Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Соотношение чувственного и рационального в познании.



В познании выделяются две взаимосвязанные, но относительно самостоятельные ступени – чувственная и рациональная.

Чувственное познание осуществляется в трех основных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях. Ощущение – это отражение в сознании отдельных сторон и свойств объективного мира. Именно с ощущений начинается познавательный процесс, так как они являются первым звеном, непосредственно связывающим сознание человека с внешним миром.

Цельное, но поверхностное отражение познаваемого объекта фиксируется в восприятии. Восприятие – это совокупность ощущений, воспроизводящая в сознании цельность объекта в его внешних характеристиках. Ощущения и восприятия из-за их непосредственной связи с отражаемым объектом и познающим субъектом, как правило, эмоционально насыщены, ярки, образны, конкретны. Но ощущения и восприятия не всегда могут дать человеку точное знание, так как в них не отражается существенное и закономерное в предметах и явлениях.

Способность воспроизводить ощущения и восприятия без непосредственного контакта с познаваемыми предметом или явлением называется представлением. Представления связаны с памятью человека, с возможностью многократного мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе уже прошедшей процедуры формирования ощущений и восприятий.

Представления, с одной стороны, завершают чувственное познание, а с другой – выступают переходной формой к рациональному познанию. Информация, которая содержится в чувственных формах познающего сознания, служит основой переосмысления, на которой могут возникать формы рационального познания.

Рациональное (или абстрактно-логическое) познание представляет более высокий и сложный уровень познания. Оно осуществляется в форме понятий, суждений, умозаключений, проблем, гипотез, теорий и др. Основными из них являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – это логическая мысль о предмете, отражение предмета в его одном или нескольких существенных признаках. Сопоставим по различным основаниям представление как форму чувственного познания и понятие как форму логического познания, чтобы понять глубину различия между ними.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ
1. Чувственно-наглядный образ, формирующийся на основе непосредственного восприятия предметов и явлений 1. Абстрактно-мысленный образ, формирующийся на основе опосредованной логической переработки чувственного материала
2. Возникает стихийно или целенаправленно, при непосредственном восприятии действительности 2. Возникает в процессе целенаправленной мыслительной деятельности как результат системы логических приемов
3. Отражает любые признаки предмета – существенные и несущественные, как правило, внешние 3. Отражает только существенные признаки предмета
4. Является обычно ярким, «богатым» по форме, но не глубоким по содержанию 4. Является неярким, «сухим» по форме, но глубоким по содержанию
5. Может быть «смутным», расплывчатым, неясным и неопределенным по объему и содержанию 5. По объему и содержанию должно быть ясным, точно очерченным и определенным
6. Является достоянием субъекта познания, зависит от его опыта, возраста, профессии и т. п. Всегда является конкретным 6. Является достоянием человечества, не зависит от субъекта познания. Всегда является абстрактным или абстрактно-конкретным
7. Выражается в средствах обыденного или разговорного, неточного языка 7. Выражается в словах или словосочетаниях теоретического и научно-теоретического языка

 

Суждение – это завершенная мысль, в которой что-либо утверждается или отрицается о существовании предметов и явлений, о связях между предметами и их свойствами или об отношениях между предметами.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, связанных между собой, с логической необходимостью выводится новое суждение.

На основе понятий, суждений и умозаключений образуются комплексные, более сложные формы абстрактного мышления. С их помощью открываются существенные признаки, сущность и качество предметов и явлений, закономерности их организации и развития. Особенность абстрактно-логического познания мира заключается в том, что оно может осуществляться вне непосредственной связи с объектами познания.

Важную роль в процессе познания играет интуиция. Ее, однако, не всегда признают в качестве способа достижения новых знаний. Науке известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Кекуле и др.). Богата такими фактами и история философии.

Общими чертами интуиции являются: непосредственное усмотрение истины, неосознанность путей и механизмов получения нового знания, внезапность. Необходимые условия получения интуитивного знания: 1) основательное знание материала, фундамен­тальная профессиональная подготовка; 2) наличие поиско­вой ситуации, острой проблемности); 3) строгая поисковая доминан­та, сопровождаемая непрерывными попытками решить проблему, за­дачу); 4) не всегда четко осознаваемая подсказка (аналогия). На этой основе можно сделать практические рекомендации: субъекту необходимо стремиться к максимуму информации по своей специаль­ности, по смежным дисциплинам, расширять диапазон интересов, включая музыку, чтение научно-фантастической литературы. Полезно также откладывать на какой-то срок решение поставленной проблемы.

Большая ценность интуиции сопряжена, однако, с возможностью допущения серьезных познавательных ошибок. Поэтому необходимо тщательно проверять интуитивные знания, обращаясь к опыту, логике, и логическому доказательству. Лишь после других подтверждений интуитивное знание можно считать достоверным. В мышлении логика пред­шествует интуитивным знаниям, она же и завершает их проверку.

Проблема истины в познании

Существуют различные философские подходы к пониманию истины. Содержание диалектико-реалистического подхода составляют следующие положения:

1. Действительность трактуется прежде всего как материальная объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Она многокачественна и многообразна, обладает внешними признаками и сущностными характеристиками.

2. В действительность входит и субъективная реальность, которая также познается и фиксируется в знаниях.

3. Объект познания, процесс познания и его результат понимаются неразрывно связанными с предметно–чувственным отражением человека, а затем и с рациональным мышлением; объект познания обусловлен практикой и интересами познающего субъекта; истина воспроизводима на практике.

4. Признается, что истина не только статичное, но также и динамичное духовное образование; истина есть процесс.

При таком понимании истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания.

Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать непреднамеренное несоответствие знаний действительности, неадекватное отражение объекта в сознании субъекта.

Оценочный аспект характерен для другой пары близких понятий: «правда» и «ложь». Под правдой обычно понимают социальную истину, содержащую нравственную оценку; правдивое - это не только истинное, но и правильное, честное, справедливое. Ложь (дезинформация) выражает преднамеренное искажение знаний с целью введения в заблуждение тех, для кого она предназначена. Субъект, формирующий и распространяющий ложное знание, знает истину, но по каким-либо причинам скрывает ее.

Анализируя соотношение знания и веры в процессе познания, важно отметить, что данная проблема имеет давнюю историю. Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к этому вопросу.

Понятие «вера» имеет два значения:

1. Уверенность (доверие, убежденность) - в том, что ещё не проверено, не доказано в данный момент;

2. Религиозная вера: знание догматического характера о сверхъестественно-религиозном, принимаемое без доказательств

Противопоставление знания и религиозной веры может существовать в следующих вариантах:

1. Абсолютизация знания и полное исключение веры из процесса познания;

2. Чрезмерное преувеличение роли веры в ущерб знанию;

3. Попытка соотнесения знания и веры в познании и духовном мире человека как равноценных, полезных и необходимых.


Поделиться:



Популярное:

  1. II Проблемы рационального питания
  2. II. Соотношение — вначале самопроизвольное, затем систематическое — между положительным мышлением и всеобщим здравым смыслом
  3. Влияние технологических и металлургических факторов на соотношение усадочных раковин и пористости в отливках
  4. Вопрос 2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.
  5. Вопрос 28: Сущность культуры. Соотношение «культурного» и «социального».
  6. Вопрос 33. Право, законность и правопорядок, соотношение понятий.
  7. Выбор рационального способа восстановления детали
  8. Гигиенические подходы к формированию рационального ежедневного продуктового набора
  9. Глава III. СООТНОШЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ -
  10. Дайте определение чувственного образа.
  11. Единство чувственного и рационального в познании. Рациональное познание.Интуицияю
  12. Изучение основных закономерностей рационального взаимодействия общества и природы.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1992; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь