Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава П. Исторические и современные типы правопопимания
воздействуем на них и сами находимся под их воздействием. Жизненный мир не является предметом рефлексии «погруженных» в него субъектов. По отношению к субъекту жизненный мир образует собой «горизонт» его возможных целей, стремлений и планов. К жизненному миру принадлежим все мы в нашей донаучной естественной установке; он является основой всех значений для всех наук, а также для феноменологии. Понятие жизненного мира прочно вошло в обиход современной философии. Жизненный мир рассматривается Э. Гуссерлем как интерсубъективный мир. Интерсубъективность указывает на внутренне присущую сознанию социальность и на то, что мир переживается человеком как общий для него и других. Благодаря интерсубъективности жизненного мира мы можем не только отличить себя от Другого, но и понять Другого. Соответственно интерсубъективность выступает основой общности субъектов и условием их коммуникации. Таким образом, развитие феноменологической мысли тесно связано с идеями коммуникологии. Феноменологический метод активно используется в современном правоведении в целях интеграции правового знания, его освобождения от классической «одномерности». Основным моментом, характеризующим суть феноменологического подхода к праву, является взгляд на право как на часть человеческого бытия, часть интерсубъективного жизненного мира. Следовательно, правовая теория должна в первую очередь сосредоточиваться на личности, а затем уже на поверхностных явлениях права — законах, судебных решениях, нормах, принципах и т. д. В рамках феноменологической теории право интерпретируется как специфический опыт человеческого взаимодействия. Такое взаимодействие есть взаимодействие коммуникативное и интерсубъективное. Коммуникативным оно является потому, что правовое взаимодействие опосредуется правовыми текстами, которые легитимируются (признаются) в рамках жизненного мира общества, а интерсубъективным — потому, что является межсубъектным отношением, существующим в рамках жизненного мира субъектов и опосредуемым знаковыми структурами (правовыми текстами). С точки зрения подхода к праву как коммуникативному интерсубъективному взаимодействию право (как и мораль, религия, ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник политика) есть способ нашего бытия в мире как бытия с другими людьми. Право конституируется отношением между «Я» и «Другими», и это отношение осуществляется в рамках общего (интерсубъективного) жизненного мира. Именно поэтому нельзя просто ввести тот или иной закон и полагать, что тем самым уже создается право. Необходимо, чтобы текст закона соответствовал условиям жизненного мира членов данного общества, необходимо, чтобы он был интерпретирован как ценностно значимый (легитимный), чтобы он вошел составной частью в правовую коммуникацию. Только в этом случае возникает феномен права. Следовательно, в рамках неклассических концепций права, исходящих из принципа интерсубъективности, преодолевается характерное для классических типов правопонимания противопоставление объекта и субъекта познания. Снятие данного противопоставления делает неактуальным классическое противостояние естественного права как некоего объективного явления и позитивного права как явления субъективного, созданного разумом законодателя, что закономерно приводит к утрате актуальности юснатурализма как варианта классического правопонимания. В неклассических типах правопонимания право не растворяется в сознании субъекта или во внешнем социальном мире, а рассматривается как результат встречи (коммуникации) субъектов, погруженных в жизненный мир. Субъект не наблюдает за правом со стороны, заняв позицию стороннего наблюдателя, а является непосредственным участником правовых коммуникаций, без которого немыслим сам феномен права. Таким образом, в неклассических типах правопонимания право рассматривается не как внешняя, посторонняя человеку сила, стремящаяся его подчинить, а как способ бытия человека. В качестве примера правовой теории, основанной на идеях феноменологии, можно привести эгологическую (лат. ego — я) концепцию права одного из виднейших представителей латиноамериканской правовой мысли К. Коссио (1903-1984), имеющего последователей во всем мире. Подлинно научная теория должна строиться, по его мнению, на основе исторического понимания права как специфического культурного явления. Такое правопонимание должно включать в себя три момента: 1) право дается в опыте; 2) существует во времени; 3) имеет ценностный аспект, определяющий поведение Глава II. Исторические и современные типы правопонимания человека. Центральная идея его концепции заключается в понимании права не столько как нормы, сколько как интерсубъективного нормативно определенного поведения. При этом, по мнению К. Коссио, право есть то, что оно есть, только тогда, когда оно понимается и интерпретируется, и вне понимания и интерпретации субъектами — как внешнее по отношению к ним объективное явление — не существует. В современной постнеклассической науке тенденция к интеграции теоретико-правового знания на основе идей феноменологической философии нашла свое выражение в разработке интегральной теории права, которая не просто интегрирует частные аспекты бытия права, но исходит из интерпретации права как многоединства. Интегральное правопонимание как феномен постнеклассической науки Современное состояние научного знания, в центре внимания которого находятся саморазвивающиеся и самоорганизующиеся че-ловекоразмерные системы, обусловливает необходимость новых интерпретаций права, соответствующих постнеклассическим представлениям об объекте познания. Адекватным ответом на вызовы постнеклассической науки является разработка интегральной (лат. integer — целый) теории права, в рамках которой право рассматривается как системная целостность. При этом формирование интегрального типа правопонимания должно происходить на основе диалога всех школ и течений в современном правоведении, как западных, так и восточных. Создание интегральной теории права невозможно на пути механического суммирования определений права, представленных в классических типах правопонимания. Интегральная, обобщающая, концепция права не должна быть суммой «партикулярных» правовых теорий, «суммой правоведения», эклектичный характер которой был бы в таком случае предопределен. Как было показано в § 1 данной главы, в классических типах правопонимания отдельные, частные аспекты бытия права (ценностный, нормативный, социальный, психический) принимались за главный объяснительный принцип права, отчего их и можно в полной мере назвать одномерными, или ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник партикулярными. Поэтому механическое суммирование частных аспектов бытия права будет лишь искусственным единством, не способным объяснить сущностное многоединство права. Таким образом, интегральная теория права призвана не эклектично объединить, а синтезировать теоретически значимые моменты, проработанные конкурирующими научными теориями. При этом интегральный подход к праву исходит не просто из идеи синтеза конкурирующих теорий, а из усмотрения многоединства самого права как интегрального по своей сути явления. Обобщающая теория права должна интегрировать идеи классических правовых школ и, выйдя за их пределы, сформулировать более широкое определение права. Поэтому интегральный тип правопонимания предстает не как еще один частный вариант объяснения права: он принципиально отличен от классических вариантов правопонимания и характеризуется стремлением найти главный объяснительный принцип, который позволит из хаоса разрозненных фрагментов правовой реальности создать «космос» права. А следовательно, интегральной будет такая правовая концепция, которая находит этот главный объяснительный принцип, превращающий видимое разнообразие права в умопостигаемое смысловое многоединство. Познавательные возможности такой интегральной правовой концепции неоспоримы, так как из конкурирующих теорий лучше та, в рамках которой объясняется наибольшее число явлений. Создание интегральной теории права на пути суммирования частных определений права невозможно и методологически. В основе традиционных типов правопонимания лежит классическая рационалистическая методология, согласно которой познать явление значит дать определение его понятия, которое в свою очередь также нуждается в определении, и т. д. В результате этого рациональное познание предстает как движение в замкнутом круге логических понятий. Рационализм как метод исследования закономерно обусловил одномерность определений права в классических типах право-понимания. Следовательно, создание интегральной концепции права невозможно в рамках классического типа рациональности и его методов. А потому для выхода из пределов частных способов объяснения права и создания интегральной концепции права необходима принципиально иная методология правопознания, соответствующая Глава II. Исторические и современные типы правопопнмапня избранной цели построения системы целостного правовйдения. Задача создания синтеза знаний о праве одновременно предстает и как задача поиска адекватных методологических основ такого синтеза. Таким образом, интегральной может быть признана та правовая концепция, в рамках которой будет заявлен отказ от классического рационализма и использованы разработанные в неклассической и пост-неклассической науке методы познания, единство которых было бы адекватно искомому единству права, Представляется, что в интегральной теории права должны быть актуализированы теоретически значимые идеи классических правовых концепций, прежде всего представления о праве как о ценностном явлении (юснатурализм), нормативно регулирующем (этатизм) взаимодействие участников правового общения (социологический подход), которое всегда опосредуется их правосознанием (психологический подход). Но такой интегральный подход, как уже отмечалось, должен исходить не просто из идеи синтеза конкурирующих теорий, а из усматриваемого многоединства самого права, которое и позволяет найти в праве все обозначенные выше аспекты его теоретического понимания. Теоретически значимые идеи основных правовых школ синтезируются в рамках интегральной теории права на основе новых — неклассических и постнеклассических — методологических подходов, среди которых наиболее важными и дополняющими друг друга являются феноменология, герменевтика, синергетика и комму никология. Предлагаемая в данном учебнике коммуникативная концепция права является одним из возможных вариантов интегрального право-понимания и настроена на диалог с другими опытами осмысления права, существующего в различных социокультурных формах и видах. Хотя в силу своей многогранности право может познаваться различными способами, но в своем целостном виде яснее всего просматривается в феноменолого-коммуникативном ракурсе. Именно при таком видении права оно предстает как явление человеческое, как часть жизненного мира человека. Возникает основа для решения проблемы отчуждения человека от права, так остро в свое время поставленной марксизмом. К методологическим основам феноменолого-коммуникативной теории права относится признание того, что: 1) право как феномен ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Учебник не существует вне социального субъекта, вне социального взаимодействия; 2) данное взаимодействие является интерсубъективным, т. е. существующим в границах общего жизненного мира субъектов, а также коммуникативным, опосредуемым правовыми текстами; 3) правовые тексты, опосредующие правовую коммуникацию, должны быть легитимированы (признаны) сознанием субъектов в границах их жизненного мира; 4) участники такого интерсубъективного коммуникативного взаимодействия обладают взаимообусловленными правами и обязанностями. С позиций коммуникативной теории право одновременно представляет собой идею и реальный факт, нормы и правоотношения, индивидуальные эмоции и социальные ценности, текст и деятельность по его интерпретации и реализации. Ни одно из этих положений не истинно в своей отдельности и отвлеченности, только в рамках целостного восприятия права они обретают свой смысл. Таким образом, право с позиций постнеклассической науки предстает как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система, содержанием которой являются правовые коммуникации. Данная система предстает и как система человекоразмерная, не существующая без участвующих в правовой коммуникации субъектов. Субъект интерпретирует правовые тексты, выявляет в процессе интерпретации смысл обращенной к нему правовой нормы; совершает акт признания заключенного в ней ценностного содержания; делает ее актуальным правилом поведения в правовом взаимодействии с другим субъектом. Важно подчеркнуть, что коммуникативная теория права не «отменяет» другие варианты правопонимания, а лишь показывает их недостаточность в контексте постнеклассической науки, как и термодинамика не отменяет законов механики, а лишь устанавливает границы ее применения. В таком ракурсе можно, например, рассматривать этатистскую теорию права как частный случай общей правовой теории, имеющий смысл в границах государственно-организованного права и при редукции права к правовым текстам. Для того чтобы лучше понять истоки интегрального правопонимания, обратимся к традициям дореволюционного российского правоведения. Глава II. Исторические и современные типы правопонимания Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы