Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Классификация правовых систем.
Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в " правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран. Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств. 1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах). 2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении. 3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне — на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне — на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений). 4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других — теологические, религиозные начала (например, мусульманские страны), в третьих — социалистические, национал-социалистические идеи и т.п. 5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причине законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации. С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар). Система российского права. Самостоятельно. 4. Основные правовые системы народов мира. Основные правовые семьи современности К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т. д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: — единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); — главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т. п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; — имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; — высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; — весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); — деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; — правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; — на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; — особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие: — основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); — юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; — ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судом, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов; — на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; — главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное. — отсутствие кодифицированных отраслей права; — отсутствие классического деления права на частное и публичное; — статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; — юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: — главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать; — источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т. д. и действующих в отношении индусов; — весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения; — особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; — отсутствует деление права на частное и публичное; — нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; — судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; — во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека как это имеет место в романо-германскои и англо-саксонской правовых семьях). К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: — доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; — обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; — обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; — нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время все больше и больше; — судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; — судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; — юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; — архаичность многих ее обычаев и традиций. Лекция №4. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы