Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 10. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 10. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Метод – это способ достижения цели. Он применяется в процессе целенаправленной педагогической деятельности как путь к достижению намеченного результата. Методика – совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и др. задач адаптивной физической культуры. Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются следующие группы методов: -методы формирования знаний; - методы обучения двигательным действиям; - методы развития физических качеств и способностей; -методы воспитания личности; - методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Методы формирования знаний Эти методы делятся на две группы: методы слова и методы наглядности. К первой группе относятся: -метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.; -метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией; - метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений; - метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное прогова-ривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности. Вторая группа методов построена на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок. Методы наглядности, демонстрации, показа движений для инвалидов с различными нарушениями носят специфический характер, рассчитанный на компенсацию нарушений, использование сохранных функций. Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные остаточное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функцию. Для формирования представлений о движении используются; - объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами; -рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных звеньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия; - мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи - гладкие, шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, металлические, резиновые, разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дйфференци-ровку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, температурных ощущений; -звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппаратура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, звучащие мячи, мишени, колокольчики и т. п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве; - тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и воспроизведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в пространстве; -оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную информацию о двигательных и ориентировочных действиях. Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими приемами являются; -плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов и др. – для формирования знаний, наглядно-образных представлений о строении человека; -карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указателями, ориентирами – для формирования наглядно-действенных представлений об изучаемых физических упражнениях; - показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью; - показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица; - плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений; - световые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений; -звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциации и использование остаточного слухового восприятия при выполнении ритмических движений. Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отсталостью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушенных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности: -одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения; - рисование фигуры человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп; - рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его; -выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу. Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным: -упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся; -упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком; -упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды; стоя лицом, боком или полубоком; - зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения; -упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание. При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения. С этой целью в практике разрботаны и используются различные технические системы с биологической обратной связью: - компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынужденных движений, которые в обычных условиях не выполняются; - метод тандотерапии – для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в которых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др. Выбор методов наглядности для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера травмы и заболевания, состояния сохранных функций, этапа реабилитационно-восстановительного периода.
Методы воспитания личности Система методов воспитания личности складывается из стратегических методов (факторов) воспитания и методов педагогического воздействия. К стратегическим относятся: - метод воспитывающей среды; - метод воспитывающей деятельности; - метод осмысления человеком себя в реальной жизни. Эти методы обладают свойством влиять на личность человека одновременно в каждом акте его жизни. Каждый их этих методов реализуется только при реализации двух других. Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек – объект среды и объект воздействия среды. Ребенок, воспитывающийся в детском доме, имеет узкую однообразную среду обитания и общения, скудные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности. Педагог, профессионально использующий объективное влияние социальных факторов, придает ему целевую направленность, переводя социальную ситуацию в педагогическую – тем самым создавая воспитывающую среду. Для детей с нарушениями в развитии неоценимую роль в ее организации играет семья, так как в семье начинается приобщение детей к культуре, труду, ценностям и нормам общества. Здоровый ребенок, родившийся в благоприятное среде, но обделенный активным взаимодействием с ней, не получает необходимого развития, ибо не осваивает, не усваивает и не присваивает достижений культуры, хотя и растет рядом с этими достижениями. Среда может оказывать позитивное и негативное влияние на воспитание личности. В адаптивной физической культуре среда рассматривается не просто как сфера общества, а как необходимый механизм комплексного влияния на воспитание человека. Воспитывающая деятельность означает вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью активное отношение человека к реальности. Любой вид воспитания – нравственное, эстетическое, трудовое» физическое – всегда реализуется в процессе деятельности, целенаправленной активности личности. Деятельность человека, воздействуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлетворения разнообразных потребностей и одновременно является фактором собственного духовного, физического и психического развития. Любая целостная конкретная деятельность инициируется потребностью, мотивом, интересом, ценностными ориентациями, делающими ее осознанной и устойчивой на перспективу. В физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности духовный мир человека отражается в удовлетворении не только конечным результатом, но и самим совершением действий, переживанием вдохновения, «мышечным чувством», наслаждением процессом деятельности, более глубоким пониманием себя, преображением души человека. Кроме того, в процессе целенаправленной двигательной деятельности формируется культура мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п. Физкультурная деятельность выступает как сфера реализации общей культуры человека. Осмысление человеком себя в реальной жизни означает взаимодействие его с окружающим миром, место в жизни, в системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ориентации. Формирование собственного «Я» в мире и мира в себе – сложная комплексная проблема, равноценная социализации личности. Сущность этого процесса заключается в том, что человек не просто живет, вмонтированный актом рождения в культуру, а сам является носителем и творцом культуры. По сравнению со здоровыми у лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями этот процесс имеет естественное осложнение, обусловленное меньшей мобильностью, ограниченными возможностями коммуникации. Поэтому социальная среда, разнообразная деятельность как основные факторы воспитания занимают особое место в жизни, самооценке себя, становлении личности данной категории населения. Профессиональное внимание педагога на действиях, поведении, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, здоровью, обществу, труду, познанию, ценностным основам жизни, достойной человека, – добру, истине, красоте) помогают выработать внутренние установки. Это позволяет преобразовать каждый момент своей деятельности в проживание ценностных отношений: участие в споре – поиск истины; забота о своей внешности, фигуре, походке – поиск красоты; участие в соревнованиях – проявление индивидуальности, самоутверждения; уборка стадиона, подметание дорожки – наведение порядка на планете. Только собственная активность, самовоспитание способны преобразовать жизнь и судьбу, вселить надежду и уверенность в своих силах. Индивидуальные занятия Для многочисленной группы инвалидов со сложными двигательными расстройствами – травмами и заболеваниями спинного мозга, врожденным недоразвитием конечностей, с последствиями ДЦП, инвалидов с тяжелой умственной отсталостью, детей-инвалидов разных нозологических групп первых лет жизни, детей надомного обучения – индивидуальный метод часто является единственно приемлемым, так как требует конкретизации внимания педагога только на одном человеке. Взаимодействие с одним человеком позволяет индивидуализировать содержание, методы, методические приемы, темпы освоения учебной деятельности в соответствии с реальными возможностями инвалида, отслеживать динамику результатов при решении конкретных лечебно-восстановительных, коррекционно-развивающих и других задач, оперативно контролировать физическое и психическое состояние и т. п. Недостатком индивидуальных занятий является ограниченность сотрудничества с другими занимающимися, что отрицательно сказывается на процессе социализации, формировании умения работать в коллективе. Малогрупповые занятия Это распространенный вид организованных занятий урочной формы по адаптивному физическому воспитанию в специальных детских садах, школах, интернатах. Количество занимающихся не превышает 10–12 человек. Как правило, это дети одной нозологической группы, приблизительно одного возраста и равных физических и психических возможностей. Дифференциацию и комплектование групп (классов) проводит медико-психолого-педагогическая комиссия. Относительная однородность группы позволяет упорядочить педагогический процесс, решая общие для всех задачи, используя единые средства и методы, создавать условия взаимодействия и коллективных действий занимающихся, вербального и невербального общения, эмоционального воздействия на психическую сферу, повышения педагогической и моторной плотности занятия. Вместе с тем, несмотря на внешнее сходство диагностических показателей, одинаковых детей не бывает. Один и тот же ведущий дефект может иметь разную структуру, другие вторичные нарушения, что требует разных кор-рекционных воздействий. В малогрупповых занятиях индивидуализация ограничена и осуществляется не за счет вариативности физических упражнений, а преимущественно путем увеличения или снижения физической, психической, эмоциональной нагрузки. Тема 10. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Метод – это способ достижения цели. Он применяется в процессе целенаправленной педагогической деятельности как путь к достижению намеченного результата. Методика – совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и др. задач адаптивной физической культуры. Наиболее типичными для адаптивной физической культуры являются следующие группы методов: -методы формирования знаний; - методы обучения двигательным действиям; - методы развития физических качеств и способностей; -методы воспитания личности; - методы взаимодействия педагога и занимающихся.
Методы формирования знаний Эти методы делятся на две группы: методы слова и методы наглядности. К первой группе относятся: -метод вербальной (устной) передачи информации в виде объяснения, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оценивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.; -метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией; - метод сопряженной речи – одновременное созвучное произнесение двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений; - метод идеомоторной речи – самостоятельное мысленное прогова-ривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности. Вторая группа методов построена на основе чувственного восприятия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализаторов. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для формирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок. Методы наглядности, демонстрации, показа движений для инвалидов с различными нарушениями носят специфический характер, рассчитанный на компенсацию нарушений, использование сохранных функций. Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные остаточное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функцию. Для формирования представлений о движении используются; - объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами; -рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных звеньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия; - мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи - гладкие, шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, металлические, резиновые, разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дйфференци-ровку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, температурных ощущений; -звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппаратура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, звучащие мячи, мишени, колокольчики и т. п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве; - тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и воспроизведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в пространстве; -оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную информацию о двигательных и ориентировочных действиях. Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комплексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими приемами являются; -плакаты с изображением тела человека с названием частей, суставов и др. – для формирования знаний, наглядно-образных представлений о строении человека; -карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указателями, ориентирами – для формирования наглядно-действенных представлений об изучаемых физических упражнениях; - показ движений в разных экспозициях со словесным сопровождением педагога и одновременным выполнением упражнений по подражанию и сопряженной речью; - показ движений с одновременной словесной инструкцией (описанием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для считывания с лица; - плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и нестандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу для формирования пространственных представлений; - световые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений; -звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциации и использование остаточного слухового восприятия при выполнении ритмических движений. Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отсталостью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушенных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слухового и двигательного анализаторов. Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности: -одновременное сочетание показа физических упражнений, словесного объяснения и выполнения; - рисование фигуры человека для понимания структуры тела, функций суставов и основных мышечных групп; - рассказ-описание двигательного действия по картинке с последующей демонстрацией и выполнением его; -выполнение упражнения только по словесной инструкции, только по показу. Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методически правильно организованным: -упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необходимо показывать, встав лицом к учащимся; -упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходимо демонстрировать, стоя боком; -упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды; стоя лицом, боком или полубоком; - зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение содержит асимметричные движения; -упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание. При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения. С этой целью в практике разрботаны и используются различные технические системы с биологической обратной связью: - компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные на использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынужденных движений, которые в обычных условиях не выполняются; - метод тандотерапии – для освоения двигательных действий путем тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в которых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др. Выбор методов наглядности для лиц с поражениями опорно-двигательного аппарата зависит от характера травмы и заболевания, состояния сохранных функций, этапа реабилитационно-восстановительного периода.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 3612; Нарушение авторского права страницы