Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


CF (Carry Flag) — флаг переноса



Содержит значение «переносов» (0 или 1) из старшего разряда при арифметических операциях и некоторых операциях сдвига и циклического сдвига.

PF (Parity Flag) — флаг четности

Проверяет младшие восемь бит pезультатов операций над данными. Нечетное число бит приводит к установке этого флага в 0, а четное — в 1. Не следует путать флаг четности с битом контроля на четность.

AF (Auxiliary Carry Flag) — дополнительный флаг переноса

Устанавливается в 1, если арифметическая операция приводит к переносу четвертого справа бита (бит номер 3) в регистровой однобайтовой команде.Данный флаг имеет отношение к арифметическим операциям над символами кода ASCII и к десятичным упакованным полям.

ZF (Zero Flag) — флаг нуля

Устанавливается в качестве результата aрифметических команд и команд сравнения. Как это ни странно, ненулевой результат приводит к установке нулевого значения этого флага, а нулевой — к установке единичного значения. Кажущееся несоответствие является, однако, логически правильным, так как 0 обозначает «нет» (то есть, результат не равен нулю), а единица обозначаeт «да» (то есть, результат равен нулю).

Команды условного перехода JE и JZ проверяют этот флаг.

SF (SIgn Flag) — знаковый флаг

Устанавливается в соответствии со знаком результата (старшего бита) после арифметических опеpаций: положительный результат устанавливает 0, а отрицательный — 1. Команды условного перехода JG и JL проверяют этот флаг.

TF (Trap Flag) — флаг пошагового выполнения

Этот флаг вам уже приходилось устанавливать, когда использовалась команда Т в отладчике DEBUG. В случае, если этот флаг установлен в единичное cостояние, то процессор переходит в режим пошагового выполнения команд, то есть, в каждый момент выполняется одна команда под пользовательским управлением.

IF (Interrupt Flag) — флаг прерывания

При нулевом состоянии этого флага прерывания запрещены, при единичном — разрешены.

DF (DIrection Flag) — флаг направления

Используется в строковых операциях для определения направления передачи данных. При нулевом состоянии команда увеличивает содержимое регистров SI и DI, вызывая передачу данных слева направо, при нулевом — уменьшает содержимое этих регистров, вызывая передачу данных справа налево.

OF (Overflow Flag) — флаг переполнения

Фиксирует арифметическое переполнение, то есть, перенос вниз старшего (знакового) бита при знаковых арифметических операциях.

В качестве примера: команда CMP сравнивает два операнда и воздействует на флаги AF, CF, OF, PF, SF, ZF. Однако, нет необходимости проверять все эти флаги по отдельности. В следующем примере проверяется содержит ли регистр BX нулевое значение:

CMP BX, 00; Сравнение BX с нулем

JZ B50; Переход на B50 если нуль

...

действия не при нуле

...

B50: ...; Точка перехода при BX=0

 

В случае, если BX содержит нулевое значение, команда CMP устанавливает флаг нуля ZF в единичное состояние, и возможно изменяет (или нет) другие флаги.

Команда JZ (переход, если нуль) проверяет только флаг ZF. При единичном значении ZF, обозначающее нулевой признак, команда передает управление на адрес, указанный в ее операнде, то есть, на метку B50.

Команды условного перехода

Команда LOOP уменьшает на единицу содержимое регистра CX и проверяет его: если не ноль, то управление передается по адресу, указанному в операнде. Таким образом, передача управления зависит от конкретного состояния. Ассемблер поддерживает большое количество команд условного перехода, которые осуществляют передачу управления в зависимости от состояний флагового регистра. Например, при сравнении содержимого двух полей последующий переход зависит от значения флага.

Команду LOOP в программе можно заменить на две команды: одна уменьшает содержимое регистра CX, а другая выполняет условный переход:

LOOP A20

DEC CX

JNZ A20

Команды DEC и JNZ действуют аналогично команде LOOP: уменьшают содержимое регистра CX на 1 и выполняет переход на метку A20, если в CX не ноль. Команда DEC кроме того устанавливает флаг нуля во флаговом регистре в состояние 0 или 1. Команда JNZ затем проверяет эту установку. В рассмотренном примере команда LOOP хотя и имеет ограниченное использование, но более эффективна, чем две команды: DEC и JNZ.

Аналогично командам JMP и LOOP операнд в команде JNZ cодержит значение расстояния между концом команды JNZ и адресом A20, которое прибавляется к командному указателю. Это расстояние должно быть в пределах от -128 до +127 байт.

В случае перехода за эти границы Ассемблер выдаст сообщение:

«Relative jump out of range» (превышены относительные границы перехода)

Знаковые и беззнаковые данные

Рассматривая назначение команд условного перехода следует пояснить характер их использования. Типы данных, над которыми выполняются арифметические операции и операции сравнения определяют какими командами пользоваться: беззнаковыми или знаковыми. Беззнаковые данные используют все биты как биты данных; характерным примером являются символьные строки: имена, адреса и натуральные числа. В знаковых данных самый левый бит представляет собой знак, причем если его значение равно нулю, то число положительное, и если единице, то отрицательное. Многие числовые значения могут быть как положительными так и отрицательными.

В качестве примера предположим, что регистр AX содержит 11000110, а BX — 00010110. Команда:

CMP AX, BX

сравнивает содержимое регистров AX и BX. В случае, если данные беззнаковые, то значение в AX больше, а если знаковые — то меньше.

Запомните, что для беззнаковых данных есть переходы по состояниям равно, выше или ниже, а для беззнаковых — равно, больше или меньше. Переходы по проверкам флагов переноса, переполнения и паритета имеют особое назначение. Ассемблер транслирует мнемонические коды в объектный код независимо от того, какую из двух команд вы применили.

Процедуры и оператор CALL

Ранее примеры содержали в кодовом сегменте только oдну процедуру, оформленную следующим образом:

BEGIN PROC FAR

.

.

BEGIN ENDP

Операнд FAR информирует систему о том, что данный адрес является точкой входа для выполнения, а директива ENDP определяет конец процедуры.

Кодовый сегмент, однако, может содержать любое количество процедур, которые разделяются директивами PROC и ENDP.

Обратите внимание на следующие особенности:

u Директивы PROC по меткам имеют операнд NEAR для указания того, что эти процедуры находятся в текущем кодовом сегменте.

u Каждая процедура имеет уникальное имя и содержит собственную директиву ENDP для указания конца процедуры.

u Для передачи управления в процедуре BEGIN имеются две команды: CALL. В результате первой команды CALL управление передается указанной процедуре и начинается ее выполнение. Достигнув команды RET, управление возвращается на команду непосредственно следующую за первой командой CALL. Вторая команда CALL действует аналогично — передает управление в указанную процедуру, выполняет ее команды и возвращает управление по команде RET.

u Команда RET всегда выполняет возврат в вызывающую программу.

Программа BEGIN вызывает процедуры, которые возвращают управление обратно в BEGIN. Для выполнения самой программы BEGIN операционная система DOS вызывает ее и в конце выполнения команда RET возвращает управление в DOS. В случае, если процедура не содержит завершающей команды RET, то выполнение команд продолжится непосредственно в этой процедуре. В случае, если процедура не содержит команды RET, то будут выполняться команды, оказавшиеся за процедурой с непредсказуемым результатом.

Использование процедур дает хорошую возможность организовать логическую структуру программы. Кроме того, операнды для команды CALL могут иметь значения, выходящие за границу от -128 до +127 байт.

Технически управление в процедуру типа NEAR может быть передано с помощью команд перехода или даже обычным построчным кодированием. Но в большинстве случаев рекомендуется использовать команду CALL для передачи управления в процедуру и команду RET для возврата.

Сегмент стека

Ниже буду рассмотрены только две команды, использующие стек, — это команды PUSH в начале сегмента кодов, которые обеспечивают возврат в DOS, когда EXE-программа завершается.

Естественно для этих программ требуется стек oчень малого размера. Однако, команда CALL автоматически записывает в стек относительный адрес команды, следующей непосредственно за командой CALL, и увеличивает после этого указатель вершины стека. В вызываемой процедуре команда RET использует этот адрес для возврата в вызывающую процедуру и при этом автоматически уменьшается указатель вершины стека.

Таким образом, команды PUSH записывают в стек двухбайтовые адреса или другие значения. Команды POP обычно выбирают из стека записанные в него слова. Эти операции изменяют относительный адрес в регистре SP (то есть, в указатели стека) для доступа к следующему слову. Данное свойство стека требует чтобы команды RET и CALL соответствовали друг другу. Кроме того, вызванная процедура может вызвать с помощью команды CALL другую процедуру, а та в свою очередь — следующую. Стек должен иметь достаточные размеры для того, чтобы хранить все записываемые в него адреса. Как правило, стек объемом в 32 слова является достаточным.

Команды PUSH, PUSHF, CALL, INT, и INTO заносят в стек адрес возврата или содержимое флагового регистра. Команды POP, POPF, RET и IRET извлекают эти aдреса или флаги из стека.

При передаче управления в EXE-программу система устанавливает в регистрах следующие значения:

DS и ES

Адрес префикса программного сегмента — область в 256 (шест. 100) байт, которая предшествует выполняемому программному модулю в памяти.

CS

Адрес точки входа в программу (адрес первой выполняемой команды).

IP

Нуль.

SS

Адрес сегмента стека.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь