Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяние Аллах принимает, ведь Аллах — Знающий, Мудрый.
Но бесполезно покаяние для тех, кто совершает злодеяния, а когда к нему приходит смерть, он говорит: «Вот теперь я раскаиваюсь», — и для тех, кто умирает неверующим. Для нихМы приготовили мучительные страдания. Сура 4 «Женщины», аяты 17-18
Ибн Касир приводит множество хадисов, указывающих на то, что Аллах принимает покаяние раба, к которому пришла смерть, до тех пор, пока он не начнёт издавать предсмертный хрип, например: «Поистине, Аллах принимает покаяние раба, пока тот не начнёт издавать предсмертный хрип» [Тирмизи; Ибн Маджа; Ибн Касир. Тафсир]. Покаяние каждого, кто покаялся до смерти, засчитывается, однако при этом необходимым условием является искренность. Вполне возможно, что человек уже не сможет покаяться в эти ужасные мгновения, поэтому все мы должны спешить с покаянием, пока не наступил наш предел:
Подари душе своей желанное покаяние, Пока не пришла к тебе смерть и не сковала язык твой. Поспеши с ним, пока не оборвалось дыхание... Оно — прекрасный запас для кающихся, творящих благое. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 30 Радость верующего при вести о предстоящей встрече с его Господом Когда ангелы Милосердного приходят к верующему рабу с благой вестью от Аллаха, на лице его отражается радость и ликование. А на лицах неверующих и грешников появляются следы смятения, утомления и печали. Поэтому верующий, находящийся на смертном одре, желает встречи с Аллахом и стремится поскорее возвратиться к Нему, тогда как грешник или неверующий не желает этой встречи. Анас передаёт от 'Убады ибн ас-Самита, что Пророк сказал: «Аллах желает встречи с тем, кто желает встречи с Ним. Что же касается того, кто не желает встречи с Аллахом, то и Аллах не желает встречи с ним». 'Аиша (или: одна из жён Пророка ) возразила: «Но мы ведь не желаем смерти! » Тогда он сказал: «Речь не об этом, а о том, что, когда к верующему приходит смерть, ему сообщают радостную весть о благоволении Аллаха к нему и о том, что Он почтил его. В этот миг нет для него ничего дороже того, что его ожидает, и он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Что же касается неверующего, то, поистине, когда смерть приходит к нему, ему сообщают, что Аллах подвергнет его мукам и наказанию. В этот момент нет для него ничего ненавистнее того, что его ожидает, и он не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним» [Бухари]. Поэтому благочестивый и праведный человек просит тех, кто несёт его к могиле, идти быстрее, желая поскорее испытать ожидающее его блаженство. А скверный человек терзается, испытывая панический ужас от того, что ждёт его впереди. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Когда мужчины несут на своих плечах погребальные носилки, то если покойный был праведным, он говорит: " Несите меня вперёд быстрее! " Если же покойный не был праведным, он говорит: " О горе мне! Куда вы несёте меня?! " И его голос слышен всем, кроме человека, а если бы услышал его человек, он лишился бы чувств» [Бухари; Насаи].
Приход шайтана в последние минуты жизни человека Когда к человеку приходит смерть, шайтан делает всё, чтобы не упустить свою добычу. Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, шайтан находится рядом с каждым из вас, что бы он ни делал, не покидая человека даже во время еды, и если кто-нибудь из вас уронит кусок пищи, пусть возьмёт его и уберёт то, что прилипнет к нему, а потом съест, не оставляя его шайтану. А по окончании трапезы пусть оближет свои пальцы, ибо, поистине, он не знает, в каком куске его пищи скрыта благодать» [Муслим]. Мусульманские учёные упоминают о том, что в эту трудную минуту шайтан приходит к человеку в образе его отца или матери или кого-то, кто был добр к нему, заботился о нём и давал ему искренние советы, и начинает убеждать его принять христианство, иудаизм или любое другое вероучение, противоречащее исламу. И здесь отклоняется от прямого пути тот, о ком записано в Предопределении, что конец его не будет благим [Куртуби. Тазкира]. Как раз это значение и заключают в себе слова Всевышнего: Господь наш! Не уклоняй сердца наши в сторону после того, как Ты наставил нас на прямой путь, и даруй нам милость от Тебя, ведь Ты — Дарующий! Сура 3 «Семейство 'Имрана», аят 8
'Абдаллах, сын имама Ахмада ибн Ханбаля, рассказывает: «К моему отцу Ахмаду пришла смерть, и я стоял, держа кусок ткани, чтобы подвязать ему челюсть. Он терял сознание, потом снова приходил в себя и делал жест рукой, словно хотел сказать: " Нет ещё, нет ещё". Так он сделал несколько раз, и я спросил его: " О отец... Что ты делаешь? " Он ответил: " Шайтан стоит напротив меня, кусая себе пальцы от злости, и говорит: < О Ахмад! Ты ускользнул от меня>. А я говорю: < Нет ещё. Нет ещё — пока я не умер> " » [Куртуби. Тазкира]. Аль-Куртуби говорит: «Я слышал, как наш шейх, имам Ахмад ибн 'Умар аль-Куртуби говорил: " Я пришёл к брату нашего шейха, Абу Джа'фара Ахмада ибн Мухаммеда аль-Куртуби, когда тот лежал при смерти в Кордове. Ему сказали: «Скажи: 'Нет божества, кроме Аллаха'>, но он всё повторял: < Нет, Нет! > Потом он пришёл в себя, и мы рассказали ему об этом. Он сказал: < Ко мне пришли два шайтана, один справа, другой слева, и первый из них говорил: 'Умри иудеем, поистине, это лучшая из религий'. А второй говорил: 'Умри христианином, ибо это лучшая из религий'. А я говорил им: 'Нет, нет! '...> " » [Куртуби. Тазкира].
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 32 Однако это не обязательно случится с каждым, как говорит Ибн Таймийя. Некоторым людям станут предлагать разные религии перед смертью, но другие через это не пройдут. Такое уже случалось со многими. Всё это относится кискушениям жизни и смерти, защиты от которых мы должны просить у Аллаха в наших молитвах [Маджму' аль-фатава]. Шейх Ибн Таймийя говорит, что шайтан больше всего старается сбить человека с правильного пути, когда тот находится при смерти, потому что для шайтана это последняя возможность. В качестве подтверждения своим словам он приводит достоверный хадис: «Дела оцениваются по их завершению». К тому же Пророк сказал: «Поистине, бывает так, что раб Аллаха вершит дела обитателей Рая до тех пор, пока не будет отделять его от Рая расстояние в локоть. И в этот миг свершается то, о чём записано в Предопределении, и он начинает вершить дела обитателей Огня и попадает в Огонь. И бывает так, что раб Аллаха вершит дела обитателей Огня до тех пор, пока не будет отделять его от Огня расстояние в локоть. И в этот миг свершается то, о чём записано в Предопределении, и он начинает вершить дела обитателей Рая и попадает в Рай». Поэтому передаётся также, что самые большие усилия для того, чтобы сбить человека с прямого пути, шайтан прилагает, когда тот умирает. При этом он говорит своим помощникам: «Берегитесь упустить его, ибо, если он ускользнёт от вас сейчас, вам уже никогда не заполучить его» [Маджму' аль-фатава]. Причины дурного конца Многих из тех, кто демонстрирует, что он — мусульманин, и внешне исполняет предписания ислама, ожидает — да убережёт нас Аллах от этого — дурной конец.И это заметно по ним, когда они умирают. Вот что сказал Садик Хасан Хан о дурном конце: «Существуют причины, к нему приводящие, от которых верующему следует отдаляться» [Йакзат ули-ль-и'тибар]. Затем он упоминает эти причины. 1. Неправильные убеждения ('акида) — даже если им сопутствует благочестие, праведность и воздержанность. Если, имея подобные убеждения, человек ни на секунду не сомневается в их правильности, то, когда он будет находиться при смерти, ему может показаться, что некоторые его правильные убеждения так же неверны и безосновательны, как и эти. Это потому, что он не чувствует разницы между одним убеждением и другим. Таким образом, если он обнаружит, что какие-то из его убеждений неправильны, это может стать причиной для изменения остальных его убеждений. И если душа его покинет тело до того, как он успеет распознать истину и вернуться к основам веры, его ожидает дурной конец. Он покинет это мир без веры и станет одним из тех, о ком Всевышний сказал: «И увидят они от Аллаха то, что не предполагали увидеть [наказание и мучения в Огне]» (сура 39 «Толпы», аят 47).
А в другом аяте Всевышний Аллах сказал: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы