Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Исторические и современные типы правопопимания



собственного теоретического потенциала, ответить на все вопросы стремительно развивающейся правовой науки. Классические теории строились на противопоставлении и взаимном отрицании: этатизм формируется как оппозиция юснатурализму, социологический под­ход — как оппозиция этатизму, наконец, и этатизм, и социологизм, в их классическом варианте основанные на философии позитивизма, осознают себя как противоположность юснатурализму. В то же время эти теории нуждались друг в друге, так как каждая из них «действо­вала» в своей ограниченной области и решала ограниченные теоре­тико-правовые задачи. Так, юснатурализм обосновывал абсолютную ценность естественного права, не принимая во внимание конкретный социокультурный контекст, в котором функционирует право пози­тивное. Этатизм, напротив, занимался разработкой позитивного права как иерархически организованной, логической системы законода­тельных норм, обходя стороной проблемы социального действия права и его социальной ценности. Социологический подход, в про­тивоположность этатизму уделяя большое внимание проблеме дейст­вия права в обществе, свел право к системе правовых отношений, не увидев за ними их участников — обладающих сознанием правовых субъектов. Таким образом, развитие классических типов правопо­нимания подготовило почву для их синтеза в рамках новых, неклас­сических, научных представлений.

Неклассические типы правопонимания

С начала XX в. в Европе начинает формироваться некласси­ческий тип правопонимания, основывавшийся на парадигме не­классической научной рациональности. Необходимость его форми­рования была обусловлена развитием научных представлений о мире, человеке и обществе, в рамках которых правовые теории, опирав­шиеся на классическую парадигму рациональности, уже не могли эффективно решать научные проблемы.

XX век заново открыл человека и пересмотрел его познавательные возможности. При этом серьезный удар был нанесен по классической установке, исходящей из взгляда на ученого как на стороннего на­блюдателя, изучающего объективную реальность, рационально уст­роенную, а потому проницаемую человеческим разумом. Недостатки

 

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

Учебник

такого подхода стали особенно очевидными в сфере социальных и гуманитарных наук. Психология, лингвистика и феноменология яви­лись теми направлениями гуманитарной мысли, которые в первую очередь обусловили переход к неклассической научной рациональ­ности в гуманитаристике.

Если в классическом типе научной рациональности предпола­галось, что объективность и достоверность результатов научного познания могли быть достигнуты только упразднением (заключени­ем в скобки) всех индивидуальных особенностей личности, то в не­классической науке была осознана принципиальная неустранимость субъекта из процесса познания. Кроме того, если классическая наука рассматривала используемые субъектом методы познания как уни­версальные, абсолютные и неизменные, то для неклассической науки характерно признание многообразия способов познания, вытекаю­щего из сложности самих изучаемых объектов.

В рамках неклассической науки оказалось невозможным кон­струирование какой-либо правовой теории как «одномерной», что являлось характерной чертой классической научной рациональности. Поэтому правовые теории XX в. были вынуждены считаться с нере­дуцируемой сложностью права и представляли собой интегративные конструкции, которые характеризовались стремлением объединить (интегрировать) в рамках единой правовой теории разработанные в классических типах правопонимания частные аспекты бытия пра­ва — ценностный (юснатурализм), нормативный (этатизм), соци­альный (социологический подход).

В середине XX в. в США теоретически оформляется идея интегративной юриспруденции. Ее представители — Дж. Холл, Г. Дж. Берман — полагали, что имеется достаточно оснований для объединения трех классических школ: правового этатизма, юснату-рализма и социологической юриспруденции. Каждая из трех конку­рирующих школ выделила в праве лишь одно из его важных измере­ний, проигнорировав остальные. «Этатисты» делали упор на нормах закона, «юснатуралисты» — на ценности права, а «социологи» — на «жизненности», «фактичности» правовых отношений. Дж. Холл предлагал такое определение права, которое объединяет в себе все эти моменты: право— это тип социального действия, процесс, в котором нормы, ценности и факты «срастаются и актуализируются».


Глава II. Исторические и современные типы правопоиимапия

Важную роль в процессе становления интегрированной теории права сыграли аналитическая философия в англоязычных странах и феноменология (греч. phainomenon— являющее себя; logos— учение), прежде всего в континентальной Европе. Феноменологи­ческий метод в его классическом варианте был обоснован немецким философом Э. Гуссерлем (1859-1938). Э. Гуссерль остро чувствовал как несовершенство современной ему науки, так и хаотическое со­стояние философии, которая, по его мнению, представляла собой собрание разнообразных и подчас не выдерживающих критики мнений. Его собственный замысел был связан с созданием философии, отве­чающей строгим критериям научности. Но толчок к исследованию, полагал Э. Гуссерль, должен исходить не от философии, а от вещей и проблем. «Мы должны спрашивать у самих вещей. Назад к опыту, к созерцанию, которое одно только может дать нашим словам смысл и разумное право», 7—такова отправная точка немецкого мыслителя. Поэтому можно сказать, что феноменология представляет собой опытное знание, но такое опытное знание, которое имеет дело с самими вещами, а не с их видимостями.

Основные посылки феноменологического подхода заключа­ются в следующем. Термином «феномен» Э. Гуссерль обозначает все то, что является данным и очевидным в сознании индивида. Фе­номенология стремится описать феномены сознания и показать, как они конституируются.

Важной частью феноменологического подхода является учение об интенциональности (лат. intentio — стремление, внимание) со­знания, которое преодолевает характерное для классической науки противопоставление объекта и субъекта познания. Сознание всегда характеризуется предметностью, направленностью на предмет, и это основополагающее свойство сознания Э. Гуссерль и называет интенциональностью. Сознание всегда есть «сознание о чем-то», а не замкнутая в себе субъективность. Поэтому и окружающий мир есть всегда «мой мир», каким я его воспринимаю в сознании, а не противостоящая мне «вещь в себе». Субъект и объект оказываются, таким образом, неразрывно связанными друг с другом, коррелятив­ными, они не существуют друг без друга. Непредметное сознание

7 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 143.


ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА

НевОЗМОЖНО, но также не существует и не зависимых от сознания предметов. Мир сохраняет свою значимость только как феномен со­знания. Следовательно, не может быть никакого противопоставления субъекта и объекта, так как мир существует для нас постольку, по­скольку он является в сознании, а сознание существует постольку, поскольку оно есть сознание об этом мире. Итак, в рамках учения об интенциональности сознания Э. Гуссерль утверждает неразрывность мира и сознания и одновременно показывает несводимость друг к другу мира и сознания.

Субъекту познания свойственна естественная установка. Есте­ственная установка — это «наивная» точка зрения находящегося в конкретной ситуации «я». Для естественной установки характерно обыденное практическое мышление, в рамках которого природный и социальный миры просто «есть», приняты на веру. Исследование феноменов сознания предполагает воздержание от естественной уста­новки, «заключение ее в скобки», так как она способна повлиять на достоверность результатов познания.

Метод, при помощи которого феноменология исследует опыт сознания, называется феноменологической редукцией. В процессе феноменологической редукции упраздняются принимаемые на веру, свойственные естественной установке представления об окружающем мире. Результатом феноменологической редукции будет обнаружение в сознании субъекта чистой сущности, или эйдоса (греч. eidos — вид, образ, образец), явления. Русский философ А. Ф. Лосев (1893-1988) так характеризовал феноменологический метод познания: отбросив частные проявления одного и того же, необходимо осознать то именно, что во всех своих проявлениях одно и то же. Таким образом, фено­менологический метод состоит не в построении умозаключений и формулировании понятий, что было свойственно классическому ра­ционализму, а в интуитивном, интеллектуально умозрительном ус­мотрении, созерцании сущности (эйдоса) явления и описании его смыслообразующей структуры.

Мир, на который направлено интенциональное сознание, Э. Гус­серль называет жизненным миром. Жизненный мир — это наша непосредственная «интуитивная среда», где мы как человеческие существа среди себе подобных переживаем культуру и общество, определенным образом относимся к окружающим нас объектам,


Поделиться:



Популярное:

  1. I. 4. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ГИБКСТИ
  2. II. Исторические корни современного гражданского права. Национальные и универсальные элементы в нем
  3. VI. ЩЕЛЕВЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ АНТЕНН
  4. Аппараты для массового культивирования клеток. Типы, режимы работы и возможности использования для культивирования клеток.
  5. Архетипы Таро. Психологический практикум
  6. Архетипы – это не боги, с которыми можно торговаться, от которых можно что-то получить, а силы, на которые мы не влияем, но которые влияют на нас и безмерно превосходят нас.
  7. Билет 13. Исторические хроники Ш.
  8. Биосфера как естественно - историческая система. Современные концепции биосферы: биохимическая, биогеноценологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая.
  9. Биполярное аффективное расстройство. Рекуррентное депрессивное расстройство. Этиология, клиника, диагностика, типы течения.
  10. В каких случаях следует использовать типы short и long
  11. В системном блоке ПК обычно устанавливаются следующие типы накопителей.
  12. ВАЛЕНТНОСТЬ. ТИПЫ ВАЛЕНТНОСТЕЙ


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 580; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь