Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема познания в философии.
Познание – это специфическая деятельность, обусловленная общественно-исторической практикой, направленная на приобретение знания, его углубление и совершенствование. В исследовании процесса познания участвуют многие частные науки: психология, физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, формальная логика, языкознание, семиотика, история культуры и другие. Однако они не ставят и не решают коренных проблем познания, а изучают его отдельные стороны. Особая роль в исследовании познания принадлежит философии. Раздел философии, в котором изучаются наиболее общие закономерности и проблемы познания, называется теорией познания, или гносеологией (от греч. слов gnosis - знание и logos – учение). Процесс познания интересует гносеологию с точки зрения его сущности, отношения познания к объективной реальности, к процессу постижения истины. При этом философская теория познания опирается на специально-научное знание о познавательном процессе (психологическое, физиологическое, филологическое, историко-культурное и иное). Категориальную систему гносеологии составляют ее основные понятия: познание и практика, субъект и объект познания, знание и вера, эмпиризм и рационализм, творчество и интуиция, метод и факт, гипотеза и теория, проблема, заблуждение, ложь и другие. В системе категорий гносеологии центральной является истина. Одним из первых вопросов, с которым сталкивается гносеология, является вопрос о самой возможности познания субъектом бытия. Вопрос о том, познаваем ли мир, в философии познания имеет следующие формулировки: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии ли наше мышление познавать материальный и идеальный мир? Можем ли мы в наших представлениях и понятиях о материальном мире составлять верное его отражение? и др. По-разному отвечая на эти вопросы, в истории философии сложились две позиции: познавательно-реалистическая и агностическая. Представители познавательно-реалистической позиции положительно решают вопрос познания мира, утверждая, что человек располагает способностями и достаточными средствами, позволяющими познавать окружающий мир. Сторонники агностицизма отрицают не саму познаваемость вещей, а возможность достоверного познания сущности материальных систем. Основу познавательно-реалистического понимания сущности процесса познания составляет идея о всеобщности свойства отражения. Смысл данной идеи состоит в том, что нельзя приписывать мышление всей материи, но вместе с тем нельзя и отрывать его от материи. В самой материи нужно видеть свойство, способное через ряд ступеней развиться до уровня сознания. Таким объективным всеобщим свойством материи является свойство отражения. Отражение, в широком смысле слова, есть процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и качественно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии материи к более высоким. На социальном уровне развития материи оно становится специфически человеческой, идеальной формой. Отражение человеком внешнего материального мира и своих собственных состояний осуществляется на основе физических, химических и биологических форм. Но ведущей формой является сознание. Таким образом, в свойстве отражения и надо искать истоки удивительной способности человека к познанию. Исходя из этого, процесс познания предстает именно как отражение, а его результаты - как образы действительности. Но это не обычное отражение, которое мы наблюдаем в неживой природе, и не те, более сложные формы отражения, которые присущи живым организмам. Это высшая, человеческая, социальная форма отражения, которая является не пассивным созерцанием действительности, а активным процессом, не простым получением готовых знаний, а творческим их формированием на основе осознания целей, установок и содержания практического воздействия на объект. Познание - это высшая форма отражения человеком объективной действительности на основе сознания и мышления, представляющая собой бесконечный процесс приближения образов сознания к познаваемому объекту, движение мысли от незнания к знанию, от знания неполного, несовершенного к знанию более полному, совершенному. В познании существуют разные уровни: чувственное познание и логическое; эмпирическое и теоретическое. Наряду с этим выделяют различные формы познания: познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (ощущение, восприятие, представление), и познание, направленное на получение объективированного знания, существующего вне индивида (например, в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Различают также виды познания: экологическое, экономическое, политическое, правовое, нравственное, информационное и др. Имеются и другие подходы к классификации познания. Познание, таким образом, представляет собой активную деятельность людей, направленную на приобретение знаний. Знания - это результат познавательной деятельности, выраженный в идеальных образах (представлениях, понятиях, суждениях, теориях) и закрепленный в знаках естественных или искусственных языков. Знание определенным образом соотносится с верой. Вера - это знание, принятое без достаточной критической проверки, под влиянием чужого мнения, собственного интереса, традиций, внушения и т.д. Так, например, формируются религиозные верования, где тоже говорят об «истине», но здесь она не доказывается, а просто «открывается» тому, кто уверовал в религиозные догматы. Характеризуя основные элементы, составляющие процесс познания, выделим: 1) субъект познания; 2) объект познания; 3) процесс гносеологического взаимодействия между субъектом и объектом, который протекает в определенных формах чувственного и логического отражения действительности. Субъект познания - это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Субъектом познания является прежде всего человек, а также социальная группа, слой, класс, этническая общность, общество в целом и др. Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность субъекта познания. Объектом познания выступают предметы, процессы и явления материального мира (первичный объект познания). Признающиеся объективными идеальные явления, а также сознание человека, духовные процессы в обществе выступают вторичными объектами познания. Наконец, объектом познания могут быть теоретические модели, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности (третичные объекты познания). Условия познания опосредуют отношения субъекта и объекта. Такое опосредование может ориентировать либо на большую степень адекватности познания, либо, наоборот, на искажение сущности изучаемого объекта. В процессе взаимодействия субъекта и объекта возникают гносеологические отношения: отражения (от объекта к субъекту), выражения (внутри субъекта, в сознании) и обозначения (от субъекта к объекту). Познание, таким образом, это взаимодействие субъекта и объекта. Именно поэтому и познавательная деятельность, и ее результат содержат в себе объективное – то, что определяется самим объектом, а также субъективное, что зависит от субъекта. В процессе отражения объект познания распредмечивается в сознании субъекта, получает другое свое «бытие» - в форме мысленного образа. Он как бы переносится в человеческую голову, преобразовывается в ней и становится идеальным объектом в сознании субъекта. Мысленный образ объекта, благодаря способности человека к абстракциям, может заменять в определенных случаях действительный объект в мыслительной и практической деятельности субъекта. Он оформляется в сознании, ему дается «имя». Выраженный именем (понятием) в мышлении, образ объекта познания «возвращается» человеком к объекту познания. Происходит обозначение объекта познания с целью его обособления или типизации, проверки полученных знаний. Процесс познания всегда противоречив по гносеологическим отношениям субъекта и объекта, по мере адекватности объекта познания и знаний о нем, по характеру самих знаний и возможностей их использования на практике. Сложность, противоречивость процесса познания обусловливают его диалектический характер. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы