Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общее понятие и классификация характера



Темперамент является одной из предпосылок развития тех свойств психики, которые составляют характер. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым, но он не слепок, не повторение темперамента, а то, как человек обходится со своим темпераментом.

В раннем детстве существует зависимость характера от темперамента, а с развитием личности уже характер больше влияет на темперамент.

Слово «характер» древнегреческого происхождения и означает: чеканка, примета, печать.

Характер – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Характер представляет собой устойчивое свойства личности, которое можно классифицировать по системе отношений:

1. По отношению к людям – индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.д.

2. По отношению к самому себе – степень требовательности, критичности; альтруист или эгоист и т.д.

3. По отношению к труду (порученному делу) – лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность и т.д.

4. По отношению к обществу, миру – идейный или безыдейный, убежденный или не убежденный и т.д.

5. Иногда в этом ряду отдельно выделяют волю – готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль; степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности и т.д.

Характер человеческой личности всегда многогранен, в нем могут быть выделены отдельные черты или стороны, которые не существуют изолированно, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. От трусливого человека можно ждать угодливости, конформности, жадности, недоверчивости и осторожности, т.е. всего того, что может быть связано с защитой своей личности. Но это не всегда так. Среди черт характера некоторые выступают как доминирующие, задающую общую направленность развитию всего комплекса проявлений, так и второстепенные, которые могут гармонировать или нет с ними

В жизни встречаются более цельные характеры и более противоречивые. Черты характера не могут быть отождествлены с убеждениями, взглядами, мировоззрением человека, но некоторые из них могут быть совместимы с определенными моральными принципами, например, честность.

Число черт характера превышает 1500 наименований (по словарю С.И.Ожегова) и ко всему прочему в психологии четкая их классификационная схема отсутствует. Просто делят на большие группы:

1. Интеллектуальные черты: наблюдательность, рассудительность, гибкость ума и т.д.

2. Эмоциональные черты: уверенность, бодрость, жизнерадостность и т.д.

3. Волевые черты: целеустремленность, решительность, мужественность и т.д.

4. Нравственные черты: честность, правдивость, и т.д.

Вариативность черт характера проявляется не только в качественном многообразии и своеобразии, но и в количественной выраженности. Пример: очень честный и просто честный, очень жизнерадостный и слегка жизнерадостный. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера.

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Это проявление нормы на грани патологии.

При неблагоприятных обстоятельствах акцентуации характера могут привести к патологическим нарушениям поведения, к психопатии.

Классификация типов акцентуаций характера достаточно сложная и у разных авторов неоднозначная.

Акцентуации характера могут проявляться с раннего детства, но, как правило, их проявление усиливается в подростковом возрасте, затем наблюдается их сглаживание.

Классификация акцетнтуаций подростков предложена А.Е.Личко:

1. Гипертимный тип – подвижные, общительные, шумливые, неусидчивы, недисциплинированны, много конфликтуют со взрослыми, много поверхностных увлечений, переоценивают свои способности, любят прихвастнуть.

2. Циклоидный тип – склонность к апатии, повышенная раздражительность, чаще сидят дома одни, настроение периодически меняется от приподнятого до подавленного с периодом примерно 2-3 недели (отсюда и название).

3. Лабильный тип – крайне изменчив в настроении по самым ничтожным поводам, чувствителен к отношению к нему окружающих.

4. Астеноневротический тип – повышенная мнительность и капризность, утомляемость и раздражительность.

5. Сензитивный тип – повышенная чувствительность ко всему, не любит компаний, азартных игр, застенчивы, робки при посторонних, послушны, часто возникает чувство неполноценности, но рано формируется чувство долга, разборчивы в дружбе и очень привязчивы в дружбе.

6. Психоастенический тип – в детстве ускоренное интеллектуальное развитие, склонность к рассуждениям, самоанализу, но больше сильны на словах, чем на деле.

7. Шизоидный тип – главное в нем – замкнутость, демонстрирует внешнее безразличие к окружающим людям, плохо понимают состояния других людей, не умеют сочувствовать, фантазёры.

8. Эпилептоидный тип – часто плачут, любят мучить животных, дразнить младших, в компании ведут себя как диктаторы, жестоки, властны, себялюбивы.

9. Истероидный тип – в нем главное – эгоцентризм, склонность к театральности, большая потребность привлекать к себе внимание, выслушивать восторги и похвалы.

10. Неустойчивый тип – склонны к безделью, развлечениям, праздности, отсутствуют серьезные интересы, не думают о своем будущем.

11. Конформный тип – бездумно подчиняются любым авторитетам, к большинству в группе, склонны к консерватизму, их кредо «быть как все». Это яркие приспособленцы.

Надо сказать, что примерно половина людей не вписываются ни в один из типов акцентуаций.

Близкой к этой является и типология акцентуаций К.Леонгарда. Она основана на стиле общения взрослого человека с окружающими людьми. Похожи и названия акцентуаций, но у К.Леонгарда их 12.

Сензитивный период для становления характера – от 2-х до 10 лет, когда дети много и активно общаются, открыты для воздействия со стороны. С первых месяцев жизни закладываются такие черты как доброта, общительность, отзывчивость и противоположные им. Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде – аккуратность, трудолюбие, настойчивость – складываются в дошкольном детстве. В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в общении с людьми. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а ранняя юность закладывает его нравственные и мировоззренческие основы. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся.

Учения о типах характера

Учение о типах характера называют характерологией. Иногда она рассматривается как самостоятельная психологическая наука. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозирования поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности. На сегодняшний день к научным типологиям характера относят типологию по акцентуациям К.Леонгарда, А.Личко; типологию психосоциотипов К.Г.Юнга; типологию Э.Фромма; конституционную типологию Э.Кречмера, У.Шелдона.

Все типологии характера исходили их общих идей. Основные из них:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Сочетание черт, входящих в характер, не является случайным, они образуют различные типы, позволяющие строить типологию характера.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Конституционная типология.

Получила свое распространение после опубликования Э.Кречмером в 1921 г. работы «Строение тела и характер». Главная его идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:

1. Лептосоматик (или астеник) – характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой. Плечи узкие, нижние конечности – длинные и худые.

2. Пикник – человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный. Характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем, с большим животом и круглой головой на короткой шее.

3. Атлетик – человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра.

4. Диспластик– люди с бесформенным, неправильным строением. Индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения, например, чрезмерный рост, непропорциональное телосложение.

Э.Кречмер и У.Шелдон не видели большой разницы между характером и темпераментом, поэтому каждому конкретному типу характера соответствовал свой тип темперамента. Рациональное зерно конституционных типологий в том, что существует связь между конституцией тела и склонностью к различным психическим заболеваниям. Отсюда видны и типы характеров, если их выделять в клинических условиях.

Второй подход к типологии характера предложен Эрихом Фроммом. Он в основу своей типологии положил отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее можно назвать социальной типологией характеров. Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей и соотнеся с практикой работы в клинике, он предложил следующие типы:

1. Мазохист – садист. Этот тип человека видит причины неудач в людях, на них и направляет свою агрессию. Складывающиеся обстоятельства не могут быть причиной, только люди или он сам.

2. Разрушитель. Выраженная агрессивность и активное стремление к уничтожению объекта, вызвавшего крушение надежд у человека.

3. Конформист – автомат. Беспрекословно подчиняется обстоятельствам, почти никогда нет собственного мнения, выраженной социальной позиции. Это тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Выведенная Э.Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий.

Вернемся к истории характерологических учений. Она уходит к рабовладельческим временам, когда была создана физиогномика. Рабовладельцу, покупая раба на рынке, необходимо было определить его характер по внешним признакам. Аристотель и Платон предлагали определять характер раба, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер с характером этого животного. Ч.Дарвин говорил, что для физиогномиста важно знать привычную мимику человека. По-видимому, существует зависимость между привычным выражением лица и складом его характера, но она не является закономерной.

Френологию как учение о характере основал немецкий врач Франц Галь. Он считал, что все свойства характера имеют свои строго специализированные центры в полушариях головного мозга. А так как кости черепа должны точно соответствовать выпуклостям и впадинам мозга, то ощупывание «шишек» головы якобы позволяет определить характер. Он даже составил специальные френологические карты, разбив череп на 27 участков.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Это разнообразные гороскопы, нумерологии и прочее. Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем. Хиромантия – система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д. Следует ли из этого, что определение характера человека на основании его внешности невозможно? Есть смысл вспомнить высказывание Ч.Дарвина. Связь между внешностью человека и складом его характера отчетливо прослеживается как в литературных произведениях, так и в изображении великих мастеров портрета. Однако научная психология исходит из положения, что зависимость между привычным выражением лица и складом характера человека не является однозначной. То или иное выражение лица, складки, морщины могут иметь самые различные причины возникновения. И причиной слегка приоткрытого рта может быть не только глупость человека, но и глухота, и больная носоглотка, и напряженное внимание.

В этом отношении более ценным в диагностическом отношении, можно считать графологию – науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего. Графологические сведенья, накапливаемые веками, устанавливали связь между рядом фактов – особенностями почерка и характером.

Выводы:

1. Характерэто совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые можно классифицировать по системе отношений.

2. Структурность характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами.

3. Акцентуация характераэто крайние варианты нормы как результат усиления его отдельных черт. Это проявление нормы на грани патологии.

4. Характерология устанавливает типы характера с целью прогнозирования поведение человека в различных ситуациях.

5. К научным типологиям характера относят типологию по акцентуациям К.Леонгарда, А.Личко; типологию психосоциотипов К.Г.Юнга; типологию Э.Фромма; конституционную типологию Э.Кречмера, У.Шелдона.

Лекция 12: САМОСОЗНАНИЕ

1. Проблема «Я» в психологии

2. «Образ Я» и его развитие

3. Самооценка и жизненный путь личности

Проблема «Я» в психологии

Самосознание возникает онтогенетически несколько позже сознания. Оба эти явления сами по себе достаточно сложны и каждое из них представляет многоуровневую систему.

С точки зрения психологии, человеческое «Я» это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех сознательно осуществляющихся психических процессов. «Я» – и сознание, и самосознание как целое. Это некий нравственно-психологический, характерологический и мировоззренческий стержень личности.

«Я» находится в прямой зависимости от отдельных психических функций. Ослабление ощущений и чувств тут же сказывается на нашем «Я», которое выражается ощущением своего бытия в мире, своим самоутверждением. «Я» выступает, прежде всего, как субъект сознания, субъект психических явлений в их интегральной целостности. Под «Я» имеется в виду личность такая, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» – это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это то, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и, прежде всего, для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознавании.

Самосознание – это деятельность «Я» как субъекта по познанию или созданию образа «Я».

По мнению Д.А.Леонетьева, «Я» – это форма переживания человеком своей личности, форма, в которой личность открывает сама себя. «Я» имеет несколько граней.

1. Первая грань «Я» – это так называемое телесное, или физическое «Я», переживание своего тела как воплощения «Я», образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного, или физического «Я» мы ощущаем не столько личность, сколько ее материальный субстрат – тело. Особенно большое значение телесное «Я» приобретает в подростковом возрасте, когда собственное «Я» начинает выходить для человека на передний план, а другие стороны «Я» еще отстают в своем развитии.

2. Вторая грань «Я» – это социально-ролевое «Я», выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций.

3. Третья грань «Я» психологическое «Я». Оно включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой Я? ». Психологическое «Я» составляет основу того, что в психологии называют «Образом Я» или «Я–концепцией», хотя телесное и социально-ролевое «Я» в него тоже входят.

4. Четвертая грань «Я» – это ощущение себя как источника активности или, наоборот, пассивного объекта воздействий, переживание своей свободы или несвободы, ответственности или посторонности. Д.А.Леонтьев назвал эту грань «экзистенциональным «Я».

5. Пятая грань «Я» – это самоотношение, или смысл «Я». Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка – общее положительное или отрицательное отношение к себе. Далее следует отметить самоуважение, самопринятие.

Образ «Я» и его развитие

Становление самосознания происходит в общении и деятельности.

Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. Переживание наличия своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Годовалый ребенок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. В возрасте 2–3 лет ребенок отделяет доставляющий ему удовольствие процесс и результат собственных действий взрослых, предъявляя им требование: « Я сам! ». Старшие дошкольники и младшие школьники при содействии взрослых уже могут подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление...), правда, пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач. В подростковом и юношеском возрасте начинает формироваться система социально-нравственных самооценок, завершая процесс сотворения «Образа Я».

Подростковый и юношеский возраст являются сензитивными периодами развития самосознания. В подростковом возрасте резко расширяется объем и глубина восприятия другого человека. Одновременно самосознание, рефлексия своего «Я» становится главным моментом развития психики. Развивается рефлексивная способность.

Рефлексивная способность самосознания – это готовность к познанию психических явлений и самого себя. Процесс рефлексии – это процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержания которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга. Рефлексивные ожидания – это представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения.

Для различения понятия рефлексия и самосознание, ранее отождествлявшихся, появился термин «личностная рефлексия» – это механизм самопознания, особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но и себя как исследователя. Существенный компонент рефлексии – самоанализ.

В подростковом и юношеском возрасте более или менее отчетливо складывается «Образ Я» или «Я–концепция» личности (иногда – синонимы).

« Образ Я » это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе, на основе которой человек строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

«Образ Я» включает 3 компонента:

1. Когнитивный – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. Т.е., осознавая все эти составляющие себя, происходит самопознание человека. Механизмы самопознания: рефлексия, самоанализ, самовосприятие – все то, с помощью чего человек добывает знания о себе.

2. Эмоциональный – самоуважение, себялюбие, самоуничижение, самокритичность, гордость и т.д.

3. Поведенческий (волевой) – стремление повысить самооценку, завоевать уважение, добиться успеха или же желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и критики, скрыть свои недостатки и т.д.

«Образ Я» и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я – образов». «Я – образ» – не статическое, а динамическое образование личности индивида.

Самосознание сложный процесс, развернутый во времени и связанный с объединением в целостное образование единичных ситуативных «образов Я». (Я дома, я в школе, я на работе).

Когда говорят о составляющих «Образа Я», то чаще называют его «Я–концепцией». Итак: составляющие Я–концепции:

1. Реальное Я – представление о себе в настоящем времени.

2. Динамическое Я – представление о том, каким собираюсь стать в ближайшее время.

3. Идеальное Я – то, каким он должен был бы стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Это ориентир в самовоспитании.

4. Фантастическое Я – кем бы хотел стать, если бы это было возможно (космонавтом, сыном Рокфелера, инопланетянином...).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 837; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь