Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Материя как вид бытия. Современные знания о структуре материального мира.
Понимание материи (материального мира) лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретных наук. Строению и закономерностям функционирования материального мира посвящены в первую очередь современные концепции естествознания. Первые представления о материальном мире содержатся практически во всех древних философских воззрениях. В древнеиндийской философии существовал термин «пракрити», означавший «материя», «природа». Использовались и другие, более конкретные понятия для отражения материального. В древнекитайской философии использовались термины: «материальный хаос», «инь» - тяжелые и темные материальные частицы «женского» начала; «ян» - легкие и светлые материальные частицы «мужского» начала. В древнегреческой философии широкое объяснение получили многие понятия, выражающие первоосновную субстанциальность материального: космос, вещь, земля, вода, воздух, огонь, атом, апейрон и др. В последующем, по мере актуализации проблемы материального бытия, к ней обращались многие мыслители. В современной философии проблема материи несколько приглушена. Она рассматривается в связи с общей проблемой бытия, а более детально - естественными науками. Понятия «материя», «материальный мир», «космос», «природа», «объективное материальное бытие» условно можно считать тождественными. Хотя, например, в понятие «космос» не всегда включается материальное бытие человека и общества. До середины XIX века господствовали механистические взгляды на материю. Ее атрибутами считались: делимость до атома, наличие механического движения, независимость от свойств пространства, инертность и др. Субстратом (материалом) материи признавалось только вещество. Вот как, например, определял материю во второй половине XIX века Д.И. Менделеев. «Вещество или материя, - писал он, - есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть представляет массу...». В последующем, с накоплением знаний о природе, в понимание материи были включены физические поля, а также материальные субстраты, которые в одних условиях существуют как вещества, а в других условиях - элементами физических полей. Других видов материального современное естествознание пока не обнаружило. Материя - это вся совокупность вещей и физических полей, а также других образований, имеющих субстрат, материал, из которого они состоят. Материя или материальный мир - вид бытия, соотносящийся с идеальным (нематериальным) бытием. В этом состоит онтологическое понимание материи. Материя также - философская категория, которая обозначает (охватывает) все существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат. Понятие материи по его объему распространяется на все материальные, реально существующие объекты, независимо от того, известны они человеку или нет. По содержанию понятие материи фиксирует наиболее важные, существенные (атрибутивные) свойства и признаки, характерные для материального. К таким атрибутам материи относятся: субстратность; бесконечность; несотворимость и неуничтожимость совокупного материального; конечность, возникаемость (сотворимость) и уничтожаемость конкретных материальных объектов; движение; пространство; время; отражение; информация и др. Философская категория материи и ее характеристика раскрывают гносеологический аспект понимания материального мира, то, насколько человечество изучило окружающий реальный мир. Наиболее удачное определение материи, содержащее онтологический и гносеологический аспекты, дал В.И. Ленин. «Материя, - писал он, - есть философская категория для обозначения объективнойреальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Следует отметить, что термин «объективная реальность» в определении и означает материю, существующую реально и независимо от человека. Выше отмечалось, что объективно от человека и его сознания может существовать и идеальное. Вместе с тем, организм человека не во всем существует объективно, то есть независимо от него и его сознания. Зависимость организма человека от него самого весьма существенна по регуляции, мотивации, поддержанию нормального функционирования и другим параметрам. Идеальными признаками могут обладать другие материальные явления, особенно в культуре общества. Идеальное может признаваться и как независимое от человека объективное идеальное. В таком смысле термин «объективная реальность» может охватывать как материальную реальность (материю), так и объективно идеальное. Структура материи может быть представлена по различным основаниям. В зависимости от основных способов существования выделяются: неживая природа в единстве элементарных частиц, атомов, молекул, макротел, звездных систем, галактик и метагалактик, вещества и антивещества, а также физических полей; живая природа как совокупность существования белковых тел, живых клеток, организмов, популяций, биоценоза и биосферы, а также нервных клеток, нервных узлов, нервных систем, составляющих основу существования растений и животных; человек в единстве физического и психического, материального и духовного; общество как обособившая часть природы и как совокупность индивидов, их материальной культуры и практической деятельности субъектов, материально-физических отношений и институтов. В зависимости от естественнонаучной классификации материального мира в нем выделяются роды материального: физический вакуум, плазма, физическое поле, вещество. Вещество существует как микромир, макромир и мегамир (бесконечный космос). Научные знания о строении материального мира постоянно развиваются и уточняются. Формами или способами существования материи обозначают те общие характеристики, которые присущи различным условиям ее организации и изменения. Они более глубоко и полно изучаются конкретными науками. Формами (способами) существования и движения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарных частиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение); биологическая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельность людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания). В эволюции биосферы Земли как высшей стадии развития макромира и в мегамире специально выделяются три формы существования материи: экологическая форма движения (биосфера), геологическая (планеты) и космическая (звездные системы, галактики, Вселенная) формы движения. На пороге XXI века наука вплотную подошла к тому, чтобы объяснить возникновение материи не на основе мифов, верований или логических спекуляций, а используя имеющиеся точные знания синергетики, космической физики и других наук. Существует концепция, согласно которой материя возникла из состояния неустойчивости неравновесной системы - квантового вакуума. Квантовый вакуум трактуется как бы формой материи, способной при определенных условиях приводить к возникновению из нее вещественных частиц. Он отличается от «ничто» тем, что имеет универсальные постоянные как аналог всеединства. Несомненно, в таком понимании квантового вакуума много допущений и предположений, но достаточно и точных данных. Процесс возникновения материи представляется следующими этапами. Квантовый вакуум осуществляет спонтанную флуктуацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут же исчезающих частиц). Но такие частицы «успевают» взаимодействовать, обусловливая превращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-то величины (энергии, частицы и т.п.). Благодаря этой флуктуации, квантовый вакуум становиться наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить в состояние особого возбуждения. Затем может наступить - и в случае с возникновением материи - наступил момент критического состояния вакуума - точка буфуркации. Это переломный момент в развитии квантового вакуума. Он характеризует распад нестабильных (флуктирующих) частиц на материю (постоянные частицы) и излучение. Это ведет к появлению таких характеристик материи, как пространство и время. В итоге данного процесса формируются стабильные частицы с постоянной массой и начинается их «жизнь» - бытие в пространственно-временном континууме. Энтропия как мера неорганизованности системы (спонтанно флуктирующего квантового вакуума) уступает место информации - мере организованной (устойчивой) системы. При всех недостатках данной концепции, она более предпочтительна, чем мифы о возникновении материального или религиозная догма. Но важно подчеркнуть, что каждый человек свободен в выборе той или иной точки зрения на возникновение материи. Данная проблема все еще остается мировоззренческой, а не экспериментально-научной. Таким образом, материя характеризует вещественно-энергетическую субстанциальность бытия в отличие от идеального (нематериального) бытия. Материя обладает атрибутивными (неотделимыми) формами и способами существования. Движение как способ существования материи. Оно означает любое изменение, изменение вообще. Правомерно говорить о двух основных типах движения: а) первый тип движения основан на сохранении качества предмета в процессе изменений; б) второй тип движения характеризует изменения качественного состояния предмета, смену одного качества другим. Соответственно иерархии материи, существуют качественно разнообразные способы ее движения, которые можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: неживой природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует доминантность физических и химических форм движения. В живой природе основной является биологическая форма движения. В обществе главной является социальная форма движения. Важно отметить, что «низшие» формы движения проявляются в «высших» типах организации материи. Но «высшие» формы не имеют места в более «простых» типах организации материи. Наука ХХ века перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов и считает его одним из элементов физического движения. Она внесла много нового в понимание соотношения механической, физической и химической форм движения, природы биологического движения. Одной из важнейших сторон учения о формах движения материи является трактовка общественных процессов как социальной формы движения материи. Особым состоянием движения выступает развитие. Оно характеризует необратимость движения и возникновения нового. Пространство как форма существования материи. Д анная философская категория характеризует протяженность и взаимное расположение материальных объектов, существование и взаимодействие составляющих их элементов. Наиболее общими свойствами пространства являются: объективность; абсолютность и относительность; многомерность и обратимость; свойства объектов быть протяженными, занимать определенное место, граничить (соотноситься) с другими объектами. Время как форма существования материи. Данная категория выражает длительность существования, продолжительность «жизни» материальных объектов, последовательность смены их состояний. Представление о времени и понятие времени имеет смысл лишь постольку, поскольку материальный мир находится в состоянии движения и развития. Если бы материя рассматривалась вне движения, понятие времени, как и пространства не имело бы смысла. К важнейшим свойствам пространства следует отнести: объективность; абсолютность и относительность; одномерность; необратимость.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы