Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Античный период, который характеризуется взлетом и расцветом Эллады (так древние греки называли свою страну), для большинства искусствоведов является наиболее интересным. И не зря! Ведь в это время произошло зарождение и становление принципов и форм практически всех жанров современного творчества. Всего ученые делят историю развития этой страны на пять периодов. Давайте заглянем в типологию и поговорим о становлении некоторых видов искусств. Эгейская эпоха Данный период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью. Женщины со змеями выглядят очень реалистично и изящно. Таким образом, культура Древней Греции, краткое содержание которой представлено в статье, зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове. Период Гомера Данная эпоха значительно отличается в материальном плане от предыдущей. С XI по IX века до нашей эры произошло много важных событий. Прежде всего, погибла предыдущая цивилизация. Ученые предполагают, что вследствие извержения вулкана. Далее от государственности произошел возврат к общинному устройству. Фактически происходило формирование социума заново. Важным моментом является то, что на фоне материального упадка духовная культура полностью сохранилась и продолжала развиваться. Мы это можем видеть на примере произведений Гомера, которые отражают именно эту переломную эпоху. Троянская война относится к концу минойского периода, а сам писатель жил в начале архаичной эпохи. То есть «Илиада» и «Одиссея» – единственные свидетельства об этом периоде, потому что кроме них и археологических находок о нем ничего не известно сегодня. Архаичная эпоха. В это время идет бурный рост и становление государств-полисов. Начинает чеканиться монета, происходит формирование алфавита и становление письма. В архаичную эпоху появляются Олимпийские игры, формируется культ здорового и атлетически сложенного тела. Именно в этот период зарождается культура Древней Греции. Классический период. Все, чем увлекает нас сегодня культура Древней Греции, творилось именно в эту эпоху. Философия и наука, живопись и скульптура, ораторское искусство и поэзия – все эти жанры переживают взлет и неповторимое развитие. Апогеем творческого самовыражения стал Афинский архитектурный ансамбль, который до сих пор поражает зрителей своей гармонией и изяществом форм. Эллинизм. Последний период развития греческой культуры является интересным именно благодаря своей неоднозначности. С одной стороны, происходит объединение греческих и восточных традиций вследствие завоеваний Александра Македонского. С другой – Рим захватывает Грецию, но последняя покоряет его своей культурой. Архитектура Парфенон, наверное, один из самых известных памятников древнего мира. А дорические или ионийские элементы, например, колонны, присущи некоторым более поздним архитектурным стилям. В основном развитие этого вида искусства мы можем проследить по храмам. Ведь именно в этот вид построек вкладывалось больше всего сил, средств и умений. Даже дворцы ценились меньше, чем места для жертвоприношений богам. Прелесть древнегреческих храмов заключается в том, что это не были грозные капища таинственных и жестоких небожителей. По внутреннему устройству они напоминали обычные дома, только оборудовались изящнее и обставлялись богаче. А как по-другому, если сами боги изображались похожими на людей, с такими же проблемами, ссорами и радостями? В дальнейшем три ордера колонн легли в основу большинства стилей европейской архитектуры. Именно с их помощью культура Древней Греции кратко, но очень емко и долговечно вошла в быт современного человека. Вазопись. Произведения этого вида искусства наиболее многочисленны и исследованы на сегодняшний день. Первые памятники этой цивилизации, – это чернолаковая керамика – очень красивая и стильная посуда, экземпляры которой служили сувенирами, украшениями и предметами коллекционирования во все последующие эпохи. Роспись сосудов прошла несколько этапов развития. Вначале это были простые геометрические орнаменты, известные еще со времен минойской культуры. Далее к ним добавляются спирали, меандры и прочие детали. В процессе становления вазопись обретает черты живописи. На сосудах появляются сюжеты из мифологии и повседневной жизни древних греков, человеческие фигуры, изображения животных и бытовых сцен. Примечательно то, что художникам удавалось не только передать движение на своих картинах, но и придать персональные черты персонажам. Благодаря своим атрибутам без труда узнаются отдельные боги и герои. Мифология. Народы древнего мира воспринимали окружающую действительность немного иначе, чем мы привыкли ее понимать. Божества были основной силой, которая отвечала за происходящее в жизни человека. Древнегреческий пантеон включал очень много богов, полубогов и героев, но основными были двенадцать олимпийцев. Имена части из них уже были известны во время крито-микенской цивилизации. Они упоминаются на глиняных табличках с линейным письмом. Примечательно то, что на данном этапе у них были женские и мужские аналоги одного и того же персонажа. Например, был Зевс-он и Зевс-она. Сегодня мы знаем о богах Древней Греции благодаря памятникам изобразительного искусства и литературы, которые остались в веках. Скульптуры, фрески, статуэтки, пьесы и рассказы – во всем этом нашло отображение мировоззрение эллинов. Подобные взгляды пережили свое время. Художественная культура Древней Греции, кратко говоря, оказала первостепенное влияние на становление многих европейских школ различных видов искусств. Художники эпохи Возрождения воскресили и развили идеи стиля, гармонии и формы, известные еще в классической Греции. Архитектура Древней Греции развивалась в три этапа. Период приблизительно с 600 по 480 гг до н. э. ознаменовался отражением нашествия персов. После освобождения своей земли, греки стали снова свободно творить. Этот период назывался «архаика». Свой расцвет архитектура Древней Греции переживала с 480 по 323 гг до н. э. В этот период Александром Македонским были завоеваны огромные территории, значительно различающиеся по своим культурам. Это оказало разрушительное влияние на классическое греческое искусство. Поздний период – эллинизм – завершился в 30 г до н. э. Римлянами в то время был завоеван древний Египет, находившийся под влиянием Греции. К периоду архаики относятся развалины храмов. Эти древнейшие сооружения являлись одним из самых великих достижений зодчества. В тот период на смену дереву пришел белый мрамор и известняк. Предположительно, прообразом древних храмов являлось жилище греков. Выглядело оно в виде прямоугольного строения, перед входом которого были установлены две колонны. Это достаточно простое сооружение положило начало более сложным по планировке строениям. Как правило, храм устанавливали на ступенчатом основании. В сооружении не было окон, внутри него располагали статую божества. Здание было окружено колоннами в два или один ряд. Они выполняли роль опоры для двускатной крыши и балок в перекрытии. Внутреннее помещение разрешено было посещать только жрецам. Остальные люди видели храм снаружи. Строительство храма подчинялось определенным законам, применялись точно установленные пропорции, размеры, количество колонн. Архитектура Древней Греции характеризовалась тремя направлениями: коринфским, ионическим, дорическим. Последний сформировался еще в эпоху архаики. Таким образом, дорический стиль был самым древним. Он отличался сочетанием мощи и простоты. Название стиля произошло от создавших его дорических народов. Ионический стиль сформировался в Малой Азии, в ее Ионийской области. Оттуда его переняла Древняя Греция. Архитектура этого стиля отличалась стройностью и нарядностью колонн. Средняя часть в капители была похожа на подушку с углами, закрученными в спираль. В период эллинизма архитектура Древней Греции отличалась стремлением к пышности, некой величественности. В то время чаще всего применялись коринфские капители (венчающие части колонн). В их украшении преобладают растительные мотивы, преимущественно с изображением листьев аканта. В 5 в до н. э. древнегреческая архитектура переживала свой расцвет. Большое влияние на формирование искусства в этот классический период оказал знаменитый государственный деятель Перикл. Его правление было ознаменовано началом крупномасштабного строительства в Афинах – самом крупном художественном и культурном центре Древней Греции. Основные работы проводились в Акрополе – на древнем холме. Греки смогли в своем зодчестве довести до совершенства единство конструктивного и художественного содержания сооружений. Следует отметить, что в 5 в до н. э. свой расцвет переживала и архитектура, и скульптура Древней Греции. В этот период были созданы величайшие исторические памятники. Однако до сегодняшних дней сохранились и ранние произведения греческих скульпторов. В 7-6 вв до н. э. статуи отличаются удивительной симметрией – одна часть тела зеркально отражает другую. Скульптуры находились в скованных позициях – к мускулистому телу прижаты вытянутые руки. Несмотря на отсутствие какого-либо признака движения (поворота головы или наклона), губы статуй были раскрыты в легкой улыбке. Скульптурное искусство более поздних периодов отличается большим разнообразием форм. В 1 в до н. э в результате активного расширения Римской Империи древнегреческая архитектура перенимает больше черты завоевателей, теряя свои собственные. В давние времена на высоком холме Акрополе был воздвигнут город Кекропия, позже получивший новое имя — Афины. Любоваться Акрополем в Афинах лучше на восходе или закате, именно в это время руины былого великого города оживают, и кажутся отстроенными заново. История афинского Акрополя Обратимся немного к истории города. Основателем Афин считается царь Кекроп. Этому великому человеку приписывается основание 12 греческих городов, введение запрета на человеческие жертвоприношения, и, главное, введение культа Зевса Громовержца. Приход величия богини Афины происходит во времена правления другого царя — Эрехтония, именно в годы его правления город переименовывается в Афины. Примерно во II тысячелетии до нашей эры территория Акрополя полностью вмещала в себе Афины. Он был обнесен мощными стенами. На западной пологой стороне было возведено особо прочное укрепление Эннеапилон «Девятивратие». За стенами располагался дворец афинских царей. Именно в нем позднее было размещено святилище Афины, а по мере разрастания города Акрополь стал религиозным центром, посвященным покровительнице города. Архитектура афинского Акрополя. Возведение ансамбля афинского Акрополя началось после великих побед греков над персами. В 449 году был утвержден план Перикла по украшению этой территории. Афинский Акрополь должен был стать великим символом великой победы. Не жалелось ни средств, ни материалов. Перикл мог получить на это дело все, что хотел. Тонны материала подвозились к главному холму греческой столицы. Трудиться на этом объекте для всех считалось гордостью. Сразу несколько великолепных архитекторов были задействованы здесь, но главная роль отводилась Фидию. Пропилеи афинского Акрополя Архитектором Мнесиклом были созданы здания Пропилей, являющиеся входом в Акрополь, украшенным портиками и колоннадой. Подобное сооружение вводило посетителя священного места в абсолютно новый мир, не похожий на обыденную реальность. На другом конце от Пропилей была установлена статуя самой покровительницы города Афины Промахос, исполненной лично Фидием. Говоря о Фидие, можно обмолвиться, что именно из его рук вышла знаменитая статуя Зевса в Олимпии, ставшая одним из семи чудес света древнего мира. Шлем и копье воительницы Афины видели даже проплывающие Аттику мореходы. Парфенон – первый храм Главный храм афинского Акрополя — Парфенон. Раньше в нем находилась еще одна статуя Афины Парфенос, также изготовленная Фидием. Статуя была выполнена в хризоэлефантинной технике, как и Зевс Олимпийский. Но до нас это чудо не дошло, поэтому остается только верить слухам и изображениям. Выполненные из мрамора колонны Парфенона за много веков утратили свою первоначальную белизну. Сейчас его коричневатые колонны красиво выделяются на фоне вечернего неба. Парфенон был храмом Афины Полиады-Градохранительницы. Такое название в силу положения постройки обычно сокращали до Большого храма или даже просто Храма. Возведение Парфенона велось в 447-428 годах до нашей эры при руководстве архитекторами Иктином и его помощником Калликратом, разумеется, не без участия Фидия. Храм должен был стать воплощением демократии. Для его возведения были произведены большие расчеты, именно поэтому здание удалось сделать всего за 9 лет. Прочая отделка продолжалась до 432 года. Эрехтейон – второй храм Второй храм Акрополя — старый Эрехтейон, также посвященный Афине. Между Эрехтейоном и Пантеоном было функциональное различие. Пантеон предназначался для общественных нужд, Эрехтейон, по сути, был храмом жрецов. Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города. В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония. В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона.
Храм по легенде был построен в месте спора Посейдона с Афиной за право власти в Афинах. Разрешить спор должны были стать старейшины города, по их желанию власть отдавалась тому из богов, чей дар окажется самым полезным для города. Посейдон сделал поток соленой воды из холма Акрополя, Афина же вырастила оливковое дерево. Дочь Зевса была признана победителем, а оливковое дерево символом города. В одном из помещений храма остался след от удара трезубца Посейдона о скалу. Рядом с этим местом находится вход в пещеру, где по еще одному преданию жила змея Афины, являющаяся олицетворением славного царя-героя Эрехтония. В этом же комплексе находится могила самого Эрехтония, а в западной части храма располагается колодец с соленой водой, как бы появившийся по воле все того же Посейдона. Храм Афины Ники Афина в Акрополе нашла свое воплощение в еще одном виде — Афины Ники. Первый храм, посвященный богине победы, был разрушен еще во времена войн с персами, поэтому после заключения перемирия было решено восстановить святилище. Храм был построен Калликратом в 427-424 годах до нашей эры. С приходом турок храм разобрали на строительство укреплений. Восстановление храма было проведено в 1830х годах, после восстановления Греции в статусе независимого государства. Очередная реконструкция была проведена в 1935-1940 годах, и с этого времени храм предстает всей красой перед посетителями комплекса. Акрополь — величественный комплекс красивейших сооружений с богатой и интересной историей. Это частичка Греции, без которой сложно сложить целостный образ ее былого величия. План афинского Акрополя.
Архитектура Древнего Рима. Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон – «храм всех богов». Колизей – величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Композиция характерного римского городского ансамбля — форма несет на себе следы влияния композиций греческой агоры и народного жилища. Преобладающим типом развитого жилого дома был атриумно-перистильный. Обычно он размещался на удлиненном участке, отгороженном от улиц глухими наружными стенами. Переднюю часть дома занимал атриум — замкнутое помещение, по сторонам которого располагались жилые комнаты и подсобные помещения. В центре атриума находился бассейн, над которым в кровле оставлялась открытая часть для освещения и стока воды в бассейн. За атриумом через таблинум шел перистиль с садом внутри. Вся композиция развивалась в глубину по оси с последовательным раскрытием основных пространств. В римских форумах получила отражение та же идея замкнутой осевой композиции — ордерного перистиля, но увеличенного до размеров городской площади. В начальный период форумы обычно служили рынками и по их периметру к галереям примыкали лавки, а иногда и другие общественные здания. С течением времени они превратились в парадные площади для общественных собраний, торжественных церемоний, культовых действий и т.д. Идейным и композиционным центром стал храм, расположенный в середине узкой стороны прямоугольной площади на ее главной оси. Возвышаясь на подиуме, он доминировал в композиции. В плане храм имел форму прямоугольника, к которому пристраивался портик. Подобная композиция храма была в Риме традиционной и уходила своими истоками к древнейшим типам храмов этрусско-архаического периода. В композиции форума фронтальное построение храма подчеркивало его глубинно-осевую структуру, а богатый портик (композитного, коринфского, реже ионического ордера) акцентировал вход в храм. Начиная с республиканского периода в Риме было последовательно возведено несколько форумов. Позднее императоры трактовали форум как монумент собственной славы. По своему великолепию, роскоши, величине и сложности композиции выделяется форум императора Траяна (архитектор Аполлодор Дамасский, 112—117 гг.). Помимо основной площади и храма на нем были возведены пятипролетный удлиненный зал — базилика площадью 55х159 м и два симметричных здания библиотек, между которыми на небольшой площади была воздвигнута мемориальная колонна Траяна высотой 38 м. Ее мраморный ствол покрыт спиральной лентой барельефа с 2500 фигурами, изображающего эпизоды победных походов Траяна. Триумфальная арка служит парадным входом, статуя императора установлена в центре площади, храм — в ее глубине. Выполненные из мрамора колоннады и портики, имевшие различные и подчас огромные размеры, являлись основным мотивом ансамбля. Строившиеся в комплексе с форумами и на главных дорогах триумфальные арки — один из наиболее распространенных в Риме типов мемориальных сооружений. Примерами являются арка Тита (70-е годы), арка Константина (IV в.), где монументальный массив одет в богатый декоративный убор с раскрепованным ордером. Арка Константина, поставленная около Колизея, превосходит другие не только своими размерами (21, 5 м высотой, 25 м шириной), но и обилием украшений. Некоторые детали (например, круглые и прямоугольные рельефы, фигуры и др.) взяты с архитектурных памятников более раннего времени, что в архитектуре позднего Рима было распространенным явлением. Пластическое богатство и крупные размеры сооружения призваны убедительно выразить идеи могущества императора, властвующего как в самом Риме, так и в обширных имперских колониях. Арочные и сводчатые формы первоначально получили широкое распространение в утилитарных сооружениях — мостах и акведуках. Городские водопроводы — акведуки — занимали особое место в благоустройстве городов, рост которых требовал все большего количества воды. Подававшаяся из холмистых окрестностей в городские резервуары вода протекала по каменным, оштукатуренным гидравлическим раствором, каналам (лоткам), которые в низменных местах и на пересечениях рек или оврагов поддерживались арочными конструкциями. Величественные аркады мостов и акведуков уже в республиканский период определили тип сооружений. Характерны для этих типов сооружений; акведук Марция в Риме, 144 г. до н.э. и др. екоторые из них поднялись до уровня лучших образцов римского зодчества не только в техническом, но и в архитектурно-художественном отношении. К ним следует отнести мост Траяна в Алькантре в Испании (98—106 гг. н.э.) и акведук в г. Ниме во Франции (II в. н.э.), пересекающий р. Гард, и др. Протяженность Гардского моста-акведука 275 м. Он состоит из трех ярусов арочных устоев общей высотой 49 м. Пролет наибольшей арки составляет огромную для того времени величину — 24, 5 м. Устои и арки сложены насухо из точно притесанных камней. Аркада отличается простотой форм и гармонией соотношений, ясностью тектоники, крупностью масштаба, выразительной фактурой. Монументально-изысканная красота композиции достигнута исключительно при помощи конструктивных форм. С огромным размахом шло в Риме дворцовое строительство. Особенно выделялся императорский дворец на Палатине, состоящий из собственно дворца для парадных приемов и жилища императора. Парадные помещения располагались вокруг обширного перистильного двора. Главное помещение — тронный зал — поражало своими размерами. Зал перекрывался цилиндрическим сводом пролетом 29, 3 м, который возвышался над уровнем пола на 43—44 м. Основные помещения жилой части также группировались вокруг перистилей на террасах холмов, используя приемы строительства вилл. Строительство вилл также приобрело в Риме широкие масштабы. Помимо крупных дворцовых комплексов в них осуществлены с наибольшей широтой принципы садово-парковой архитектуры, которые интенсивно развивались с I веке до н.э. ( вилла Адриана в Тибуре, первая пол. II века и др.). Наиболее грандиозные общественные здания Рима, осуществленные в императорский период, связаны с развитием арочно-сводчатых бетонных конструкций. Римские театры основывались на греческих традициях, но в отличие от греческих театров, зрительские места которых располагались на естественных склонах гор, представляли собой отдельно стоящие здания со сложной субструкцией, поддерживающей места для зрителей, с радиальными стенами, столбами и лестницами и проходами внутри основного полукруглого в плане объема ( театр Марцелла в Риме, II в. до н.э., вмещавший около 13 тыс. зрителей, и др.). Колизей (Коллосей) (75—80 гг. н. э.)— крупнейший амфитеатр Рима, предназначавшийся для боев гладиаторов и других состязаний. Эллиптический в плане (размеры в главных осях около 156х188 м) и грандиозный по высоте (48, 5 м), он вмещал до 50 тыс. зрителей. В плане сооружение расчленено поперечными и кольцевыми проходами. Между тремя внешними рядами столбов была устроена система главных распределительных галерей. Система лестниц связывала галереи с равномерно расположенными в воронке амфитеатра выходами и наружными входами в здание, устроенными по всему периметру. Конструктивную основу составляют 80 радиально направленных стен и столбов, несущих своды перекрытий. Наружная стена сложена из травертиновых квадров; в верхней части она состоит из двух слоев: внутреннего из бетона и внешнего из травертина. Для облицовочных и прочих декоративных работ широко использовался мрамор и стук. С большим пониманием свойств и работы материала зодчие сочетали различные породы камня и составы бетона. В элементах, испытывающих наибольшие напряжения (в столбах, продольных арках и пр.), применен самый прочный материал — травертин; радиальные стены из туфа облицованы кирпичом и частично разгружены кирпичными арками; наклонный бетонный свод в целях облегчения веса имеет в качестве заполнителя легкую пемзу. Кирпичные арки различной конструкции пронизывают толщу бетона как в сводах, так и в радиальных стенах. «Каркасная» структура Колизея была функционально целесообразной, обеспечила освещение внутренних галерей, проходов и лестниц, экономна по затрате материалов. Колизей дает также первый известный в истории пример смелого решения тентовых конструкций в виде периодически устраиваемого покрытия. На стене четвертого яруса сохранились кронштейны, служившие опорами для стержней, к которым с помощью канатов крепился гигантский шелковый тент, защищавший зрителей от палящих лучей солнца. Внешний облик Колизея монументален благодаря огромным размерам и единству пластической разработки стены в виде многоярусной ордерной аркады. Система ордеров придает композиции масштабность и наряду с этим особый характер взаимосвязи пластики со стеной. Вместе с тем фасады несколько сухи, пропорции тяжеловесны. Применение ордерной аркады внесло в композицию тектоническую двойственность: многоярусная, завершенная в себе ордерная система служит здесь исключительно декоративно-пластическим целям, создавая лишь иллюзорное впечатление ордерной каркасности здания, зрительно облегчающей его массив. Римские термы — сложные комплексы многочисленных помещений и дворов, предназначавшихся для омовения и различных занятий, связанных с отдыхом и развлечениями (помещения и открытые площадки для спортивных упражнений, залы для собраний, помещения для игр и бесед и т. п.). Основу композиции составляли залы для омовения с постепенным переходом из холодного помещения (фригидария) в теплое (тепидарий) и затем в помещение с самой высокой температурой (кальдарий), содержащее в центре бассейн горячей воды. Расположенные по главной оси залы достигали огромных размеров, поскольку крупные термы были рассчитаны на широкие массы плебса. Все залы и комнаты обогревались теплым воздухом, поступавшим по специальным каналам, которые устраивались под полом и в стенах зданий. В Риме было построено 11 крупных императорских терм и около 800 небольших частных терм. Наиболее известны термы Каракаллы (206—216 гг.) и термы Диоклетиана (306 г.). Главное здание терм порою достигало огромных размеров (термы Каракаллы—216х120 м). Окруженное садами, площадками для отдыха и развлечений, оно вместе с последними занимало значительную площадь (термы Каракаллы — 363х535 м). Технической основой появления столь грандиозных сооружений явился накопленный опыт в создании смелых конструктивных форм — сводов и куполов из бетона. В термах эти формы пространственно взаимодействуют друг с другом, образуя сложную структуру. Уменьшив до минимума «инертную» массу конструкций, зодчие экономно и целесообразно распределяли усилия. Придавая конструкциям различную форму, они максимально использовали возможности взаимного погашения горизонтальных усилий самими сводами. Так, перекрытие центрального зала обычно представляло собой три смежных крестовых свода пролетом до 25 м, опиравшихся на поперечные устои, между которыми были перекинуты цилиндрические своды. Большие и малые залы, соединяясь в анфилады, создавали сложный интерьер, поражавший блеском и роскошью отделки, обилием света и воздуха. Важное значение в интерьере придавалось декоративно трактованным ордерным элементам и членениям. С помощью ордера и пластической разработки поверхностей сводов создавался зрительный эффект легкости конструкции, подчеркивалась идея пространственности интерьера. ( Термы Каракаллы в Риме, 206-216 гг. Реконструкция интерьера ) Один из центральных залов терм часто делался круглой формы с купольным покрытием. Его размеры достигали больших величин: диаметр кальдария терм Каракаллы — 34 м. Развитие купольных конструкций в термах способствовало возникновению композиции типа ротонды, в которой купольная форма стала доминирующей. Пантеон в Риме (около 125 г.) — наиболее совершенный образец грандиозного храма-ротонды, в которой диаметр купола достиг 43, 2 м. В Пантеоне блестяще разрешены конструктивные и художественные задачи создания крупнейшего в Риме (непревзойденного до XX в.) большепролетного купольного пространства. Сферический свод выполнен горизонтальными слоями бетона и рядами обожженного кирпича, представляя собой монолитную, лишенную каркаса массу. Для облегчения веса купол постепенно уменьшается по толщине к вершине, а в состав бетона вводится легкий заполнитель — пемзовый щебень. Купол опирается на стену толщиной 6 м. Фундамент — бетонный с заполнителем из травертина. По мере возвышения стены травертин сменяется более легким туфом, а в верхней части — кирпичным щебнем. Заполнителем нижней зоны купола также служит кирпичный щебень. Таким образом, в конструкции Пантеона последовательно проведена система облегчения веса заполнителя бетона. Система разгрузочных кирпичных арок в толще бетона равномерно распределяет усилия купола на устои и разгружает стену над нишами, уменьшая нагрузки на колонны. Многоярусная система арок с четко проведенной субординацией главных и второстепенных частей позволила рационально распределить усилия в конструкции, освободив ее от инертной массы. Она способствовала сохранению постройки несмотря на землетрясения. Художественный строй здания определяется конструктивной формой: мощным купольным объемом снаружи, единым и целостным пространством внутри. Центричный объем ротонды снаружи трактован как осевая фронтальная композиция. Перед величественным восьмиколонным портиком коринфского ордера (высота колонн 14 м) ранее существовал прямоугольный двор с торжественным входом и триумфальной аркой по типу форума. Развитое пространство под портиком с четырьмя рядами промежуточных колонн как бы подготавливает посетителя к восприятию огромного пространства интерьера. Купол, в вершине которого оставлен круглый световой проем диаметром 9 м, доминирует в интерьере. Пять рядов убывающих кверху кессонов создают впечатление купольного «каркаса», зрительно облегчающего массив. В то же время они придают куполу пластичность и соразмерный с членениями интерьера масштаб. Ордер нижнего яруса, акцентирующий глубокие ниши, эффектно чередуется с облицованными мрамором массивными опорами. Промежуточная между ордером и куполом полоса аттика мелким масштабом членении контрастно подчеркивает формы купола и основного ордера. Выразительная тектоника композиции сочетается с эффектом льющегося сверху рассеянного освещения и тонкими цветовыми нюансами, создаваемыми мрамором облицовки. Богатый празднично величественный интерьер составляет контраст с внешним видом Пантеона, где господствует простота монументального объема. Важное место в строительстве занимали крытые залы — базилики, служившие для различного рода собраний и заседаний трибунала. Это вытянутые в плане прямоугольные здания, внутри разделенные рядами опор на удлиненные пространства — нефы. Средний неф делался шире и выше боковых, освещался через проемы в верхней части стен. Трехнефная базилика Константина (312 г.) — одна из крупнейших базилик Рима. Средний неф шириной 23, 5 м, длиной 80 м и высотой 35 м был перекрыт тремя крестовыми сводами. Боковые нефы перекрывались поперечно направленными цилиндрическими сводами, опиравшимися на мощные арочные устои, служившие опорой и сводов среднего нефа. Распор крестовых сводов погашался этими же опорами, которые были частично выведены над боковыми нефами наружу. В продольных стенах среднего нефа выше сводов боковых частей были устроены арочные проемы освещения. Как и в других крупнейших сооружениях Рима (термы, Пантеон и др.), основное внимание в базилике Константина уделено созданию больших внутренних пространств. Богато разработанному интерьеру, который по композиции и отделке был схож с интерьерами терм, противопоставлен простой и лаконичный внешний облик здания. В IV в. с принятием Римом христианства на основе базилики начали развиваться новые типы культовых зданий—базиликальные церкви. Христианская базилика получила особенно широкое распространение в культовом строительстве западного средневековья. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 2407; Нарушение авторского права страницы