические корни современного гражданского права. Национальные и универсальные элементы в нем
  3. VI. ЩЕЛЕВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ АНТЕНН
  4. Аппараты для массового культивирования клеток. Типы, режимы работы и возможности использования для культивирования клеток.
  5. Архетипы Таро. Психологический практикум
  6. Архетипы – это не боги, с которыми можно торговаться, от которых можно что-то получить, а силы, на которые мы не влияем, но которые влияют на нас и безмерно превосходят нас.
  7. Билет 13. Исторические хроники Ш.
  8. Биосфера как естественно - историческая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеноценологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая.
  9. Биполярное аффективное расстройство. Рекуррентное депрессивное расстройство. Этиология, клиника, диагностика, типы течения.
  10. В каких случаях следует использовать типы short и long
  11. В системном блоке ПК обычно устанавливаются следующие типы накопителей.
  12. ВАЛЕНТНОСТЬ. ТИПЫ ВАЛЕНТНОСТЕЙ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1847; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.063 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь