Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема развития в философии. Основные концепции развития.
Проблема развития в философии рассматривается в связи с характеристикой признаков и динамики существования бытия. Изменение, движение, развитие раскрывают одну из существенных сторон материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля, им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как развитие. Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области духовно- идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма разнопланово. Рассмотрим основные походы и точки зрения, объясняющие развитие. Люди в самом далеком прошлом на основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства, процессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов, получили название развития. Первые мыслители стремились отграничить развитие о других изменений по причине их важности для человека, обозначить учение о развитии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками, потому что изучают природу. Другие – этиками из-за увлечений рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за хитросплетения речей. Трактовка диалектики Диогеном Лаэртским лишь неявно указывала на учение о развитии. Хитросплетения, развитое логическое мышление позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в дискуссиях. Реально в философии Древней Греции уже существовало несколько значений диалектики: - диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский); - диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусство вести спор); - диалектика как «диа» и «лог» – единство опровержения и майевтики (от Сократа) – заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину»; - диалектика – метаэмпирический вывод (всеобщий вывод от опыта – по Платону); - диалектика – это аналитика и логика возможного, сходная с диалектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю); - диалектика – часть логики по соотношению с другой ее частью – риторикой (стоики и др.). Как видно, учение о всеобщих связях и развитии бытия сформировалось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материальному миру, отношениям в обществе. В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех связей, которые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия - важнейший элемент теории всеобщего. Считается, например, что философия бытия (онтология) включает в себя: определение бытия; соотношение духа и материи; самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие. Онтология, в свою очередь, соотносится с другими элементами теории всеобщего: с философией философии (метафилософией) и теорией (философией) познания – гносеологией. В различных философских системах и школах учение о связях и развитии бытия называется по-разному или не имеет специального названия. Но чаще всего оно обозначается термином " диалектика". Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе – в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. В философии ХХ века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях: 1. Диалектика – совокупность объективных закономерностей и процессов, действующих в материальном мире в ходе его движения и развития – объективная диалектика. Часть познанного в этом аспекте систематизировано в философском учении (теории), которое и называется диалектикой. 2. Диалектика – это взаимосвязь и развитие образов в мышлении человека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой. 3. Диалектика – один из всеобщих методов познания, который используется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия. Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внимание обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие. Диалектика в философии – учение о всеобщих связях и развитии бытия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функционировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность. Но диалектика имеет устойчивое содержание: единство категорий, законов и принципов. Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспектах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно самостоятельные по отношению к диалектике учения, которые также представляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод познания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии. К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснование первичности развития идей, понятий. Основы ее заложены Платоном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистическая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные положения материалистического понимания развития разрабатывались Гераклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием, Марксом, Энгельсом, Лениным и другими. Идеалистическая и материалистическая диалектика объясняют развитие бытия. При этом используются в основном одни и те же понятия, законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диалектики отстаивают первичность развития духовного, нематериального. Сторонники материалистической диалектики придерживаются противоположных исходных основ: развивается прежде всего объективный, материальный мир, а потом – наше сознание и его содержание. Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ее «оппозицию». Это антидиалектические концепции бытия: «трагическая диалектика», «метафизика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика», «антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектическая теология и др. Например, «трагическая диалектика» связана с критикой диалектики Г. Гегеля последователями И. Канта. Прежде всего это представители Марбургской школы (Германия) неокантианства (Г. Коэн, Г. Леви, П. Наторп). Они считают, что диалектика Г. Гегеля неспособна верно объяснить мир и служить методом познания потому, что общие принципы жизни, культуры общества формирует философия культуры, а не диалектика. Философию (культуры) не должны, как считают последователи этого учения, интересовать те нерешаемые и недоказуемые проблемы идеалистической диалектики, которые только обусловливают трагизм исследования, но в жизни не имеют места. Близко к «метафизике» (философии) культуры находятся представители «философии жизни» (В. Дильтей, Г. Глокнер, Р. Кронер), но стоящие на неогегельянских позициях. Внешнюю альтернативность диалектики и как учению о развитии, и как метода познания составляет метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимозависимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних; источником развития считается внешний толчок, а не внутренняя противоречивость бытия; характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и скачкообразного, качественного развития как в диалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе, или в регрессе, или в «движении по кругу», отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали». В третьем аспекте диалектика противоположна метафизике как методу познания. Метафизика ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к иррациональности. Альтернативу диалектике как методу познания составляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентируется не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии, а на релятивизм, скептицизм, иррационализм, мистику. Таким образом, понимание связей и развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие. Исходные принципы, законы и категории развития. Диалектика (идеалистическая и материалистическая) представляет систему принципов, законов и категорий. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности. Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики: а) принцип всеобщей связи и б) принцип развития. Существуют и другие принципы диалектики: а) принцип детерминизма; б) принцип противоречивости; в) принцип количественно-качественного развития бытия; г) принцип преемственности; д) принцип необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии; в ходе более конкретной характеристики связей бытия. Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано. Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, логических образов сознания (мышления). Принцип связи ориентирует на то, что реальные связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи самому бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон. Закон в философии – существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия. Связи бытия характеризуют положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Развитие – это такое движение бытия, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм и приводит к изменению качества, к появлению нового. Принцип развития отражает (охватывает) поступательное – от прошлого через настоящее к будущему — изменение бытия через возникновение нового и отмирание старого, через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Законы диалектики условно делятся на основные и неосновные. Основные законы раскрываются через несколько категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного) и др. Основные законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Он раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Основные категории закона: диалектическое тождество, противоречие, несущественные различия, существенные различия, противоположность, борьба противоположностей. На всех этапах возникновения и разрешения противоречий осуществляется «борьба» противоположностей: вначале как взаимодействие на уровнях диалектического тождества, несущественных и существенных различий, затем – борьба существенных сторон и противоположных сущностей. В общественной жизни необходима особая регуляция проявлением закона, чтобы не допускать обострения противоречий до социальных конфликтов, революций и войн. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает механизм всякого развития на основе взаимодействия количества, качества и меры. Основные понятия закона: количество, качество, мера, скачок. Закон приводит или к уничтожению старого качества, или к такому его видоизменению, которое характеризуется «слиянием» противоположностей. В социальной сфере важным является положение о том, в каких формах и какими средствами осуществляется скачок при замене одного качества другим, старого - новым. Предпочтение сохраняется за эволюционными социальными скачками. Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направленность развития через необратимую смену старого новым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность, направленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то, что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и отрицательное. Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» прогрессу, интересам и идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной исторической доминанте, которая и дает возможность выделять конкретную направленность исторического процесса. Категории диалектики – основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие. Категорий диалектики много. Уже рассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие», «связь», «закон», а также категории законов диалектики. Но при изучении диалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Они соотносительные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основанием формирования других законов диалектики. Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделить категории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. На основании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развития природы, человека и общества. Можно сгруппировать категории диалектики, раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное в развитии. В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают: проявление принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, назывались выше. Неосновные законы диалектики раскрывают «парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. В совокупности они более широко и глубоко раскрывают процесс развития, чем основные законы. Следует подчеркнуть, что все категории диалектики имеют специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия отражают. Если категории, объясняющие процессы связи и развития материального мира имеют объективное содержание и субъективную форму (способ) выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие – субъективны и по содержанию и по форме. Такие понятия, например, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух» и другие экспериментально не проверяются и не обосновываются. Они обосновываются логическим путем, через систему формально-логических доказательств и опровержений. Многие из них принимаются на основе веры. Поэтому такие понятия имеют «нулевой» объем, так как реально не существуют материальные явления, которые они отражают. Категории диалектики выступают своеобразными ступеньками познания и преобразования человеком окружающей действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возможности субъекта в конкретно-творческой деятельности. Категории диалектики как опорные логические формы позволяют формировать мировоззрение, совершенствовать методологическую основу добывания конкретных знаний, их применения на практике. Таким образом, существует достаточно много учений о связи и развитии бытия. Одно из них – диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий. Диалектика играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества, так как представляет собой целостное, системное, концептуальное и стройное учение о бытии. ТЕМА 5. ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ. ЗНАНИЕ И ВЕРА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 867; Нарушение авторского права страницы