Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Ложь, оставление Корана, прелюбодеяние и ростовщичество.
Аллахпоказал Своему Посланнику , каким наказаниям подвергаются некоторые грешники. Самура ибн Джундуб передаёт: «После завершения молитвы Пророк часто спрашивал, поворачиваясь к нам лицом: " Кто из вас видел сон этой ночью? " И если кто-нибудь видел что-то, он рассказывал свой сон, а Пророк говорил то, что было угодно Аллаху. Однажды он [снова] спросил нас: " Видел ли кто-нибудь из вас сон? " Мы ответили: " Нет" Тогда он сказал: " А я видел этой ночью во сне двух человек, которые пришли ко мне, взяли меня за руки и доставили на святую землю. Там я увидел сидящего человека. Рядом с ним стоял другой с железным крюком в руке, который он вонзал в угол рта сидящего, раздирая ему щёку до самого затылка. Потом он делал то же самое с другим углом рта, а тем временем разорванная щека срасталась, после чего он снова возвращался к ней и делал то же самое. Я спросил: < Что это? > Они сказали: < Иди! > Мы снова двинулись в путь и не останавливались, пока не добрались до лежавшего человека. У его головы стоял другой человек, державший в руке камень [или: кусок скалы] и разбивавший им голову лежащего. И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а этот человек направлялся к камню, чтобы взять его. И не успевал он вернуться к лежащему, как голова того срасталась, принимая свой прежний вид, и он снова наносил ему удар. Я спросил: < Кто это? > Они сказали: < Иди! > Мы снова двинулись в путь и не останавливались, пока не достигли отверстия, подобного печи, верхняя часть которой была узкой, а нижняя — широкой. Внизу пылал огонь, и когда он приближался к находившимся там людям, они поднимались так высоко, что чуть не выскакивали наружу, когда же огонь стихал, они возвращались обратно. Там находились обнажённые мужчины и женщины. Я спросил: < Кто это? > Они сказали: < Иди! > Мы снова двинулись в путь и не останавливались, пока не достигли реки, в которой вместо воды текла кровь. В ней стоял человек, а посреди реки [или: на берегу реки] напротив находящегося в ней стоял другой человек, перед которым лежали камни. Когда находившийся в реке хотел выйти из неё, другой человек бросал камень прямо ему в рот, возвращая его на место. И каждый раз, как тот пытался выйти, он бросал ему камень в рот и тот возвращался на прежнее место. Я спросил: < Что это? > Они сказали: < Иди! > Мы снова двинулись в путь и двигались до тех пор, пока не достигли зелёного сада, где росло огромное дерево, у подножия которого сидел старец с детьми. А рядом с деревом я увидел другого человека, который поддерживал горевший перед ним огонь. Затем мои спутники подняли меня на это дерево и ввели меня в дом, прекраснее которого я никогда не видел и в котором находились старики, молодые люди, женщины и дети. Потом они вывели меня оттуда, подняли по дереву выше и ввели в другой дом, который был ещё красивее и лучше первого и в котором находились старики и молодые люди. Я сказал своим спутникам: < Вы водили меня с собой сегодня ночью, а теперь расскажите мне о том, что я видел>. Они сказали: < Хорошо. Тот, кому на твоих глазах разрывали рот, — лжец, произносивший лживые слова, которые распространялись от него повсюду, а теперь с ним будут делать это до самого Дня Воскресения, Того, кому на твоих глазах разбивали голову, Аллах научил Корану, однако он спал по ночам 16 и не
16 То есть этот человек, зная Коран, не читал его по ночам и не совершал ночных молитв. ГЛАВА 4. МОГИЛА 57 придерживался его установлений днём, и теперь с ним будут делать это до самого Дня Воскресения. Те, кого ты видел в отверстии, были прелюбодеями, а те, кого ты видел в реке, — ростовщиками. Сидевший у подножия дерева старец — Ибрахим , дети вокруг него, — потомства людей, а человек, поддерживавший огонь, — Малик, хранитель Ада. Первый дом, в который ты вошёл, предназначен для обычных верующих, что же касается второго дома, то это — дом павших за веру. Я — Джибриль, это — Микаиль, а теперь подними голову>. Подняв голову, я увидел над собой нечто вроде облака, а они сказали: < Вот твоё место>. Я воскликнул: < Позвольте же мне занять его! > Однако они сказали: < Поистине, жизнь твоя ещё не завершена, а когда она закончится, ты займёшь своё место> " » [Бухари].
Долг задерживает человека в могиле Помимо всего прочего, покоящемуся в могиле вредит и неуплаченный долг. Са'д ибн аль-Атваль передаёт, что его брат умер, оставив триста дирхемов и семью. Он говорит: «Я хотел потратить их на содержание его семьи, но Пророк Аллаха сказал мне: " Поистине, брат твой задержан из-за своего долга, иди же и уплати его вместо него". Я уплатил его долг, а потом пришёл и сказал: " О Посланник Аллаха, я уплатил все его долги, кроме двух динаров, которые требовала одна женщина, но унеё не было подтверждения" Он сказал: " Отдай их ей, ибо они принадлежат ей по праву" » . А в другой версии хадиса сказано: «Ибо она говорит правду» [Ибн Маджа; Ахмад; Байхаки; Албани. Ахкам аль-джанаиз]. Посланник сообщил о том, что этот сподвижник задержан из-за своего долга. Как именно он был задержан, можно понять из другого хадиса, в котором Посланник сказал: «Долг удерживает его от входа в Рай». А в другом хадисе, передаваемом Самурой ибн Джундубом, говорится, что Пророк совершил погребальную молитву (в другой версии хадиса — утреннюю молитву), а после завершения её спросил: «Есть ли здесь кто-нибудь из родных такого-то? » Люди промолчали. Когда он начинал говорить, они обычно молчали. Он повторил свой вопрос, но ему никто не отвечал. Тогда один человек сказал: «Вот этот». После этого поднялся какой-то человек, волоча свой изар. Пророк спросил его: «Что помешало тебе ответить мне первые два раза? Поистине, я назвал твоё имя с благой целью. Такому-то мешает войти в Рай его долг, и если хотите, уплатите за него этот долг, а если хотите, предоставьте его наказанию Аллаха. Я желал бы увидеть, как его родные или те, кого заботят его дела, встанут и уплатят его долги так, чтобы никто с него ничего не требовал».
Умерший подвергается мучениям, когда его родственники громко оплакивают его Когда 'Умару ибн аль-Хаттабу был нанесён смертельный удар, Сухайб вошёл к нему, плача и причитая: «О брат мой, о друг мой! » 'Умар ответил: «О Сухайб, неужели ты плачешь обо мне, когда Посланник Аллаха сказал: " Поистине, покойного подвергают мучениям из-за того, что его оплакивают его близкие" » [Бухари]. 'Аиша отрицала, что Посланник сказал эти слова. В «Сахихе» аль-Бухари упоминается, что Ибн 'Аббас передал 'Аише слова 'Умара после того, как тот скончался. Она сказала: «Да помилует Аллах 'Умара. Клянусь Аллахом, Посланник Аллаха не говорил, что Аллах подвергает верующего мучениям за то, что родственники оплакивают его. Посланник Аллаха говорил следующее: " Поистине, Аллах добавляет неверующему мучений, когда родственники оплакивают его". Достаточно вам Корана: " Не понесёт душа бремени [грехов] другой души" (сура 35 «Творец», аят 18)» [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 151]. 'Аиша дала этому хадису несколько толкований, которые упоминаются в «Сахихах» и «Суннах» [Фатх Аль-Бари, ыя т. 3, с. 152]. Итак, перед нами стоят два вопроса. Первый: говорил ли Посланник Аллаха эти слова? Аль-Куртуби сказал: «С отрицанием 'Аишей этого и её утверждением о том, что передатчик хадиса ошибся, или забыл, или слышал только частьхадиса и не слышал другую, трудно согласиться, потому что хадисы с таким же смыслом передают многие сподвижники. При этом они уверены в том, что передают. Поэтому нельзя отрицать то, что вполне допустимо и имеет основание» [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 154]. Второй вопрос: как может умерший подвергаться мучениям за то, что родственники оплакивают его, ведь это не его рук дело, а Аллах говорит: «Не понесёт душа бремени [грехов] другой души»? Учёные дали на этот вопрос несколько ответов. Наилучший из них тот, который поместил аль-Бухари в название главы, в которую включил данный хадис: «Слова Пророка : " Умерший подвер гается мучениям из-за оплакивания его [определённым способом], если такое оплакивание было для него обычным 17 ». Ведь Всевышний Аллах сказал: «Берегитесь сами и оберегайте своих близких от Огня» (сура 66 «Запрещение», аят 6), а Пророк сказал: «Каждый из вас пастырь, и каждый из вас в ответе за свою паству». Если же это не было для него обычаем, тогда всё так, как сказала 'Аиша : «Не понесёт душа бремени [грехов] другой души" (сура 35 " Творец", аят 18)» [Фатх Аль-Бари, т. 3, с. 150]. Такого же мнения придерживался и ат-Тирмизи. Он приводил хадис 'Умара в таком виде: «Умерший подвергается мучениям из-за оплакивания его родственниками», а затем сказал: «Хадис 'Умара хороший достоверный (хасан-сахих)». Некоторые учёные считают оплакивание покойного нежелательным (макрух). Они говорят: «Умерший подвергается мучениям из-за оплакивания его родственниками» и приводят этот хадис. Ибн аль-Мубарак сказал: «Я надеюсь, что если он при жизни запретил им делать это18, то никаким мучениям (из-за их оплакивания) он не подвергнется» [Тирмизи]. Такое понимание хадиса было и у аль-Куртуби. Он говорит: «Некоторые учёные или даже большинство их сказали: " Умерший подвергается мучениям, когда живые оплакивают его, если сам он считал это обычным и желал, чтобы его оплакивали подобным образом, например, если он сказал что-то вроде: Когда я умру, оплакивай меня так, как я того заслуживаю, И рви на себе одежды, плача обо мне, о дочь Мабада! — а также если он завещал делать это" » [Куртуби. Тазкира]. Громкое оплакивание покойного, во время которого плакальщицы били себя по щекам и рвали на себе одежды, было обычным делом во времена невежества. Ибн аль-Асир пишет: «Они завещали свои близким громко оплакивать их — так, чтобы все узнали об их смерти. Это было широко распространено среди них и нашло отражение в слагаемых ими стихах. И за это умершего ждёт наказание, потому что сам он при жизни способствовал этому» [Джами' али-усуль, с. 102]. 17 То есть умерший при своей жизни не возражал против такого оплакивания. 18 То есть оплакивать его громко, разрывая на себе одежду, царапая щёки и совершая другие подобные действия. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 60 Необходимо обратить внимание на версию данного хадиса, приводимую аль-Бухари: «Умерший подвергается мучениям, когда его родственники оплакивают его определённым образом». То есть он не подвергается мучениям за любое оплакивание его, потому что бывает просто плач, когда из глаз капают слёзы, но человек при этом не бьёт себя по щекам и не рвёт на себе одежду. В таком оплакивании нет ничего предосудительного, и за это человека не стоит упрекать. Об этом говорится во многих хадисах. Ибн Таймийя, изучив этот вопрос, назвал слабым мнение аль-Бухари, аль-Куртуби, Ибн 'Абд-аль-Барра и всех, кто придерживался их точки зрения в понимании хадисов, указывающих на то, что умерший подвергается мучениям за оплакивание его родственниками. Упомянув имеющиеся хадисы на эту тему, он сказал: «Многие из живших ранее и живущих ныне отвергли это, посчитав, что такое наказание есть наказание человека за грехи других, а это противоречит словам Всевышнего: " И не понесёт душа бремени [грехов] другой души". Затем они разошлись относительно этих достоверных хадисов. Одни приписали передатчикам хадиса — 'Умару ибн аль-Хаттабу и другим — ошибку. Это 'Аиша, аш-Шафи'и и некоторые другие. А другие сочли, что в этих хадисах говорится только о тех, кто завещал оплакивать себя подобным образом, — они подвергаются мучениям из-за своего завещания. Такого мнения придерживался аль-Музани и другие. Есть и такие, кто говорил, что наказание ожидает лишь тех, для кого такое оплакивание было обычным делом, и они одобряли его. Их подвергают мучениям за то, что они не удерживали других от порицаемого. Это мнение моего деда Абу аль-Баракята и некоторых других. Все эти мнения очень слабые» [Маджму' аль-фатава]. Он отверг слова тех, кто попытался опровергнуть данные сообщения, по-особому истолковав их. Он сказал: «Достоверные хадисы с ясным смыслом, передаваемые такими сподвижниками, как 'Умар ибн аль-Хаттаб, его сын 'Абдаллах, Абу Муса аль-Аш'ари и другие, нельзя отвергнуть подобным образом. 'Аиша, мать правоверных, поступила именно так, отвергнув эти хадисы посредством особого истолкования их и иджтихада, поскольку она была убеждена, что по смыслу они неправильны. В действительности же это не так, и кто изучит эту тему, тот непременно обнаружит, что тот, кто отвергает этот ясный и достоверный хадис подобным образом, ошибается» [Маджму' аль-фатава]. Затем Ибн Таймийя доказывает, что 'Аиша пришла как раз к тому, от чего пыталась уйти. Он говорит: «'Аиша передаёт от Пророка две версии хадиса, и всё передаваемое ею правда. Она передаёт от Пророка его слова: " Поистине, Аллах добавляет неверующему мучений из-за того, что родственники оплакивают его" . Этот хадис ни в чём не противоречит хадису " Умара, поскольку если возможно, что Аллах усиливает наказание неверующего из-за оплакивания его родственниками, то возможно и то, что Он изначально подвергает мучениям кого-то, кроме неверующих, из-за оплакивания его родными. Поэтому аш-Шафи'и в книге " Мухталиф алъ-хадис = Различающиеся хадисы" отверг этот хадис из-за его смысла и сказал, что ближе к истине другая версия этого хадиса, передаваемая ею: " Поистине, они оплакивают его, а он подвергается мучениям в своей могиле" » [Маджму аль-фатава]. Он также возразил тем, кто усмотрел в этом хадисе намёк на наказание человека за грехи других: «Некоторые из признающих этот хадис сделали из него вывод о том, что человек подвергается мучениям за грехи других и что Аллах делает, что пожелает, [то есть приписали Ему произвол и несправедливость]. Они решили, что человек подвергается наказанию за грехи других, и допустили попадание детей неверующих в Огонь за грехи отцов» [Маджму' аль-фатава]. Далее он приводит подробные доказательства того, что это утверждение неверное и истина состоит а том, что Аллах наказывает лишь тех, кто ослушивается Его, а те, кто не был испытан в этом мире, подвергаются испытанию в Судный день. Он сказал: «Что же касается того, что умерший подвергается мучениям, то ведь Пророк несказал: " Поистине, умерший подвергается наказанию из-за оплакивания его родственниками". Он сказал: " Подвергаются мучениям" . А слово " мучение" имеет более широкий смысл, чем " наказание". Мучение — это боль, но не для каждого, кто испытывает боль по какой-то причине, она является наказанием за то, что стало её причиной. Пророк сказал: " Путешествие — отрезок мучения, оно лишает любого из вас пищи и питья" . Он назвал путешествие мучением, но оно при этом не является наказанием. Человека заставляет мучиться всё, что он ощущает и что при этом ему ненавистно или неприятно — например, очень громкие звуки, неприятные запахи, отвратительные, внушающие ужас изображения. Слыша, видя или ощущая это, человек страдает, мучается, но при этом всё это не является его действиями, за которые он был наказан. Как же можно отвергать возможность того, что умерший мучается из-за оплакивания его родственниками, даже если это оплакивание не действие, совершаемое им, за которое он мог бы быть наказан? Человеку, лежащему в могиле, причиняют страдания слова некоторых людей, и ему бывает больно, когда он видит некоторых из них и слышитих слова. Поэтому Абу Я'ля сказал, что, если недалеко от умершего кто-то ослушивается Аллаха, совершает грех, это причиняет ему страдание, — это передаётся от некоторых сподвижников. И эти страдания подобны мучениям, которые испытывает умерший, когда его оплакивают родственники. В этом случае оплакивание является причиной его мучений» [Маджму' аль-фатава]. Так понимал данный вопрос этот выдающийся учёный, и есть хадисы, подтверждающие его мнение. Ан-Ну'ман ибн Башир передаёт: «'Абдаллах иби Раваха впал в забытьё во время болезни, и его сестра 'Амра принялась плакать и восклицать: " О гора19! О такой-то! О такой-то! " — превознося его. Он же, придя в себя, сказал ей: " Что бы ты ни сказала, мне тут же говорили; < А такой ли ты? > " И потом, когда он покинул этот мир, она не плакала по нему». Более того, об этом ясно говорится в хадисе от Абу Мусы аль-Аш'ари. Посланник Аллаха сказал: «Когда человек умирает и поднимается оплакивающий его и начинает восклицать " О гора! О господин! " или нечто подобное, два ангела толкают его, говоря: " А был ли ты таким на самом деле?! " » [Тирмизи, № 1003]. Ибн Хаджар приводит в своей книге «Ат-Тальхис = Сокращение» этот хадис и пишет: «Его приводит аль-Хаким, который назвал его достоверным. Хадис с похожим смыслом есть в " Сахихе" — передаётся он ан-Ну'маном ибн Баширом» [Ибн Хаджар. Тальхис аль-хабир, № 806]. Здесь стоит сказать о том, что не каждый умерший испытывает мучения, когда его оплакивают. В некоторых случаях действие причины устраняется противодействием, как говорит Ибн Таймийя. Например, есть люди, которые обладают такой силой, что громкие звуки, отвратительные запахи и ужасные зрелища не могут причинить им вреда. Затем он упомянул, что некоторые хадисы содержат упоминание об угрозах и о причинах. При возникновении определённых препятствий даже при наличии причины угроза эта не выполняется. Таким препятствием может послужить принятое покаяние, добрые дела, стирающие дурные, беды и испытания, за терпеливое перенесение которых человеку прощаются грехи, заступничество того, кто достоин заступаться, а также милость Аллаха и Его прощение. В заключение Ибн Таймийя поясняет, что страдания, которые испытывает в своей могиле умерший верующий, когда его оплакивают, становятся для него искуплением грехов [Маджму' аль-фатава].
19 Арабы часто сравнивали человека с горой, когда превозносили и хвалили его. ГЛАВА 4. МОГИЛА 63 Что помогает человеку избежать мучений в могиле? Чтобы уберечься от мучений в могиле, человек должен быть постоянно готовым к смерти. Он должен быть готовым встретить её в любую минуту — так, чтобы, когда она вдруг придёт к нему, он не кусал себе пальцы в отчаянии, сожалея о содеянном или упущенном Быть готовым к смерти — значит спешить с покаянием, соблюдать права других и совершать как можно больше благих дел. Вера, молитва, пост, закят, хадж, усердие на пути Аллаха, почтительное отношение к родителям, поддержание родственных связей, поминание Всевышнего Аллаха и другие благие дела оберегают верующего, и за них Аллах устраивает ему выход из любой ситуации и после каждой беды дарует ему избавление. Посланник Аллаха сообщил нам о том, что благие дела охраняют человека в могиле. Ибн Таймийя сказал: «В известном хадисе, передаваемом Мухаммедом ибн 'Амром со слов Абу Салямы, узнавшего об этом от Абу Хурайры, который слышал эти слова Пророка , и приведённом Абу Хатимом в его «Сахихе» и другими, говорится: " Поистине, покойный слышит скрип сандалий, когда люди расходятся после похорон. И если он был верующим., то молитва становится у его головы, пост — справа от него, закят — слева, а добрые дела — правдивость, поддержание родственных связей, благодеяние людям — у его ног. К нему приходят со стороны головы, и молитва говорит: < Возле меня нет входа! > Тогда приходят к нему с правой стороны, и пост говорит: < Возле меня нет входа! > Тогда приходят к нему с левой стороны, но закят говорит: < Возле меня нет входа! > Затем приходят к нему со стороны ног, но добрые дела — милостыня, поддержание родственных связей и благодеяние людям — говорят: < Возле нас нет входа! > Тогда ему говорят: < Садись>. Он садится, и ему представляется солнце, которое склоняется к закату. Ему говорят: < Кто этот человек, который был среди вас? Что ты скажешь о нём? > Он же скажет в ответ: < Оставьте меня, чтобы мне помолиться». Они скажут: < Ты это непременно сделаешь, только ответь нам на наш вопрос>. Он спросит: «О чём вы спрашиваете меня? > Они скажут: < Что ты скажешь об этом человеке, который был среди вас? Что ты думаешь о нём? > Он ответит: < Я свидетельствую, что он — Посланник Аллаха и что он пришёл с истиной от Аллаха». Тогда ему будет сказано: < Придерживаясь этого жил ты, и придерживаясь этого умер, и придерживаясь этого будешь воскрешён, если пожелает Всевышний
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 64 Аллах>, После этого перед ним откроют одни из врат Рая и скажут ему: < Это твоё место в Раю и то, что приготовил для тебя Аллах в нём>, и он преисполнится радости и веселья. Затем откроют перед ним одни из врат Ада и скажут ему: < Это твоё место в Огне и то, что уготовал для тебя Аллах в нём и куда ты попал бы, если бы ослушался Его>, и он преисполнится радости и веселья. Затем расширится его могила на семьдесят локтей и наполнится светом. Тело его будет возвращено в первоначальное состояние, а душа его станет птицей, которая сядет на дерево в Раю" ». Абу Хурайра сказал, цитируя Коран: «" Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни и в жизни вечной" » (сура 14 «Ибрахим», аят 27). А в другой версии хадиса говорится: «После этого его тело превратится в то, из чего оно было создано».
Испрашивание у Аллаха защиты от испытаний и мучений в могиле Поскольку испытание и мучения в могиле ужасны и тяжки, Посланник просил у Аллаха защиты от них, в молитве и не только, и сподвижникам своим он велел делать то же самое. 'Аиша спросила Посланника о наказании в могиле, и он сказал: «Да, есть наказание в могиле...» Она сказала: «С тех пор я не видела, чтобы Посланник Аллаха совершал молитву без того, чтобы попросить у Аллаха защиты от мучений в могиле». Передатчик Гундар добавил: «Мучения в могиле — истина» [Бухари; Муслим]. Анас передаёт, что Посланник обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прошу у Тебя защиты от бессилия и лени, от трусости, скупости и дряхлости, и прошу у Тебя защиты от мучений в могиле, и прошу у Тебя защиты от искушений жизни и смерти» [Бухари; Муслим; Ахмад]. 'Аиша передаёт, что Посланник говорил: «О Аллах, я прошу у Тебя защиты от лени, дряхлости, грехов, и долгов, и от испытания в могиле, и от мучений в могиле...» [Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 407]. Посланник говорил своим сподвижникам: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле» . И они говорили: «Просим у Аллаха защиты от мучений в могиле! » [Муслим]. Пророк также говорил им: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле, поистине, мучения в могиле — истина» [Табарани; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 317].
ГЛАВА 4. МОГИЛА 65 Ещё Пророк велел им просить у Аллаха защиты от четырёх вещей. Он говорил: «Просите у Аллаха защиты от мучений в могиле, просите у Аллаха защиты от Ада, просите у Аллаха защиты от искушений Масиха Даджжаля и просите у Аллаха защиты от искушений жизни и смерти» [Тирмизи; Насаи; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 1, с. 32]. Пророк также велел своим сподвижникам просить у Аллаха защиты от мучений в могиле после ташаххуда. Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Когда один из вас совершает ташаххуд, пусть он просит у Аллаха защиты от четырёх вещей, говоря: " О Аллах, поистине, я ищу у Тебя защиты от Адских мук, и от мучений в могиле, от искушений жизни и смерти, и от зла искушений Масиха Даджжаля" » [Муслим, № 577]. Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник обучал их такой мольбе так же, как обучал их суре из Корана: «О Аллах, мы просим у Тебя защиты от мучений в Аду, и я прошу у Тебя защиты от мучений в могиле, и прошу у тебя защиты от искушений Масиха Даджжаля, и прошу у Тебя защиты от искушений жизни и смерти» [Муслим, № 590].
Кто избежит испытания и мучений в могиле? Некоторые верующие, совершившие великие дела или пережившие очень тяжёлые бедствия, будут избавлены от испытания и мучений в могиле. Среди них окажутся те, кто перечислен ниже. 1. Погибший на пути Аллаха (шахид).Аль-Микдам ибн Ма'ди Кариб передаёт: «Посланник Аллаха сказал: " Мученику Аллах даровал шесть особых свойств: ему прощаются его грехи с первым толчком [выходящей из его тела крови], он видит своё место в Раю, он избавляется от мучений в могиле и от великого страха [в Судный день], и возлагается на его голову венец почтения, один рубин которого лучше этого мира со всем, что в нём, и даются ему в жёны семьдесят две райские гурии, и он сможет заступиться за семьдесят человек из числа своих близких" » [Тирмизи; Ибн Маджа; Мишках аль-масабих, т. 2, с. 358]. Ан-Насаи в «Сунан» передаёт со слов Рашида ибн Са'да, слышавшего от одного из сподвижников Посланника Аллаха , что один человек спросил: «О Посланник Аллаха! Почему простые верующие подвергаются испытанию в могиле, а мученик нет? » Тот ответил: «Достаточно ему сверканья мечей над его головой в
МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 66 качестве испытания» [Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 4, с. 164]. 2. Тот, кто погиб, неся дозор и охраняя границы мусульманского государства на пути Аллаха (мурабит). Фудаля ибн 'Убайд передаёт слова Посланника Аллаха : «Дела каждого умершего запечатываются, кроме того, кто погиб, неся дозор на пути Аллаха. Его дела в Судный день будут умножены для него, и он будет избавлен от испытания в могиле» [Тирмизи; Абу Давуд; Мишкат аль-масабих, т. 2, с. 355]. 3. Тот, кто умер в пятницу. 'Абдаллах ибн 'Амр передаёт такие слова Пророка : «Любого мусульманина, который умрёт в пятницу, Аллах избавит от испытания в могиле» [Ахмад; Тирмизи; Ахкам аль-джанаиз]. 4. Тот, кто умер от болезни живота. 'Абдаллах ибн Ясар передаёт: «Я сидел с Сулейманом ибн Сардом и Халидом ибн 'Урфутой, и люди упомянули о человеке, который скончался от болезни живота, и они вдвоём сказали, что хотели бы сопровождать его погребальные носилки. При этом один из них сказал другому: " Разве не сказал Посланник Аллаха : < Кого убьёт его живот, тот не будет подвергнут мучениям в могиле>! " А второй ответил ему: " Да" ». В Другой версии — «Ты сказал правду» [Ахкам аль-джанаиз]20. В смерти для нас назидание
Смерть — величайший урок Мы познакомили вас с некоторыми текстами, в которых говорится о смерти и предсмертных мгновениях, а также о могиле и ужасах, которые ожидают человека в ней, и разумный человек тот, кто извлечёт для себя урок и задумается. Поистине, смерть — величайший наставник. Одного из набожных и берущих от этого мира лишь немного людей спросили: «В чём наилучший урок для нас? » Он ответил: «В созерцании умерших» [Куртуби. Тазкира]. Аль-Куртуби очень точно описал смерть: «Знай, что смерть — это самая ужасная беда, самое отвратительное явление, это чаша, содержимое которой неприятно на вкус и отталкивающе до
20 Ат-Тирмизи сказал, что это хороший хадис. Аль-Албани сказал, что он достоверный.
ГЛАВА 4. МОГИЛА 67 крайности. Она как ничто иное разрушает самую сущность человека, нарушает покой, приносит несчастье. Поистине, она подрезающая поджилки твои, и разделяющая органы тела твоего, и разрушающая опоры твои — ужасное явление и страшнейшее бедствие, и, поистине, день, в который придёт она, — день ужасный» [Куртуби. Тазкира].
Размышление о смерти Как жизнь является одним из знамений Аллаха, так и смерть, её антипод, — одно из Его знамений, и оно не менее удивительно:
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы