Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Книг. Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это.
Сура 21 «Пророки», аят 104
Есть также хадисы, описывающие те же события, что и аяты, однако более подробно и с добавлениями. В одном из этих хадисов приводятся слова Всевышнего, которые Он произнесёт после того, как возьмёт в Руку землю и свернёт небеса. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах схватит землю в День Воскрешения и свернёт небеса Своей правой Рукой, а потом, скажет: " Я — Царь! А где же земные цари? " » [Бухари; Муслим; Мишкат аль-масабих, № 5522]. А 'Абдаллах ибн 'Умар передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах свернёт небеса в Судный день, а затем возьмёт их в правую Руку и скажем: " Я — Царь! Где же тираны? Где высокомерные гордецы? " А потом Он свернет землю Своей левой Рукой...» [Муслим]. А в другой версии этого хадиса говорится: «...потом Он возьмёт их другой Рукой и скажет: " Я — Царь! Где же тираны? Где высокомерные гордецы? " » [Мишкат аль-масабих, № 5523]. 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт, что однажды к Пророку пришёл один иудей и сказал: «О Мухаммад, поистине, Аллах поместит небеса на один палец, всю землю — на другой, горы — на третий, деревья — на четвёртый, а всё прочее, что было Им создано, — на пятый, после чего скажет: " Я — Царь! " » Услышав это, Посланник Аллаха улыбнулся так широко, что показались его зубы, а потом прочёл аят: «Не оценили они Аллаха должным образом, а в День Воскрешения вся земля окажется в руке Его, и будут свёрнуты небеса правой Рукой Его! Пречист Он, и превыше Он того, чему они поклоняются наряду с Ним! » [Бухари]. Всевышний схватит землю и свернёт небеса уже после того, как всё живое погибнет. Есть и такая версия: после сбора творений глашатай воззовёт на земле, белой, словно серебро, на которой никто никогда не ослушивался Аллаха. Эту версию выбрал Абу Джа'фар ан-Наххас. Он сказал: «Достоверно известно, что такого мнения придерживался Ибн Мас'уд, и это не из тех вопросов, в которых допускается проведение аналогии или истолкование». ГЛАВА 7. УЖАС СУДНОГО ДНЯ 309 Аль-Куртуби сказал: «Первое мнение ближе к истине, потому что цель в данном случае — указать на то, что Он один является Царём и Владыкой. Прошло время разных утверждений и заявлений, и больше не играет никакой роли происхождение и связи — ведь все цари и высокомерные тираны с их царствами ушли, и ушли вместе с ними все их связи и все их ложные утверждения… И это мнение ближе к истине» [Куртуби. Тазкира].
Поверхность земли будет выровнена, а горы уничтожены Наш Господь сообщил нам о том, что наша земля, которую мы привыкли видеть неизменной и которую не представляем без её величественных гор, в Судный день будет взята, а поверхность её — разом сглажена, когда раздастся трубный глас: «Когда же подуют в Рог всего один раз и когда земля и горы будут подняты и разом сглажены, в тот день наступит Событие» (сура 69 «Неминуемое», аяты 13-15). Всевышний Аллах сказал: «Но нет! Когда земля превратится в пыль...» (сура 89 «Заря», аят 21). Тогда эти огромные и столь прочные горы обратятся в мелкий песок. Всевышний сказал: «В тот день земля и горы сотрясутся, и горы превратятся в холмы из сыпучего песка» (сура 73 «Закутавшийся», аят 14). То есть эти твёрдые горы превратятся в кучи песка. В другом месте в Коране сообщается, что горы станут похожими на шерсть. Всевышний сказал: «...а горы станут подобными шерсти» (сура 70 «Ступени», аят 9). А в другом аяте говорится, что они будут своим видом напоминать расчёсанную шерсть: «...а горы будут подобны расчёсанной шерсти» (сура 101 «Великое бедствие», аят 5). После этого Всевышний уберёт горы с их привычных мест и сделает поверхность земли ровной — так, что на ней не будет ни впадин, ни возвышенностей. В Коране уничтожение гор описывается порой как сдвигание их с места, а порой — как вырывание: «Когда горы сдвинутся с мест...» (сура 81 «Скручивание», аят 3). Всевышний также сказал: «И горы придут в движение и станут маревом» (сура 78 «Весть», аят 20). Всевышний также сказал: «Когда горы будут сорваны со своих мест» (сура 77 «Посылаемые», аят 10). Всевышний поведал нам и о том, как будет выглядеть земля после устранения гор: «В тот день Мы заставим двигаться горы, и ты увидишь, что земля станет плоской» (сура 18 «Пещера», аят 47). БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 310 Всевышний также сказал: «Они спрашивают тебя о горах. Скажи: " Мой Господь развеет их и оставит только гладкую равнину, на которой ты не увидишь ни углубления, ни возвышения" » (сура 20 «Та, ха», аяты 105-107).
Моря будут взорваны и заполыхают Моря и океаны, которые покрывают большую часть нашей планеты и являются местом обитания миллионов самых разных живых существ и по водам которых плавает множество кораблей, в этот День будут взорваны. Мы знаем, сколько бед может принести взрыв атомной бомбы, которая намного меньше морей, и насколько ужасен такой взрыв. А если представить себе, что вся эта огромная масса атомов вдруг взорвётся и все эти моря заполыхают огнём... Нет, это не поддаётся воображению — безграничные пространства, ранее заполненные водой, а теперь объятые пламенем, языки которого поднимаются до небес. Всевышний сказал: «Когда моря смешаются [или высохнут] » (сура 82 «Раскалывание», аят 3). Всевышний также сказал: «Когда моря запылают» (сура 81 «Скручивание», аят 6). Толкователи Корана, жившие в первые века после его ниспослания, считали, что под взрыванием морей подразумевается исчезновение преград, которые их разделяют, и смешивание солёной и пресной воды, в результате чего образуется единый океан [Алюси. Тафсир]. Однако толкование, приведённое выше, лучше согласуется с последующим возгоранием этих морей. А Аллах знает обо всём лучше.
Небеса придут в движение и расколются Это прекрасное голубое небо, при одном взгляде на которое мы ощущаем радость и умиротворение, придёт в движение и начнёт содрогаться: «В тот день небо придёт в движение» (сура 52 «Гора», аят 9). Затем оно расколется и распадётся на части: «Когда небо расколется...» (сура 82 «Раскалывание», аят 1). Всевышний Аллах сказал: «Когда небо развернётся и внемлет своему Господу, как ему должно...» (сура 84 «Разверзнется», аяты 1-2). После этого небо станет рыхлым и неустойчивым, подобно огромному и основательно построенному дворцу после землетрясения — он становится неустойчивым и покрывается трещинами. Небеса лишатся былого величия и расколются: «Небо разверзнется, ибо оно в тот день будет слабым» (сура 69 «Неминуемое», аят 16). Что же касается прекрасного голубого цвета, то он уйдёт, и небо начнёт изменяться, становясь то красным, то жёлтым, то зелёным, то голубым. Всевышний сказал: «И вот небо разверзнется и станет красным, как кипящее масло [или покрасневшая кожа; или расплавленный свинец] » (сура 55 «Милостивый», аят 37). От Ибн 'Аббаса передают его слова о том, что небо в этот День будет подобным гнедому коню, шерсть которого меняет оттенок в зависимости от времени года, а аль-Хасан аль-Басри сказал, что небо в этот День будет разноцветным [Ибн Касир. Тафсир].
Солнце будет скручено, луна затмится, а звёзды опадут Это солнце, которое встаёт утром и заливает нашу землю светом, давая нам освещение и энергию, без которых никак не обойтись нашему взору и нашим телам, — это солнце, без которого не может существовать все живое, будет смято и скручено, и свет его погаснет. Всевышний сказал: «Когда солнце будет скручено» (сура 81 «Скручивание», аят 1). При скручивании одни части солнца лягут на другие, и оно лишится своего свечения. Луна, которая в начале каждого месяца появляется в виде узкого серпа и постепенно приобретает вид круглого диска, красоту которого воспевали поэты, и которая так любима путешественниками, поскольку скрашивает их одиночество, пока они в пути, — эта луна затмится и потеряет свой свет: «Когда взор будет ослеплён, луна затмится» (сура 75 «Воскресение», аяты 7-8). А мириады звёзд, которыми усеяны бескрайние небесные просторы, опадут и осыплются: «Когда звёзды осыплются» (сура 82 «Раскалывание», аят 2).
Толкование аль-Куртуби к аятам, в которых описываются ужасные события Судного дня124 Ат-Тирмизи приводит хадис Ибн 'Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом) о том, что Посланник Аллаха сказал: «Кто желает
124 Весь этот подраздел представляет собой цитату из аль-Куртуби [Куртуби. Тазкира]. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 312 посмотреть на Судный день, пусть читает: " Когда солнце будет скручено", " Когда осыплются звёзды", и " Когда небо расколется" ». Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим (хасан)125. Эти три описания достаточно чётко характеризуют Судный день: небо раскалывается и разверзается, солнце скручивается, звёзды осыпаются. В этот День происходят и другие ужасные события. Кроме того, люди выходят из своих могил, и после того, как будут развёрнуты свитки с записью их деяний и люди прочтут их, взяв слева, или справа, или из-за спины, их ждут дворцы Рая или ужасное заточение в Аду. Всевышний Аллах сказал: «Когда небо разверзнется» (сура 84 «Разверзнется», аят 1). Всевышний также сказал: «Когда небо расколется» (сура 82 «Раскалывание», аят 1). И Всевышний сказал: «В тот день небо разверзнется и покроется облаками» (сура 25 «Различение», аят 25). Небо в тот День сделается рыхлым, бесформенным, растрескавшимся. Всевышний сказал: «...и небо раскроется и станет вратами» (сура 78 «Весть», аят 19). Облака заполнят собой пространство между небом и землёй. Есть и другая версия: небо расколется, и сквозь него проступят белые облака. Есть ещё одна версия: небо расколется, когда до него доберётся адское пламя. Это случится после того, как исчезнет вода и появится огонь. Сначала небо станет красным, как красная кожа, а потом, когда Аллах пожелает разрушить и уничтожить этот мир, оно расколется. Высказывалось также предположение о том, что небо будет менять свой цвет, становясь то жёлтым, то красным, как жеребёнок, шерсть которого весной имеет желтоватый оттенок, в сильную жару становится красноватой, а потом — сероватой. Это мнение аль-Халими. А о словах Всевышнего «Когда солнце будет скручено» Ибн Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал, что солнце будет введено в Трон. Есть также версия о том, что оно станет мутным. Это мнение аль-Хасана и Катады. То же передают от Муджахида и Ибн 'Аббаса. Абу 'Убайда сказал: «Солнце будет скручено подобно тому, как скручивают чалму, и уничтожено».
125 Этот достоверный хадис приводят ат-Тирмизи, аль-Хаким и Ахмад [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 6191]. ГЛАВА 7. УЖАС СУДНОГО ДНЯ 313 Ар-Раби' ибн Хусайм сказал: «То есть солнце будет брошено». Слово каввара, использованное в этом аяте, означает 'сбирать, собирать вместе'. Этот глагол в его другой форме кара используют, когда говорят о накручивании чалмы на голову. Итак, солнце будет скручено, лишено свечения, а потом брошено. А Аллах знает обо всём лучше. Что же касается слов Всевышнего «Когда звёзды осыплются», то относительно их значения есть такая версия: звёзды выпадут из рук ангелов, потому что те умрут. В одном из хадисов говорится, что звёзды подвешены между небом и землёй при помощи цепей, которые держат в руках ангелы. А Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) сказал: «То есть звёзды изменятся, упадут в моря и заполыхают вместе с ними после того, как исчезнет вода». Слова Всевышнего «Когда горы сдвинутся с мест» (сура 81 «Скручивание», аят 3) подобны Его словам «В тот день Мы заставим горы двигаться» (сура 18 «Пещера», аят 47). То есть горы перестанут быть твёрдым камнем и превратятся в сыпучий песок. Они будут подобны шерсти и станут рассеянной пылью и миражом, подобным тому миражу, который можно увидеть в пустыне. Есть и другая версия: горы станут похожими на шерсть от адского пламени, от которого небо будет напоминать своим видом расплавленный металл. Аль-Халими сказал: «Это — а Аллах знает обо всём лучше — потому, что вода земли была заключена между землёй и небом, а когда она исчезнет и пламя Ада станет ещё жарче, то с небом и землёй случится то, о чём упоминается в аятах». Всевышний также сказал: «Когда стельные верблюдицы останутся без присмотра» (сура 81 «Скручивание», аят 4). Это означает, что владельцы этих верблюдиц перестанут заботиться о них и доить их, потому что будут слишком заняты собой. Словом 'ишар, которое употреблено в аяте, называют верблюдиц, которые носят плод уже десять месяцев, и это название закрепляется за ними до самых родов и даже после них. Упоминаются именно такие верблюдицы, потому что они всегда были самым ценным имуществом арабов. И вот Всевышний сообщает нам о том, что эти верблюдицы в Судный день будут оставлены без присмотра. Это означает, что люди, поднявшись из своих могил и увидев животных, среди которых будут и их верблюдицы, самое ценное из того, что у них было в этом мире, не обратят на них никакого внимания, и им будет всё равно, что случится с этими верблюдицами дальше. Возможно также, что Всевышний лишит людей их имущества и владельцы верблюдиц увидят их в Судный день, но при этом не смогут вернуть их себе. Есть и другие версии: 'ишар — это облака, и Аллах лишит их воды, которая в них. Или: 'ишар — это жилища. В них уже никто никогда не будет жить. Ещё одна версия: 'ишар — это земли, которые обычно засеиваются. После наступления Судного дня уже никто ничего на них не посеет... Однако первая версия более распространённая. Всевышний также сказал: «Когда дикие звери будут собраны» (сура 81 «Скручивание», аят 5). О сборе животных мы уже говорили. Далее Всевышний говорит: «Когда моря запылают» (сура 81 «Скручивание», аят 6). То есть моря загорятся и превратятся в пламя. Это передает ад-Даххак от Ибн 'Аббаса. Катада сказал: «То есть воды моря уйдут в землю». Аль-Хасан и ад-Даххак сказали: «Моря переполнятся». Ибн Абу Заманайн сказал: «То есть моря переполнятся, выйдут из берегов и соединятся в одно большое море». Это и есть то, о чём говорил аль-Хасан. Есть ещё одна версия: солнце будет скручено и брошено в моря, и от него они заполыхают и превратятся в пламя. Аль-Халими сказал: «Если предположить, что это будет происходить именно так, то мнение тех, кто говорил, что моря переполнятся, можно понять следующим образом: моря выйдут из берегов, поскольку место воды в них займёт огонь — ведь солнце во многораз больше земли. И когда оно будет скручено и брошено в океан, он заполыхает и выйдет из берегов». Всевышний также сказал: «Когда души объединятся» (сура 81 «Скручивание», аят 7). Аль-Хасан истолковал этот аятследующим образом: представители каждой группы соберутся вместе. Иудеи присоединятся к иудеям, христиане — к христианам, огнепоклонники — к огнепоклонникам, и все, кто поклоняется кому-то или чему-то помимо Аллаха, соберутся в группы. Лицемеры присоединятся к лицемерам, верующие — к верующим. 'Икрима сказал: «Души соединятся с телами». Есть и другая версия: человек соединится с тем, кто ввёл его в заблуждение, будь то шайтан или другой человек. Ещё одна версия: верующие соединятся с черноокими гуриями, а неверующие — с шайтанами. Далее Всевышний говорит: «Когда зарытую живьём спросят» (сура 81 «Скручивание», аят 8).
ГЛАВА 7. УЖАС СУДНОГО ДНЯ 315 Речь идёт о девочках, которых в доисламские времена нередко закапывали живьём. Арабы делали это по двум причинам: во-первых, они считали, что ангелы — дочери Аллаха и что дочери должны быть с Ним. Вторая причина: боязнь бедности и нищеты. Вопрос зарытой живьём станет горьким упрёком и порицанием тому, кто погубил её. Так наказанного ребёнка спрашивают: «За что тебя ударили? Что ты сделал? » Аль-Хасан сказал: «Всевышний желает упрекнуть убийцу, ведь она была убита без вины». Некоторые читали этот аят так: «Когда зарытая заживо спросит». Девочка будет держаться за отца и вопрошать: «За что ты убил меня?! » Говорили также: имеется в виду, что с убийцы спросят за ту, кого он убил. Как сказал Всевышний: «...ибо за всё вас призовут к ответу» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 34). Всевышний также сказал: «Когда свитки будут развёрнуты» (сура 81 «Скручивание», аят 10). То есть— развёрнуты для расчёта. Об этом речь пойдёт далее. Следующий аят таков: «Когда небо будет сдёрнуто» (сура 81 «Скручивание», аят 11). То есть — оно будет свёрнуто. Всевышний сказал: «В тот день Мы свернём небо, как сворачивают свитки для книг» (сура 21 «Пророки», аят 104). Использованный в аяте глагол означает 'срывать, сдёргивать, убирать' (например, крышу). То есть небо будет убрано, а Аллах знает обо всём лучше... Говорили также, что слово сиджль в аяте обозначает вовсе не свиток — это имя писца Пророка .Однако сподвижник с таким именем неизвестен. Слова Всевышнего «Когда Ад будет разожжён» (сура 81 «Скручивание», аят 12) означают, что он запылает, а слова Всевышнего «Когда Рай будет приближен» (сура 81 «Скручивание», аят 13) означают, что Рай будет приближен к его обитателям. «Тогда узнает душа, что она приобрела» (сура 81 «Скручивание», аят 14). Имеются в виду дела человека. Этот аят похож на другой: «Тогда каждая душа узнает, что она совершила и что оставила после себя» (сура 82 «Раскалывание», аят 5). А вот стихи одного поэта о Судном дне:
Представь себе, о обольщённый, Судный день, Когда придут небеса в движение, Скручено будет солнце и приближено, И над людскими окажется головами. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 316 Звёзды тогда опадут и осыплются, Свечение их станет слабым и тусклым. Моря в тот День от страха взрываются, Ревут, пылающим Адом бушуют. Горы с мест своих будут вырваны И поплывут, облакам подобные. Стельные верблюдицы оставлены без внимания, Дома опустели, все их покинули. Звери в День Воскрешения будут собраны, И спрошено будет имущество: «Куда же идёшь ты? » Верующие и праведные соединятся С гуриями черноокими с прекрасными волосами... Зарытая заживо будет в День Воскрешения спрошена, За что убил её тот, кто отнюдь не был бедным. Великий Аллах свернёт небеса Рукой Своей, Как свиток для книги, что был развёрнут. Будут развёрнуты свитки с делами и розданы, И верующие лишатся своих покровов. Небеса будут сдёрнуты и разверзнуты, И увидишь ты движение галактик. Тогда разожжён будет Ад, и его дыхание Грешных людей непременно настигнет. Украшен будет Рай для тех, кто терпеливо Переносил все испытания и беды. И плод во чреве матери бояться будет Возмездия, расчёта, воздаяния... Если он — без греха — боится возмездия, То что говорить об упорно грешивших?
Аль-Мухасаби описывает ужасы Судного дня126 Когда завершится срок, отпущенный мёртвым, и земля и небеса освободятся от своих обитателей, которые станут бездыханными телами после того, как в них ключом била жизнь, и не будет слышно даже тихого шёпота, и не будет видно ни одного человека, и останется только Высочайший и Могущественный, Который существует
126 Весь этот подраздел представляет собой цитату из аль-Мухасаби [Ат-Таваххум ва-ль-ахваль].
ГЛАВА 7. УЖАС СУДНОГО ДНЯ 317 изначально, Единственный в Своём величии, — после этого не услышит душа твоя ничего, кроме призыва глашатая, обращенного ко всем творениям, включая тебя, и обязывающего их всех предстать перед Всевышним смиренными и униженными... Представь на мгновение, как достигнет слуха твоего этот глас и как поймёшь ты разумом своим, что тебя призывают для того, чтобы ты предстал перед Высочайшим Владыкой: сердце твоё замирает в груди, а голова седеет, когда ты слышишь этот призыв, — потому что этот единственный глас зовёт тебя на встречу с Обладателем щедрости, величия и могущества. И вот ты, объятый страхом после этого призыва, слышишь, как над головой твоей разверзается земля. Ты вскакиваешь на ноги, покрытый могильной землёй и пылью. Ты смотришь по сторонам, пытаясь определить, откуда именно раздался призыв. И тут же ты видишь, как все люди восстают из могил вместе с тобой, покрытые пылью и землёй, в которой они провели столько времени. Представь на мгновение, как все они разом воскресают и поднимаются из своих могил, объятые страхом подобно тебе. Представь себя, обнажённого, униженного, целиком поглощённого своими страхами, печалями, тревогами и заботами, стоящего в толпе людей, которые теснят друг друга. Все они стоят нагие и босые и смиренно молчат, охваченные страхом. Слышно только, как они переминаются с ноги на ногу и как глашатай продолжает свой призыв, которому люди — и ты вместе с ними — сосредоточенно внимают. Ты преисполнен смирения и благоговейного страха перед Господом. Оказавшись на месте Сбора, ты видишь, как все люди и джинны стоят нагие. Земные владыки лишены своей власти и богатств и теперь стоят рядом с тобой униженные, и у них самый ничтожный вид из всех находящихся в месте сбора — и это после того, как они повелевали другими и относились к другим людям, таким же рабам Всевышнего, и на Его же земле, высокомерно и с презрением. Потом приходят звери из степей и из тех мест, где раньше были горы. Их головы опущены, и весь вид их выражает смирение. Раньше они сторонились людей и жили вдали от них, а теперь волею Всевышнего собраны для Дня Воскрешения и пришли, чтобы встать рядом с людьми, притом что на них нет греха... Представь на мгновение, как в этот великий День, День воздаяния и расчёта, они идут, смиренно опустив головы! Эти животные, которые раньше были дикими, хищными и свирепыми, теперь встают позади людей, преисполненные смирения пред Могущественным Владыкой. И шайтаны, ранее проявлявшие неповиновение и сеявшие смуту, тоже приходят в этот День смиренными и униженными, боясь предстать перед Всевышним... Пречист Он, собравший вместе все эти создания после долгого ожидания, несмотря на то что они такие разные по своей природе и в земной жизни сторонились друг друга. Он воскресил их всех и собрал в одном месте. И вот, когда исполнится назначенный срок, люди, джинны, шайтаны, животные и все существа встанут рядами и начнётся предстояние и расчёт. Звёзды опадут, исчезнут солнце и луна, и земля останется без света и погрузится во мрак. И вот, ты стоишь вместе с остальными и смотришь, как нижнее небо приближается к вам до тех пор, пока не оказывается над самыми вашими головами. И все эти вселяющие ужас преобразования ты видишь своими глазами. И вот небеса начинают раскалываться и разверзаться, и это продолжается пятьсот лет, и все это время ты слышишь ужасающий звук, который издают они, раскалываясь. Потом они будут изорваны в клочья и разверзнутся окончательно, и в этот День ты увидишь ангелов на фоне разверзающегося неба. Можешь ли ты представить себе, насколько ужасное зрелище ожидает тебя?! Эти необъятные небеса расколются, и Господь расплавит их так, что они станут похожими на расплавленное серебро, к которому примешена желтизна, — это будет поистине ужасный День. Великий и Всемогущий Аллах сказал: «... и станет оно красным, как кипящее масло» (сура 55 «Милостивый», аят 37). Всевышний также сказал: «В тот день, когда небо станет подобно расплавленному металлу, а горы станут похожими на шерсть...» (сура 70 «Ступени», аяты 8-9). И вот уже ангелы с нижнего неба нисходят на землю для предстояния и расчёта — они, с их огромными и удивительно устроенными телами, громким голосом славящие Высочайшего Владыку, Который ниспослал их на землю для того, чтобы они, смиренные и униженные, предстали перед Ним и отвечали на Его вопросы. Представь, как эти величественные создания спускаются с облака... Представь их огромных размеров тела, их внушающие ужас голоса... Представь, как они спускаются на землю, преисполненные смирения, для того чтобы предстать перед Всевышним Аллахом. Тебя и остальных людей охватит ужас, потому что вы решите, что Всевышний послал их к вам с наказанием, и вы начнёте спрашивать их: " Есть ли среди вас наш Господь? " Ангелы же придут в ужас от вашего вопроса, и их охватит благоговейный страх, потому что они подумают: как может их Владыка быть среди них? И тогда они возвестят громким голосом о приближении того, чего ожидают обитатели земли: " Пречист Господь наш! Его нет среди нас, однако Он скоро придёт". После этого они займут своё место вокруг других созданий и так и останутся стоять со смиренно опущенной головой... Представь их, стоящих вот так, с их крыльями и потупленным взором — их, таких величественных, охваченных благоговейным страхом перед Господом, смиренных и униженных. А после них так же нисходят все остальные обитатели семи небес — бесчисленное множество великих, огромных созданий, которые встанут в ряд, окружая остальных стоящих. И вот, после того как собраны наконец обитатели семи небес и земель, солнцу будет дарован жар десяти лет, и оно приблизится к головам людей и других творений на расстояние полёта стрелы или на расстояние двух полётов стрелы, и не будет в этот День иной тени, кроме тени Трона Господа миров. И одни будут укрыты в этой тени, а другие останутся стоять под солнцем, изнывая от его жара и претерпевая страшные мучения на этом пекле. Потом начинается давка и людям становится невыносимо тесно. Ноги их скрещиваются, а глотки пересыхают от дикой жажды. И вот, от жара солнца и дыхания этого великого множества самых разных творений, с них начинает ручьём литься пот. Сначала он стекает на землю, а потом поднимается все выше, так что тела их оказываются в нём, причём пот может доходить им до щиколоток, до пояса или даже до мочек ушей — в зависимости от их положения у Всевышнего. Будут такие, кого пот едва не покроет с головой, а других он затопит, не поднимаясь так высоко. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова ПосланникаАллаха : «Поистине, человек [или: неверующий] будет стоять в Судный день в море своего пота, который достигнет середины его ушей от долгого стояния». По сообщению 'Абдаллаха, Пророк сказал, что неверующего в Судный день взнуздает его пот из-за продолжительности этого Дня ('Али сказал: «от долгого стояния») так, что он скажет: «Господи, избавь меня от этого, пусть даже отправив в Огонь! » А ведь ты непременно будешь одним из стоящих там. Представь же себя, объятого тревогой и страхом, стоящего в море из собственного пота, скорбящего и опечаленного, изнемогающего от сильного потоотделения, тяжести этого Дня и страха. А люди стоят рядом с тобой и ожидают, когда свершится Суд, и они отправятся либо в обитель счастья, либо в обитель мучений. Напряжение — твоё и всех остальных — достигнет предела. Так вы простоите очень долго, и никто не будет говорить с вами и оценивать ваши дела. Катада (или Ка'б) сказал, что в День, когда люди предстанут пред Господом миров, они простоят триста лет. Он также сказал: «Я слышал, как аль-Хасан говорил: " Представь себе людей, которые простоят на своих ногах, ожидая расчёта от Всевышнего, пятьдесят тысяч лет, не притрагиваясь ни к пище, ни к воде. И вот, когда их измучила сильнейшая жажда и внутри у них все горит от страшного голода, их отправляют в Огонь, где их напоят кипятком. Жар усилится, и, когда положениелюдей станет невыносимым, они станут обращаться друг к другу с просьбой найти кого-нибудь, кто мог бы походатайствовать за них пред их Владыкой, чтобы Он даровал им избавление от этого мучительного стояния и отправил их в Рай или в Ад, только бы им покинуть это место, в котором они уже не в силах находиться. И они обратятся к Адаму, потом к Нуху, Ибрахиму, Мусе и 'Исе, но все они будут говорить им: < Поистине, сегодня мой Господь разгневался так, как не гневался никогда прежде и как не разгневается Он снова уже никогда). Каждый из этих пророков будет упоминать о гневе Всевышнего и говорить о том, что он боится за самого себя, восклицая: < Ах, сам я, сам я! > Они будут настолько озабочены своей собственной участью, что откажутся заступаться за людей пред своим Господом. Всевышний сказал: < В тот День каждый человек придёт и будет препираться за себя сам> (сура 16 «Пчёлы», аят 111)" ». Представь же себе голоса людей, которые громко причитают, озабоченные лишь своей судьбой, так что слышны одни только восклицания: «Ах, сам я, сам я! » Представь, насколько ужасным будет этот миг: ты восклицаешь так вместе с остальными и причитаешь, желая отвратить от себя кару Господа своего. Представь себе этот День, когда избранник Всевышнего Адам, халиль127 Всевышнего Ибрахим, собеседник Всевышнего Муса и дух и слово от Него 'Иса, несмотря на их величие и их положение у Всевышнего, станут
127 Этим словом обозначается высочайшая степень духовной близости, отличная от обычной дружбы и любви.
ГЛАВА 7. УЖАС СУДНОГО ДНЯ 321 восклицать: «Ах, сам я, сам я! » — опасаясь гнева Господа их. А кто ты в сравнении с ними? И как ты будешь бояться воздаяния и тревожиться о своей судьбе, если они, пророки, охвачены таким страхом?.. И вот, когда люди уже отчаются добиться от них заступничества, они придут к Пророку Мухаммаду и попросят его заступиться за них перед Господом, и он согласится. Потом он предстанет перед своим Господом и попросит у Него разрешения на заступничество. Получив разрешение, он падёт ниц, совершая земной поклон своему Господу, и воздаст Ему хвалу должным образом, причём все люди будут слышать его слова. И в конце концов Всевышний примет его заступничество и начнётся расчёт.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 680; Нарушение авторского права страницы