Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Воистину, так Мы поступаем с грешниками.



130 То есть со стороны блага и удерживали нас от него; или таким образом, что мы не опасались вас, ибо вы клялись, что придерживаетесь истины, и мы поверили вам, и последовали за вами, и впали в заблуждение.

БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 336


Когда им говорили: «Нет божества, кроме Аллаха», — они превозносились.

Сура 37 «Выстроившиеся в ряды», аяты 19-35

 

В приведённых аятах упоминается о том, как будут упрекать друг друга те, кому суждено стать обитателями Огня, в Судный день. Так, люди будут говорить тем, кто ввёл их в заблуждение своими идеями и учениями, противоречащими истине: «Вы разукрашивали нам то, что на самом деле было ложью! Вы обольщали нас и подталкивали к тому, чтобы мы отвергли Истину! » Всевышний сказал об этом: «А покровителями и помощниками неверующих являются тагуты, которые выводят их от света к мракам» (сура 2 «Корова», аят 257).

Однако все эти лидеры и мыслители будут отрицать это и говорить: «Вы сами виноваты, и именно вы несёте ответственность за последствия ваших деяний. Вы сами выбрали неверие. У нас не было никакой власти над вами. Это ваша гордость и ваш произвол привели вас к такому концу! »

3. Слабые будут препираться с обладавшими властью и влиянием — правителями, людьми, занимавшими высокое положение, и старейшинами кланов, которые имели власть над ними и которым они помогали, отдавая свои силы, имущество, а порой и жертвуя ради них и ложного пути, который те избрали, своими жизнями. Вот что сказал о них Всевышний: «Все окажутся перед Аллахом, и тогда слабые скажут тем, которые превозносились: " Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха? " Они скажут: " Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам всё равно: будем мы горевать или будем терпеть — нам негде укрыться" » (сура 14 «Ибрахим», аят 21). Давайте послушаем, что сказано в одном из тафсиров [Фи зыляль аль-Кур'ан]:

«Все окажутся перед Аллахом...» Несправедливые, творившие произвол и считавшие ложью истину, а также их последователи из числа слабых и ничтожных, которые находились под их властью... А с ними шайтан... А также те, кто верил в посланников и делал добро... Все они окажутся перед Аллахом, ничем не сокрытые от Него. Они никогда не были сокрыты от Него, однако сейчас они сами ощущают и понимают это. Их не скрывает от Всевышнего

ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ ДЕНЬ 337


завеса или покров, и нет ничего такого, за что они могли бы спрятаться... Итак, они собрались, всё пространство заполнено людьми, завесы подняты и люди начинают разговаривать друг с другом. «...И тогда слабые скажут тем, которые превозносились: " Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха? " » Люди, о которых говорится здесь, действительно слабые в полном смысле этого слова. Ведь они добровольно лишили себя самого прекрасного и благородного качества, которое Всевышний Аллах даровал человеку, — личной свободы, которая выражается в свободе мышления, убеждений и выбора направления в этой жизни. Они сделались последователями несправедливых и возгордившихся людей, и стали подчиняться им вместо того, чтобы подчиняться одному лишь Аллаху, и обрекли себя на то, чтобы всю жизнь быть рабами себе подобных вместо того, чтобы быть рабами одного лишь Всевышнего. И эта слабость не может служить оправданием. Как раз напротив: сама по себе она уже преступление. Поистине, Аллах не желает, чтобы кто-то был слабым. Он приглашает каждого под Свою защиту, которая дарует каждому человеку достоинство и величие, ибо величие принадлежит Аллаху. Всевышний также не желает, чтобы кто-нибудь добровольно или вынужденно отказывался от своей доли свободы в этом мире, которая является его отличительной чертой и предметом уважения и почтения. Материальная сила, какой бы она ни была, не способна поработить человека, который жаждет быть свободным и готов бороться до конца ради сохранения своего человеческого достоинства. Самое большее, что может сделать эта сила, — подчинить себе тело человека, лишить его силы, причинить ему боль, покалечить, заковать в цепи. Но совесть человека, его дух, его разум никто не способен сломить и подчинить, если только сам человек не согласится на это подчинение, унижение и эксплуатацию!

БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 338


Кто мог заставить этих слабых людей следовать за возгордившимися, перенимая при этом их убеждения, их мышление, их поведение? Кто мог заставить этих людей стать рабами кого-то помимо Всевышнего, при том что именно Он сотворил их, и Он дарует им пропитание, и Он — и никто другой — обеспечивает их всем необходимым и заботится о них? Никто. Никто, кроме их же слабых душ. Они слабы не потому, что обладают меньшей силой, чем эти несправедливые, возгордившиеся люди, за которыми они последовали, и не потому, что у них меньше влияния, они ниже по своему положению или у них меньше богатства. Нет. Всё это внешние признаки, которые сами по себе не являются слабостью и не делают человека слабым... Эти люди слабы потому, что они прежде всего слабы духом, и слабость эта живёт в их сердцах, а также потому, что они не гордятся самым дорогим, что есть у человека, — свободой — и не отстаивают её!

Слабых людей очень много, а тиранов мало. Так кто же заставляет большинство покоряться меньшинству? Что заставляет всю эту массу подчиняться нескольким людям? Слабость духа, отсутствие стремления достигнуть великих и важных целей и внутренняя готовность отказаться от своего человеческого достоинства, которым Всевышний наделил людей. У таких представителей рода человеческого нет гордости, нет доблести и храбрости, нет сознания собственного достоинства. Тираны не могут подчинить себе народ, если только сам народ не пожелает этого. И этот народ всегда способен преградить им путь и остановить их, если только захочет. Воля — вот чего не хватает этому человеческому стаду!

Поистине, покорность, безволие, низкопоклонство могут появиться лишь в том случае, когда к этому смирению и униженности склонны сами люди. И эта склонность — единственное, на что опираются и рассчитывают тираны... И вот эти презренные, ничтожные люди, которые так и не изба-

ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ ДЕНЬ 339


вились от своей слабости и зависимости от тех, за кем они следовали в земной жизни, в Судный день спрашивают их, этих возгордившихся: «Воистину, мы следовали за вами. Можете ли вы хоть отчасти избавить нас от наказания Аллаха? » Мы последовали за вами, и что же? Неужели нас ожидает такой печальный конец?

Возможно также, что эти безвольные люди, увидев уготованное им наказание, примутся упрекать тех, за кем они следовали, за то, что они вели их по ложному пути и обрекли их на эти мучения. Однако в любом случае в их словах слышится униженность и слабоволие.

А вот что отвечают им возгордившиеся, за которыми они следовали: «Они скажут: " Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него. Но теперь нам все равно: будем мы горевать или будем терпеть — нам негде укрыться" ».

В этом ответе слышится недовольство, огорчение и досада: «Если бы Аллах наставил нас на прямой путь, то мы указали бы вам на него...» Так за что же вы упрекаете нас, когда мы с вами идём по одному и тому же пути и нас ожидает одинаковая участь? Мы сами не шли правильным путём и поэтому ввели в заблуждение и вас тоже. Если бы Аллах вёл нас путём Истины, мы и вас вывели бы на этот путь, а поскольку мы впали в заблуждение, мы повели вас за собой туда, куда шли сами!

Так они будут перекладывать ответственность за то, что они впали в заблуждение и не шли правильным путём, на Всевышнего Аллаха. Теперь они признают Его могущество, хотя прежде отрицали не только это могущество, но и само существование Всевышнего, и относились к своим безвольным последователям с такой надменностью и высокомерием, которая свойственна лишь тем, кто вообще не думает о могуществе Всевышнего и Его безграничной власти! Они пытаются уйти от ответственности, говоря, что все в руках Аллаха... Но ведь Аллах не велит людям

 

БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 340


людям впадать в заблуждение и не принуждает их к этому. Он сказал: «Аллах не велит совершать мерзость» (сура 7 «Ограды», аят 28). К тому же в словах этих людей содержится скрытый упрёк по адресу их последователей: они говорят им, что теперь уже всё равно, горевать или терпеть, потому что и то и другое бесполезно — наказание пришло, и уже ничто не отвратит его. Прошло то время, когда сожаление могло избавить от наказания и вернуть заблудших на правильный путь и когда терпеливое перенесение испытаний могло принести им милосердие Всевышнего. Все кончено, и теперь некуда бежать и негде укрыться: «Но теперь нам всё равно: будем мы горевать или будем терпеть — нам негде укрыться».

Всё решено, все споры стихли, разговор окончен... И тут мы видим нечто удивительное. Это шайтан — сбивающий с истинного пути и вводящий в заблуждение. На нём — одеяние колдунов или одеяние шайтанов. Он обращается и к слабым и к тем, за кем они следовали, и произносит с жестокой насмешкой слова, которые, возможно, покажутся им страшнее даже, чем мучения в Огне: «Когда дело свершится, шайтан скажет: < Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послышались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне>. Воистину, несправедливым уготованы мучительные страдания» (сура 14 «Ибрахим», аят 22).

О Аллах! Поистине, шайтан есть шайтан! Его натура раскрывается здесь так же хорошо, как раскрывается натура слабых и возгордившихся людей в их диалоге...

Шайтан, который нашёптывает дурное, побуждает к ослушаниюВсевышнего, приукрашивает для людей неверие и отвращает их от внимания к тем, кто призывает их к истине, — это тот

 

ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ ДЕНЬ 341


же самый шайтан, который говорит им эти слова, нанося им страшный удар. Сказанное им оказывает на этих людей столь сильное впечатление, что они не могут ничего ответить ему. Всё решено, и теперь, когда время упущено и уже нельзя ничего изменить, говорит он, шайтан: «Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова». Но этим дело не кончается. Шайтан продолжает свою речь, и слова его становятся ещё одним жестоким ударом для этих людей: онстыдит их и упрекает за то, что они ответили на его призыв, притом что у него не было никакой власти над ними. Они добровольно отказались от того, чтобы быть свободной личностью с собственным мнением, забыли о вражде, которая существует между людьми и шайтаном испокон веков, вняли его ложному призыву и отказались ответить на призыв тех, кто звал их к истине, которая исходит от Всевышнего: «У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня».

После этого он снова порицает их, и упрекает, и призывает их винить в том, что с ними произошло, самих себя. Он порицает их за то, что они послушались его и покорились ему! «Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя».

После этого он бросает их, «умывает руки»: да, прежде он давал им обещания и внушал им, что их никто никогда не одолеет, а теперь он не придёт на их зов, когда они позовут его, — точно так же и они ничем не помогут ему, когда он призовёт их на помощь: «Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне». Нет между нами никакой связи, и нет между нами дружбы, покровительства и взаимопомощи!

Потом он заявит о том, что он не имеет никакого отношения к тому, что они сделали его сотоварищем Аллаха: «Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне».

И вот наконец последний, сокрушительный удар. Шайтан заканчивает свою речь, обращенную


БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 342


к тем, кто последовал за ним в земной жизни, словами: «Воистину, несправедливым уготованы мучительные страдания».

Ох, шайтан, шайтан... Ох уж эта их покорность ему, соблазнявшему их и призывавшему их к греху и заблуждению, в то время как посланники призывали их к религии Аллаха, но они не поверили им и отвергли их призыв...

 

А в другом месте в Коране Всевышний упоминает о том, как слабые люди будут препираться со своими возгордившимися господами: «Когда они будут препираться друг с другом в Огне, слабые скажут тем, которые превозносились: " Мы следовали за вами. Не избавите ли вы нас от доли Огня? " Те, которые превозносились, скажут: " Все мы — в нём. Воистину, Аллах уже рассудил между рабами" » (сура 40 «Прощающий», аяты 47-48).

Эти аяты мы читаем после сообщений о том, как возгордился фараон, и о том, как он повелел убивать всех младенцев мужского пола из числа израильтян, хотел убить Мусу и говорил с тем верующим, который вступил с ним в спор, разбив все его доводы и опровергнув все его ложные утверждения. После упоминания обо всех этих событиях мы узнаём о том, что народ занял позицию смиренного исполнителя желаний тирана. Люди из народа фараона убивали младенцев, причиняли боль людям, изгоняли их и мучили по его велению... В этом мире они были помощниками жестокого тирана-притеснителя, преступавшего границы, установленные Всевышним. В Судный день они поймут, какое тяжкое преступление совершили, и скажут своим господам и повелителям вроде фараона: «Мы следовали за вами. Не избавите ли вы нас от доли Огня? » Однако эти господа и повелители не могут спасти самих себя, и потому они ответят: «Все мы в нём. Воистину, Аллах уже рассудил между рабами». Описываемая ситуация подсказывает нам ответ, которым мы могли бы встретить ложное утверждение некоторых несправедливых и преступающих установленные Всевышним границы людей, которые говорят: следуйте за мной, а я возьму на себя ваш грех, если на вас вообще ляжет за это какой-нибудь грех. То, что на этих людей ляжет грех тех, кого они ввели в заблуждение, вовсе не означает, что их последователи не понесут наказания: «Неверующие говорят тем, которые уверовали: " Следуйте нашим путём, и мы возьмём на себя ваши грехи'' Они не возьмут на себя даже части их грехов. Воистину, они — лжецы. Они

ГЛАВА 8. ПОЛОЖЕНИЕ ЛЮДЕЙ В СУДНЫЙ ДЕНЬ 343


непременно понесут своё бремя и другое бремя вместе со своим бременем. В День Воскрешения их непременно спросят о том, что они измышляли» (сура 29 «Паук», аяты 12-13).

А вот как описывается препирательство слабых, безвольных людей с теми, за кем они следовали в земной жизни:

 
 


Если бы ты видел поступавших несправедливо, когда они будут стоять перед их Господом, отвечая друг другу. Те, которые были слабыми, скажут тем, которые превозносились; «Если бы не вы, то мы стали бы верующими».


Поделиться:



Популярное:

  1. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. III. ОРГАНИЗАТОРЫ СПАРТАКИАДЫ
  4. V Методика выполнения описана для позиции Учителя, так как Ученик находится в позиции наблюдателя и выполняет команды Учителя.
  5. VI. СЕКСУАЛЬНАЯ ЭНЕРГИЯ. ЦЕНТРЫ НАСЫЩЕНИЯ. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ, «СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»
  6. VII. Проблема личности как таковой. Развитие защиты так называемых прав личности и ее конкретных особенностей
  7. XXX. ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ – ВЕЛИКАЯ ПУСТОТА БУДДИСТОВ (будителей, будетлян, людей, которые здесь, скоро будут).
  8. А все-таки оно есть: методология счастья
  9. А. Атака на естественную свободу
  10. Автоклавы для обеспечения безопасной работы снабжаются, также как и сосуды, работающие под давление, предохранительной и запорной арматурой, контрольно-измерительными приборами.
  11. Альтернативные затраты называют также: затратами упущенных возможностей; вмененными издержками производства, альтернативной стоимостью производства.
  12. Анализ — это такой логический приём, с помощью которого мы мысленно расчленяем приметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь